Последние несколько месяцев убедили меня в том, что земляки и жители «восточного соседа» с удовольствием обсуждают события в Украине. Но, увы, при этом они пытаются поставить себя на место жителей этой страны и абсолютно не понимают специфики менталитета украинцев.
Ещё до кровавых событий на майдане пытался объяснить различие углов под которыми видят мир украинцы и, например, беларусы.
Тезисно повторю
Украина – единственная страна, где анархия может быть государственной идеологией. Украинцы с лёгкостью создают то, что остальные воспринимают как хаос. Но при этом внутри этого хаоса есть своя логика, доступная только украинцам.
Украинцы генетически не имеют пиетета перед властью и «сильными мира сего». Почитайте Гоголя. Только украинцы могут ехать к императрице чтобы выменять/попросить/забрать/украсть у неё сапожки для своей любимой.
При всём этом украинцы крайне болезненно относятся к попыткам влиять на них извне. В таких ситуациях нация как правило мобилизуется и при всей ненависти к сильной власти готова терпеть даже диктатуру ради устранения внешней угрозы. (правда потом эти же диктаторы зачастую сбрасываются с престолов «благодарным народом»). Украинцы готовы сражаться за идею. В том числе идею личной свободы. Пассионарность этой нации удивительна.
Украинец достаточно спокойно воспринимает выражение мнения, отличного от его. Но готов быстро и жёстко разобраться с «выражастами», если они «потоптали мої бурячки».
Украинцы – очень религиозная нация. А так же народ, прочно увязший в родственных связях – том, что называется кумовством. Это значит, что в случае чего пойдут защищать и «бурячки» кума.
При этом, в отличие от беларусов, украинцы отходчивые до крайности. Если обидеть беларуса – он, как мелкий пакостник, будет помнить долго и отомстит в самый неожиданный момент. Если украинца – тот с шашкой наголо побежит разбираться. Но как только обидчик выставит «горілку та прохання вибачити» тут же успокоится.
А теперь, держа в уме вышесказанное, посмотрим на ситуацию в стане в марте 2014 года. После смены власти в Украине возникла специфическая ситуация.
1. Деморализация части силовых ведомств
2. Нарушение привычной системы клановой подчинённости украинской политики
3. Возникновение нескольких центров силы
4. Отрицательное восприятие событий в Киеве значительной частью населения
5. Пустой государственный бюджет (о чём позаботились предыдущие правители).
На этом фоне, учитывая важность Украины для проекта «русского мира», начинает действовать Российская Федерация. Увы, но «про российская» партия регионов тщательно зачистила политическое поле на Юге и Востоке, не оставив сильных конкурентов. Условия не лучшие. Кремль начинает с Крыма, где остались хоть какие-то рудименты некогда сильных промосковских партий.
Расчёт Путина прост:
Массовые волнения в нескольких регионах создают эффект хаоса
Попытки силового усмирения обречены на провал в связи с деморализацией местных силовиков. Причём значительная их часть может перейти на сторону восставших.
Столкновения (возможно с человеческими жертвами) дают моральное право РФ выступить «миротворцем». А заодно и поменять власть в Киеве.
Значительная часть местных депутатов и работников администраций имеют свой бизнес. И, (о чудо!) колоссальные непогашенные долги перед российскими банками. А это означает, что вопрос «администрации переходного этапа» решается быстро и безболезненно.
Вроде всё логично и правильно. Начинаются крымские события. И тут Москва сталкивается с удивительной реакцией. Силовики в Крыму не отвечают на провокации и просто «посылают зелёных человечков по-матушке». При этом начинаются неприятные тенденции:
В остальной части Украины вместо роста протестов начинается «мобилизация нации»
Ещё пару недель назад «никакие» силовики стахановскими методами восстанавливают свою боеспособность
Реакция мирового сообщества, мягко говоря, неприятна Кремлю
Местные элиты на востоке Украины начинают свою игру
Накрутка общественного мнения в РФ не даёт возможности «просто отступить». Необходима хоть маленькая, но победа.
Кремль вынужден забрать Крым. И при этом начинает политику массированного содействия «сепаратистким» настроениям на Юго-Востоке Украины. При ограниченности потенциала местных лидеров (причины см. выше), засылает собственных координаторов и туристов. Благо, языкового барьера нет.
Со стороны события действительно напоминают хаос и демонстрацию неспособности Киева навести порядок на территории страны. Так ли это на самом деле?
Вводные для Киева
Новая власть в Киеве действительно столкнулась с неприятной ситуацией. Денег в бюджете нет. Вся боеспособная часть вооружённых сил блокирована «братской армией» в Крыму. Милиция деморализована. Сохраняют боеспособность разве что пограничники, но их чрезвычайно мало.
Немаловажным является фактор финансирования и отношения власти. 23 года независимости на украинскую армию государство смотрело как на дармоедов. А на военный бюджет – как на источник «распила». В результате получается парадоксальная ситуация: БТР не может выехать, потому что кто-то СП***Л аккумулятор или деньги на его покупку. И так во всех частях.
Вдобавок к этому проявляется проблема кадрового голода. В условиях смены власти непонятно, кого и куда назначать в силовых ведомствах. Москва за 2 года перед Крымской операцией провела ротацию ЧМ, убрав с полуострова офицеров, имеющих родственные и дружественные связи с Украиной. Украинцы о необходимости отслеживать «братские связи» даже не задумывались.
На этом фоне любой выстрел смерти подобен. Министр обороны с трибуны Рады признаёт, что может наскрести только 1 неполную сводную дивизию (6 тыс.) на материке.
Таким образом, чтобы спасти страну от силового захвата украинской власти необходимо:
Обеспечить контроль над территориями где это только возможно
Устранить кадровый голод – провести чистку в силовых структурах. Причём так, чтобы не деморализовать их окончательно
Вернуть хоть частичную боеспособность ВС
Разобраться с «туристами» из России на материковой части
Где-то найти деньги
Стратегия Киева
Стратегия украинских властей помещается в два понятия: «Управляемый хаос» и «полная алогичность». Именно такое впечатление создаётся у внешних наблюдателей. Понять что здесь происходит – выше человеческих возможностей. Если ты, конечно, не прочувствовал специфику украинского менталитета. Начнём по порядку.
Военная сфера
Крым потерян. Факт. Но сделать потерю таковой, чтобы все видели «страдания Киева»… Но об этом поговорим ниже. Пока о другом.
Территориальные потери проявили способности украинцев к самоорганизации перед внешней угрозой. Общественные активисты берут шефство над ВЧ. Фактически каждая часть на передовой имеет своих «шефов», которые на 60-100% решают вопросы с довольствием, амуницией, ремонтом техники и т.д.
Иногда сотрудничество приобретает удивительные формы. Отсутствие бронежилетов решается просто: на протяжении 2-х недель волонтёры привозят на полигон все виды бронепластин, которые смогли достать. Там по ним палят из всего, что стоит на вооружении. Офицеры выбирают лучшее. Потом те же волонтёры находят фабрику, которая шьёт бронники 4 и 5-й ступеней защиты. И всё это не за «военный бюджет». Кстати, координатор работы – мужчина, который в мирное время «продаёт клубнику со своего поля под Николаевым».
Горячая линия сбора средств приводит к тому, что за 3 недели жители фактически нищей страны «по 5 грн» скидываются на 90 млн. (около 850 тыс. баксов). Это – без учёта крупных пожертвований и «шефской помощи».
Отдельный разговор о мобилизации. У военкомов случился «вынос мозга». Впервые в истории они отбиваются от резервистов, а не гоняются за ними по всей стране. Более того, зафиксированы несколько случаев предложений взятки за то, чтобы человека ЗАБРАЛИ (!!!) в армию!
В результате ВС Украины за 1 месяц получили больше, чем за предыдущие 10 лет. Что касается морального духа, военные увидели КОГО они защищают. И слово присяга приобрело дополнительный смысл. То есть вопросы морального состояния были сняты с повестки дня сразу.
Руководство и кадры
События в Крыму и на материке позволили в кратчайшие сроки обозначить значительную часть шлака в погонах, который необходимо выкинуть из армии. И наоборот. Множество пусть горячих, но авторитетных офицеров, думаю, вскоре получат новые звания и пойдут на повышение. К чести украинской армии, шлака на поверку оказалось меньше, чем можно было ожидать.
Территории
Крым
То, что Крым не удержать без войны в Киеве поняли практически сразу. Но сразу заметили и другие тенденции:
При правильной работе МИД мировое сообщество с пониманием и сочувствием смотрит на Украину
Аннексия Крыма напугала не только ЕС, но и ближайших союзников РФ: неизвестно кто окажется следующим
Крымские события стали основным фактором мобилизации населения и сняли с повестки дня вопросы цивилизационного выбора и языковую проблему. Украинцы поняли, что от РФ ждать добра не приходится. Независимо от того, на каком языке они разговаривают. И процесс «раскрытия глаз» идёт по нарастающей.
Само население Крыма очень быстро трезвеет в вопросах отношения к братской России. Российские СМИ отрапортовали о 80 тысячах выданных паспортов новым гражданам РФ. Это 3 недели их месяца, отведённого для смены гражданства. Извините, но население полуострова – более 2 млн. А 80 тысяч – в три раза меньше населения «русского» Севастополя.
К этому стоит прибавить мелкую «пакость» в виде признания татар «коренной нацией». И множество других не менее занимательных сюрпризов.
В результате этого Украина имеет потенциал внешней (в том числе и финансовой) поддержки, который был недоступен ни одной стране в Восточной Европе. Односторонне открытие таможенных границ для украинских товаров – вещь неслыханная в современном мире. А позиция стран-членов ООН свидетельствует о том, что вопрос возврата полуострова решиться положительно. Пусть, увы, и не на протяжении 3-4 ближайших лет.
А в это время РФ будет нести двойные потери. Санкции в отношении этой страны могут оказаться весьма болезненными. А необходимость удержания стабильно дотационного региона, теперь уже «российского» — это минимум 3 млрд. долларов в год. В перспективе 4-х лет – минимального срока, на протяжении которого Крым будет «российским» — это означает ссуду от братского народа в объёме не менее 12 млрд. американских президентов.
На этом фоне новой украинской власти стоило огромных усилий, чтобы не закричать ура и продолжать вести политику беспомощного перед восточным варваром соседа. И сосредоточится на решении проблем «на материке».
Центр.
Ключ к Украине – центр. Днепропетровск, Запорожье, Полтава. К ним можно отнести так же Кировоград, Херсон, Николаев и Одесса.
Центральный клан был очень потеснён и обижен донецкими. Местные элиты так же особо рвутся стать частью РФ или переживать долгие месяцы митингов и демонстраций.
Руководить Днепропетровском и присматривать за центром ставится сделавший в «Днепре» состояние олигарх Коломойский. Его первые действия – заправка танков за свой счёт. Этим он «прозрачно намекнул», что как истинный религиозный еврей, готов оставить в стене плача записку с просьбой Богу «позаботиться о душах усопших сепаратистов из Центральной Украины». Тихое, но весомое «ША!» было услышано и правильно истолковано.
Те, кто следил за событиями на майдане, помнят кровавые стычки в Днепропетровске, Запорожье. С приходом Коломойского «дружины ПР» куда-то испарились.
На Востоке и Юге ситуация была посложнее.
Это – вотчина партии регионов. И новой власти там просто не на кого опереться. Как, кстати и России. Потерпевшая поражение партия регионов оказалась в роли «золотой акции». Куда пойдёт восток теперь зависти от выбора лидеров. А лидеры решили подождать, морально поддерживая обе стороны.
Учитывая беспомощность местной милиции власти выбрали интересную тактику. Суть её во фразе «Если не можешь победить хаос – стань его частью». Фактическое выражение сути в тактике «мягкой провокации».
Учитывая, что возможности массовой проверки региона и выявления лидеров нет, власти дают оппонентам проявить себя во всей красе. А потом тихо задерживают и этапируют в Киев. Пограничники параллельно уменьшают «поток» туристов.
Вспомним ситуацию с «народными губернаторами», «лидерами митингов» и так далее. А так же с задержкой диверсионных групп на территории областей и недопуске в Украину более 9000 туристов.
Тем не менее, самим митингам и захватам силовики не мешали. Почему? Вспомните фразу «потоптали мої бурячки». Приезжие гости не особо знакомы с местной спецификой и своим поведением сначала отрезвили, а потом и обозлили население. Например, большего кретинизма, чем публичное сожжение вместо влага УПА флага ФК «Шахтёр» в Донецке придумать нельзя. Или штурм Харьковского театра, перепутав его с мэрией.
В результате уже к началу апреля пророссийские силы потеряли динамику и мобилизационный ресурс. Вместо одновременного взрыва в 4-5 областях они могли организовать митинг максимум в одной.
На этом фоне происходит усиление местных силовых кадров. Идёт, кстати, «естественным путём» благодаря аннексии Крыма. В Донецк вывели симферопольский полк ВВ, который «на своей шкуре» познал все прелести «БратаУворот». И вопреки ожиданиям русских остался верен присяге. Это, кстати, те парни, что стояли на Майдане. Только сейчас они не имеют никаких иллюзий насчёт братского народа и «немножко злые». В Одессе, Херсоне и Николаеве – военные и погранцы из того же Крыма. С аналогичными настроениями.
И тут мы подходим к последним событиям
Кураторы протестов из РФ понимают, что их возможности уменьшатся с каждым днём. В Украину массово перебрасываются уже откровенно диверсионные группы. В Крыму можно было выдавать бойцов ЧМ за «самооборону». На востоке и Юге необходимо засылать таковую извне.
СБУ отлавливает часть групп. Но понимает, что выловить всех – нереально. Решение, которое принимают силовики в духе «украинского хаоса»: Хотите штурмовать здания? Вам завернуть или так возьмёте?
Вдумайтесь: 20-и тысячный митинг не может взять ОДА. А тут здание сдаётся перед 1000 человек. СБУ (!!!) берут штурмом 200 «протестующих». И это при том, что в городах количество лояльных силовиков значительно увеличилось. А работники службы безопасности начали «ловить кайф» от процесса «диверсант-сафари». Не удивлюсь, если узнаю, что между подразделениями идет «капиталистическое соревнование».
Почему? Ответ прост. В Крыму гниль в структурах силовиков проявилась только на активной фазе развития ситуации. Решение: поможем устроить!
Что дал такой вариант:
Учитывая малое количество оставшихся кураторов и боевиков, они вынуждены были все (или почти все) принять участие в захвате зданий. В результате:
Их лица запечатлены на видео (стрим с камер наблюдения никто не отменял)
Они теперь сами себя загнали в резервацию. В отличие от майдане в Киеве, «сепаратисты» не имеют такой широкой поддержки населения. Соответственно власть избавила себя от трудов «выявлять их по одному».
Захват зданий и особенно СБУ даёт право считать их террористами. Поэтому силовики с такой скоростью и радостью отрапортовали о «потере контроля над оружейными комнатами». Ни у кого нет сомнений – захватчики вооружены. И точка.
Такое поведение ОЧЕНЬ раздосадовало местное население. Со всеми вытекающими. Донбасс, как известно, «порожняк не гонит».
Теперь результаты.
Сразу после событий в Донецке, Луганске и Харькове прошли несколько интересных акций.
В Одессе пару десятков тысяч человек пришли под российское консульство и «вежливо намекнули» что будет с дипломатами РФ если кто-то «рыпнется» в этом чудесном городе.
В Николаеве местные жители не дожидаясь силовиков просто «по пацански» разобрались с гостями города. Палаток с триколорами в центре нет. Правда, на следующий день местные власти поступили особо цинично: они поставили навес от дождя для тех митингующих, которые захотят вернуться на площадь.
Но самое интересное произошло на востоке. В Харькове силовики провели спецоперацию. Фотографии задержанных с руками за спиной и записками-алгоритмами действий в ладошках облетели Интернет. Более цинично было бы, конечно вставить каждому сзади флаг РФ. Но толи флагов ни нашлось, толи силовики добрые попались. Занимателен и монолог Авакова после операции. Основные посыла два:
Ребята, сча мы будем делать вам немножко больно
Местных силовиков ожидает чистка – до 30% лишаться формы.
Днём посылы получили продолжение. Власти замелили, что вооружённый захват зданий (а наличие оружия подтверждено пустыми оружейными комнатами в зданиях СБУ) – это больше чем митинг. А Рада оперативно ужесточила наказания за терроризм, сепаратизм и прочие «измы». Вплоть до пожизненного.
Это ОЧЕНЬ испугало активистов в Донецке и Луганске. Первые попробовали договориться с шахтёрами о поддержке. Но получили от профсоюзов ответ примерно такого содержания «больше не звоните иначе отхватите люлей». Такое отношение стало шоком. Ребята ОЧЕНЬ быстро освободили здание СБУ, сдали часть оружия и начали переговоры. Основной их посыл: вы нас только не штурмуйте.
В Луганске того веселей. Пытаясь прикрыться женщинами, активисты запретили выход из захваченного здания СБУ. Что сразу сделало их террористами. Они ничем не лучше, чем те, которые засветились в Беслане или Москве.
На этом фоне Москва продолжает демонстрировать непонимание ситуации. Считая, что с объявлением «Донецкой республики» поддержка населения у них в кармане «на места» шлётся циркуляр с советом обеспечить «коридор на границе». «Народные дружины» понимают что попали по-крупному. Если они высунуться из зданий с оружием – их начнут немного стрелять. Если выйдут просто так – ненадолго садить. Или садить, раскалывать и отправлять на Родину. А что делает «Родина» с «предателями, сдавшимися в плен» — известно из урока истории.
И, наконец, довершает картину маслом ужесточение временных рамок. Власти дали захватчикам зданий 48 часов, чтобы определить свою судьбу. Гости в Донецке и Луганске вынуждены теперь работать в режиме цейтнота.
Что будет если они не сдадутся – неизвестно. Украинцы любят нетривиальные решения. Например, поставить вокруг зданий вышки и объявить строения «колонией №….». Кстати, экономия средств на восстановление интерьеров и этапирование гостей.
В любом случае, анализ даёт занимательную картину, которая, надеюсь, позволит по-другому взглянуть на действия украинских властей.
Игорь Тышкевич, Беларусь, для "Хвилі"