Этот банк не считается большим: в Нацбанке его оценивают как 40-й по объему уставного капитала, поэтому он не является предметом усиленного мониторинга государства, объяснила председатель правления НБУ Валерия Гонтарева. Она сообщила, что, скорее всего, уставный капитал банка вырос только потому, что он хранил часть своих средств в иностранной валюте, которая за последний год подорожала в гривневом измерении втрое. Сам Петр Порошенко в общении с журналистами постоянно подчеркивает, что он уже не руководит ни своим бизнесом, ни процессом его продажи. "Конечно, продаем. Сейчас заключен контракт с "Rothshild group", категорическим требованием которого является отстранение "лица, являющегося заложником политики", то есть меня, от деятельности компании", - пояснил президент. Порошенко заверил, что его решение продать бизнес касается как украинских, так и иностранных предприятий, а также завода в аннексированном Россией Крыму.
Юристы напоминают, что хоть 103-я статья Конституции Украины и украинское законодательство не дают право президенту занимать руководящие должности в государственных или коммерческих предприятиях, входить в наблюдательные советы, но не запрещают ему просто владеть акциями. "Вместе с тем специалисты отмечают, что даже владение бизнесом главы государства является конфликтом интересов, потому что на посту президента он может способствовать "своим" отраслям и увеличивать доходы", - говорится в статье.
Почти год назад Петр Порошенко пообещал продать свой бизнес, но пока этого не произошло, хотя агента для продажи выбрали еще в августе прошлого года. Промедление с продажей "Рошен", который является 18-й крупнейшей кондитерской компанией в мире, эксперты объясняют низкой цене украинских активов на мировом рынке из-за конфликта с Россией, но некоторые сомневается в искренности намерений Порошенко распрощаться с имениями. Обозреватели также говорят о том, что активы Порошенко, часть которых расположена в России, остаются рычагом политического влияния Кремля на президента Украины. То есть президентский бизнес остается в центре конфликта интересов как на национальном, так и на международном уровне.
Журналисты, которые исследовали бизнес главы государства, в частности интернет-издание "Инсайдер", сообщают: в его активов входят кондитерские, пищевые, автосборочные, машиностроительные и аграрные предприятия. Среди них российские филиалы имеют корпорации "Рошен", "Крахмалопродукт" и "Богдан-Авто" (российский филиал переименовали в "Авто-реал"). "Севастопольский морской завод", который связывают с Порошенко, находится в аннексированных Россией Крыма. Два подконтрольные Порошенко предприятия есть и на территории Евросоюза - в Литве и Венгрии. Оба являются подразделениями корпорации "Рошен".
Юристы напоминают, что хоть сто третья статья Конституции Украины и украинское законодательство не дают право президенту занимать руководящие должности в государственных или коммерческих предприятиях, входить в наблюдательные советы, но не запрещают ему просто владеть акциями. В то же время специалисты отмечают, что даже владение бизнесом главы государства является конфликтом интересов, потому что на посту президента он может способствовать "своим" отраслям и увеличивать доходы. Между тем доходы и стоимость ключевых украинских активов президента растут. Так, киевская фабрика "Рошен" за прошлый год увеличила прибыль в девять раз, сообщают украинские СМИ, ссылаясь на правительственную систему раскрытия информации, доступной для участников фондового рынка.
Издание обратилось в администрацию президента, но там ответили, что, обращение не соответствует закону "О доступе к публичной информации", потому что государство "не обладает и не производит" такой информации. Официальный запрос направлен также в кондитерской корпорации "Рошен", которая имеет производство в Украине, в ЕС и производственные площадки фабрики "Рошен" в российском Липецке и в Липецкой области. В "Рошен" переадресовали в компании "Инвестиционный капитал Украина" (ICU group), которая выступает советником по продаже президентских активов, вместе с инвестиционной компанией Rothshild group. На вопрос о давлении на российские филиалы и ограничения в их работе в "Рошен" также отвечать не стали.
"Учитывая текущую ситуацию в стране, когда вообще трудно продать любые активы, процесс затягивается. Даже в мирное время в нашей практике не было сделок по M & A (по слиянию и поглощению - ред.), Которые продолжались менее года, а с начала анонсирования продажи "Рошен" года еще не прошло. Нашим приоритетной задачей остается продажу всего бизнеса "Рошен", но и возможность продажи его отдельных частей мы также рассматриваем", - сообщил управляющий директор группы ICU Макар Пасенюк.
В ICU group отмечают: активами Порошенко заинтересовались компании из США, Швейцарии, Италии, России. Но уточняют, что такая заинтересованность и конкретное предложение (приобрести компанию) - "две большие разницы". В России ICU group продает все производственные мощности фабрики "Рошен" в Липецке, к продаже "Крахмалопролдукту" и "Авто-Реал" этот агент не вовлечен. В марте в интервью телеканалу "1 + 1" президент Петр Порошенко заявил, что "продать корпорацию" Рошен" не дают российские власти". "Все мои действия убедительно доказывают, что давить на меня нельзя по одному направлению, в том числе и по собственности. Потому на сегодняшний день российские власти препятствуют этой продаже", - объяснил украинский президент, добавив, что не имеет ни времени, ни права вмешиваться в процесс продажи своего бизнеса.
В течение прошлого года в Липецке "Рошен" испытал и обыски, и попытки российских властей оштрафовать его на 3 миллиарда российских рублей. В то же время в российских медиа появляются сообщения, российский филиал "Рошен" несет убытки - по информации официальной финансовой отчетности России (РСБУ). В частности, за прошлый год убытки фабрики в Липецке составили 407,3 миллиона российских рублей, а оборот за прошлый год упал на 6%. Но сладкая продукция предприятия не исчезала с полок магазинов в городе, и в настоящее время спрос на нее есть. По словам российского аналитика и главного редактора газеты "Вести промышленности" Моисея Гельмана, в российской бизнес-среде ничего не слышно о прогрессе с продажей российских фабрик Порошенко "Рошен" и "Крахмалпродукт", а также предприятия "Авто-Реал". "Мне кажется, что он и не собирается их продавать. Если бы он хотел, то давно уже продал бы их, ведь прошел уже год с тех пор как он дал такое обязательство", - высказался эксперт. "Даже когда у других предприятий с украинским капиталом возникали трудности с реализацией продукции, фабрика "Рошен" Липецке продолжала свою работу, - добавляет Гельман.
Обозреватели отмечают, что проблемы бизнеса Петра Порошенко в России гораздо меньше, по сравнению с проблемами днепропетровского олигарха Игоря Коломойского. Так, в российский дочерний банк "Приватбанка" российские власти год назад ввела временную администрацию, значительная часть имущества и бизнеса Коломойского в России сейчас арестована, а все крымские активы - национализировала оккупационная власть.
Если в Липецке несмотря на проблемы "Рошен" работает, то положение с крымскими активами Порошенко до конца неясно. В 2014 году фонд "Прайм Эссет Кэпитал", который участвует в управлении бизнесом Петра Порошенко, выставил на продажу Севастопольский морской (судоремонтный) завод. Это в интервью российским СМИ подтвердил и руководитель Севастополя Сергей Миняйло, передает РИА Новости. Недавно "власть" на аннексированных полуострове заявила, что этот завод "национализировали". Но окончательных подтверждений этого нет, заметил эксперт по экономике Крыма Юрий Смелянский. "Севастопольский морской завод не представляет большой ценности как производство. Ценные только его территория в центре города, бухта и инфраструктура. Сейчас предприятие не работает. Прошла информация, что крымская оккупационная власть его национализировали. Но мы не видим документальных подтверждений. Поэтому сообщения о национализации может быть угрозой, адресованной лично Порошенко", - замечает Юрий Смелянский. Активы Порошенко в Крыму продать можно, но это будет сложнее, чем с другой его собственностью, объясняет юрист по корпоративным правам Богдан Боровик. "В Крыму это сложнее, учитывая, что есть ограничения в инвестициях на полуострове и проблемы с расчетами. Но при желании их можно обойти", - говорит юрист.
Бизнес Петра Порошенко и связанных с ним финансово-промышленных групп Бориса Ложкина и Игоря Кононенко является определенным рычагом воздействия на президентскую политику со стороны Кремля, говорит депутат от "Батькивщины" Игорь Луценко. Впрочем он тут же добавляет, что российские активы "не смогут заставить Порошенко принимать антиукраинские решения". По его мнению, российский президент Владимир Путин, оказывая давление на бизнес и окружение Порошенко, пытается делать то же самое, что делают западные государства, когда применяют международные санкции в отношении бизнеса и окружения самого Путина. Однако это влияние различается по масштабам, заключает Луценко. Бизнес Порошенко может влиять на его политику, но это влияние незначительно, в отличие от бизнес-интересов остальных украинских олигархов, говорит политолог Олеся Яхно. Она считает, что шантажировать украинского президента через судьбу его активов в России и в Крыму у Кремля не получилось.
"В Украине преувеличивают политическую и геополитическую вес бизнеса Петра Порошенко. К нему можно делать различные упреки, но его бизнес-интересы на ситуацию в Украине влияют гораздо меньше, чем интересы бизнесменов Игоря Коломойского, Рината Ахметова, Сергея Левочкина, Виктора Пинчука. Важно, какова сознание того, кто возглавляет государство. Порошенко стоит перед выбором: действовать на посту президента как бизнесмен или как политик. Выбора в пользу своего бизнеса он не сделал", - замечает политолог. Украинский политтехнолог Тарас Березовец ожидает, что больше информации о бизнес Порошенко будет уже в ближайшие дни. "1 апреля президент обнародует декларацию о своем имуществе, и это будет хорошим поводом проанализировать, как он выполняет свои обещания во время президентской кампании избавиться бизнеса", - говорит Березовец.
В прошлом году Петр Порошенко, сообщил, что собственность на общую сумму 51,83 миллиона гривен - включая автомобили, недвижимостью, депозитам, облигациям и акциям предприятий. Об этом он написал в декларации о доходах от 1 апреля 2014 года, когда еще был кандидатом в президенты Украины. Эта сумма является на два порядка меньше, чем стоимость активов, которые связывают с украинским президентом авторы рейтингов самых богатых людей в Украине. Так, последний рейтинг Forbes называет Петра Порошенко восьмым по объему состояния в Украине, а его активы оценивает в 750 000 000 долларов. По версии Forbes, Порошенко по богатству опережают, в частности, Ринат Ахметов, Виктор Пинчук и Игорь Коломойский, отстают от него - Дмитрий Фирташ, Сергей Тигипко, Константин Жеваго и другие бизнесмены. Самый большой актив Порошенко, корпорацию "Рошен" - называют 18-й по размеру кондитерской компанией мира. Официальной информации о доле именно российских и крымских активов украинского президента пока нет.
http://www.radiosvoboda.mobi/a/26924580.html