В России стартовал конкурс главный приз полет в космос
- 12.06.10, 19:55

Первая в России «космическая лотерея» организована пивной компанией «Эфес». Акция называется «Собирайся в космос». Чтобы участвовать в конкурсе, надо купить пиво «Эфес», найти уникальный код и отправить его на сайт компании или по SMS. Победитель, имя которого станет известно 31 июля, получит билет на суборбитальный прыжок - полет на 100-120-ти километровую высоту, во время которого пассажир испытывает несколько минут невесомости.
Официальным «перевозчиком» станет компания Space Adventures, первый и пока единственный космический туроператор, продающий путевки на МКС. «Главный приз [акции] не имеет аналогов в истории российского рынка и мировой пивоваренной индустрии», - пишут организаторы конкурса на сайте http://www.efesrussia.ru Если же полет не состоится по причинам, не зависящим от компании, уточняют в «Эфес», победитель получит денежное вознаграждение, эквивалентное стоимости путевки. Это около $100000.
Организаторы конкурса подстраховались не зря. Рынка суборбитальных полетов пока не существует, есть только проверенная тестами технология вывода челнока на низкую орбиту и несколько успешных запусков суборбитальных аппаратов с испытателями на борту. Начало коммерческих запусков откладывалось по разным причинам. Но это не мешало зарабатывать деньги, проводя конкурсы одновременно с рекламными кампаниями известных брендов.
Билеты на суборбитальные полеты разыгрываются уже 12 лет. Такие конкурсы не раз проводились за пределами России. Их победителям вручали билеты, но полетов, как не было, так и нет.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
1998
Компания Pepsi разыграла шесть билетов на будущие суборбитальные полеты. В акции приняли участие 700000 человек.
2002
US Airways начинает акцию: билет на суборбитальный полет за 10 млн миль налета.
2004
Свой конкурс объявляет бразильское отделение корпорации Volkswagen. Победитель - женщина.
2004
Oracle Corporation объявляет конкурс для программистов. Билеты получили три человека.
Степан Кравченко, первый заместитель главного редакторa, клиент суборбитальной программы с 2004 года.
История моего покорения космического пространства исчерпывающе описана в двух документах. Первый - сертификат зарегистрированного участника суборбитальной программы Space Adventures. Это красивый диплом в рамочке. Там написано, что в 2004 году я забронировал «суборбитальный полет на высоту 100 километров выше уровня моря». Второй объяснительная записка 2009 года, в которой редакция слезно просит бухгалтерию забыть про уплаченные за полет $5000 аванса. «Обязательства по данному соглашению не состоялись, а также изменились творческие планы, и полет в космос потерял актуальность», - гласит она.
Честно говоря, особых обязательств у Space Adventures и не было. В том плане, что дата полета в контракте так и не была определена. В 2004 году менеджеры компании говорили, что подождать придется 3-4 года. В 2008, когда грянул кризис, стало понятно, что дело затягивается строить суборбитальный челнок должен был российский партнер Adventures. Мне очень хотелось верить, что у них все получится. Очень хотелось.
Стоит признаться и в том, что мы так и не нашли недостающие $100 000. В итоге редакция потеряла небольшую сумму, а Space похоже, разочаровалась в своем российском контрагенте и теперь сотрудничает с американской Armadillo Aerospace. Обещают все то же самое «доступный полет в космос», «незабываемые минуты в невесомости» и «360-градусный обзор Земли». Если у них и сейчас не получится не беда. Есть же Virgin Ричарда Брэнсона они сделают это. Дороже, но сделают.
Обидно другое. Еще пять лет назад российские партнеры Space Adventures были полны оптимизма и рассказывали, как первый в истории суборбитальный турист полетит из подмосковного Жуковского. Оказалось же, что посылать туристов на МКС куда проще, чем запустить с русскими коллегами небольшой аппаратик из пластика и алюминия на высоту 100 км. Дело тут не в технологиях, которые Россия как раз может обеспечить, а в том, как у нас устроен бизнес. Если считать такие полеты инновационными - то такие инновации нашему бизнесу пока не по зубам.

















