«Вся Вселенная создана под человека»
- 24.02.11, 13:27
- Православие в мире
| |||
- Владислав Сергеевич, наука и вера в Бога совместимы или они идут параллельно друг другу?
- Я задумывался над этим вопросом. Некоторые ученые считают, что совершенно разные предметы, разделенные друг с другом и существующие параллельно. Но я сторонник той точки зрения, что наука и богословие дополняют друг друга. И это разные грани истины. Коротко говоря, Бог сотворил естественные законы, а наука их изучает. В частности, наука оперативная избегает вводить понятие о Боге, а лишь изучать законы природы. А вот наука о сотворении подразумевает дебаты: как произошла жизнь и Вселенная. Я не говорю о креационизме и эволюции - это лишь вершина айсберга.
Главный вопрос – материю сотворил Дух, то есть Бог, или она самоорганизовалась из вакуума. Вроде барона Мюнхаузена, который за волосы вытащил себя из пустоты. Эти две точки зрения сейчас ожесточенно борются между собой. Я не сторонник марксистско-ленинской философии и коммунистов. Но надо отдать должное коммунистам: они правильно поставили вопрос, что первично - дух или материя. Вот только ответили на него неправильно, признав, что первична материя. Я уверен, что Дух рождает и материю, и жизнь. И конечной целью Духа было создание человечества, из которого была создана Церковь - невеста Христа.
- Как складываются ваши отношения как верующего человека с другими учеными в Украине?
- По-разному. Например, в 2007 году один из вице-президентов Академии наук написал письмо академику-секретарю по ядерной физике, где указал, что негоже доктору наук заниматься пропагандой христианства. И потребовал, чтобы меня «привели в порядок». Академик-секретарь отдал это письмо в свою очередь директору Института, в котором я работаю. Тот дал почитать письмо мне.
Поводом для письма послужило мое интервью газете, где я сказал о семи чудесах природы, необъяснимых современной наукой, как о семи загадках творения Божьего. Я попросил снять копию с этого письма, сказав о том, что вице-президент Академии наук Украины нарушает Конституцию. Он задумался и пошел к моим оппонентам – заведующим отделов моего института, которые являются атеистами и с которыми у нас идут споры как о научных вопросах, так и вере в Бога.
Но эти люди оказались на высоте. Они сказали, что моё христанство - это моё личное дело, из-за этого они против меня выступать не будут. Тогда он пошел к доктору наук баптисту, который пообещал наоборот поддержать меня и выступить с заявлением о том, что он верит в Бога. Я в свою очередь решил выйти прямо на Президиум Академии наук Украины и написал статью в Вестник НАНУ о научной этике. И написал там, что научная этика - это отражение общей христианской этики, и что учёные в своей этике должны руководствоваться ответственностью перед Богом и перед будущими поколениями. Описал также о том, что такое наука и лженаука. Через месяц мне сказали, что рецензии не будет, ибо в редакции, руководителем которой является Б.Е.Патон, решили публиковать без рецензии.
Материал опубликовали, и в результате мне предложили в Институте 18 мая 2007 года на День науки сделать доклад на эту тему на ученом совете. Доклад был назван «Некоторые проблемы науки и христианское мировоззрение». И я рассказал о проблемах зарождения Вселенной, жизни и других проблемах и о мировоззренческих дебатах по этим проблемам. Вопросы мне никто не задавал, но после заседания четверо членов ученого совета подошли ко мне и задали вопросы относительно доклада и попросили текст доклада для чтения. Итак, самое важное сегодня – это выступать открыто. Встать и принять атаку со стороны атеистов лоб в лоб.
Меня беспокоят не атеисты, а профанация христианской апологетики со стороны некоторых несостоявшихся ученых. Например, те, кто не смог защитить степень доктора или даже кандидата наук, начинают иногда говорить, что их не поняли из-за того, что они христиане. Или пытаются протолкнуть антинаучные идеи, представляя их, как апологетику христианства. Вот это профанация настоящей апологетики и прямая ложь. С этим надо открыто бороться, потому что популяризатором христианства может быть только профессиональный и настоящий ученый. Если он «неудачный» профессионал, то это будет лишь профанация.
- Ситуация в странах Европы отличается от нашей?
- Я могу говорить о Польше и об Италии, где я часто бываю. Там простые люди, очень любят приходить на лекции ученых-креационистов и задавать вопросы. Вообще интерес к ученым, верующим в Бога, в Европе выше, чем у нас. И намного меньше предвзятого отношения и враждебности к креационизму.
«Бог – великий математик и великий физик»- Сейчас популярна тема квантовой физики. Некоторые говорят, что квантовая физика учит вещам, в принципе, противоречащим христианскому учению, другие -напротив утверждают, что квантовая физика вполне объяснима Священным Писанием. Ваше мнение?
- В этой науке всегда шла очень интересная дискуссия между двумя учеными – Нильсом Бором и Альбертом Эйнштейном. Например, Эйнштейн не верил в Копенгагенскую вероятностную интерпретацию, что волновая функция описывает вероятности, потому что «Бог не играет в игры». Гайзенберг, Бор и некоторые другие в отличие от Эйнштейна, Макса Планка и Шведенгера все же правильней объясняли соотношение неопределенностей и вероятностный характер микромира. Это мир парадоксов. 90% физиков принимают интерпретацию Нильса Бора. Это такой неопозитивизм в науке. Но христианину сложно понять, как Бог мог создать вероятностный мир.
- Почему трудно?
- Потому что Бог детерминирует все. Тогда как возможно, чтобы все зависело от измерения? Как такое может быть, что частица могла быть частицей, а могла быть волной - все зависит от эксперимента… И что, то что в действительности происходит, мы не знаем: человек управляет экспериментом. Это постулаты квантовой физики, которые могут быть поняты как то, что все относительно и нет ничего определенного.
Такого рода наука, скорее, подходит для позитивистов либо агностиков, но как будто не для христиан, которые привыкли строить свое учение на твердом основании. Как-то в Польше я встретился с профессором ядерной физики господином Яныком, большим другом бывшего папы Римского Иоанна Павла II. Так вот он подарил мне книгу, в которой есть богословская интерпретация квантовой механики. Она называется «Мои, физика, вопросы о квантовой механике к другим физикам и философам. Наука, религия, действие». О чем пишет польский профессор?
Соотношение неопределенностей подтверждает то, что всё вероятностно. А вероятность описывается волновыми процессами. Чтобы получилась локализация, нужна постановка особых экспериментов. И получается, что человек реализует тот аспект действительности, который достигается путем постановки соответствующего эксперимента. Если квантовую механику создал Бог, то Бог является высшим наблюдателем и высшим Творцом всех наблюдаемых процессов. Человеку же позволено наблюдать и изучать эти процессы. Фактически Бог реализует реальность. А человек реализует ее лишь в отдельных экспериментах.
Поэтому не надо придумывать, что существуют многие миры, и мы переходим из одного мира в другой, чтобы придумывать постулаты квантовой теории измерений такие, как редукция волновой функции. Всё реализуется тем, что Бог-Творец всего является высшим наблюдателем. В том числе помогает человеку познавать. В общем, это описывает все законы квантовой механики и квантовой теории измерений. А насчет реализации – Бог взаимодействует с человеком и помогает нам, в том числе создавать науку.
Чем еще квантовая физика полезна христианам? В квантовой механике немало парадоксов – в одних случаях происходит одно, в других - другое. Но, в принципе, парадоксы отражают многогранность истины. Потому что парадокс и антиномия – это разные грани одной и той же истины. Например, «волна – частица» – это кажется несовместимым, но это же один объект в квантовой физике! Это даже антиномия. Так же и в Библии немало антиномий: Христос Господь и человек. Кто хочет руководить, тот да будет сначала слугой. Сила проявляется в немощи.
- Кто больше склонен к христианской вере? Есть ли такие науки, среди представителей которых больше ученых - верующих людей?
- Среди каждой группы ученых есть христиане. Если говорить о физиках, то они изучают творение. А творение показывает Творца. Кто изучает гармонию законов природы, тот понимает, что за ними стоит Творец, создавший эту гармонию. Кроме того, ведь все ученые верят, что природа познаваема разумом человека. Все верят, что Господь знает Вселенную. Но почему она познаваема человеком? Казалось бы, ее невозможно познать, а человек ее познает. Откуда вообще такая вера? А без нее невозможно между тем заниматься наукой.
Как это объясняют креационисты? Бог - великий математик и великий физик, и вообще великий ученый. Он создал и математику, и физику. И заложил в человеке возможность познать эти науки, поскольку создал их по своему образу и подобию. Вот смотрите: математика - это абстрактная наука. Но все законы природы формулируются при помощи математики. Значит, они математичны сами по себе. Еще Галилей сказал: «Книга природы написана математическим языком». И человек познает математику, чтобы формулировать законы природы. Это же единство. Здесь же невооруженным взглядом виден разумный замысел.
«О теории вероятности, или О том, что в обезьяне нет духа» - Как вы относитесь к теории эволюции?- Есть две эволюции. Первая - микроэволюция, которой по-сути занимался Чарльз Дарвин, кстати, который совершенно неправильно назвал свою книгу «Происхождение видов». По-хорошему, она должна была называться «Развитие видов». Ведь естественный отбор и адаптация занимаются изменением видов, но происхождением видов они не занимаются. Макроэволюция, происхождение всех таксонометрических единиц, в том числе и видов – это дело Бога. Дарвин не поднимал вопрос о создании биосферы. Ему было бы крайне сложно ставить этот вопрос, тем более, что на всю биосферу мы имеем несколько разновидностей одного и того же генетического кода. Вьюрки, которых он изучал, представляют собой микроэволюцию, произошедшую за счет мутаций и деградаций.
А макроэволюцию, т.е. переход простейших видов в более сложные, объяснить невозможно, потому что не существует в природе переходных видов. И это понимают и умные атеисты. Есть и другие гипотезы, которые не были подтверждены даже спустя 150 лет после выхода книги Дарвина. Кроме того, человек согласно книге Бытие был создан из праха земного двумя актами, то есть химическими процессами и дуновением, а это говорит о том, что у человека есть духовная составляющая.
Как может быть у человека обезьяноподобный предок, если в обезьяне нет духа? Биология не дает никакого объяснения духовной жизни. Выражение «труд создал из обезьяны человека» – это бред чистой воды. Потому что труд не создает духовное существо, например, из дельфинов, у которых объем мозга больше, чем у человека и которые интеллектуально очень сильны. Духовная жизнь была создана Богом. Обратите внимание, что родители учат детей языку и духовным вещам, как учил Господь Адама и Еву. И дети воспринимают это. Звереныши не будут говорить, даже если их учить с самого рождения. А дети будут. Это не физиология, потому что духовных генов нет. Но дух есть в человеке, и вдохнул его в человека сам Господь.
- Может ли быть физическое объяснение чудесам, о которых мы читаем в Библии? Например, воскресению Христа?
- Надо понимать, что Вселенную создавал Христос. Поэтому Он стоял над законами природы. Поэтому и воскрес Он выйдя за пределы законов природы. Естественно-научным способом этого объяснить нельзя. Воскресение Христа – это удивительный акт, который надо принимать как факт. Причем, этот факт исторически доказан. Мало того, тому было около 500 свидетелей. Так ко всему прочему об этом написано столько исторических книг, сколько не было написано ни об одном другом историческом событие. Атеисты просто боятся об этом задуматься. Потому что это может просто перевернуть всю их жизнь. Это потребует духовной революции в жизни человека. Но некоторые идут на это. И те счастливы.
- Есть ли научные подтверждения существования Бога?
- Одно из самых главных косвенных доказательств бытия Бога – это антропный признак. Вся Вселенная создана под человека. Потому что если на несколько десятых долей процентов изменить константы – все будет разрушено, и во Вселенной не будет человека.
Недавно мне заказали написать статью: почему в Библии написано то, что растения были раньше солнца? Да потому, что для Бога главным был человек. Земля освещалась Его светом, как она будет освящаться в Раю. Он сам формирует фотоны и что угодно своим всемогуществом. Поэтому солнце для Бога было второстепенным фактором. Оно, скорее, было создано для календаря. А если поменять одну константу, то не будет биосферы.
Например, чуть-чуть поменять заряд электрона, и у воды уже не будет максимальной плотности при 4 градусах, и она будет вымерзать. Другие константы поменять: вообще не зародится углерод – он будет быстро сгорать. Это самое лучшее доказательство бытия Бога. Между прочим, все другие варианты создания Вселенной приводят либо к мистике, любо к цепочке нелепых случайностей. И в это можно верить только слепо. Вера в Творца, в конце-концов, логически более оправдана, чем вера в бесконечное число случайностей, включая стихийную самоорганизацию.
- Расскажите о своей апологетической деятельности?
- Это мое основное дело, наряду с профессиональной наукой. Я его уже давно выбрал и регулярно выступаю с докладами на христианских симпозиумах, регулярно публикую статьи, иногда буклеты, на разных языках – в первую очередь в Украине, во вторую – в Италии и России. Сейчас необходимость апологетики резко возросла, особенно в Украине. Потому что сейчас многие люди в недоумении по многим вопросам науки и мировоззрения.
Задают много вопросов, исходя из старого атеистического прошлого. Некоторые украинцы в поисках ответов на эти вопросы увлеклись New Age, некоторыми другими нехристианскими мировозрениями, иногда даже мусульманством. Цель апологетов - внимательно выслушать возникающий вопрос, постараться ответить на языке, понятном ему, а потом уже излагать Благую весть. Это требует подготовки. Но это путь, который был предписан нам самим Иисусом Христом, которому следовал Апостол Павел и Апостолы в разных странах по-разному. В Греции был один апологетический стиль, в Иудее совсем другой. Иисус Христос с Никодимом говорил на одном языке («Должно вам родиться свыше»), с самарянкой совсем на другом. Никодим думал долго и, в конце концов, пришел к Иисусу. Самарянка пришла быстро. Но каждому Иисус Христос отвечал на своем языке и слушал вначале их вопросы. Иногда он выступал – общее выступления (как наши лекции) – Нагорная проповедь, например. Но очень часто общался индивидуально. В этом цель апологетики – помочь неверующему прийти к истине, отходя от их степени незнания, их культуры. С верующими другая задача – это борьба с ересями.
- Верите ли Вы в теорию создания вселенной из-за большого взрыва?
- Теория big bang – большого взрыва – она даже не теория, а гипотеза. Там много противоречий. Уже начали появляться альтернативные теории. Но одно могу сказать четко, что уравнение Эйнштейна, теория относительности, – это не квантовая теория. А кванты и линейные, гравитационные поля никому еще до конца не удалось прояснить. Поэтому одной этой причины достаточно, чтобы про теорию большого взрыва сказать, что она не завершена.
«Вселенная: о возрасте, вместимости и вечности» - Каков, по Вашему, возраст Вселенной?- Очевидно одно, что совсем не тот, который ей приписывали до сих пор. Дело в том, что считалось наиболее точным методом ядерной хронометрии. Это было верно, но только для основных состояний ядер. Но физики были загипнотизированы и забыли, что существуют возбужденные состояния.
Для альфа-активных ядер существует закон, что на каждый один мегаэлектронвольт возбуждения время распада может уменьшаться в сотни тысяч раз. А для бета-распада был открыт еще один закон, что если частица лишит оболочки, время распада может уменьшиться от десятков миллиардов лет до нескольких десятков лет. Поэтому наука окончательного ответа на этот вопрос не дает.
На сегодня определен верхний предел возраста Вселенной, который явно нереальный. Богословие также такого ответа не дает. Анализ особенно первых трех стихов Писания показывает: Земля была пуста. Здесь речь, видимо, о формировании праматерии, энергии и времени. Известно, что шесть дней формировался мир в системе Земли. Но сколько времени создавалась праматерия, энергия и время? Неизвестно. Более того, Библия не дает четкого ответа, даже если ограничиться временем по генеалогии Христа. Согласно одним расчетам, до Христа Земля просуществовала четыре тысячи лет, согласно другим – все восемь (потому что число поколений в разных текстах учитывалось не хронологическим методом, а разными причинами в заивисимости от контекста).
- Как можно понять выражение о том, что Бог вне времени?
- Если взять Симфонию и посмотреть на слова «вечность», «вечный», «от века», то не меньше, чем в 40 книгах Библии появляется слово о вечной жизни и вечном существовании Бога. Как трактовать эту вечность? Прежде всего, следует сказать, что Бог сотворил пространство и время, Он творец пространства и времени. Что было до этого? Бог существовал в духовном измерении вне пространства и времени. Бог – это Дух, написано в Библии. Бог в этом смысле не доступен обычному материальному миру. Что значит вечный – это либо вне времени, либо без конца? Духовное измерение, в котором находится Бог, вне времени. Время, которое будет в будущем, вечная жизнь – это будет время без конца.
Кстати, такого рода временной промежуток вечный, без конца уже существовал на Земле, до того, как Адам и Ева впали в грех. После грехопадения началось разрушение Земли по второму закону термодинамики. Однозначно, что вся Вселенная будет умирать по второму закону термодинамики. Позже началась работа Бога по искуплению, прославлению самого Бога, чтобы все восстановить, и эта работа до сих пор продолжается. Это, конечно, благодать Божья, что восстановление Его творения идет. Так восстановление это закончится вечным временем. В этой вечности будет место и материальному миру спасенного человечества.
- Так, все-таки, жизнь после смерти - это состояние вечного времени или вообще вне времени?
- Наука не изучает жизнь после смерти, поэтому здесь мы можем основываться только на Библии. Библия говорит о том, что в момент смерти – душа отделяется от человека. Тело умирает – душа ждет второго пришествия Христа, воскресения и суда. Душа после смерти находится в духовном состоянии, ждет возвращения в новое воскресшее и прославленное тело и идет к Богу. В какой мере мы не знаем. Но мы знаем, что когда произойдет воскресение Христа, воскреснут все: и верующие и неверующие.
Верующие приобретают прославленные тела и попадают в новый Иерусалим – то, что называют рай, в Царство Божье. Это царство одновременно и духовное, и материальное, Царь в нем – Иисус Христос, и время там будет материальное и вечное. Душа воссоединяется с телом, но в таком состоянии, что нас будут узнавать наши прошлые друзья. И Бог, естественно, нас будет узнавать. Что касается неверующих – для них наступает вечная смерть в аду. Верующие с ними общаться не будут, так как эти люди сами себя отделили от Бога и от Божьего Царства.
- Атеисты часто спрашивают, найдется ли во Вселенной место, которое сможет уместить всех умерших и верующих и неверующих. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Утверждение о том, что нет столько пространства во Вселенной, чтобы дать место для всех умерших, действительно можно слышать довольно часто. Прежде всего, со стороны атеистов. Но ведь Бог по Своей благодати и по Своему могуществу создал землю не в пустоте. Для того, чтобы земля была устойчива материально, вращалась вокруг солнца, солнце занимало положенное место в галактике, а галактика в метагалактике, Бог создал сложнейшую систему, которая называется Вселенная. И конечно, когда будет воскресение, сколько бы триллионов людей не воскресло, во всей Галактике веществ, элементов хватит, для того, чтобы создать новый мир, новую землю, новое небо.
Что же касается размеров этого нового мира, мы их не знаем. Более того, мы не знаем законов, по которым он будет жить, поскольку эти законы получат новое развитие в сторону благодати, вечной жизни человека. Но если даже наша павшая Вселенная имеет размеры, которые хватит на сотни триллионов людей, то тем более все умершие найдут себе место в новом мире. Что же касается дальнейшего количественного возрастания – оно будет прекращено. В раю, как мы знаем, не будет брачного сожительства. Как следствие, люди рождаться больше не будут.
- Почему, по Вашему мнению, Господь ограничился в творении лишь определенным числом людей? Ведь благодать Божья безмерна и предполагает постоянный рост.
- Есть две богословские гипотезы на эту тему, не противоречащие Библии. Первая – человек под водительством Бога в раю будет бесконечно возрастать духовно. И это те глубины, которые на протяжении будущей жизни мы будем бесконечно постигать. Вторая гипотеза связана с иными цивилизациями во Вселенной, которые могли быть созданы или могут быть созданы и спасены Богом. Некоторые фантазии на эту тему развивал известный апологет и богослов Клайв Льюис. Впрочем, эта гипотеза, хоть и не противоречит, но и не подтверждается Писанием.
Справка
Владислав Ольховский – родился 5 февраля 1938 года в Приморском крае, в 1960 окончил радиофизический факультет Киевского госуниверситета. С 1989 года доктор физико-математических наук, с 1992 профессор в области ядерной физики. Преподавал в КГУ, Киевском институте ядерных исследований, Университете Мессины, вел курсовые проекты в Университете Катании. Является членом Американского математического общества, Украинского Физического Общества, членом-корреспондентом Академии Наук Мессины, Катании, Нью-Йорской Академии Наук. Среди круга его научных интересов: аналитическая теория S матриц, явление суперлуминации, проблемы времени в квантовой физике, необходимость времени, фундаментальные проблемы квантовой физики живых организмов, временной анализ ядерного синтеза во Вселенной и ядерной хронометрии.
23 Февраль 2011 Олег Гавриш
Вопрос о связи науки и богословия возник не сегодня, еще во времена А.С.Пушкина в России появилось учение афеизма (совр. атеизма), кот. отрицало существование Бога. Мне эта публикация представляется актуальной, т.к. любая наука попускается Богом, хотя бы для того, чтобы любой современный человек , опираясь на современные научные знания , смог убедиться в своей абсолютной беспомощности перед природными явлениями и стихиями, кот. он провоцирует и самонадеянно пытается ими управлять ...















Сейчас уже не важно, кто из них слишком любил праздность, а кто – деньги. Важен результат. И Ющенко, и Тимошенко, и другие «оранжевые» вожди рангом пониже потеряли поддержку своего избирателя. Последний всплеск «оранжизма» произошел во втором туре президентских выборов в 2010 году. Тогда все бывшие «оранжевые», для которых приход к власти Януковича означал личную трагедию вселенского масштаба, почти что утрату смысла жизни, объединились и проголосовали даже не за Тимошенко, но против Януковича, сократив разрыв с солидных 10% в первом туре, до 3% с небольшим во втором. Ни Тимошенко, ни ее опустившая руки еще перед первым туром команда явно не ожидали такой мобилизации и не смогли воспользоваться свалившимся на голову результатом.
В 2004 году примерно такое же отставание позволило Ющенко заявить о «фальсификациях» и, при помощи западных посредников и пушечного мяса майданной массовки, въехать на Банковую. В 2010 году пересмотреть результаты выборов было невозможно, но Тимошенко сохраняла шансы сцементировать под себя парламентское большинство и оставить Януковича декоративным президентом при сильном премьере, с тем чтобы через некоторое время, подтянув тылы и перегруппировав силы, попытаться переиграть ситуацию. Вместо этого Тимошенко пошла по пути непризнания результатов выборов, признанных всем миром, что сразу же снизило, до исчезающе малой величины, ее шансы на эффективную игру, как в украинском парламенте, так и на международной арене. Затем же ударилась в националистическую нишу, попытавшись стать большей украинкой, чем Тягныбок и Ющенко вместе взятые. Для дамы, которая на шестом десятке говорит по-украински с ярко выраженным южнорусским акцентом, это – смелый, но бессмысленный ход.
Но Ющенко и Тимошенко – лишь вершина айсберга. Масса иных, более мелких членов команды, пытаются остаться наплаву, раздергивая остатки «оранжевого» электората. Ну и что? Яценюк может, конечно, с умным видом поправлять очки и смело топать ножкой на власть, заходясь от гордости за свою «конструктивную» оппозиционность. Но может ли объяснить, почему, работая министром ли иностранных дел, председателем ли парламента, он никак непричастен к политике президента Ющенко и премьера Тимошенко, которых он политически поддерживал, никогда не критиковал и не думал подавать в отставку в знак протеста против их действий? Может ли несостоявшийся «пиночет» Гриценко объяснить, почему армии на Украине нет, но коррупция в армии есть? Так было и до него, и при нем. Но
Гриценко «хороший» министр обороны, «несправедливо обиженный» Ющенко и «не понятый» современниками.
А может ли вся сегодняшняя оппозиция, столпившаяся на шароварно-галицийском поле, толкающаяся локтями в борьбе за заплесневелый кусок националистического электорального пирога и не желающая объединяться, объяснить, как она собирается выигрывать у власти любые выборы? Сторонники Тимошенко открыто обвиняют Тягныбока в том, что он со своей «Свободой» находится на содержании у «регионалов». Периодически из разных лагерей намекают на то, что и Яценюк заключил с властью негласный пакт и теперь представляет конструктивную «оппозицию Его Величества, но не Его Величеству». В свою очередь тягныбоковцы и остатки ющенковцев обвиняют Тимошенко в том, что Украина ей нужна лишь в том случае, если править в ней будет Юлия Владимировна.
Естественно, все эти обвинения недоказуемы. Но недоказуемость не спасает «посторанжевых» политиков. Эти обвинения выглядят как правда и воспринимаются избирателем как правда. Более того, только признав их правдой, можно логически объяснить поведение данных политиков в течение последнего года. Поэтому, с точки зрения политической технологии, они и есть правда, независимо от того, насколько они правдивы.
Умнее всех поступает Тягныбок. Он обвинения в свой адрес не опровергает, но его сторонники активно распространяют версию, согласно которой он берет деньги у олигархов, но готовит революцию. В классическом исполнении правоверного тягныбоковца это выглядит так: «Гитлер тоже брал деньги у евреев, и где потом были эти евреи!?».
Возможно, Тягныбок с его радикализмом и готовностью к силовому решению был бы единственным опасным оппозиционерам, если бы его «свободовцы» не слишком хорошо помнили о своем социал-национальном недавнем прошлом и сравнивали бы своего вождя не с Гитлером, а хотя бы с большевиками, которые тоже брали деньги на революцию у разных «мироедов», на коих потом натравили ЧК. В нынешнем же национально озабоченном виде радикализм Тягныбока, будучи притягательным для 20% – максимум 30% избирателей, остальных отталкивает, мобилизуя массы в противостоянии фашистской угрозе.
Таким образом, что мы сегодня имеем на оппозиционном поле? В теории, большая часть населения не довольна своим сегодняшним положением, не верит властям и могла бы согласиться с радикальным решением. В реальности, «вожди» оппозиции – фигуры, либо давно скомпрометированные и утратившие доверие большей части собственных избирателей, либо слишком уж пещерные националисты, перманентно неспособные претендовать на поддержку большинства в многонациональной стране. Что бы ни говорили им жадные до денег политтехнологи или внутренний голос, сегодняшние лидеры оппозиции никогда не смогут ни сами объединиться против власти, ни объединить против нее достаточное количество избирателей, чтобы претендовать на что-то большее, чем место в парламенте.
Более того, они уже сегодня уничтожают потенциал завтрашней оппозиции. Потому, что когда Кириленко или Оробец, Яворивский или Бондаренко заявляют Табачнику или Могилеву, что он «антиукраинский» министр, поскольку недостаточно украинизирует свое ведомство, они изначально отделяют оппозицию национальную от оппозиции социальной, раскалывая потенциально единый фронт и доходчиво объясняя юго-востоку, что в их понимании оппозиция – это то, что в вышиванке, шароварах, с голодомором и галицийскими «трипольцами». А все, кто говорят не на западноукраинском суржике, – «манкурты», «хохлы», «агенты Москвы», говорящие на «фене» и слушающие «шансон» бандиты и т.д.
При этом господа национально-озабоченные оппозиционеры даже не понимают, что когда они кричат об «антиукраинском режиме Януковича–Азарова–Табачника», их позицию поддерживает не более 30% избирателей (то есть даже не все бывшие «оранжевые»). Остальные же 70% воспринимают их слова как бесплатную рекламу этого самого «режима».
Именно поэтому не будет на Украине своего Египта, ибо никогда юго-восток не будет по одну сторону баррикад с Тягныбоком, а в таком случае любой бунт – это уже не революция, а гражданская война. В гражданской же войне у политического галичанства шансов нет. Могли уже в 1917-1920 гг. убедиться. Запад это понял и больше украинскую националистическую «оппозицию» финансировать и морально поддерживать не намерен.
И за это большое спасибо покойному «оранжизму» и его пока еще здравствующим вождям. Нельзя было надежнее, чем они, за последние пять лет скомпрометировать общедемократическую идею и самым доходчивым эмпирическим образом доказать большинству населения Украины и своим зарубежным хозяевам, что национал-демократов не бывает. Есть националисты и демократы. Националисты могут быть национал-социалистами (фашистами), а могут быть национал-капиталистами (либеральными националистами), они могут быть даже национал-трайбалистами. Но ключевое слово во всех этих сочетаниях будет «национализм». Они все равно уверены, что национальная, а в сущности родоплеменная принадлежность, автоматически делает их лучше других людей. И они всегда двигаются в сторону трайбализма. Достаточно вспомнить, сколько усилий за последние двадцать лет приложили галичане для того, чтобы вытеснить литературный украинский своим племенным диалектом (с его фиранками, филижанками, маринарками, автивками, премьерками, продавчынямы, милициянтамы и геликоптерамы), чтобы пропала даже тень сомнения в том, что, решив «русский вопрос», они тут же бы занялись решением вопроса «неправильных украинцев», не имевших «счастья» родиться в бывших подавстрийских землях.
Демократы тоже бывают и социал-демократами, и либерал-демократами, но дискуссия между демократами всегда идет лишь о способе экономического развития, а не о том, чья нация лучше. Настоящему классическому демократу (не пришибленному модной «политкорректностью») и в голову не придет, что кто-то должен обладать некими дополнительными правами, за пределами общих для всех гражданских прав или, что свобода слова, свобода исторической дискуссии может быть ограничена на законодательном уровне, поскольку-де некие «свидомые» политики приняли «окончательное решение», сомнение в котором влечет за собой уголовную репрессию (как костер инквизиции для еретика).
Наверное, именно потому и не получается у украинских националистов с построением демократического европейского государства, что многие из их идеологов, если не большинство, – в прошлом правоверные коммунисты, преподаватели истории КПСС, многократно обласканные советской властью члены союза писателей УССР, высокопоставленные сотрудники МИД УССР, КГБ УССР, ЦК КПУ. В начале 90-х они, быстро мимикрировав, сменили одну идеологию на другую, но остались приверженцами единой «руководящей и направляющей» общественной силы, которая за идеологическую верность (то есть за слова, а не за профессионализм) обеспечит им место у кормушки. Разница лишь в том, что, по их мнению, оскудевшая коммунистическая «рука дающая» должна была уступить место националистической. Вот и бросаются они с остервенением на всех тех, кто хочет, чтобы ценность человека общество определяло по его делам, а не по тому, насколько модных политических взглядов он придерживается. Наши националисты ничего не умеют делать, кроме как «родину любить», но не бесплатно, а за хорошие деньги.
– Я не ожидала такого наплыва людей, – говорит поэтесса, – думала,
презентация состоится в книжном магазине. При этом в Харькове я впервые – только подумать! Где я только не была, даже в Сиракузах и Ланжероне, а в вашем городе впервые. Перед поездкой меня стращали: «Куда вы едете! Харьков – очень «настороженный» город». Но первой приятной весточкой из Харькова стал приезд на киевскую презентацию романа харьковской студентки – она специально приехала в столицу, чтобы посмотреть на меня и подарить огромный букет роз. Знаю, что девочка сейчас в зале, и я привезла ей в подарок сборник «Гіацинтове сонце», которого уже давно нет в продаже.
Проза далась поэтессе с трудом
По словам Лины Костенко, первое прозаическое произведение далось ей с трудом.
– Роман написан от имени мужчины, но не подумайте, что я хотела эпатировать читателей, – говорит поэтесса. – Просто с первой фразы романа «Я всегда был нормальным человеком» у меня возникло ощущение, что это говорит мужчина. Я писала роман долго – целых 10 лет, потому что большую часть времени собирала материал, сравнивала Украину с остальным миром. Писала, а потом вычеркивала, вследствие чего вырисовался еще один роман – уже от имени женщины.
Слово «самашедший» в названии появилось не случайно. «Божевільний» в
данном контексте звучит как диагноз, а углубляться в психиатрию писательница не собиралась.
– Мне хотелось описать специфику украинского сумасшествия, ведь у каждой нации оно свое, – объясняет она. – К примеру, 29 января мы поехали чествовать героев Крут, а в Полтаве тем временем проходил фестиваль сала, на котором жрали сало и пили водку. Это еще одна форма украинского сумасшествия.
Поэтесса рассказала, что идея написания романа «выросла» из гоголевских «Записок сумасшедшего», однако нынешняя действительность внесла весомые коррективы в современные «Записки...».
– Гоголевский чиновник постепенно сходит с ума и озабочен тем, что «у алжирского бея под носом шишка», – говорит Лина Костенко. – Мне бы его
проблемы! Сегодня больше волнует вопрос, у какого «бея» нефтяная вышка. Но тот же чиновник еще в XIX веке думал, что Испания и Китай – одна страна. Так и для Украины это очень актуально, – шутит поэтесса. – Кроме того, хотелось написать о том, как Украина входит в третье тысячелетие, и последний месяц перед наступлением ХХI века я исследовала буквально по крупицам.
Русскоязычные переводы не всегда радуют автора
После презентации поэтесса ответила на вопросы зрителей – самые
разнообразные и неожиданные. Рассказывала о творческом и личном, не
обошлось и без политики.
– Помните, многие «гнали волну» по поводу того, что Донецк – это нечто
страшное? Я вам скажу, что «хороших» людей хватает везде. К примеру,
львовский издатель незаконно завладел моим произведением и без
разрешения напечатал. А один профессор вообще украл из моей статьи
абзац и цитирует его в газетах, выдавая за свои мысли. Зато в Макеевке
Донецкой области живет музыкальная группа, которая поет 50 песен на мои
стихи. Звонят как-то поздравить с праздником: «У вас гости? Ну передайте им привет от донецких бандитов», а я им в ответ: «А вам привет от киевских националистов».
Вопрос о переводе стихов на русский язык задел Лину Костенко за живое.
– Меня очень хорошо переводили армяне и белорусы, поляки - с переменным успехом. Что касается россиян, в советские времена я терпеть не могла переводов на русский. Они какие-то «накатанные», неинтересные. Чтобы было понятно, приведу пример. У Василия Симоненко есть строчки «Темряву тривожили криками півні, Танцювали лебеді в хаті на стіні». Российский переводчик, причем очень известный, переводит: «Темноту тревожили криком петухи, танцевали лебеди ко всему глухи». Это мыслимо? Впрочем, в России есть пара писателей, которые меня неплохо переводили, но сейчас наши дорожки разошлись.
Современные писатели творят «укрсучлит»
Поклонники творчества Лины Костенко поинтересовались и ее мнением о
современной литературе. Однако на вопрос, кому из молодых писателей она прочит место в когорте классиков, поэтесса отвечать не стала.
– В когорту классиков не попадают, – уверена она. – История сама все расставит по своим местам. Когда мое поколение пришло в литературу, мы
не знали, что станем «шестидесятниками». В Испании было «поколение
катастрофы», в России - «художники-передвижники» и композиторы «могучей кучки». А вы знаете, как называется наш сегодняшний литературный процесс? Не постмодернизм, не андеграунд и даже не пофигизм, а «укрсучлит» – сокращение понятия «українська сучасна література». Будет очень обидно, если это слово приживется и талантливые люди станут основателями литературного течения со столь некрасивым названием.
Впрочем, большинство представителей «неблагозвучного» течения Лина
Костенко знает и любит – романтических и эпатажных, пишущих «литературно» и матом. Поэтесса никого не осуждает.
– Как-то я попала на мероприятие, где выступал Лесь Подеревянский. Такой красивый, породистый мужчина, а читает матом, и зал от этого млеет. Я сидела в первом ряду, и он, видимо, решил сразить почтенную матрону очередным речевым оборотом, чтобы я выскочила от ужаса из зала. Я дослушала спокойно, а он потом в интервью описывал эту ситуацию. Он же не знает, что когда молодежь стала писать книги с матерными словами, я решила познать теорию вопроса – изучала историю русского мата и воровской фени.
Обложилась книгами и обнаружила: наша литература переняла не мат, а воровскую феню.
Вопрос о долголетии и цветущем внешнем виде тоже не застал поэтессу врасплох. По ее словам, никакого секрета нет.
– Как правило, я ложусь спать, когда люди встают: ночами сижу за компьютером и работаю, чтобы никто не мешал. Я не ухаживаю за своей
внешностью, и когда нужно выйти в люди, смотрю в зеркало и сама себя
пугаюсь. Правда, генетика у меня хорошая: мои родные не болели и были
долгожителями, мама читала без очков до последнего дня. А вообще, мне
надо уже ехать домой и работать: еще пара таких презентаций, и я завяну,
буду очень плохо выглядеть – просто не могу без работы, мой письменный
стол топает ногами.

Вам не спадає на думку, що міф про товстих росіянок спирається на тому, що такими росіянками переважно становляться колишні українки, типу нашої Руслани Писанки. Нещодавно по ТБ був сюжет про наші ярмарки сала , там переважали споживачі та продавці подібні до Руслани... Є гарна приказка - доброго має бути багато...
=========================================
Особенно впечатлило, что 118 кг - "...на жир припадає з того дуже мало..." 20 лет тренировок скорее всего уже привели к повышенному размеру сердца, что не замедлит сказаться на Вашем здоровье в ближайшем будущем. Это для спортсменов очень распространенная и опасная для здоровья особенность. Кстати, а тренированные вроде Вашей жены россиянки тоже самые толстые в Европе? Да и 52 кг для женщины ростом 150 см или 170 см представляют разные степени ожирения, т.е. что для первой - около нормы, для второй - опасно для жизни... Я думала, что Вы просто ошиблись, однако, ошиблась я, извините, что побеспокоила...
================================
Приглашаю друзей и красных медалистов в сообщество...
