Неисторическая история_1
- 25.12.13, 11:08
Дорогие друзья и гости моей странички!
Так получилось, что бродя с «мыльницей» в январе уходящего года по сосновому бору близ поселка Эммаус Тверской области, где жил и работал почти сорок лет, в голову приходили разные истории, связанные с творчеством известных и прославленных художников. Истории, слово картинки из пазлов, складывались в голове в лесу… И, когда возвращался домой, то просто записывал их…И с тех пор не прикасался к ним.
Все истории – а их семь – потому и названы «Неисторическими историями», что истории, как таковой тут нет. В этой «истории», как в и других, моя шутливая интерпретация событий, связанных с написанием того или иного полотна. Шутливая… но ни в одну из них я не вкладывал ни йоты цинизма, напротив, писал с любовью к творчеству каждого автора.
За два десятка лет до «Черного квадрата» К.Малевича, черный, красный и белый квадраты написал Альфонс Алле, но он не ставил зрителя в недоумении и муках попытки разгадать – о чем картина? Он дал подробные развернутые названия – «Битва негров в глубокой пещере темной ночью» и т.д.
Итак, неисторическая история первая… История о том, как был написан К.Малевичем "Черный квадрат"
Малевич проснулся… Над Петроградом брезжил осенний сырой рассвет… Казимир долго смотрел на загрунтованный еще неделю назад холст… Близилась последняя футуристическая выставка… А в голову ничего не приходило…
- А и фиг с ней, с выставкой этой, - сказал сам себе Малевич и решительно поднялся с кровати. – Побриться бы…И умыться… Всю неделю в творческих поисках… И ни фига!!!
Комнатка, которую он снимал в большом петроградском доме, находилась в дальнем конце коридора от нужника – так называли все жильцы туалет, в котором были еще и кран и раковина…
Очередь в нужник была небольшой. Казимир был третьим. «Интересно, а почему это они стоят со свечками? На русско-германском фронте, что ли что-то не то?» - вяло подумал он…
- Ага, фронт тут ни при чем – сказал сам себе Малевич, войдя в нужник.
Кромешная тьма окутала его. Казимир не помнил, где и что находится в этом самом темном нужнике, среди всех нужников, в которых ему довелось побывать… Руки скользили по влажным стенам, вселяя в художника страх… Да где выход отсюда, наконец-то…
Малевич забарабанил кулаками по стене: «Выпустите меня отсюда, господа!!!»
Дверь приоткрылась. Огромный усатый господин, во фраке, накинутом на ночную пижаму, пожурил Малевича: «Со свечкой нужно-с… Уж две недели, как со свечечкой нужно-с…».
Малевич вернулся в комнатку… Несколько минут молча смотрел на холст… «Чайку бы…». Поискал чайник… Не нашел… Взял кастрюльку, в которой он готовил грунтовку и спустился вниз, в кубовую. Кипяток был.
Вернулся в комнату. Отставил кастрюльку, взял в руки линейку и транспортир, оставленные здесь жившим до него гимназистом, и быстро гвоздиком (огрызок карандаша исчез, скорее всего г-н Петров, по прозвищу Водкин увел) нацарапал правильный идеальный квадрат… Выдавил на палитру весь тюбик черной краски и… через несколько минут картина была закончена…
- Название… у меня всегда были проблемы с названиями… Нарисую… А название… Нужник? Нет… Ну а как еще???
В дверь постучали.
- Приветствую тебя, славного представителя Богемы, - пробасил Петров (он же Водкин), наполняя комнату собой и терпким запахом сивухи…
- Здрасьте Вам, - робко сказал начинающий художник, по прозвищу Резонер.
- Вот-с, - сказал Петров, - и долгожданный гонорар за мою красную лошадку… Уж два года как написал… А сегодня… - и Петров вытащил из-за обширной пазухи огромнейшую бутыль белесовато мутной жидкости. И хотя бутыль была закрыта пробкой, скрученной из газеты, запах сивухи вытеснил остатки воздуха их комнатки…
- А вот и закусочка-с…- робко произнес Резонер и достал из кармана две луковицы…
Пир был в разгаре, но… никто… ни слова… о новой картине…
В дверь постучали.
- Простите, господа, - сказала, входя в комнату, барышня-консьержка, из недавних гимназисток…- домовладелец просил передать вам свои извинения… по случаю работы… точнее неработы туалетной комнаты… и выдать вам по 5 копеек на трамвай… на Финском вокзале туалет работает-с… Ой, да Вы уже нарисовали… тьму… в нашем туалете… Ой… назовите ее «Зга» - там же ничего не видно… Ой, какой Вы, Казимир, талантливый… Так мило передали згу… Ну зачем, Вы Господин Петров, приносите сюда эту отраву… Вы же отравите Казимира, как Сальери…
- Прошу Вас, мадмуазель разделить с нами трапезу… И закусочка – декальтес…- робко произнес Резонер…
- Не декальтес, а деликатес… Насмотрится, эта молодежь, на барышень… и бредят декольте… Ба!!! Да Казимир и вправду намарал что-то… А что… В этом что-то есть…
- Господин Петров-Водкин… прошу Вас… не давайте Казимиру больше этой отравы… Как только Вы стали ее приносить, сдохли все тараканы в доме… - сказала консьержка и, попрощавшись, ушла.
- Не называй «Зга». Зги и так вокруг больше, чем сама зга… Напиши просто - «Квадрат» - твердо и решительно посоветовал Петров-Водкин. - Тогда его у тебя его купит какой-нибудь учитель геометрии…
Малевич подошел к холсту и внизу, справа, четко написал: «квадрат малевич, 1915».
Посмотрел на холст и перед словом «квадрат» добавил еще одно слово «черный».
- Зачем ты написал «черный»??? – возопил Петров-Водкин.
- Ну, Вы же написали два года назад, что конь у Вас красный, хотя это и так видно…
- Так у меня других красок не было… тогда… и… а вдруг покупатель – дальтоник? Вот и написал потому…
- Так и я потому, - ответил Малевич.
- Резонно-с, - подвел итог Резонер, - очень даже резонно-с…