Кирилловская церковь была построена в середине XII века на далекой окраине древнего Киева — Дорогожичах.
Урочище называлось так не только потому, что там сходились многочисленные пути к Киеву, а и оттого, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена княжеских усобиц Дорогожичи играли важную роль в исторической судьбе Киева. Именно отсюда нападали на Киев многочисленные завоеватели и претенденты на Киевское княжение. Такое стратегическое положение данной местности, возможно, и стало одной из причин появления тут монументального храма - крепости.
В 1139 г. к Дорогожичам подошел черниговский князь Всеволод Ольгович , занял эту местность и сразу получил удобный плацдарм на подступах к Киеву. Тогда же он и захватил город, став Великим князем Киевским.
В Киевское княжение Всеволода (1139-1146) на Дорогожичах появляется Кирилловская церковь как главный храм одноименного монастыря. И хотя сам монастырь впервые упоминается в летописи под 1167 г., другое его летописное название - "Всеволож" - говорит о том, что его фундатором был именно князь Всеволод - Кирилл в крещении. Монастырь, занимая стратегически важную возвышенность, контролировал путь, который шел в Вышгород, к переправе через Днепр и далее к Чернигову - "отчине" Всеволода Ольговича.
При Всеволоде Кирилловская церковь не была окончена. Поэтому сам князь, хотя и строил храм как родовую усыпальницу черниговских Ольговичей, был похоронен в Вышгородском Борисоглебском соборе. Однако его образ, вероятно, все же был запечатлен на стенах храма неизвестными мастерами - творцами фресковых росписей. На фреске "Кирилл учит царя" изображение последнего в полном парадном древнерусском княжеском одеянии 12 века скорее напоминает не царя - византийского императора, а древнерусского князя, которым мог быть князь-фундатор Всеволод Ольгович. На другой фреске, где изображен воин, его горделивая импозантная фигура говорит о том, что это не обычный воин, а князь-полководец. Одежда и аксессуары воина напоминают древнерусское княжеское военное облачение, а в чертах лица и фигуры святого угадывается намек на внешность основателя Кирилловского храма Всеволода Ольговича.
Строительство храма Св.Кирилла было закончено уже после смерти князя его вдовой Марией Мстиславной - дочерью Мстислава Великого. Возможно, после смерти Всеволода Мария Мстиславна приняла постриг в Кирилловском монастыре под именем Агафья. Она была похоронена в основанном ею и ее мужем храме в 1179 г. А 27 июля 1194 г. во дворце загородней Кирилловской резиденции на 78-ом году жизни умер старщий сын Всеволода Ольговича - черниговский, а позже великий киевский князь, один из главных героев "Слова о полку Игоревом" Святослав Всеволодович, также похороненный в Кирилловской церкви. Последнее в домонгольской истории Кирилловского некрополя погребение - сына Святослава, черниговского и киевского князя Всеволода Чермного, датируется 1215 г.
Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы „Слово о полку Игореве".
Архитектура Кирилловской церкви непосредственно восходит к черниговским образцам. Это проявилось в использовании черт т.н. "романского" ("римского") стиля. Впервые на Руси этот стиль появился в Чернигове в конце 11 - нач. 12 века в таких памятниках как Ильинская церковь, Успенский собор Елецкого монастыря, Борисоглебский собор. По всей видимости, Всеволод Ольгович взял вместе с собой в Киев черниговских зодчих, которые и возвели Кирилловскую церковь.
Ее первоначальный внешний вид очень напоминал черниговский Борисоглебский собор. Это был одноглавый храм, похожий на мощную оборонную башню, стены которого были выложены в технике равнослойной кирпичной кладки, характерной для черниговского зодчества 12 века. Фасады Кирилловской церкви были украшены деталями, заимствованными из ломбардской школы романской архитектуры: полуколоннами, аркатурным пояском, "перспективными" порталами.
Внутри в стенах находились аркосолии - полукруглые ниши для княжеский погребений. Еще больше общих черт у Кирилловской церкви с Успенским собором Елецкого монастыря. В обоих храмах в толще северной стены находится лестничный ход на хоры. В южной части притвора находилась крещальня, над которой, на самих хорах, устроена небольшая часовенка. Обе церкви с трех сторон были окружены пристройками.
В 1652-1657 гг. игуменом Кирилловского монастыря был будущий черниговский архиепископ Лазарь Баранович. Однако еще более Кирилловская обитель была связана с жизнью Святителя Димитрия Ростовского (Данилы Туптало), который в разное время был игуменом многих монастырей Черниговщины - Максаковского монастыря под Меной, Николаевского Крупицкого монастыря рядом с Батурином, Глуховского монастыря, черниговского Елецкого монастыря, новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря.
Пострижен же был Данило Туптало в 1668 г. под именем Димитрия как раз в Кирилловском монастыре, где и пробыл в сане иеродьякона до 1675 г. Здесь он начинает свою плодотворную литературную деятельность, которая в итоге привела к созданию знаменитых "Четий Миней" в 4-х томах. В 1675 г. в Густынском монастыре недалеко от Прилук черниговский архиепископ Лазарь Баранович высвятил иеродьякона Димитрия на иеромонаха. Тогда же преосвященный Лазарь пригласил Димитрия стать проповедником в Спасском соборе Чернигова. Начался "черниговский" этап жизни святителя.
С января по июнь 1697 г. Димитрий вновь подвизается в Кирилловском монастыре уже в качестве его игумена. Отец Димитрия, киевский сотник Савва Туптало, был ктитором Кирилловской обители. Здесь, в 1703 г. он и был похоронен. Еще ранее, в марте 1689 г. в Кирилловской церкви обрела вечный покой жена Саввы и мать Д.Ростовского Мария Михайловна. Старшая дочь Саввы и Марии, сестра Димитрия Александра, монахиня Киево-Иорданского женского монастыря, также была погребена в Кирилловской церкви в 1704 г. "около ног матери". Так Кирилловская церковь стала усыпальницей рода Туптало. Место их погребения находилось слева от входа в храм, возле лестничного хода на хоры.
За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения, ремонты и обновления. В 1748—1760 гг. здесь при участии известного украинского зодчего И.Григоровича-Барского были построены каменные монастырские здания, от которых до наших дней сохранилась лишь часть ограды с угловой башенкой.
После перестроек XVII—XVIII вв. древняя Кирилловская церковь получила современный внешний облик с характерными чертами барочной архитектуры.
В 60-е годы XIX века Кирилловская церковь становится в центре внимания общественности: под штукатуркой XVIII века на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII века. В 1881—1884 гг. под руководством профессора А. Прахова в храме проводятся огромные работы по расчистке фресок и обновлению стенописи. В 1884 году здесь работал Михаил Врубель. В интерьере храма сохранилось 800 кв.м. фресок 12 века, а также наиболее полное собрание его работ. Им были созданы 4 иконы для иконостаса и ряд живописных композиций на стенах храма.
По требованию церкви открытые древние фрески были вновь переписаны масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.
В мае 1929 года Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с XII века. Перестройки XVII—XVIII вв. выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками. Стены Кирилловской церкви покрыты живописью — фресками XII века, раскрытыми из-под масляных записей, отдельными фрагментами росписи XVII века и масляными работами XIX века на участках, где фрески не сохранились. От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.
Кириловская церковь. Главная баня. Композиция "Вознесение". Роспись XIX ст. И. Селезнев. Из росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником украинской портретной живописи того времени.
Кириловская церковь. Портрет Инокентия Монастырского. Живопись XVII ст. Фрагмент. В масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля.
В этих росписях проявился его могучий талант монументалиста и новатора-колориста. Одно из самых сильных его произведений в храме — „Сошествие святого духа", занимающее свод хор.
Пример иконографии Сошествия Святаго Духа во фресковой живописи. Кирилловская церковь, Киев, XIX в., М. Врубель.
В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой.
Здесь же на хорах М. Врубелем исполнены "Ангелы с лабарами", полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А. Прахова, М. Врубель написал в Венеции иконы „Афанасий", "Богоматерь", "Христос" и "Кирилл".
Кириловская церковь. М. Врубель. Композиция "Надгробный плачь" 1884 г. Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством. Наиболее удалась художнику «Богоматерь». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем.
Кириловская церковь. М. Врубель. "Богоматерь" 1884 г. Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев страны. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.
Кириловская церковь. Интерьер. Хоры. Интересно
— Сударь, как мне найти Кирилловскую церковь? — сойдя с поезда, обратился Врубель к прохожему.
— Возьмите извозчика и скажите ему, чтоб отвез Вас к дому для умалишенных, — ответил незнакомец.
По мотивам инета (фото тоже)
Коментарі
Гість: ГарбуЗЕК
113.12.10, 18:09
пока московиты не захватили Украину было много чего хорошего.
Гість: Nika***
214.12.10, 09:10
интересно
Elena*
314.12.10, 09:47
Спасибо, Ланочка...
Гість: Bosaja
414.12.10, 12:10
nalbatyra
516.12.10, 00:45
Спасибо !!!
ЛанаМ
616.12.10, 11:27Відповідь на 5 від nalbatyra
Вам спасибо, что читаете-)
K-ATRIN
716.12.10, 17:17
интересно!!
ЛанаМ
816.12.10, 17:30Відповідь на 7 від K-ATRIN
а про киевлянку принцессу не понравилось? во Вселенной любви?
K-ATRIN
916.12.10, 17:54Відповідь на 8 від ЛанаМ
Заголовок видела--но пока не добралась.Мне нужно прочитать всё---сейчас не успеваю--хочу найти время и прочитать без спешки
Гість: Бу Баст Ис
1023.01.11, 01:10
пока Украина не отделилась...она жила и была житницей СССР....а Киев, это вообще то столица Древней Руси, да и вообще Восточная Украина это Россия))))Так что господа хохлы это вы все загадили....