Наталия Гладкая
Источник: Аргументы и факты
"Пока люди стояли в очереди шесть часов, астраханских и воронежских поломников пропускали без очереди Каких только чудес не привозили в Волгоград за последнее время: мощи Вифлеемских младенцев, Петра и Павла, Матроны Московской. Ковчег с главой евангелиста Луки. Ребро Георгия Победоносца. Чудотворные иконы от всех болячек и напастей. Кажется, что святых растащили на кусочки и везут нескончаемым потоком по городам и весям. Верующие, для того чтобы прикоснуться к святыням, становятся в очереди. А там, где много людей, иногда начинается балаган.
Реликвия и половники
О том, что пояс Богородицы прибудет в Волгоград всего на несколько часов лишь по настоятельной просьбе вице-премьера Виктора Зубкова, написала каждая вторая газета. Дескать, в первоначальный маршрут наш город не входил. Результат превзошел все ожидания.
– Давка, ругань, проклятия, – рассказывает приложившаяся к поясу жительница области Елена Власова. – Только для того чтобы войти в храм, мы ждали шесть часов на улице, в мороз. Вдоль очереди сновали побирающиеся, кто просил на хлеб, кто на лечение детей. Они пришли в храм, где установлен исцеляющий пояс, а просят деньги. Значит, веры в душах нет! Всех возмутило, что паломников из Воронежской и Астраханской областей – в очереди их окрестили половники – подводили к святыне без очереди. Оказывается, заплатив деньги, можно и к богу по блату пробиться? Ларец с поясом стоял так высоко, что люди невысокого роста даже на цыпочках не могли дотянуться. При этом казаки и полиция, стоящие по обе стороны пути к ларцу, чуть не в спину дубинками тыкали: быстрее. Вышла на окостеневших ногах, в душе пустота, ни помолиться, ни попросить Богородицу ни о чём не успела. Бабушки, выходя из храма, голосили: ироды, что ж вы творите!
70 000 человек, пришедших к поясу, создали столпотворение, унижающее и человеческое достоинство. Кто же виноват, что храм превратился в срам?
Купи-продай чудо
Возможно, дело в политике. Негоже, когда в дела церкви вмешиваются мирские проблемы. Так, в Ростове, где пояс Богородицы выставлялся неделей раньше, согласно графику путешествия святыни по России, такой истерии не было. Волгоград же благодаря Зубкову влез в этот график внепланово. За что боролись, на то и напоролись.
Посетители, получившие вместо святости порцию раздражения, винят во всём церковнослужителей. Жертвенные деньги текли рекой, свечки (и не за одну копеечку!) не успевали ставить, как их меняли на новые, суета и склоки – разве всё это допустимо в храме? Священники в ответ недоумевают – святыню привезли, доступ к ней предоставили, всё остальное – дело мирян...
– Святыня не терпит неправды – вот люди и получили наглядную демонстрацию: какие мы на самом деле, – возразил отец Олег (Кириченко). – Наружу вылезло всё, что сокрыто под маской человеколюбия и веры. Вот она, величайшая святыня – пояс Богородицы. Пред ней бы постоять смиренно и помолиться, так нет, злоба душит, "совковое" лезет – опередить всех в очереди, пройти по блату. Ужас, что творилось пред святыней! Как на базаре. То же самое мы наблюдаем на Крещение или в Вербное воскресенье. Светлый праздник, а прихожане хают друг друга: скорей бы вербочек набрать или святой воды. Вместо истинной веры пришло поклонение фетишам – вербы, иконы, святая вода, вместо смирения – звериный оскал.
Ну, если так, то зачем привозить столько различных святынь, как звёзд на гастроли? А под их массовое посещение в огромных количествах продавать свечи, ладанки, кресты, иконки и прочую утварь Всё больше и больше людей, видя этот односторонний денежный поток, начинают считать, что церковь откровенно тянет деньги, катаясь в золоте и кушая с серебряной тарелочки.
– Я тоже слышал такое мнение, – продолжает отец Олег. – Но я не понимаю, откуда взялся этот миф о богатстве церкви. Мы точно так же платим налоги, оплачиваем коммунальные услуги, работу хористов, уборщиков, садовников. 2000 лет церковь живет за счёт пожертвований. Но это не значит, что все обязаны нести в церковь деньги. Богу не важно, купишь ты свечку толстую или тонкую. Главное – это искренность. Помните библейскую притчу о Христе и бедной вдове? Когда она пожертвовала всего две меночки. Христос назвал именно её жертву дороже прочих, более денежных, потому что она их от себя отрывала. А сейчас люди несут свои деньги, а в обмен как бы требуют чудо. Это неправильно.
Святыня на халяву
Однажды меня, как журналиста, пропустили по знакомству вне очереди приложиться к мощам Матронушки. На улице в это время стояли тысячи людей, пред иконой тогда было стыдно и противно. Не нужно мне такой святости. Я лучше тихо и без суеты съезжу в монастырь, чем буду требовать монастырь на дом.
– К сожалению, сегодня модно посещать редкие святыни, – считает психотехнолог Наталия Талисман. – В волгоградском храме Сергия Радонежского хранятся мощи Николая Чудотворца, чуть ли не единственные в России. Но разве к ним ходят толпы? Зато когда привозят – ажиотаж. Это не вера – это жажда халявы. Это психология потребления, я заплатил, значит, давайте мне чудо. Я хочу, заплатив, не молясь, не постясь и не раскаиваясь в грехах, получить всё и сразу. Это очень грустно, но это именно так.
МНЕНИЕ
Волгоградский художник-график, член Союза художников России Владислав Коваль:
– К сожалению, в тот день, когда в наш город привезли пояс Богородицы, я был в отъезде, иначе непременно поклонился бы святыне. Слава богу, что такие реликвии привозят на нашу землю. И то, что пояс Богородицы посетил Волгоград, не случайно. Когда-то Волгоград носил имя Царицын, а он был назван в честь царицы небесной. Богородица дала миру спасителя, а с Волгограда началось спасение мира от фашизма. Не случайно перед началом контрнаступления наши войска видели на небе образ Богородицы. Так что для нашего города, щедро политого кровью, посещение именно этой святыни было особенно важным.
Депутат Волгоградской областной думы Ирина Гусева:
– Это чудо, что в России появилась возможность верить в бога, ходить в церковь, помолиться о душе. Раньше даже бабушки молились исподтишка. Меня в детстве даже не окрестили. Так и жили без бога в душе. Слава богу, что всё поменялось, слава богу, что женщины России смогли прикоснуться к величайшей святыне – к поясу Богородицы. Она практически не вывозилась с XIV века. Я давно живу с верой в бога. Если не верить, то как тогда можно жить? Я очень давно ждала эту святыню. Мы вместе с дочерью честно стояли почти два часа в очереди. Стояли, молились, думали о душе. Я попросила Богородицу о самом важном – о родных и близких, потому что всё остальное второстепенно. Когда прикоснулась, возникло чувство радости и тепла. Я рада, что великую святыню привезли в наш город. Глядя на всех людей с заплаканными глазами, беременных женщин, понимаешь, насколько это важно.