http://weekly.ua/pulse/economy/2011/05/26/140103.html
Лидер группы «Скрябин» Андрей Кузьменко несколько лет назад написал автобиографическую повесть о том, как в начале девяностых ездил в Германию, чтобы продать там подороже старую советскую «Победу». Это нетипичная история для украинца. Чаще бывало наоборот: люди рвались за границу, чтобы пригнать оттуда машины невиданных в СССР марок
ФОТО: sHutterstock |
Бэушные иномарки разлетались на родине как горячие пирожки. И вскоре на украинских дорогах стало полным-полно старых «опелей», «мерседесов», «фольксвагенов» и «тойот». Не исключено, что в скором будущем многие украинцы снова начнут задумываться, а не проведать ли старушку Европу и заодно не прикупить ли там железного коня? Этому могут поспособствовать правила ввоза подержанной техники в Украину, на которых настаивают европейцы.
Сегодня бэушные авто в Украину практически не ввозят. По данным операторов рынка, их доля не превышает и половины процента (всего чуть более 2 тыс. шт.) от общего объема реализации легковых машин в стране. Некогда выгодный бизнес свели на нет лоббистские успехи отечественных автопроизводителей, у которых импортеры подержанных машин отбирали часть покупателей. Ведь пригнанный из Европы автомобиль в хорошем состоянии нередко стоил столько же, сколько новый отечественный.
ФОТО: АР |
Импорт с препятствиями
Под благовидным предлогом поддержки отечественного производителя государство год от года сужало возможности ввоза автомобилей с пробегом. Например, до середины 2008 года ввоз иномарок старше восьми лет вообще был запрещен. В рамках договоренностей с ВТО запрет сняли, но тут же появились другие ограничения. Сегодня, например, за ввоз подержанной машины необходимо заплатить акцизный сбор, который в 3,5–50 раз (в зависимости от возраста авто и объема двигателя) превышает аналогичную плату за новую машину и может зашкаливать за 10 тыс. евро.
В Налоговом кодексе предусмотрен еще один «защитный» механизм: сбор за первую регистрацию автомобиля. За старые авто приходится платить больше. Так, регистрация машины до восьмилетнего возраста стоит вдвое дороже. А сбор при регистрации более «пожилых» машин в 40 раз превышает базовый налог. Например, чтобы поставить на учет в Украине импортированный Mercedes с объемом двигателя 3,7 л выпуска 2001 года, необходимо заплатить сбор в размере более 5 тыс. евро!
В таких условиях ввозить импортные автомобили с изрядным пробегом просто невыгодно, ведь различные платежи (к указанным налогам необходимо приплюсовать ввозную пошлину в размере 10% от стоимости авто) зачастую превышают саму цену железного коня. Поэтому сегодня в Украине этим бизнесом занимаются всего несколько компаний. Их руководство оказалось не очень разговорчивым, а вот сами участники рынка утверждают, что эти фирмы работают в основном под заказ.
Европа диктует правила
Ситуация на отечественном авторынке может измениться в связи со стремлением Украины сблизиться с Европой. Вопрос о либерализации импорта подержанных машин стал одним из ключевых в ходе переговоров с ЕС о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Дипломаты обеих сторон обсуждают его уже несколько месяцев. Наконец, в апреле заместитель министра экономического развития и торговли Валерий Пятницкий сообщил о первых результатах. По его словам, Украина пошла на уступки, согласившись на частичное открытие границ для автосеконд-хенда, но не уточнил деталей.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отмечает, что ЕС требует от Украины прежде всего обнулить ввозную пошлину на автомобили (сейчас она одинакова для новых и подержанных машин — 10%). Однако, по информации эксперта, нашу страну это не устраивает. Чиновники настаивают на десятилетнем переходном периоде, чтобы пошлина снижалась постепенно.
Вместе с тем Назаренко отмечает, что ЕС добивается и отмены или снижения внутренних барьеров для импорта автомобилей, таких как акцизный сбор и сбор за первую регистрацию. «Насколько мне известно, эти вопросы поднимаются, но говорить о том, какими будут окончательные изменения, рано, — говорит он. — Я считаю, что никакого акциза быть не должно, ведь, как говорил незабвенный Остап Бендер, автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Рентабельность производства составляет всего 10%».
Однако наши автостроители традиционно выступают против открытия границ для зарубежного транспорта. «Сегодня огромная проблема западных производителей — утилизация отслуживших свое автомобилей. Им выгоднее сбывать этот мусор за границу, а не самим его перерабатывать. Ясно, что эти компании лоббируют свои интересы, но Украина не должна становиться свалкой старых машин из Европы. Это не в украинских национальных интересах и к тому же грозит новыми проблемами для экологии», — считает народный депутат Дмитрий Святаш. Он также является почетным президентом корпорации «Автоинвестстрой», которая занимается продажей новых автомобилей и контролирует более 10% авторынка страны.
Секонд-хенд пользуется спросом
Автодилеры предполагают, что объемы импорта бэушных машин в случае вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС могут вырасти и в 10, и в 20 раз. Техника хлынет в первую очередь из традиционного автомобильного центра — Германии, где подержанные машины стоят значительно дешевле, чем в Украине. Уже даже есть специальные сайты на русском языке, на которых предлагаются бэушные иномарки. Например, BMW X3 2004 года у немцев можно найти за $23 тыс., тогда как у нас такое же авто стоит $30 тыс.
Наплыва импортных машин стоит ожидать и из сопредельных государств — Польши, Молдавии, России, а также из Испании и Италии. Украинские предприниматели проторили дороги и в США — подержанные машины предлагаются там по очень привлекательным ценам (особенно списанные страховыми компаниями из-за каких-то незначительных повреждений), и даже с учетом затрат на транспортировку для украинцев это выгодный бизнес.
Представители отечественных автодилеров отмечают, что спрос на подобную технику в стране есть, и он растет с каждым годом. «Например, по нашей компании с начала 2011 года рост продаж подержанных автомобилей (имеется в виду техника, ранее использовавшаяся в Украине. — Weekly.ua) составил 10–15%, — рассказал директор «Автостока» Дмитрий Почтарь. — Часть потребителей отказываются от покупки новых машин в пользу бэушных. Здесь сыграло свою роль и ухудшение условий кредитования, и еще не восстановившаяся платежеспособность наших граждан».
Итак, чтобы вернуться на украинский рынок, автосеконд-хенду из Европы нужно выиграть как минимум две битвы. Во-первых, одолеть производителей и продавцов новых машин, которые еще повоюют за то, чтобы не допустить конкурентов на рынок. Во-вторых, пока непонятно, будет ли все-таки создана зона свободной торговли с ЕС. Ввиду жесткого прессинга со стороны Москвы, требующей присоединения Киева к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси, как бы вместо «мерседесов» и «БМВ» к нам не потекли старые «Лады»...
Когда-то мне очень нравилось быть представителем среднего класса.
Не так давно я прочитал где-то о том, сколько на самом деле зарабатываю. И вот что я скажу вам: если бы я действительно столько зарабатывал, у меня давно бы уже была какая-нибудь охрененная яхта.
Я не понимаю такой вещи, как выделенная полоса для пассажирского транспорта. Почему люди, которые зарабатывают меньше, чем я, должны быстрее меня добираться до работы?
Как-то раз я открыл «Миррор» (The Daily Mirror — популярный британский таблоид. — Esquire) и увидел там письмо читателя. «Я ехал на работу на своем велосипеде, — написал он. — Как вдруг откуда ни возьмись вылетел красный „Феррари“. Из окна высунулся Джереми Кларксон, проорал: „Купи себе тачку“ и умчался на бешеной скорости». Но это ложь. На самом деле я крикнул ему: «Купи себе тачку, кисломордый травоядный говнюк!»
С моей точки зрения, «Феррари» — это просто уменьшенная в масштабе копия господа бога, а «Феррари 355» — это перепелиное яичко, сдобренное превосходной сельдерейной солью (особая приправа, получаемая из измельченного корня сельдерея и соли. — Esquire) и поданное к столу в пупке Джулии Робертс.
Из этих двоих — «Астон Мартин» или Кира Найтли — я бы все же выбрал «Астон Мартин».
Как-то раз мне нужно было взять для съемок «Феррари Энцо» (двухместный спорткар. — Esquire), и я позвонил Джей Кею (солист группы Jamiroquai, известный также своей коллекцией дорогих автомобилей. — Esquire). «Слушай, — сказал я. — Можно мне на пару дней взять твою тачку?» А он мне: «Да, конечно, если ты на пару дней отдашь мне свою дочь. Ценность-то примерно одинаковая».
Многие автомобильные компании просто обожают говорить: это лучшая машина в своем классе. Что за чушь? Представляете, если я выйду и скажу: «У меня сифилис — лучшая из болезней, передающихся половым путем».
Я восхищаюсь своей женой. Она может готовить ужин, баюкать ребенка, договариваться со своими друзьями о завтрашнем теннисном матче — и все это одновременно. И еще ни разу она не кидала ребенка на сковородку и не укладывала сосиски в кровать.
Не так давно я разработал идеальный способ борьбы с бессонницей: один взгляд на фотографию «Тойоты Камри» — и ты вырубаешься так, будто весь день работал в шахте.
«Сузуки Вагон Эр» (небольшой пятидверный мини-вэн. — Esquire) стоит обходить стороной так же, как вы избегаете незащищенного секса с эфиопским трансвеститом.
Тот, кто утверждает, что на Кубе есть демократия, в первую очередь должен поинтересоваться у родителей двенадцатилетней кубинской проститутки, как именно они предпочитают голосовать.
Единственная причина, по которой арабы и евреи вот уже пятьдесят лет вынуждены вести эту отвратительную войну, заключается в том, что там просто никогда не бывает гребаного дождя. Поверьте, если бы в 1948 году Израиль основали в Манчестере, никакого кровопролития никогда не было бы.
Не так давно британские атомные подлодки признали не полностью соответствующими нормам. Даже не знаю, что предположить... Видимо, там забыли предусмотреть пандусы для колясочников.
Единственный человек на планете, кто неплохо смотрелся на заднем сиденье четырехместного кабриолета, — это Адольф Гитлер.
Говорить за столом о том, что ты только что купил «Ниссан Альмеру» — это примерно то же самое, как сообщить, что у тебя лихорадка Эбола и ты вот-вот собираешься чихнуть.
Производителям машин не следует равнодушно относиться к мелким недочетам. Именно на них люди обращают внимание в первую очередь.
Мы все знаем, что малолитражные машины полезнее, чем спорткары — так же, как рыбий жир полезнее стейка, а утренняя пробежка под дождем полезнее чая на террасе.
Цели создания любого суперкара очевидны: растопить ледяные шапки на обоих полюсах, уничтожить всех бедняков, отравить питьевую воду, наделать дырок в озоновом слое, истребить как можно больше эндемичных видов, вернуть Фолклендские острова британской короне, превратить весь третий мир в выжженную пустыню и, конечно же, просрать подчистую все, что осталось от нефти.
Проблема большинства французских машин в том, что они — французские.
Когда ты привыкаешь ориентироваться по спутниковому навигатору, ты перестаешь замечать множество важных вещей. Даже если солнце вдруг взойдет не там, где обычно, ты вряд ли обратишь на это внимание.
Господь создал землю за шесть дней, а когда на седьмой день он решил отдохнуть, Вельзевул изловчился и создал Детройт.
Нет более никчемной идеи, чем гоночные машины, которые были адаптированы для езды по обычным дорогам. Это примерно как снять жесткое порно, а потом перемонтировать его так, чтобы можно было показывать даже в домах престарелых. Что у вас получится? Правильно: получасовой крупный план чьего-то мерзкого потного лица.
Ненавижу тюнинг выхлопа. Эти звуки так же фальшивы, как улыбка проститутки.
Американцы полагают, что их «Додж Вайпер» — это полноценный синоним слова «спорткар». Видимо, в том же смысле, в каком Джордж Буш является синонимом слова «президент».
Америка — это 250 миллионов мудаков, которые сами себе запретили употреблять слово «мудак».
Как-то раз я видел довольно милую девушку в «Тойота Приус», иногда я встречал очаровательно увядающих женщин за рулем «Пежо». Но в «Рено» вечно сидят какие-то гаргульи.
Скорость еще никого не убила. А вот манера замирать посреди дороги покосила многих.
Ненавижу машины, которые напоминают мне Брежнева.
Эхо брехни, докатившееся от Львова до Анадыря, не утихает с 9 мая по сей день. Это понятно, у северных братьев нынче две беды – «пролет» хоккейной сборной и «бандеровцы». Да и наши «регионалы» с коммунистами устроили себе карнавал похлеще бразильского – с 09.05 аж по 22.06. Всегда у ребят есть повод: Война закончилась! Ура! Война началась! Ура!!! В общем, как говорят, война все спишет…
Но мы не о том. Есть такой популярный российский публицист Игорь Свинаренко. Автор специфический, хотя он сам о себе, скорее всего, иного мнения. Частенько «тупит», со всеми бывает, особенно когда хочется «порассуждать». Например, года три назад г-н Свинаренко сделал для себя великое открытие (цитируем): «Шастая по Интернету по какой-то надобности, случайно наткнулся на библиотеку «Вехи», а в ней на книжку Бердяева, введение к которой называется «Истоки и смысл русского коммунизма». Коммунизм, истоки, три источника и три составные части – Господи, какая скука! Казалось бы. Давно уж тот коммунизм проехали, кому он нужен. Ан нет! Внезапно начав читать, не смог оторваться. Вроде старая книжка, а она про нас, сегодняшних» (конец цитаты). Это так мило, что до сих пор смешно. Книгу великого киевлянина Бердяева (учившегося, кстати, в здании на пересечении Воздухофлотского и Лукашевича, где ныне заправляет адмирал Ежель), зачитанную до дыр культурными массами СССР еще в самом начале 90-х прошлого века, г-н Свинаренко открыл для себя (почему-то в качестве «введения» к какой-то таинственной другой книжке) аж в 2008-ом, а открыв – понял, что это вовсе не «скука», а поняв – поделился этой радостью с окружающими… в общем, что называется, нарочно не придумаешь.
Однако, нам он дорог как земляк. Родился в Донецке, работал в Макеевке, уехал в Москву… Это однозначно более приличная схема, нежели родился в Макеевке, «поднялся» в Донецке, уехал в Кабмин, согласитесь. И несмотря на переезд г-н Свинаренко в Россию за него не очень стыдно. Чаще с нами, донецкими, бывает наоборот, мы уже когда-то писали о судьбе этого нелегкого края: «В Донбассе живут вполне нормальные люди, со своими достоинствами, недостатками и причудами. Но вот как-то так получается, что громче всех представляют этот край за его пределами какие-то сомнительные субъекты – начиная от Кобзона или Щербаня, не говоря уже о семействе Януковичей и т.п. И благодаря их усилиям о Донбассе складывается весьма неприглядное представление» (короче, см. «Донецкого» Эрмитажем не исправишь).
А уж когда «донецкие» начинают размышлять о Львове (городе, кстати, куда более многонациональном, нежели Донецк)– так они фору любому сибирскому оленеводу дадут! «Они нам в спину стреляли, пока мы в шахте работали!..»
Тем и примечателен г-н Свинаренко, что, кочуя между Донецком и Москвой, ему за львовян обидно стало. И написал он вчера текст. Несмотря на некоторые огрехи, получилось неординарно, типа ликбеза для россиян, с самых азов, в общем: «Мы не они, они не рабы».
«Мои деды были на фронте, по эту его сторону, и вернулся с войны только один. Никто из моих родственников на неправильной стороне не воевал. Что, однако же, не возлагает на меня обязанности огульно хвалить коммунистов и вообще начальников и казенных платных идеологов — кого бы и сколько бы они ни убили, ни обманули, ни оскорбили. Поехали дальше.
Нехорошо бить стариков. Которые пришли с красным флагом к Вечному огню отметить День Победы. Даже если среди них были палачи из НКВД? Пулеметчики из заградотрядов? Надзиратели из советских концлагерей, где морили голодом «кулаков»?
А вторая сторона говорит: били ветеранов, отрывали у них ленты? Тогда покажите видео! Может, такого и нету. Ну, молодежь орала, корчила рожи — ах, ах! отрывала ленточки — но не у фронтовиков все же. Фронтовиков показали: они давали интервью, при параде, в целости и сохранности.
Но это так, детали. Дам вам без перевода — небось разберетесь, а нет — так просто появится тамошний колорит — цитату из киевской газеты с таким еще мнением: «Обурення українців у Львові та їхній масовий вихід на вулиці у цей день були зумовлені не бажанням «перешкодити ветеранам покласти квіти до могил», а нахабними спробами провести у центрі Львова марш відвертих російських шовіністів під червоними прапорами. Зрештою, Львівських ветеранів, які напередодні заявили, що не використовуватимуть криваву символіку, міліція покласти квіти на Марсове поле не допустила, а от червонапрапорним заїжджим рецидивістам зробили «зелену вулицю». Схоже, цю провокацію влаштовано на експорт для розкрутки президентської кампанії кремлівського господаря Януковича — Путіна». Это так, для справки — вы, как читатели русской прессы, давно уж от второго мнения отвыкли.
А теперь скажите мне, что хорошо убивать и сажать людей за то, что они еще до 1991 года добивались независимости Украины. Я вам тут не буду хвалить молодых украинских националистов. Но у меня такое чувство, что никто из начальников с ребятами не разговаривал про это! Как при советах молчали (или врали), так и сейчас то же самое. И никто с ними не дискутировал на такую тему: а отчего вдруг поголовно плохи и они сами, и их деды-националисты.
Давайте для ясности говорить тут только про тех «зеленых братьев», кто бил и фашистов, и сталинских соколов, кто воевал за свободу и независимость страны, которую они считали своей — какое нахальство, а? Страну считать своей! Не получив на то разрешения у ЦК КПСС! Который, кстати, куда подевался, ау! Коммунисты точно так же не все служили в НКВД и не все стреляли в затылок узникам.
У националистов был желто-голубой флаг и был трезубец. Это все теперь государственные символы Украины, которая, как мечтали бандеровцы в отличие от красноармейцев, стала независимой. Вот это все, что я перечислил, — это же преступно, так? Или все-таки нет? Может, Украину признали только экзотические острова типа Науру или Россию тоже уболтали? Ну надо или как-то уважить тех борцов, извиниться, чаще всего посмертно. Если не посадить, так хоть пожурить чекистов, которые душили сторонников украинской независимости. Расстреливали националистов, которые ненавидели Сталина, и советскую власть, и коммунистов. Или, если уж коса на камень, взять да отменить указ о признании Россией украинской независимости, раз она так нехороша! Либо признать — либо идти войной, а то ни туда ни сюда, ни нашим ни вашим. Неконкретно.
А вот цитатка из «правильного» текста: «Надо сказать, что сталинские репрессии 1940—1941 годов сыграли на руку ОУН». Какие репрессии? Неужели при эффективном менеджере и отце народов расстреливали невиновных? Ну убили ваших родственников ни за что — надо заткнуться, лес рубят — щепки летят, вон и в наше время сколько Цапок убивал, интеллигентные люди терпели же… Спокойней надо и без лишних вопросов. Покажите хорошее воспитание. И еще вопрос: тамбовские повстанцы-антоновцы, которые в 1922-м стреляли в красноармейцев-карателей, — тоже плохие? Тоже неправильные? Да или нет?
В общем, с ребятами никто разговаривать не стал. Как всегда. У них вопросы, на которые никто не берется дать ответы.
Возможно, вас резануло слово «бандеровцы». Про Степана Бандеру скажу только, напомню, что перед войной он три года сидел в польской тюрьме за «антипольскую деятельность» — а именно хотел независимости Украины. В 1939 году немцы, забрав свою часть Польши, поделенной между красными и коричневыми, Бандеру освободили, и он с ними вел переговоры. Надо как-то объяснить львовским пацанам, почему Сталину можно было сотрудничать с Гитлером, и вооружать его, и слать ему нефть, и учить его летчиков в училищах Липецка, и вместе дербанить ту же Польшу… Скажите: Сталину можно потому-то и потому-то, а Бандере нельзя потому-то и потому-то. Любая версия будет засчитана. Скажите же что-нибудь.
Интересно, что и Сталин, и Бандера дружили с фашистами до начала третьей декады июня 1941-го. После чего Сталин куда-то спрятался и долго отмалчивался, а главный украинский националист, не спросясь у фюрера, заявил, что Украина будет независимой (откуда он знал?). Поскольку в планы фашистов (равно как и коммунистов — какое трогательное единодушие) не входило предоставление Украине независимости, а от своих слов Бандера не отказался, в сентябре его посадили в концлагерь Заксенхаузен — это под Берлином, минут 40 на электричке, — где он и просидел до сентября 1944-го. Он не воевал на стороне фашистов хотя бы потому, что из немецкого концлагеря это было затруднительно чисто по техническим причинам. Это сейчас наши воры в законе шлют на волю малявы и руководят своими промыслами, а при фашистах, бывало, не забалуешь. Да и выйдя из лагеря — тоже не воевал Бандера, это подтверждают и гэбэшные источники. Московские казенные пропагандисты просто не видят в упор этих львовских пацанов. И не желают с ними разговаривать про Бандеру и про людей, которые объявляли себя бандеровцами, — потому что им нравились какие-то его идеи, а не потому что он ими командовал.
Эти пацаны могут еще спросить и спрашивают — загляните на форумы: «А почему вы думаете, что можете нас, иностранцев, учить? Кто вам дал право? У вас вон в вашей стране ваши граждане не то что кого-то толкают, или ленточки срывают, или букеты топчут — да просто взрывают людей чуть не каждый день! В России вон ветераны фронтовые ордена отсылают Путину (из Елань-Колена, например) и жалуются на него Обаме, потому что чувствуют себя старики ненужными! Вы сначала дома порядок наведите, вон у вас коррупция какая, а потом соседей учите».
Вопросов полно. Не только у украинцев. Хотите поговорить об этом? Или вместо этого будем дистанционно, из безопасного далека, воспитывать горячих иностранных парней (из города Львова, который мы с фюрером отняли у Польши и после подарили Украине)? Которые никого не убили? А только, говорят, оторвали ленту у кого-то? Ну а что, так проще. И ни к чему не обязывает…
А вот в Екатеринбурге ленты не срывают. Евгений Ройзман в своем ЖЖ как-то вывесил видео, сюжет — открытая торговля героином в городе. Так наркодилеры ездят на авто — вы будете смеяться — с георгиевской ленточкой. И никому нет до этого дела. Не Львов, слава богу».