Надо бы посмотреть эти фильмы.
- 01.08.20, 00:44
Это не мои мысли, но поскольку автор не отдал кнопку "шарить", я скопировал сюда, чтоб не потерять.
Военные фильмы:
1. «Иди и смотри», Элем Климов
Самый страшный фильм о войне, от которого до сих пор бросает в холодный пот. Это искусство, которое бьёт наотмашь. Это нужно видеть, но перед тем, как смотреть это кино - настройтесь. Словами это высказать невозможно
2. «Апокалипсис сегодня», Фрэнсис Форд Коппола
Вечная классика Джозефа Конрада «Сердце тьмы» превратилась в жуткое психоделическое путешествие в сердце ада - Вьетнам, где обезумевший полковник Курц решил немного поиграть в бога. Этот фильм ценен как сборище ярчайших моментов, впечатлений от кругов ада, которые постепенно проходит герой Мартина Шина. У него кстати случился сердечный приступ во время съёмок и он чудом выжил, что в общем и целом неудивительно. Деннис Хоппер с фотоаппаратом среди пальм, механически повторяющий слово «ужас», совершенно демонические пять минут Марлона Брандо, который так и не выучил текст, но это и не важно, «запах напалма по утрам» Роберта Дюваля - второй такой фильм о войне снять невозможно.
3. «Цельнометаллическая оболочка», Стэнли Кубрик
На фоне популярности фильмов о Вьетнаме и вообще этой темы гениальный затворник и мизантроп Стэнли Кубрик показал, как нужно снимать кино о войне. Это два фильма в одном - учебка и боевые действия, причём какой из них хуже - сказать сложно. Кубрик, как и главный его наследник в современном кино - Кристофер Нолан - режиссёр очень умный, точный и холодный. Он интеллектуально препарирует такое явление как война, при это не делая никаких собственных выводов, но они и не нужны. Достаточно вспомнить взгляд рядового Гомера Пайла, когда он разговаривает с винтовкой в туалете - и всё становится ясно.
4. «Взвод», Оливер Стоун
Одно из самых печальных зрелищ - это когда хорошие и местами очень хорошие режиссёры сходят с ума или разменивают талант на мигалки на Мерседесе. Никита Михалков который снял «Свой среди чужих» и «Неоконченную пьесу» не просто снял после этих фильмов трилогию «Утомленные солнцем», в которой второй и третий фильмы это кровь из глаз буквально, но и снимает передачи про то, что Билл Гейтс будет всех чипировать.
В одной с ним клинике, в соседней палате живет тоже очень хороший в прошлом режиссёр Оливер Стоун, который любыми путями пытается с кем-то и чем-то бороться и даже зачем-то снял какие-то интервью с Путиным, но они настолько скучные, что даже первый канал их не крутит.
Взвод - это совсем другое дело. На мой взгляд, это лучший фильм о войне во Вьетнаме, и о том, что именно с человеком делает война, как быстро в этой кислоте растворяется всё человеческое, слишком человеческое, как сказал однажды Ницше. Ницше кстати тут не случайно, сознательно или нет, но отсылок к гениальному немцу в фильме хватает. Четыре Оскара просто так не дают.
5. «Спасти рядового Райана», Стивен Спилберг
Я был на тот самом пляже, где высаживались союзники в фильме Спилберга и в реальной жизни, и то, как он снял эту сцену - до сих пор остаётся непревзойденной вершиной кинематографа. Именно этой сцене современное кино обязано тем, что режиссёры просто не снимают масштабные батальные сцены, понимая, что превзойти эту просто невозможно. Уже упомянутый Нолан совершенно не случайно избрал именно такую драматургию «Дюнкерка».
Конечно, Спилберг это эталон зрительского режиссёра, это человек, который и сделал современное кино таким, как мы любим. Он снимает драматургически простые, но сильные и убедительные фильмы. Сцена, в которой герой Тома Хэнкса шепчет: «Заслужи это» - блестяще снято и сыграно, одна из самых сильных сцен в мировом кино вообще.
6. «Дюнкерк», Кристофер Нолан
Главная надежда современного кино на победу в схватке с коронавирусом (пользуясь случаем, агитирую всех - обязательно идите в кино на его фильм «Довод», должен выйти в конце августа - начале сентября. Не забывайте маску, перчатки и помните о социальной дистанции) Кристофер Нолан снял свой главный военный фильм, в котором его мастерство работы с пространством и временем достигло невероятной высоты.
Нолан режиссёр очень умный, интеллектуальный, и ему чужды эмоции. Это, кстати, главный упрёк в его сторону со сторону зрителей, в его фильмах им не хватает глубоких эмоций, но от него их ждать по меньшей мере странно.
Тарковский как-то сказал, что кино вообще - это искусство работы со временем. Время и есть главный герой в фильме Нолана. Так блестяще синхронизировать дни, недели и часы может только очень большой мастер. Очень сложная на самом деле история рассказана языком кино очень просто и невероятно увлекательно. Том Харди опять в маске и Нолан даже придумает специально для него шутку, что настолько крутому актеру нельзя играть без маски, слишком сильно воздействует на зрителя.
7. «Подводная лодка» (Das Boot), Вольфганг Петерсен
Петерсен режиссёр очень неровный, на мой взгляд, и в его карьере хватает как шедевров, так и откровенно проходных фильмов. «Лодка», благодаря которой он попал в Голливуд - это какая-то мрачная и не лишенная такого же тёмного юмора трагическая история экипажа подводной лодки, которая снята так искусно, что на 5й минуте фильма вы сами ощутите давление воды и спертое дыхание матроса рядом.
А как они поют «It’s a long way to Tipperary» - это нужно слышать. Невероятное кино.
8. «Летят журавли», Михаил Калатозов
Единственная Золотая пальмовая ветвь в Каннах, которую получил советский фильм, и до сегодняшнего дня ситуация не изменилась- Канны к постсоветским странам равнодушны. Фильм интересен и как новой слово в операторском искусстве - загуглите как снималась знаменитая сцена с берёзами и вы очень удивитесь, как это было сложно и какое мастерство потребовалось. Кстати, киношно она рифмуется со сценами в подъезде, и это очень красиво. Лучшая на мой взгляд роль в кино Алексея Баталова.
9. «Тонкая красная линия», Терренс Малик
Точно не помню, но вроде Малик изучал в университете классическую философию, и это второй режиссёр после Кубрика, который снимает не просто кино, а философские трактаты, рассуждения в данном случае о войне.
При всей глубине и какой-то отстраненности от зрителя, картины Малика удивительно чувствительны и глубоки, весь абсурд и бессмысленность войны на этом богом забытом острове посреди океана ощущается очень остро. Пожирающее героя Ника Нолти желание завоевать остров не столько ради того, чтобы получить очередное повышение, но и для того, что заткнуть чем-то эту пустоту в душе, заполнить молчание природы невнятным бормотанием эгоизма, передана прекрасно. В фильме отчётливо нет главного героя и это тоже не случайно.
Несмотря на ярко выраженный стиль Малика - длинные кадры, много общих планов и тд, боевые сцены сняты сильно и динамично. Я не могу посоветовать Малика вообще всем, хотя сам его очень люблю. Он очень необычный режиссёр, а «Линия» - едва ли не единственный его фильм, который можно почти без оговорок посоветовать.
10. «Охотник на оленей», Майкл Чимино
Один из моих любимых фильмов вне зависимости от жанров. Сцены русской рулетки в середине фильма считаются одними из самых жестоких в истории кино, Роберт Де Ниро тогда был на высоте актерского мастерства.
Фильм драматургически трёхактный - это мирная жизнь в городке и какая-то почти случайная запись молодых ребят во Вьетнам, непосредственно война, большая часть которой - плен, и концовка, где герои вдруг обнаруживают, что никакой мирной жизни для них уже не будет и возвращаться им уже некуда. Очень люблю Кристофера Уокена и его роль в этом фильме.
Для меня одним из самых пронзительно снятых моментов является капля вина, которая падает на платье невесты и пьющий ветеран, после каждой рюмки произносящий «Fuck it”. Здесь Чимино превзошёл самого себя.
11. «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», Нагиса Осима
Формально это не совсем военный фильм, но должна же быть у меня хоть какая-то привилегия как у составителя списка. Этот фильм примечателен сразу по нескольким причинам - лучшая роль в кино Дэвида Боуи, совершенно волшебная музыка Рюичи Сакамото (которую я продолжаю слушать почти ежедневно), первая драматическая роль следующего живого классика японского кино - Такеши Китано, и конечно - главная роль и режиссура самого Насисы Осимы. Это очень японский фильм, который в то же время снят для европейцев, и это его совсем не испортило. Прекрасный, в каком-то смысле культовый фильм.
12/13. Дилогия Клинта Иствуда «Флаги наших отцов/Письма с Иводзимы»
Это единственный известный мне пример в кино, когда одно и тоже боевое столкновение на войне показано глазами обеих сторон, без передёргиваний и манипуляций. Вот американские морские пехотинцы, готовятся к сражению, в конце которого они поднимут флаг, и фотография этого подъема станет иконической (и у Иствуда есть история этой фотографии). Вот японские солдаты, они готовятся дать последний бой и надеются сделать это достойно, понимая, что это бой последний в их жизни.
Иствуд вообще последний классик и модернист американского кино, его война - это война людей сильных и благородных, которые в общем и целом понимают свою роль и предназначение. В мире постмодернизма такой взгляд - редкость.
И да, его обязательно нужно смотреть именно как дилогию, один фильм сразу за другим.
14. «Мост через реку Квай», Дэвид Лин
Вечная классика. Лучший фильм Лина после «Лоуренса Аравийского», семь Оскаров, в том числе за лучший фильм года - это говорит само за себя. Не буду зря тратить слова, если вы ещё по каким-то причинам не видели этот фильм - это первое что вам нужно сделать. Ради таких фильмов люди и придумали кино.
15. «Они сражались за Родину», Сергей Бондарчук
В отличие от сына, папа кино снимать умел. Если говорить о советском наследии, два лучших советских фильма о войне на мой взгляд - это «Белорусский вокзал» (который конечно о том, что происходит после войны и поэтому его в этом списке нет) и фильм Бондарчука. Я помню его с детства, прекрасная операторская и режиссерская работа.
На этом пора остановиться, поэтому только эти пятнадцать картин. Enjoy!
Коментарі
Тарас Музичук
11.08.20, 05:27