ОТ АРИНЫ НИКИТИНОЙ
Из многих источников нам известно, что различные узоры, наносимые нашими предками на одежду, украшения и предметы домашнего быта выполняли не только функцию украшений, но и служили оберегами от возможного и существующего зла и потустороннего мира.
Но помимо этого узоры на одежде несли еще и информационное значение – поклонившись в пояс встречному, человек «считывал» образ о местности, откуда человек родом, о его предках, о профессии, о его семье, детях, уровне духовного
развития и многом другом.
И это не досужий вымысел – обратитесь к сказкам:
поклонившись в пояс юноши, царевна сразу называет Ивана добрым молодцем
(«парнем в возрасте жениха из рода с хорошим прошлым, «добрым именем»);
а в былинах князь повстречав пахаря в поле сразу узнает в нем богатыря
( «владеющий богом», «богатством» - достигший душевно состояния бога) и
др. но где же располагалась эта информация?
Давайте размышлять. Поиграем в слова. Даже забыв значение явления, народ сохранял его название достаточно долго, очень неохотно сменяя его на какое-либо новое, но не
известное предкам слово, потому что так «предками нашими заведено было
и не нам обычаев сих сторониться».
Нижняя рубаха и у мужчин, и у женщин называлась
тельник, нательная и, если судить по тем из них, что дошли до нашего времени, то выполнялась она с минимальным количеством швов (иногда даже меньшим, чем верхняя, что само по себе странно, так как мастерицы ранее старались использовать все кусочки ткани так, чтобы каждый отрезок пошел в дело, а кроить ту рубаху, которая изнашивается быстрее всего из больших, нерезаных кусков – это, с точки зрения бытового прагматизма,не экономно, глупо).
Но если посмотреть на название – тельник состоит
из двух несущих смысл морфем «–тель-» и «–ник». Первая морфема
указывает на значение «тело», а вторая называет носителя качества
(аналог: работ-ник, началь-ник, монтаж-ник и др.). значит само слово
имеет значение «носитель (хранитель) тела» или «заменитель тела». Таким
образом, можно предположить, что нижняя рубаха играла роль тели в этом мире (а поскольку одежда – принадлежность социума – то социального мира).
Поскольку тело наше, при вхождении в мир, чисто, то и на нижней рубахе узоров вышивки быть не должно. Это подтверждается этнографическими сборами одежды: нижние рубахи даже 18-19вв. не орнаментированы, лишь иногда прошиты по швам красной ниткой, которую в деревнях Васюткино, Безымянка, Ярилина плешь, Березовка Самарской Ульяновской областей называют
пуп, пуповинка.
Кроме того, нижнюю рубаху часто в материалах сборов этнографии называют исподней – ис-под-ня-я. Здесь даже значение не завуалировано, не скрыто – «из под нее – я», душа.
Следующая рубашка, надеваемая поверх исподней, часто и у мужчин, и у женщин называлась
станом, но также могла называться и только центральная часть рубахи
– однокорневые слова: стан (ткацкий станок), станок, становиться, статься, останавливаться, сто и др.
Если анализировать первичную
корневую связь этого слова со словом-понятием «стан», то, в целом, в
ткацком станке станом собственно называли нижнюю его основу, которая,
по отношению к верхней его части и к нитям, выполняет поддерживающую
функцию. В системе мифологического воззрения наших предков все, что
связано с поддержкой, низом, связывалось с предками, с миром прошлого.
Таким образом, можно предположить, что на стане вышивалась информация, связанная с прошлым человека, о его роде. Но где располагалась эта информация? Поскольку ушедшие предки – это основа рода, его корни на Мировом древе – то, скорее всего внизу рубахи. Эту информацию нам подсказывает и название низа рубахи –
подол, припол (под - ол ( ом ) находящееся, а Ол в «Всесветной грамоте» – это соединение духовного и земного наполнения, силы в человеке – силы богов и предков; даже в английском языке это слово значит «все»).
Однокоренные слова: подолье, подпол, подполье – то, что под полой – а что можно спрятать под полой? Явно что-то сокровенное. Вспоминаем, что у нас там, под – тело.
Проверяем, анализируя этнографические находки.
Основные фигуры вышивки, изображаемые на подоле рубах:
- знаки земли (предок нас всех) (не путать со знаками засеянного поля);
- мировые древа ( они же являются образами родовых древ семьи);
- женские маленькие фигурки – берегини (не превышают размерами растительные узоры);
- фигурки птиц (в славянской мифологии птица – вестник и вместилище души предка или потомка).
- Встречаются перевернутые изогнутые линии, располагающиеся под линией земной тверди – это или знаки корней (если линия имеет различные ответвления), или
река Смородина, текущая не в мире Яви, а в мире Нави, отделяющая мир
ушедшего, мир предков от мира живых.
Подсказку нам дает и слово
становиться –становиться кем-то в этом мире можно только опираясь на что-то – на прошлое, на знания предков, на их силу. Значит, этот процессстановления должен быть показан на рубахе полностью.
http://arina.yantrino.ru/