Методика проверки и коррекции гамма-кривых LUT VA (часть 1я)...

На конференции iXBT есть ветвь с длинным "хоботом", - "Методика самостоятельной проверки гамма-кривых монитора и их коррекции без калибратора." - Начатая ещё 07.09.2007. Началась она с обзора методики работы с программой CLTest. Есть и ответвление от этого длинного поста, где более подробно описана методика для одной из программ визуальной калибровки - Calibrilla: "Визуальная калибровка и настройка мультимониторных видеосистем, автозагрузчик LUT VA." Решил продублировать эту ветвь в своём блоге, дабы сохранить полезную информацию. С учётом ограничения длины названия
Читать 1ю и 2ю части статьи... КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ (Вводные понятия в тему "визкуальная калибровка")   МЕТОДИКА (Краткая и наглядная методика "визуальной калибровки" затрагивающая все основные вопросы) см.  в продолжении... ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММЫ (Полное описание интерфейса Calibrilla v.3.3) ДОПОЛНЕНИЯ (Ответы на письма читателей, исправления)

Из приятных новостей: "Softpedia гарантирует, что Calibrilla 3.3 - 100% ЧИСТЫЙ, что означает, что она не содержит какой-либо форме вредоносных программ, включая шпионское по, вирусы, трояны и бэкдоры. " >>> www.softpedia.com/get/Multimedia/Video/Other-VIDEO-Tools/Calibrilla.shtml 170x116, 9.4Kb

ICC профиля и драйвера для мониторов.

Что делать, если у вас возник вопрос с драйверами и стандартными профилями для вашего монитора?

Профиля *.icm ко многим моделям мониторов можно скачать здесь. Драйвера, не зависимо от комплектации, обычно всегда есть на диске к вашему устройству или на сайте производителя. Спецификации к матрицам можно найти на этом ресурсе .

Как определить какая матрица стоит на вашем дисплее?

Если вы не уверены в том, какая у вас матрица, а в разных ревизиях одной и той же модели возможны изменения по комплектующим. Тогда просто сфотографируйте серое поле своего дисплея в режиме макро.
[ Читать дальше... ]

X-rite Munsell Color Checker Mini


В этом материале вы узнаете, как изготовить прототип шкалы Munsell Color Checker Mini  своими руками


X-rite Munsell Color Checker Mini - шкала весьма универсальная и позволяет оценивать цветопередачу и профилировать, как сканеры и видеокамеры, так и системы цвето-отображения (мониторы и проекторы) и системы печати (принтеры, плоттеры и минилабы). Т.е. способна оценивать разницу цвето-отображения на разных системах между собой. При этом файл с начальными данными, под свой прибор, не сложно создать и самому, добавив тестовую картинку и дополнительные поля.


[ Читать дальше... ]

Что нужно, чтобы использовать 10-битный цвет вашей видеосистемы?

Вы наверное уже слышали про 10-битное видео, которое можно приобрести на дисках, но недоумевали на чём же его можно посмотреть. И как будет выглядеть 10-битный цвет на экране? Такой же вопрос недавно задала компания Nec компании Adobe. - PhotoShope работает с цветом RGB 8bit на канал цветности, 16bit и даже 32bit и 48bit для HDR формата, но готова ли программа к отображению на экране битовой глубины больше чем 8bit? - Компания Adobe обещала разрешить эту задачу в своих новых продуктах. А как готов технический мир для её реализации сегодня? На этот вопрос отвечают специалисты Nec.

Что нужно, чтобы ваша видео система могла показывать видео в 10-битном цветовом представлении?

1) Дисплей, который поддерживает 10-битный видео, такой, как модели мониторов MultiSync PA серии.
2) DisplayPort интерфейс между дисплеем и видеокартой.
3) Видеокарта с поддержкой 10-битного цветового отображения видео (обратитесь к производителю
вашей видеокарты, чтобы увидеть, поддерживает ли она 10-битный видео на
DisplayPort, или см. список ниже)
4) Если необходимо, включите поддержку 10-бит видео, в графическом драйвере вашего видео адаптера.
5) Программное обеспечение, которое поддерживает 10-битный цвет с помощью OpenGL или DirectX в Windows.

Следующий список показывает видеокарты, для поддержки 10 бит (по состоянию на октябрь 2010 года):

ATI FireGL™ - V3600, V5600, V7600, V7700, V8600, V8650;
ATI FirePro™ - V3700, V3750, V5700, V7750, V8700, V8750, V3800, V4800, V5800, V7800, V8800, V9800;
Nvidia Quadro FX - 580, 600, 1800, 3800, 4800, 5800;
Nvidia Quadro - 2000, 4000, 5000, 6000;
Nvidia Quadro CX
Nvidia G94GL
Nvidia G96GL
Nvidia GT200GL

источник: http://www.necdisplay.com/faq/additional-topics/colo…tical-displays/14


Как я могу проверить, есть ли у моей системы правильная поддержки 10-битного видео?

Для этой цели компания NEC выпустило бесплатное приложение. - test/demo-приложения доступен для Windows. Приложение проверит, поддерживается ли 10-битное видео  и включено ли оно в видео вашей графической системы, а за одно покажет сравнение 8-бит против 10-битный видео. http://www.necdisplay.com/documents/Software/NEC_10_…_Windows_demo.zip


Мониторы на каких матрицах поддерживают цвет 10 bit?

На сегодня, матрицы имеют следующую разрядность: 6bit, 6bit+A-FRC (имитирует глубину цвета 8bit), 8bit, 8bit+A-FRC (имитирует глубину цвета 10bit), 10bit. Более подробно о "+A-FRC" технология Frame Rate Control (Управляемая Частота Кадров) читаем здесь.

H-IPS и E-IPS - разница в управлении и повороте на 90градусов самой структуры матрицы. H-IPS имеет на 30% меньшие зазоры чем предшествующие матрицы и её субпиксели обычно окрашены более насыщенно, за счёт чего на ней собираются мониторы с расширенным цветовым охватом. P-IPS - это уже 30-битная глубина цвета (10bit на канал цветности). Все эти матрицы базируются на разработке S-IPS от Hitachi (последняя потом объединила все свои инновации в направлении телевидения с NEC)

[ Читать дальше... ]

X-Rite Color IQ Test

Пройдите Color IQ Test! - Для всех, кто работает с цветом в той или иной мере, но не знает, как он сам воспринимает цвета?!     http://xritephoto.com/ph_toolframe.aspx?action=coloriq

1. В первом окне расположены хроматические растяжки перетасованные построчно. Крайние значения не двигаются. Передвигайте плашки последовательно в каждой растяжке, желательно в обычном темпе (не
медленно, но и не торопясь), в том же темпе что работаете с цветом в редакторе. После того, как вы уверены. что всё в порядке жмите кнопку и переходите к следующему окну.



2. В следующем окне вы увидите сколько значений было выставлено ошибочно и в каком диапазоне цветового
спектра. В этом окне выставьте свою возрастную категорию и пол и переходите в следующее окно.



3. В этом окне вы увидите статистику среди вашей возрастной группы и пола, и то место которое вы занимаете в ней.



Обратите внимание, на результаты теста, когда вы проходили этот тест на не калиброванном и на калиброванном мониторе! Возможно это простое и лучшее доказательство содержать инструменты цвето-отображения, вашу видео систему настроенной. Предложите пройти этот тест своим знакомым!


Аналогичный тест, только на большее число градационных растяжек, проходят скан-мастера и графические редактора (цветокорректоры), перед тем как их допускают к работе в серьёзных издательских домах и рекламных агенствах в Англии. Такие же тесты рекомендуют проходить фотографам и дизайнерам, только требования к ним менее жёсткие. Лучше до начала работы выявить как ты видишь цвет и каково твоё цветовое зрение - острое, приемлемое или имеет заболевания вязанные с цветовосприятием. Компания Eizo даже выпустила монитор, который среди цветовых палитр (пресетов) имеет пресеты для людей с отклонениями зрения - имитация протанопии и дейтеранопии в режиме реального времени. см. http://fotos.ua/eizo/cg243w-bk.html

Профилирование iColor Display 3 и BasICColor Display 4

В этой статье мы будем говорить о мониторах широкого цветового охвата для фотографов и дизайнеров, и о проблемах возникающих при их настройке и эксплуатации по назначению. А так же о том, как разрешить эти проблемы и при помощи каких программно-аппаратных средств. Для этого мы сравним работу профилировщиков iColor Display 3  и BasICColor Display 4 .

Потому рассмотрим матрицы IPS, PVA, MVA и подобные. Среди последних разработок для массового сегмента рынка есть I-IPS и H-IPS. Обе матрицы были совместно разработаны LG и Filips по заказу NEC, выпускаются на заводах LG и могут быть встроены в мониторы NEC, Dell,  LG и т.д. Именно на их базе и выпускаются мониторы ориентированные на графику в ценовом диапазоне 300~600$. При этом матрицы могут быть 6bit + A-FRC, 8bit, 8bit + A-FRC (10bit встроены в более дорогие модели). 6bit + A-FRC - имитирует 8bit, 8bit + A-FRC - имитирует 10bit.

 Уточним про  "A-FRC" : технология Frame Rate Control (Управляемая Частота Кадров) - или временное сглаживание, достигается за счёт мигания 4х кадров из цветов доступных в палитре, в результате чего мы имеем третий видимый нами цветовой тон. Именно так осуществляется расширение до эмулируемой для наблюдателя глубины цвета 8bit для матрицы (6bit +A-FRC).

Рассмотрим на примере трёх мониторов от Dell:

2209WA (уже не в производстве) был настоящим 8bit 1680x1050, 16:10, E-IPS, 22 "экраном.

U2211H является 6bit+A-FRC (имитирует глубину цвета 8bit) 1920x1080, 16:09, E-IPS, 21,5 "экраном.

а вот Dell U2410 имеет H-IPS матрицу (хотя по параметрам схожа с спецификацией от Dell U2412M)...  Читаем спецификацию Dell U2410 http://www.tftcentral.co.uk/reviews/dell_u2410.htm: Размер - 24"WS, Глубина Цвета - 16,7 МЛН. панели (8-бит) из палитры 1.07 млрд. 102% цветовой гаммы и 10-разрядная внутренняя обработка цвета. Яркость - 400 кд/м2
А это говорит о том, что у модели заявлена матрица LM240WU4-SLB3
вот её спецификация >>> http://www.msc-ge.com/download/displays/dabla_allg/lm240wu4-slb3.pdf

Сейчас мониторы делятся ещё и по параметрам цветового охвата матриц обычно на две группы: со стандартным цветовым охватом, они  описывают до 72% цветов NTSC 1976, в палитрах (присетах) таких мониторов есть режим заводской калибровки sRGB; и с расширенным цветовым охватом - до 96% цветов из цветового охвата NTSC 1976, при этом мониторы на этих матрицах имеют палитры sRGB и AdobeRGB. sRGB - это и есть 72% от NTSC.
Кроме того, такие мониторы могут отличаться и по организации подсветки: CCFL, Wide Gamut CCFL, White LED, RGB LED.

Всё это вызвало неожиданные "подводные камни" при калибровке и профилировании этих мониторов и вот почему:
- Приборы и софт к ним, были оптимизированы для стандартного цветового охвата, как и значения для корректирующих матриц этих приборов. При этом дешёвые приборы имеют пластмассовые линзы, а более дорогие стеклянные, что со временем тоже сказывается на показаниях.

- Колоранты в которые окрашены субпиксели матриц с более широкого цветового охвата, которые на разных типах матриц могут ещё иметь и разный вектор цвета (Hue), например на S-PVA и S-IPS . 

- Разные системы опорного белого цвета (чьи спектральные характеристики могут кардинально отличаться) потребовали производить хроматическую адаптацию цветового охвата по большему числу матриц.
А с учётом того, что в такой бюджетной нише в основном профилируют мониторы не спектрофотометрами, а колориметрами. А наш монитор это принципиально тот же  трёх-стимульный колориметр. То потребовалась бы матрица пересчёта  хроматической адаптации, которая учитывает систему отношений (тип матрицы монитора+тип система подсветки монитора+конкретная модель колориметра).

[ Читать дальше... ]

Дополнительно читайте (английский):
"Display Calibration Devices: Methods, Accuracy, and Cost" Karl Lang


[ Продолжение следует! ]

Визуальная калибровка и настройка мультимониторных видеосистем.

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ

Видео-система: Монитор подключённый по выбранному интерфейсу с видео адаптером, управляемые из конкретной операционной системы при помощи драйвера устройства отображения (отвечает за связь с монитором, используя DDC, cодержит информацию о допустимых параметрах отображения монитором) и его профиля *.icm (отвечает за качество цветопередачи и преобразования цвета при помощи СMS, содержит информацию о цветовом охвате и гамме видео-системы).

Мультимониторная система: Система собранная из ряда видео-систем, подключённых и управляемых из единой операционной системы. При этом изображение (область рабочего стола) может быть распределено между всеми дисплеями мульти-системы (мы рассмотрим именно такой вариант) или может дублировать изображения на них. Для графики , видео монтажа, проектирования и игр, это обычно несколько (2~3, реже 4) мониторов стоящих в ряд, согласованных по разрешению, целевым параметрам аппаратной калибровки и гамме и подключённые к одному или нескольким видео адаптерам установленным на ваш ПК.

Монитор: Дисплей имеющий внутреннюю электронную обвязку, управляющую изображением на экране (на дисплее) монитора через экранное меню (OSD или OSM). При этом OSM может работать независимо с каждым входом (интерфейсом сопряжения) или иметь единые настройки для всех типов одключения (характерно для дешёвых не профессиональных моделей). Настройкой "Яркость" и "Контраст" может обладать любой дисплей не имеющий меню OSM.

DDC: (Display Data Channel) — интерфейс обмена данными между компьютером и монитором. Драйвер монитора управляет OSM по средством двустороннего интерфейса DDC. И так как последний не стандартизирован, то нет и универсальных программ по управлению DDC.

CMS:Система управления содержимым (англ. Content Management System) CMS — подсистема операционной системы, или Система управления цветом на уровне операционной системы (англ. Color Management System). В системах цифрового представления цвета, управление цветом — это контролируемое преобразование между разными моделями представления цвета различных устройств, таких как сканеры, цифровые видеокамеры, мониторы, принтеры и т. д. По определению ICC, преобразование между двумя цветовыми пространствами может происходить через объединенное цветовое пространство (profile connection space - PCS).

ICC:  Международный Консорциум по Цвету (англ. International Color Consortium, ICC) создан в 1993 году 8 лидерами индустрии с целью разработки универсальной системы управления цветом независимой от операционной системы и программы. Стандарт ICC был создан для объединения различных разработчиков и производителей. В управлении цветом ICC-профилем называют набор данных, характеризующий устройство цветного ввода или вывода или цветовое пространство согласно стандартам, провозглашенным *.icm - расширение ICC-профиля устройства отображения - монитора.

Калибровка монитора: скорее это сленг, который подразумевает профилирование. Профилирование в свою очередь состоит из калибровки и характеризации устройства. Во время калибровки устройство настраивается на целевые параметры калибровки, после чего аппаратно снимается характеризация описывающая его характеристики. На базе результатов калибровки и характеризации строится профиль устройства отображения (*.icm) и "автозагрузчиком" загружаются компенсирующие градационные кривые в LUT VA (видео адаптера), согласующие видео-систему по выбранной гамме.

Целевые настройки калибровки из OSM:
Общие: разрешение и диагональ, геометрия, частота и фаза, резкость, параметры согласования по CMYRGB (оттенок, насыщенность, cмещение и дополнительно яркость и гамма для RGB).
Целевые: настройка точки белого и точки чёрного (уровень подсветки), согласование по гамме, - в OSM меню осуществляются при помощи инструментов: яркость, контраст, уровень чёрного (подсветка) и поканально (R,G,B) настраиваемые эти же параметры, при этом изменение цветовой температуры по WP (точке белого) осуществляется поканальным изменением энергетической яркости (Но не гаммы!).

Целевые параметры аппаратной калибровки:
BP (Точка чёрного) 0,33~1 Сd/m2;
WP (Точка белого) 80~120 Сd/m2;
Цветовая температура (D50, D55, D60, D65...) 5000~6500... K;
Gamma (Гамма cогласование, по яркости и контрасту с восприятием таковых у наблюдателя человека, обычно это значение для (f) функции вида Y=(f)X^Gamma, редактирование которой осуществляется в LUT VA) 1,8~2,5.

Аппаратная калибровка:
профилирование видео системы при помощи программно-аппаратных средств, где для замера данных используют колориметр или спектрофотометр. Результаты калибровке подлежат обязательной проверке (верификации) с последующим составлением паспорта калибровки. В результате верификации выявляется погрешность такой калибровки в виде отклонения по DE 94 или DE 2000. Допустимая погрешность отклонения 1,5~3 DE 94. Так как человеческий глаз не может точно определять параметры цвета и света, но может с большой точностью (0,5~2 DE 94 согласно исследованиям Fogra/Ugra) видеть различие между двумя соседними образцами цвета, а сами приборы имеют допустимую погрешность напрямую стандартизированную с возможностями зрения человека, то используются и смешанные типы профилирования, где ряд  аппаратных промеров проверяется и правится по гамма-адаптированным тестовым мишеням визуально. После чего производится повторная верификация данных.

Визуальная калибровка: предварительная настройка монитора по тестовым таблицам и картам через OSM-меню монитора или драйвер, а так же настройка баланса-белого по гамма-адаптированным визуальным тестам, которая осуществляется при помощи программ способных редактировать содержимое градационных кривых тонопередачи в LUT VA. Из программ по визуальной калибровке всем известна Adobe Gamma, хотя программ и утилит такого плана весьма много. Наиболее продвинутые (ИМХО) из них - CLTest* и Сalibrilla**.

Дополнительно, для предварительной настройки рекомендую Nokia Monitor Test или TFT Монитор Тест, а для работы с профилями *.icm, *.icc - Profile Inspector. Все программы имеют статус лицензии (freeware). Рассмотрим методику для платформы Windows XP*-Vista-7
* - по умолчанию будем рассматривать для XP, т.к. в следующих системах все те же органы управления имеют несколько иное местонахождение. Как базовую программу рассмотрим Сalibrilla*, имеющую несколько расширенную функциональность по редактированию LUT. В ряде случаев будем описывать, как эти же действия проходят на CLTest**. Особенно в тех случаях, когда тот или иной инструмент реализован только в одной из них.

МЕТОДИКА

[ Читать методику... ]

http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=28:26439 Эта же статья на IXBT

Читать продолжение статьи... (оглавление и ссылки на иные части)

Сalibrilla v.3.3 - (Ru/En) XP-Vista-Windows 7 (Freeware)

Программа предназначена для визуальной и смешанной калибровки видеосистем, в том числе и многомониторных конфигураций. Программа является загрузчиком в LUT VA результатов такой калибровки и обладает развитым инструментарием для коррекции содержимого LUT видео адаптера. Может использоваться для выбора и настройки мониторов! Не требует инсталляции.

Используется в области графического дизайна и фотографии, нелинейного видео монтажа и архитектурного проектирования, а также везде, где нужна настройка и подгонка многомониторных конфигураций согласованных по цветности и гамма-адаптированных.

Последняя версия 3.3 от 01.07.2011

Внимание! Программа Calibrilla и дополнительные материалы к ней сжаты бесплатным архиватором 7-zip, дающим максимальную на сегодняшний день степень сжатия.

Архиватор можно скачать по адресу http://www.7-zip.org/

Скачать Calibrilla версии 3.3 (4.71 МБ) — Программа визуальной калибровки мониторов путём корректировки значений в LUT видеоадаптера по специальной методике. Поддерживает неограниченное число мониторов, располагает инструментарием визуальной коррекции графиков LUT, а также служит многомониторным лоадером LUT.

Если скачивания не происходит по основной ссылке, попробуйте скачать отсюда.

Скачать комплект дополнительных стилей к интерфейсу программы (2.9 МБ).

Распакуйте папку Skins в основную папку программы поверх родной папки \Calibrilla_3.3\Skins с замещением файлов.

Скачать комплект паттернов для использования их в качестве дополнения к тестовым таблицам программы Calibrilla (32 КБ).

Те или иные паттерны устанавливаются в качестве обоев рабочего стола в режиме «замостить» для более тщательной настройки тех или иных параметров монитора.

осле правки всех необходимых точек, можно либо зафиксировать изменения, нажав на кнопку «В LUT», либо отменить их, закрыв окно правки и отказавшись от сохранения в окне подтверждения. [ Читать дальше... ]

В объективе затмение Луны

Фокусное расстояние, мм.300.0 mm
Фокусное расстояние (35-мм эквив.), мм.300.0 mm (35 mm equivalent: 894.3 mm)
Диафрагменное число5.6
Выдержка, с.1
Чувствительность, ед. ISO320
Экспокоррекция, EV+1
Баланс белогоAuto
Режим экспозамераSpot
Тип сценыStandard
Кроп-фактор2.5~3.0



Снимок Вити Марченко, Киев, 2011г.
Камера: Сanon EOS 60D, Объектив: Sigma 70-300mm, f/5,6

При нажатии увидите иной кадр и уже HDRi из 3х кадров, для того
что-бы реалистично отобразить всю сцену - тени и света на луне. Т.к. за это время луна успевает переместиться, то предварительно кадры нужно совместить...



Практически при тех же параметрах, но в 2007г. мой снимок. На снимке видно, как за время лунного затмения, луна перекрывает орбиту Юпитера, что наверняка в средневековье было бы хорошим поводом для легенды о поедании звезды "Луной". А сейчас мы знаем что это был малый парад планет, когда Юпитер Луна, Земля и Солнце на мгновениее для коссмоса выстроились в ряд.
Отличие от верхнего кадра, в ISO 100 и выдержка 3c соответственно, иначе оч. сильные шумы.
Единственное, иная камера: Сanon  EOS 10D с объективом Tamron 50~200mm, f/5,6

Отличие и зависимость качества от оптики можно проследить по следующим снимкам полнолуния двумя различными объективами в связке с камерой Сanon  EOS 10D. В основном выигрыш по времени, за счёт экспозиции. (нажмите для увеличения...)
 


Не бойтесь пробовать, снимайте луну на фоне фонтанов, скульптур, куполов церквей, даже на фоне портрета или фигуры, но для этого вам понадобится ещё и вспышка, а возможно и автобрикетинг по ГРИП. Как вы видите это можно делать самой разной техникой.
[ Читать дальше... ]