В 1108 году внук Ярослава Мудрого – Святополк Изяславичь основал в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь.
В этом же году, в память победы над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году Михайловский собор был освящен. Собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбили и сильно повредили орды Батыя.
В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням. Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Михайловский Златоверхий собор 1850-е гг.
Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.
Зарождение этой школы связано с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.
В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает славянское народное начало.
Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.
Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок. Но они так и остались неразгаданными. Собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен коммунистами в 1935 году.
Часть фресок и мозаик сохранилась. В Софиевском соборе сохранились: "Евхаристия", "Стефан и Фаддей" - фрагменты фигур святых; фрески – сцены «Благовещение».
"Евхаристия. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 . Причащение апостола Павла вином"
Евхаристия. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 . Причащение апостолов хлебом. Ангел, прислуживающий Христу
Евхаристия. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 . Причащение апостола Павла вином. Лик Христа
Архидьякон Стефан. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 гг. Фрагмент
Мозаика "Дмитрий Солунский" и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – сохранились в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
"Дмитрий Солунский. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря . 1108—1113. Фрагмент"
Во время восстановления собора эти фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор.
Из убранства храма уцелели две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.
К восстановлению здания Михайловского Златоверхого Собора привлечены лучшие творческие силы со всей Украины. Над воссозданием каждой детали храма, от камней фундамента, до кружевных крестов венчающих золотые купола, трудились выдающиеся архитекторы, конструкторы, инженеры и строители.
Огромное значение уделено возобновлению былого великолепия внутреннего убранства собора. Творческий подход, большое умение и знание своего дела проявили художники, скульпторы, резчики по дереву, почти “с нуля” воссоздавшие сложные композиции стенных росписей и декоративных орнаментов, ажурное кружево золотого барочного иконостаса и рельефы сверкающих мраморных балюстрад.
Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей.
Святые благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид
При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.
С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский пределы.
Интересно . Туристический портал "OnTheGo" представил свою десятку самых лучших из них, в нее попал и Михайловский собор (10е место
Коментарі
mestor
112.12.10, 18:09
спасибо
ЛанаМ
212.12.10, 18:18Відповідь на 1 від mestor
давно собиралась, вот решила потихоньку по максимуму осветить наши киевские сокровища. Завтра будет Кирилловская церковь.
mestor
312.12.10, 18:24Відповідь на 2 від ЛанаМ
Mariva
41.01.11, 15:39