Жить на свои – глава киевского правительства Яценюк на круглом столе в Харькове не только обещал особый статус русскому языку, увеличение самостоятельности регионов, амнистию антимайдану, – то есть все, кроме реальной федерализации. Но и полную самостоятельность – правда, лишь экономическую – если уж Луганская и Донецкая области хотят независимости, пусть попробуют независимо выжить, ради эксперимента, – без помощи из центра шахтерам и бюджетникам. Но при этом эксперты подсчитали: если Украина остается без юго-востока, соотношение ее внешнего долга к ВВП достигнет 120%. Торговый баланс из-за падения экспорта ухудшится до уровня Либерии и Мозамбика. Ведь до сих пор именно Восток давал 63% промышленного роста производства и 54% экспорта страны.
По утрам Ольга теперь ходит не на работу, а в центр занятости. Менеджера сотовой компании, как и еще десять ее коллег, сократили из-за кризиса. Продажи упали в несколько раз и фирма вынуждена была оптимизировать затраты. "Была на 4 собеседованиях, но пока для меня – ничего. Зарплата сейчас упала", – рассказывает Ольга. Сколько придется ждать, Ольга не знает. Пока страна все больше погружается в пучину кризиса, считает предприниматель Татьяна. Бизнес – кофейные автоматы – еще полгода назад приносил ей неплохой доход. Но сейчас Татьяна тоже боится остаться без работы, даже лишний стаканчик кофе многим стал не по карману. "Один аппарат – где банк, фирма крупная – в неделю было 700 гривен, вчера я снимала кассу – 60", – рассказывает Татьяна.
Вслед за менеджерами и бизнесменами рынок безработных скоро, судя по всему, пополнят рабочие. На этой неделе министр экономического развития Украины Павел Шеремета объявил о приостановке финансирования некоторых отраслей промышленности. Каких конкретно – не уточняется. Скорее всего, речь идет о наиболее датируемых государством машиностроении, добывающей промышленности, железнодорожной отрасли. Кризис на украинской железной дороге тянется уже несколько лет. А объявленный государством режим экономии рано или поздно приведет к тому, что пассажирам просто не на чем будет ездить. "Сейчас нехватка запасных частей для ремонта вагонов, также подвижной состав долгое время не обновлялся. Он требует замены, а заменять их будет нечем", – говорит начальник поезда, председатель свободного профсоюза Харьковского вагонного участка №1 Южной железной дороги Александр Абросимов.
Решение урезать госсубсидирование промышленности в украинском Кабмине объясняют необходимостью сохранения социальных программ. Но в этом объяснении есть доля лукавства, считают эксперты. "Сейчас ситуация приближается к критической и ясно, что финансовая поддержка, которую Украина начала получать, не может спасти ситуацию, поскольку речь идет о гораздо больших суммах, которые нужны, чтобы удержать на плаву украинскую экономику и социальную сферу", – отмечает директор киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. По словам политолога, в 2009 году, когда на экономический кризис в стране наложился еще и газовый, казалось, что хуже уже быть не может. Но спустя пять лет экономика Украины близка к коллапсу. По сведениям Госстата, объем промышленного производства в стране сейчас падает быстрее, чем, когда бы то ни было.
Наибольший спад – в машиностроении (17,4%), металлургическом производстве (11,1%), добыче угля (9,9%), поставках электроэнергии и газа (8,3%), производстве кокса и продуктов нефтепереработки (6,6%).
VIDEO
Самая сложная ситуация сейчас в Донецкой области. Здесь провал во всех отраслях индустрии. Тем не менее, несмотря на колоссальные убытки для экономики, киевские власти упорно продолжают в регионе карательную операцию. "Чуть-чуть опускается напряженность – им не выгодно. Потому что сразу встает вопрос: ребята, что вы тут натворили? Что с экономикой, социальными программами, Россией? Мы потеряли одну треть экспорта – громадный рынок, кто за это будет отвечать?" – отмечает бизнесмен Денис Жарких. Этот вопрос задают руководству и рабочие заводов Харьковской области. Только ответа пока нет. Объем заказов резко упал. На некоторых предприятиях теперь – двухдневная рабочая неделя. Людей отправляют в отпуска без содержания. По словам рабочих, зарплату им не платят уже более полугода.
По мнению экспертов, пик производственного и экономического кризиса Украине еще предстоит пережить. Ближе к осени. Тогда же, скорее всего, люди наконец осознают, что такое Новая украинская реальность. "На самом деле, когда эта истерия закончится, все граждане Украины с большим удивлением обнаружат, что они обеднели где-то на 50-60%. То есть, обесценились их активы, обесценились их сбережения. И фактически они уже приближаются к порогу нищеты. А группа олигархов благополучно на этом обогатилась", – говорит председатель правления Ассоциации "Поставщики Таможенного союза" Олег Ногинский. Губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского в местной прессе называют "бенефициаром революции". Даже в условиях прекращения государственного финансирования промышленности группа "Приват" – крупнейший игрок украинской нефтяной отрасли, одним из основателей которой выступает олигарх, – сумела сохранить льготы и преференции, полученные при Януковиче.
Коломойский, похоже, готов в буквальном смысле слова выкачать из Украины все что можно. В апреле глава "Укртраснефти" – госкомпании, которая управляет нефтяными магистралями, Александр Лазорко – отправил письмо главе Минэнергоуглепрома Юрию Продану. Предлагал откачать из нефтепроводов так называемую технологическую нефть – она поддерживает давление в трубах, заменив ее водной и азотной смесью. А вытесненную нефть – переработать на Кремечугском НПЗ, который контролирует все тот же "Приват".
"Уже порядка месяца идет откачка нефти из трубопроводов технической нефти. Что это значит? Это значит, что пустые трубопроводы. Для того чтобы поставить нефть на нефтеперерабатывающие заводы Украины, придется заполнять заново. Нефть эта занимает достаточно большой объем. В настоящий момент откачено нефти примерно на 200 миллионов долларов. Фактически это живые деньги. Осталось еще где-то порядка 300 миллионов долларов откачать вот таких денег. И после этого нефтеперерабатывающую промышленность Украины запустить будет очень и очень сложно. В этом случае в стране возникнет дикий дефицит нефтепродуктов, бензина и дизельного топлива. Остановятся сельское хозяйство, остановится легкая промышленность и масса других отраслей промышленности", – говорит директор нефтегазовой консалтинговой компании Рустам Танкаев.
Такая схема, очевидно, сулит "Привату" немалую прибыль. Дело в том, что технологическая нефть закачивалась государством в трубу лет 15 назад. И сейчас ее рыночная стоимость выросла в несколько раз. Обеспечить загрузку завода за счет опустошения трубопровода – идея, конечно, выгодная. Только не для государства. Во-первых, Украина лишается стратегического резерва нефти. А во-вторых, по мнению экспертов, закачка вместо нее технических смесей может привести к разрушению трубопровода. А это уже грозит крахом всей нефтетранспортной системы Украины. "Это сродни тому, как при распаде Советского Союза некоторые ловкие личности срезали провода со столбов и увозили их, как лом цветных металлов в Эстонию и Латвию. Это явление такого порядка. Такие вещи для экономики страны, в которой ты не то, что руководить, а хотя бы жить собираешься, никто делать не станет", – говорит директор нефтегазовой консалтинговой компании Рустам Танкаев.
Прогнозов, насколько затянется кризис в украинской экономике, сейчас множество. Любовь Ярымчук, как и ее супруг, за ними не следят. Некогда – с утра до вечера в огороде. Лето пройдет быстро, впереди зима. Нужно чем-то кормить семью. Вся надежда на то, что вырастят собственными руками. В магазинах продукты каждую неделю все дороже и дороже.
Автор : Юлия Ольховская, "Первый канал" (1tv.ru)
Коментарі
Zemlyachka
119.05.14, 16:55
судя по ситуации с технической нефтью, Коломойский живет по принципу - после меня хоть потоп.
Гість: DiaMat
219.05.14, 18:14
Коломойского надо уничтожить как можно быстрее. Затем постепенно всех олигархов.
Мир сегодня
319.05.14, 20:56Відповідь на 2 від Гість: DiaMat
"Достатошно одной таблэтки"...
аналдр
420.05.14, 04:09
Да, это крутой номер, что-то еще будет? Бедная страна!