К огда есть машина, то неудивительно, что хочется на ней ездить!)))
По городу-скучно…Пробки…выхлопные газы…ненормальные маршрутки..тихоходные грузовики …
Толи дело поездки загородние! Тут и красоты природы, и чистый воздух, да и сама езда недоставляет проблем…не надо тормозить на светофорах, следить за пешеходами!))) А если совместить приятное с полезным, то станет понятно, почему так любимы туры выходного дня. Действительно, рядом с Киевом масса мест, куда стоит поехать. Это и парки (Софиевка, Александровка, Тростянец), так и древние города (Козелец, Белая Церковь, Нежин, Чернигов, Батурин), так и всевозможные дворцы, усадьбы, крепости (Качановка, Корсунь-Шевченковский..), в маленьких селах встречаются удивительные старинные церкви (Пархомовка, Мошны…), есть красивые музеи деревянной архитектуры (Пирогово, Переяславль-Хмельницкий), можно составить маршрут по шевченковским местам или по местам гетманским…Одним словом выбор громадный. И, если раньше ездили только в Умань, то теперь маршруты автопутешественников становятся все сложнее и интересней.
В одну из суббот мы с мамой выбрали маршрут Киев-Канев-Мошны-Корсунь-Шевченковский. Наш выбор был рассчитан так, чтобы вернутся не очень поздно, и так, чтобы успеть посмотреть несколько интересных мест..
Шевченковским национальным заповедником "Тарасова гора" (основан в 1925 г.). На Чернечей (Тарасовой) горе в 1861 г. был похоронен Т. Шевченко, останки
которого, согласно завещанию, привезли из С.-Петербурга. Комплекс включает Литературно-мемориальный музей, самый большой в Украине памятник Шевченко, крест, стоявший раньше на его могиле, первый музей Кобзаря в украинской национальной хатынке, парк. Нас больше интересовала как ни странно Каневская ГЭС с плотиной. Всегда захватывает дух от водных просторов. Так получилось и в этот раз.Выехав по трассе на Борисполь, потянулись немного в сутолоке, проехали практически весь город и, увидев главную примету путешественников - громадную новую церковь, повернули направо на Черкассы. Сама дорога с нормальным покрытием, однако много поворотов и сложных обгонов (трасса однополосная). Тихо-мирно доехали до Переяславль-Хмельницкого, на повороте на Черкассы увидели ГАИшников, поджидающих «клиентов»…мы же спокойно проехали дальше За городом обнаружили указатель налево на музей народной архитектуры и вдали были видны деревянные домики (но туда мы заедем в следующий раз), дальше дорога без приключений довела до поворота на Канев. Вообще не советую ехать этой дорогой, если только не хотите попасть в сам Канев. Сначала все было нормально, потом попали на ремонт дороги (работали асфальтоукладчики), потом дорога стала малоприятной, т.к. выехали на участок из бетонных плит…и пришлось на них трястись несколько километров. Зато с правой стороны было видно много мест, куда вполне можно приехать с палаткой на несколько дней -чистый песок, «грибочки» и много воды! При подъезде к Каневской ГЭС, я остановилась и сфотографировала водохранилище. День был очень ветреный, тучки низко нависали…штормило! Стоишь на берегу, ветер обдувает, волны с силой накатывают на бетонные берега и с шумом разбиваются! Люблю такие минуты!
Если цель –«Тарасова гора», то после проезда ГЭС надо все время стараться уходить влево! Так попадаем на ул.Шевченко в конце которой организована парковка и откуда можно подняться на гору! Мы же решили проехать через Каневский заповедник, хотя что дороги плохие знали! Посмотрели на красивенные острова, дорога идет практически параллельно Днепру, что вообще-то редкость…можно и покупаться!
В заповеднике ведутся научные разработки, приезжают на практику студенты 1-2 курсов Киевского университета. На мой вопрос, а есть что посмотреть (музей или аналогичное), сказали, да, есть…музей природы, а «изюминка» его экспозиция бабочек.
Дальше по сельским улицам (а не дорогам!))) поехали искать дорогу Черкассы-Канев правобережную….Выезжаем из села, большая дорога и ни одного указателя…мой штурман ввел меня в заблуждение и мы повернули направо, а надо было НАЛЕВО! Ну ничего…ошибку быстро поняли и вернулись!
Через пару десятков километров мы въехали в с.Мошны, где хотели увидеть памятник архитектуры –Преображенскую церковь. Во всех источниках указывалось, что она очень похожа на Воронцовский дворец -значит нам надо увидеть ее своими глазами!
Саму церковь оказалось легко найти, проезжаем по селу и впереди виден голубой шпиль колокольни. Рядом с церковью поворот на Корсунь-Шевченковский.
Да, народ…бывают на Украине чудеса! Картинки не передают всей красоты!))) Церковь оказалась потрясающей!))) Сразу видно, архитектор хороший! Жаль только нет меценатов, которые помогли бы привести фасады в надлежащее состояние…увы…слегка пошарпанный вид!
Немного истории.
Мошны-крупное село, впервые упоминается в 1494г. в дарственной грамоте литовского князя Александра. Во время освободительной войны в 1649г. село становится сотенным местечком. Во второй половине 17в. его неоднократно грабили крымские татары, жгли поляки, разрушали турки, что вызвало массовое бегство жителей на Левобережье. По "Вечному миру" 1686г. Мошны попали в нейтральную полосу Приднепровья, не подлежащую заселению.
В конце 18в.их купил Г.Потемкин(!), от которого село унаследовала его племянница Браницкая. На ее дочери женился граф Воронцов (!), которому Мошны достались в кач-ве приданного. В начале 19в.
село становится центром крупного имения, а в 1811г. ему возвращается статус местечка. Напротив современного села за р. Ольшанкой, на холмах, новый владелец разбил парк. Созданный на основе природного дубового леса парк, вытянулся на 8 км и для гостей по нему устраивались конные прогулки. Самым оригинальным строением имения была почти 60-метровая башня Святослава, расположенная на краю горы. Сейчас сохранился запущенный парк и Преображенская церковь (1840р, арх. Торричелли!!!), построенная в стиле романтизма с использованием элементов готики и стилистически поразительно похожа на Главный копрпус Воронцовского дворца в Алупке.
Вот еще интересные факты!
"Полностью воссоздан внешний вид первого украинского парохода "Бджiлка", построенного 175 лет тому назад в селе Мошны Чигиринского района Черкасской области. Копию первого днепровского парохода создали черкасские судомоделисты районной станции юных техников. История донесла до наших дней не только название села Мошны, принадлежавшего графу Михаилу Воронцову, но и то, что по приказу графа была заложена судоверфь на реке Ольшанце -- притоке Днепра. Известно и имя одного из непосредственных создателей парохода -- местного кузнеца Вернигоры, установившего на судне паровую машину мощностью 6,5 лошадиных сил. Кстати, тогда же в этом селе был сооружен и первый в Украине морской пассажирский пароход с символическим названием "Надiя". "
Посмотрев церковь и поставив свечки, внеся взнос «На церковь» мы поехали дальше. Дорога на
Корсунь-Шевченковский (К.-Ш.) проходит через заказник…Судя по лесу, дичи там много!
В город мы въезжали через ж/д переезд. Для тех, кто едет этой же дорогой, подсказываю: после переезда поворачиваем направо, потом по указателям на центр города. Проезжаем здание милиции слева, потом несколько магазинов и готовимся к левому повороту на первом же светофоре! В принципе эта улочка первая левая после милиции, есть еще одна примета-памятник Ленину справа, но его замечаешь только на перекрестке.
Спускаемся по улочке, проезжаем мостик через живописную речку Рось, которая в этих местах мелководна и течет мимо больших валунов на берегах и в самой воде. И вот она наша основная цель…Усадьба 18 века…
Город К.-Ш. очень древний,его основал Ярослав Мудрым в 1032 году, как оборонительную крепость на южных подходах к Киеву. С 1195 по 40-е гг. ХІІІ ст. Корсунь - центр удельного княжества, которым правили представители рода Мономаховичей. У 40-х гг. ХІІІ ст., предположительно, был разрушен монголо-татарами. 1320 г. перешел под власть Великого княжества Литовского, а с 1569 г. –вошел в состав Польского королевства, составной части Речи Посполитой.
1580 р. князья братья Вишневецкие получили привилегию на восстановление и владение городом. Город стал центром Корсунского староства. В 1584 р. Корсунь получила Магдебургское право. Корсунцы активно участвовали в казацких восстаниях конця ХVІ - первой половине ХVІІ ст. В конце ХVІІ – в начале ХVІІІ ст. Корсунь была одним из центров освободительной борьбы на Правобережье, в т.ч. гайдамацкого движения.
С 1780 р. Корсунь стал собственностью князя С. Понятовского, а в 1799 р. -князя П.В. Лопухина. В Корсуне неоднократно бывал Т.Г. Шевченко, в частности, в 1859 р. Во время приезда к своему троюродному брату и свояку Варфоломею Шевченко.
Во время ІІ Мировой войны в районе города произошла одна из крупнейших операций по окружению и уничтожению вражеской группировки - Корсунь-Шевченковская битва (24.01 - 17.02.1944 г.).
Сразу за мостиком большая парковка и билетная касса. Поразило, что билеты только за вход в музеи, а на территорию люди проходят свободно!
Посещение 3х музеев столо аж 4 грн с человека!(речь идет о июнь 2006). Всего на территории 3 музея- исторический справа от ворот), где представлены экспонаты от времен трипольской культуры и Киевской Руси до времен второй мировой.
Один из залов экспонирует коллекцию писанок местной мастерицы! Очень и очень красивые. В музее есть две диорамы, так что посмотреть есть на что! А больше всего умилили тапочки, которые выдают на входе!
Пройдя через въездные ворота мы попали на территорию самой усадьбы. Основной доминантой
является, конечно, дворец. Стиль трудно описать. Моя мама увидела в линиях русский кокошники, мне же показалось нечто восточное. Здание очень красивое, хотя перестройки видны и, к сожалению, до нормальной реставрации пока дело не дошло! Ну хоть крышу при нас чинили и то хлеб. В здании дворца в настоящий момент размещен Корсунский краеведческий музей, а рядом, на одной из террас представлены экспонаты боевой техники, которая «участвовала» в Корсунь-Шевченковской битве. Основная экспозиция посвящена второй мировой войне, но в центральном зале есть небольшой уголок с фотографиями бывших владельцев - красивые лица! Каминов мы не увидели, но узнали, что их было всего два по обе стороны от центрального входа, а остальные комнаты отапливались «грубками», т.е. печами, которые не сохранились. Естественно, согреть такую громадину, да еще и возле воды было сложно…Перед приемами усиленно топить начинали за неделю! Сейчас здание дворца одноэтажное, а первоначально было двухэтажным. С правой стороны дворца во флигеле размещается художественный музей. Экспозиция довольно скромная, но посмотреть есть на что. Тогда там демонстрировали работы из бисера местной жительницы –очень и очень красивые. Несколько залов –картины известных местных художников.
Дальше мы спустились в старинный парк, заложенный ещё по заказу князя Станислава Понятовского в 1782 году. Исполинские деревья на холмах, скульптуры, мостики, высокие зеленые замшелые скалы, низкие лавочки вдоль дорожек, и вот спуск к реке, русло которой изобилует огромными «облизанными» валунами, всё это и сейчас, спустя много лет после закладки парка, создает очень гармоничное сочетание. Народ вовсю купается, ловит рыбу! Но мы побоялись купаться, как-то уж прохладно было(градусов 20), но, если еще раз приедем, то обязательно окунемся! Тем более, что гидромассаж сделает сама река! Никакая джакузи не сравниться!
Дорога домой пролетела незаметно, трасса от К.-Ш. до Киева всего-то 142 км по Обуховской трассе.
Вот такая получилась поездка на один день. Впечатления, как всегда, остались незабываемые!
Коментарі
helga_
113.10.11, 19:46
действительно оч. красивая церковь в Мошнах
Граф Прошка
213.10.11, 19:48
уф. я только до канева доехал в заметке
Граф Прошка
313.10.11, 19:49Відповідь на 1 від helga_
только не говори что ты прочитала
helga_
413.10.11, 19:55Відповідь на 3 від Граф Прошка
нет что ты, я букв не знаю)
ЛанаМ
513.10.11, 19:55Відповідь на 2 від Граф Прошка
а мне как написать было?-))) особенно с учетом того, что все повороты для автомобилистов описываю-)) Можно и не читать-) Картинки посмотреть -))
Сорри за кол-во букв
Граф Прошка
613.10.11, 19:56Відповідь на 4 від helga_
фублин. Напугала. Я думал уже мир перевернулся)
Граф Прошка
713.10.11, 19:57Відповідь на 5 від ЛанаМ
Та дело не в количестве. А в качестве. Когда дело дошло до того как тя вышла из машины и фотографировала там чевото я тупо заснул. А намеревался осилить. Теперь уже не судьба
ЛанаМ
813.10.11, 20:00Відповідь на 7 від Граф Прошка
и так бывает-) это мои воспоминания и мне так интересно-)
helga_
913.10.11, 20:06Відповідь на 6 від Граф Прошка
не. все в порядке!
Граф Прошка
1013.10.11, 20:07Відповідь на 8 від ЛанаМ
тогда на здоровье)