Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

Немного об одежде.

  • 23.06.10, 13:31
ОТ АРИНЫ НИКИТИНОЙ

Из многих источников нам известно, что различные узоры, наносимые нашими предками на одежду, украшения и предметы домашнего быта выполняли не только функцию украшений, но и служили оберегами от возможного и существующего зла и потустороннего мира.

Но помимо этого узоры на одежде несли еще и информационное значение – поклонившись в пояс встречному, человек «считывал» образ о местности, откуда человек родом, о его предках, о профессии, о его семье, детях, уровне духовного развития и многом другом.

И это не досужий вымысел – обратитесь к сказкам: поклонившись в пояс юноши, царевна сразу называет Ивана добрым молодцем («парнем в возрасте жениха из рода с хорошим прошлым, «добрым именем»); а в былинах князь повстречав пахаря в поле сразу узнает в нем богатыря ( «владеющий богом», «богатством» - достигший душевно состояния бога) и др. но где же располагалась эта информация?

Давайте размышлять. Поиграем в слова. Даже забыв значение явления, народ сохранял его название достаточно долго, очень неохотно сменяя его на какое-либо новое, но не известное предкам слово, потому что так «предками нашими заведено было и не нам обычаев сих сторониться».

Нижняя рубаха и у мужчин, и у женщин называлась тельник, нательная и, если судить по тем из них, что дошли до нашего времени, то выполнялась она с минимальным количеством швов (иногда даже меньшим, чем верхняя, что само по себе странно, так как мастерицы ранее старались использовать все кусочки ткани так, чтобы каждый отрезок пошел в дело, а кроить ту рубаху, которая изнашивается быстрее всего из больших, нерезаных кусков – это, с точки зрения бытового прагматизма,не экономно, глупо).

Но если посмотреть на название – тельник состоит из двух несущих смысл морфем «–тель-» и «–ник». Первая морфема указывает на значение «тело», а вторая называет носителя качества (аналог: работ-ник, началь-ник, монтаж-ник и др.). значит само слово имеет значение «носитель (хранитель) тела» или «заменитель тела». Таким образом, можно предположить, что нижняя рубаха играла роль тели в этом мире (а поскольку одежда – принадлежность социума – то социального мира).

Поскольку тело наше, при вхождении в мир, чисто, то и на нижней рубахе узоров вышивки быть не должно. Это подтверждается этнографическими сборами одежды: нижние рубахи даже 18-19вв. не орнаментированы, лишь иногда прошиты по швам красной ниткой, которую в деревнях Васюткино, Безымянка, Ярилина плешь, Березовка Самарской Ульяновской областей называют пуп, пуповинка.

Кроме того, нижнюю рубаху часто в материалах сборов этнографии называют исподней – ис-под-ня-я. Здесь даже значение не завуалировано, не скрыто – «из под нее – я», душа.

Следующая рубашка, надеваемая поверх исподней, часто и у мужчин, и у женщин называлась станом, но также могла называться и только центральная часть рубахиоднокорневые слова: стан (ткацкий станок), станок, становиться, статься, останавливаться, сто и др.

Если анализировать первичную корневую связь этого слова со словом-понятием «стан», то, в целом, в ткацком станке станом собственно называли нижнюю его основу, которая, по отношению к верхней его части и к нитям, выполняет поддерживающую функцию. В системе мифологического воззрения наших предков все, что связано с поддержкой, низом, связывалось с предками, с миром прошлого.

Таким образом, можно предположить, что на стане вышивалась информация, связанная с прошлым человека, о его роде. Но где располагалась эта информация? Поскольку ушедшие предки – это основа рода, его корни на Мировом древе – то, скорее всего внизу рубахи. Эту информацию нам подсказывает и название низа рубахи – подол, припол (под - ол ( ом ) находящееся, а Ол в «Всесветной грамоте» – это соединение духовного и земного наполнения, силы в человеке – силы богов и предков; даже в английском языке это слово значит «все»).

Однокоренные слова: подолье,  подпол, подполье – то, что под полой – а что можно спрятать под полой?  Явно что-то сокровенное. Вспоминаем, что у нас там, под – тело. Проверяем, анализируя этнографические находки.

Основные фигуры вышивки, изображаемые на подоле рубах:
  1. знаки земли (предок нас всех) (не путать со знаками засеянного поля);
  2. мировые древа ( они же являются образами родовых древ семьи);
  3. женские маленькие фигурки – берегини (не превышают размерами растительные узоры);
  4. фигурки птиц (в славянской мифологии птица – вестник и вместилище души предка или потомка).
  5. Встречаются перевернутые изогнутые линии, располагающиеся под линией земной тверди – это или знаки корней (если линия имеет различные ответвления), или
    река Смородина, текущая не в мире Яви, а в мире Нави, отделяющая мир ушедшего, мир предков от мира живых.
Подсказку нам дает и слово становиться –становиться кем-то в этом мире можно только опираясь на что-то – на прошлое, на знания предков, на их силу. Значит, этот процессстановления должен быть показан на рубахе полностью. 

http://arina.yantrino.ru/

10

Коментарі

Гість: Voeslav_I

124.06.10, 08:30

    224.06.10, 09:36

      Гість: Светомир

      324.06.10, 18:19

        анонім

        427.07.10, 07:05

          Гість: Anafidream

          530.08.10, 15:49

          Спасибо за интересную информацию!

            630.08.10, 15:52Відповідь на 5 від Гість: Anafidream

            Спасибо за интересную информацию!

            пожалуйста!