Неисторическая история_1

  • 25.12.13, 11:08

Дорогие друзья и гости моей странички!

Так получилось, что бродя с «мыльницей» в январе уходящего года по сосновому бору близ поселка Эммаус Тверской области, где жил и работал почти сорок лет, в голову приходили разные истории, связанные с творчеством известных и прославленных художников. Истории, слово картинки из пазлов, складывались в голове в лесу… И, когда возвращался домой, то просто записывал их…И с тех пор не прикасался к ним.

Все истории – а их семь – потому и названы «Неисторическими историями», что истории, как таковой тут нет. В этой «истории», как в и других, моя шутливая интерпретация событий, связанных с написанием того или иного полотна. Шутливая… но ни в одну из них я не вкладывал ни йоты цинизма, напротив, писал с любовью к творчеству каждого автора.

За два десятка лет до «Черного квадрата» К.Малевича, черный, красный и белый квадраты написал Альфонс Алле, но он не ставил зрителя в недоумении и муках попытки разгадать – о чем картина? Он дал подробные развернутые названия – «Битва негров в глубокой пещере темной ночью» и т.д.

Итак, неисторическая история первая… История о том, как был написан К.Малевичем "Черный квадрат"

Малевич проснулся… Над Петроградом брезжил осенний сырой рассвет… Казимир долго смотрел на загрунтованный еще неделю назад холст… Близилась последняя футуристическая выставка… А в голову ничего не приходило…

- А и фиг с ней, с выставкой этой, - сказал сам себе Малевич и решительно поднялся с кровати. – Побриться бы…И умыться… Всю неделю в творческих поисках… И ни фига!!!

Комнатка, которую он снимал в большом петроградском доме, находилась в дальнем конце коридора от нужника – так называли все жильцы туалет, в котором были еще и  кран и раковина…

Очередь в нужник была небольшой. Казимир был третьим.  «Интересно, а почему это они стоят со свечками? На русско-германском фронте, что ли что-то не то?» - вяло подумал он…

- Ага, фронт тут ни при чем – сказал сам себе Малевич, войдя в нужник.

Кромешная тьма окутала его. Казимир не помнил, где и что находится в этом самом темном нужнике, среди всех нужников, в которых  ему довелось побывать… Руки скользили по влажным стенам, вселяя в художника страх… Да где выход отсюда, наконец-то…

Малевич забарабанил кулаками по стене: «Выпустите меня отсюда, господа!!!»

Дверь приоткрылась. Огромный усатый господин, во фраке, накинутом на ночную пижаму, пожурил Малевича: «Со свечкой нужно-с… Уж две недели, как со свечечкой нужно-с…».

Малевич вернулся в комнатку… Несколько минут молча смотрел на холст… «Чайку бы…». Поискал чайник… Не нашел… Взял кастрюльку, в которой он готовил грунтовку и спустился вниз, в кубовую. Кипяток был.

Вернулся в комнату. Отставил кастрюльку, взял в руки линейку и транспортир, оставленные здесь жившим до него гимназистом, и быстро гвоздиком (огрызок карандаша исчез, скорее всего г-н Петров, по прозвищу Водкин увел) нацарапал правильный идеальный квадрат… Выдавил на палитру весь тюбик черной краски и… через несколько минут картина была закончена…

- Название… у меня всегда были проблемы с названиями… Нарисую… А название… Нужник? Нет… Ну а как еще???

В дверь постучали.

- Приветствую тебя, славного представителя Богемы, - пробасил Петров (он же Водкин), наполняя комнату собой и терпким запахом сивухи…

- Здрасьте Вам, - робко сказал начинающий художник, по прозвищу Резонер.

- Вот-с, - сказал Петров, - и долгожданный гонорар за мою красную лошадку… Уж два года как написал… А сегодня… - и Петров вытащил из-за обширной пазухи огромнейшую бутыль белесовато мутной жидкости. И хотя бутыль была закрыта пробкой, скрученной из газеты, запах сивухи вытеснил остатки воздуха их комнатки…

- А вот и закусочка-с…- робко произнес Резонер и достал из кармана две луковицы…

Пир был в разгаре, но… никто… ни слова… о новой картине…

В дверь постучали.

- Простите, господа, - сказала, входя в комнату, барышня-консьержка, из недавних гимназисток…- домовладелец просил передать вам свои извинения… по случаю работы… точнее неработы туалетной комнаты… и выдать вам по 5 копеек на трамвай… на Финском вокзале туалет работает-с… Ой, да Вы уже нарисовали… тьму… в нашем туалете… Ой… назовите ее «Зга» - там же ничего не видно… Ой, какой Вы, Казимир, талантливый… Так мило передали згу… Ну зачем, Вы Господин Петров, приносите сюда эту отраву… Вы же отравите Казимира, как Сальери…

- Прошу Вас, мадмуазель разделить с нами трапезу… И закусочка – декальтес…- робко произнес Резонер…

- Не декальтес, а деликатес… Насмотрится, эта молодежь, на барышень… и бредят декольте… Ба!!! Да Казимир и вправду намарал что-то… А что… В этом что-то есть…

- Господин Петров-Водкин… прошу Вас… не давайте Казимиру больше этой отравы… Как только Вы стали ее приносить, сдохли все тараканы в доме… - сказала консьержка и, попрощавшись, ушла.

- Не называй «Зга». Зги и так вокруг больше, чем сама зга… Напиши просто - «Квадрат» - твердо и решительно посоветовал Петров-Водкин. - Тогда его у тебя его купит какой-нибудь учитель геометрии…

Малевич подошел к холсту и внизу, справа, четко написал: «квадрат малевич, 1915».

Посмотрел на холст и перед словом «квадрат» добавил еще одно слово «черный».

- Зачем ты написал «черный»??? – возопил Петров-Водкин.

- Ну, Вы же написали два года назад, что конь у Вас красный, хотя это и так видно…

- Так у меня других красок не было… тогда… и… а вдруг покупатель – дальтоник? Вот и написал потому…

- Так и я потому, - ответил Малевич.

- Резонно-с, - подвел итог Резонер, - очень даже резонно-с…

Голос тишины

В 1927 году Макс Эрманн (1872-1945, Терре-Хота, штат Индиана) опубликовал свое стихотворение в прозе «Дезидераты». (Desiderata (desideratum poem) – в пер. с лат. «Наставления»). Предлагаемый ниже текст не является переводом поэмы Макса Эрманна. Не является он и парафразой, ибо здесь иначе переданы темы любви, агрессивности и религиозности.

Это и позволяет дать иное название своим размышлениям на эту тему - «ГОЛОС ТИШИНЫ (по мотивам стихотворения М. Эрманна «Дезидераты»)».

 

«В бешеном ритме современной жизни, в хаосе улиц, в шуме ливня и ветра, в грозовых раскатах грома, постарайся услышать голос Тишины, голос Неба, голос Благодати. Ибо только в Благодати ты обретешь Покой, сумеешь быть в ладу с Самим Собой.

 Не проявляй агрессивности по отношению к другим. Но, столкнувшись с ней, не теряй решительности защитить другого Человека, Свих близких, Родину. Никто не вправе посягать на чужую жизнь – посягнувший же на нее - сам себе вынес приговор.

 Не будь циничным с Любовью во всех ее проявлениях. Даже краткие, как молния, проблески ее света принимай как бесценный дар и храни в сокровищнице Своего Сердца.

В этой сокровищнице могут быть как крупные слитки, так и небольшие жемчужинки. И если Твоя Любовь осталась безответной или ты столкнулся с коварством или обманом – не торопись выбрасывать ее из сокровищницы, иначе Твоя сокровищница может оказаться пустой. Любовь не подвержена порче – она была – храни ее. Рухнуть может все: твои банковские счета, имущество, но останется Любовь – единственный капитал, который поможет начать все сначала. Черствость, ненависть или равнодушие – преходящи; они мимолетны; проходя мимо Тебя, они могут обжечь и принести боль, но все они обречены на самосожжение. То же и с завистью – она сжигает человека изнутри. И только Любовь остается вечной, как жизнь.

 К Своему делу, к Своей профессии относись как к важной и нужной – любая работа созидательна. Никогда не разрушай созданного другими – это плоды их деятельности и они дороги им, также, как крестьянину дорог  выращенный и политый его потом хлеб.

 К людям, которые кажутся тебе не достаточно умными или сварливыми, которые любят осуждать других относись терпимо, но никогда не поддерживай их. Соглашаясь с ними, ты становишься соучастником суда или поощряешь их заблуждения. Не раболепствуй – говори одинаково со всеми – спокойно и искренне – лицемерие порождает холуйскую психологию. Не идеализируй религиозность – ее идеализация несет только негативные последствия – тебе не будут давать покоя вопросы типа: «Почему та много конфессий и деноминаций?», «Почему мир так плох?», «Куда смотрит Бог?» и другие. Что бы ты ни думал о существовании Творца – оставайся с Ним в мире – ты создан не для огня ада – его придумали люди.

 Ты - Дитя Вселенной, Ты - Сам Вселенная – огромный мир – в нем есть все: и закаты и восходы, солнечные и пасмурные дни… Тебе страшно и ты испытываешь неуверенность – ты перестал слушать голос Тишины, Ты слышишь только свой голос – прислушайся к голосу  Тишины, голосу Неба, голосу Благодати и страхи оставят тебя.

Ибо только в Благодати ты обретешь Покой, сумеешь быть в ладу с Самим Собой».


Примерно в это же время Р.Киплинг опубликовал свое стихотворение. Привожу его в переводе М.Лозинского.

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других. 

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

He забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать c основ. 

Умей поставить в радостной надежде,

Ha карту все, что накопил c трудом,

Bce проиграть и нищим стать как прежде

И никогда не пожалеть o том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: "Иди!" 

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда мой сын, ты будешь Человек!  

Сторінки:
1
2
попередня
наступна