Фото: ukranews.com
В среду вечером первый вице-премьер Клюев поработал «европейской свахой». Нивелируя формулу Николая Азарова – про жениха и невесту - предпринял очередную отчаянную попытку вытолкать родную Украину замуж за Евросоюз.
Попытку сию украинский десант предпочитал называть именно «очередной», европейцы – практически не таясь – говорили о «последней». После восьмой Ялтинской конференции, и для Брюсселя и для Киева стало очевидно: «благодаря» стремительному ухудшению ситуации с демократией, свободой слова, соблюдением гражданских и политических прав в Украине, европерспектива нашей страны сделалась очень-очень сомнительной. Хотя вчера еще была вполне реальной – рукой подать.
Логично, те из представителей отечественных элит, кому превращаться в подданных украинского федерального округа не хочется, засуетились. В надежде хоть как-то исправить ситуацию. Выступление Клюева в Брюсселе, в рамках конференции «Двадцать лет независимости Украины: вызовы для будущего» - один из таких порывов. Не слишком, правда, результативных. Поскольку исправить ситуацию может лишь один-единственный человек. Вопрос в том, действительно ли он этого хочет?
Собственно, саму конференцию многие восприняли как своеобразное «алаверды» Брюсселя Ялте. Что, на самом деле, не так. Мероприятие планировалось загодя, совпадение по времени - случайно. Чего не скажешь о совпадении по спикерам. С украинской стороны основные – Клюев, Порошенко, Яценюк (отметившиеся, как известно, я Ялте).
Почему такое однообразие? Ответ прост: тех, кто – и от власти и от оппозиции – может и хочет презентовать Родину за ее пределами – не так много. Тех, кто свободно владеет языком, не комплексует на людях – еще меньше. Тех, кто умудрился наработать в Брюсселе и Страсбурге личные связи – вообще единицы.
Результат – недостаток объективных сведений «по украинскому вопросу», резкие перекосы в информпространстве, общественном мнении.
- В чем наша главная ошибка?, - рассуждал на заданную тему один высокопоставленный регионал (из числа искренне заинтересованных в евроинтеграции), - мы упустили время, упустили информационную инициативу. Свое мнение относительно «дела Тимошенко»Европа сформировала еще летом – уж Немыря постарался. Какими были его аргументы – понятно, но альтернативные-то не озвучивалось, мы же летом молчали. Два первых лица – Президент с Премьером приняли решение ничего не комментировать, кто ж – за их спиной – инициативу станет проявлять, еще и в Европе?
Как известно, Янукович никак не реагировал на произошедшее вплоть до самого Дня независимости. Что теплило надежду: по возвращении из отпуска, приняв во внимание обеспокоенность западных коллег, Виктор Федорович выступит в роли доброго и справедливого правителя – выпустит женщину из-за решетки, а тех, кто ее туда посадил – накажет.
- А теперь? - уточнила я.
- Теперь мы проводим разъяснительную работу активно, особенно – на личных встречах. Доказываем: Тимошенко нарушила закон, она попросту превысила полномочия, чего делать права не имела…
- И вас кто-то слушает?
- Слушают. Но мнение-то уже, у большинства, сформировано.
Отсюда – настоятельные требования европейцев не просто немедленно освободить ЮВТ (как – это уж Виктор Федорович пусть сам решает), но и гарантировать ее участие в кампании (о чем Лидеру прямо было сказано в Ялте).
***
- Прошу прощения за опоздание, мы были заняты на переговорах по ЗСТ. Надеюсь, уже до конца года нам удастся поставить точку в этом вопросе и больше уже никогда к нему не возвращаться, - бодро рапортовал Андрей Клюев, главной целью визита которого в Брюссель были именно эти переговоры, - поудобнее устраиваясь в президиуме.
За его спиной красовались рекламные растяжки («пауки») партнеров мероприятия. Два основных – ДТЭК и СКМ. Принадлежащие, как известно, Ринату Ахметову. Который свой европейский выбор сделал давно и однозначно. И Клюев сделал. И Иванющенко, прости Господи. Не говоря уж об остальных важных регионалах, бизнесам которых необходимо продвижение на западные рынки (одна из основных причин, но вовсе не единсвтенных). Вот, только Виктор Федорович – вопреки публичным заявлениям - его все никак не сделает.
- Европейский опыт стимулирует нас к проведению реформ. В Украине пришло время реформ, являющихся не прихотью правящей власти, но острой необходимостью, - спокойно начал Клюев.
В отличие от Ялты, в Брюсселе он говорил по писанному – извлек откуда-то отпечатанную заготовку. Повторял все то же: о росте ВВП, успехах аграрного сектора и промышленности, о борьбе с коррупцией…. В фокусе – экономика, ни грамма политики. Так, будто речь идет о стране, в которой демократии уже лет двести, тюрьмы не забиты «политическими», никто не посягает на свободу СМИ и т.д.
Ровным голосом Клюев произносил правильные, красивые слова, но убедительным почему-то не выглядел – никто ему не верил. Аудитория хранила холодное равнодушие.
Аудитория, стоит сказать, довольно многочисленная – даже весьма немаленький зал всех желающих не вместил, люди стояли в проходах.
Подобного формата встречи-дискуссии, в Брюсселе и Страсбурге с определенной периодичностью, случаются. Но отнюдь не всегда привлекают столько интересующихся.
Ввиду того, что из Ялты, как было сказано, новости пришли не самые веселые, европейцам было весьма любопытно услышать о сложившейся ситуации из первых уст.
Фото: Lb.ua
Сообразно правилам, действующим в европарламенте, предложить «мероприятие под ключ», дискуссию на ту или иную тему, может практически любая общественная организация, исследовательский центр и прочие подобные конторы. Главное – чтоб инициативу поддержал кто-то из евродепутатов, конкретная политсила. В данном случае это были «Либералы и демократы». В отличие от европейских эсдеков и «народников» их внимание к Украине не имеет каких-либо особых мотивов, кроме элементарного интереса, да желания использовать – по возможности – сей козырь в собственных внутриполитических раскладах.
…Слушая Клюева, еврокомиссар Фюле сохранял внешнюю беспристрастность. Хотя – тому, кто хоть немного его знает – легко было заметить озабоченность:
- Европейский выбор является стратегическим для Украины и за последние двадцать лет ваша страна очень много сделала, чтоб приблизиться к цели. Сделала, в том числе, стараниями вашего руководства, чего нельзя не отметить, - начал с комплиментов.
- Мы действительно хотим, чтоб Украина была нашим близким партнером, но существует ряд важнейших проблем, которые партнеры Украины хотели б видеть поскорее решенными. Я говорю, в частности о верховенстве закона. Да, еще ранее Украина брала на себя такие обязательства, но все мы видим, что сегодня происходит в стране… Ведутся судебные процессы, имеющие явно политическую мотивацию, - выдержав почти театральную паузу, Фюле покосился на Клюева (с которым у него, в действительности, довольно приязненные отношения), - Я знаю, что при желании, при наличии политической воли, Украина может решить эти вопросы.
Зал насторожился. Прежде от Фюле – опытного дипломата – ничего подобного (Ялта не в счет) слышать не доводилось. А тут – предельно резкие формулировки.
- Вы должны убедить нас в том, что вы всерьез стремитесь к демократии, верховенству закона, серьезно относитесь к ЗСТ. Хочу сказать, что это соглашение базируется, в некотором смысле, на политическом союзе (!!!, - С.К.). Речь идет о вашей ясной приверженности демократическим ценностям, верховенству права. То, что лидеры оппозиции сейчас привлечены к суду и то, как ведутся процессы над ними, нас это не устраивает. Они должны иметь возможность защитить себя. А их судят по 365-ой статье, которая очень похожа на ту советскую статью, - тут еврокомиссар несколько замялся, затруднившись вспомнить конкретные цифры. Именно – пресловутую 58-ю статью, по которой при СССР отсидели сотни тысяч мнимых «врагов народа».
Сравнение 365-й с 58-й и вовсе повергло всех в шок. Потенциальным партнерам такого не говорят.
Тут Фюле смягчился:
- Но я думаю, мне хочется наедятся, что движение по пути к негативным переменам не будет необратимым. Мы плотно работаем с нашими украинскими друзьями и они, по-моему, начинают понимать всю серьезность ситуации. …Варшавский саммит вполне может стать для Украины новой возможностью, за счет которой вы утвердитесь в Восточном партнерстве.
Ну, и напоследок:
- Украина могла бы показать пример европейских ценностей, стабильности, процветания демократии и для соседей. В частности, для Беларуси, граждане которой, как мы знаем, стремятся в Европу…
Да, граждане-то, может, и стремятся, да вот Бацька – не очень. Хорошая, кстати, аналогия для Украины… Ничего не напоминает?
Яценюку – напомнило. Он тут же подключился к дискуссии:
- Коррупция, нищета – все это серьезные беды нашего общества, но главная проблема – страдающая демократия… Правительство не может управлять страной, как управляло бы акционерным обществом, - хороший, чистый английский, уверенный тон…Одно но – слегка менторские нотки. Которые, впрочем, европейцы готовы простить Арсению Петровичу, лишь бы он не повторял «ошибок имени Тимошенко», которые она – перед посадкой – плодила в огромном количестве. Конкретно – критика власти одними лишь эмоциями, без какой-либо конкретики.
«Мы – формалисты, важно это понимать, - говорил в марте Lb.ua один высокопоставленный европейских чин, ответственный за развитие двусторонних отношений - Да, Юлия Владимировна – лидер оппозиции в вашей стране, но мы не можем поддерживать ее только потому, что она в меньшинстве; потому, что не любит Януковича. Пусть предложит что-то конкретное – хотя бы приблизительный план действий».
К слову, знаете почему европейские эсдеки так полюбили ПР? Не по каким-то там меркантильным, как вы сейчас подумали, причинам. Нет. Основа сближения – общность программных положений. Я серьезно. Беднягам в голову не придет (а ежели возьметесь их в этом убеждать – не поверят), что в случае с украинскими политсилами, написанное в программе обычно отличается от реальных стратегий и тактик, как слон от моськи.
Впрочем, ладно.
То ли собеседники у нас одинаковые (что весьма вероятно), то ли Lb.ua Арсений Петрович читает весьма внимательно (что вероятно в такой же степени), но в эту самую минуту из президиума прозвучало:
- Мы – поколение «И». Это значит: свобода (индепендент), интеллект и интернет. Мы – молодые украинцы, разделяющие европейские ценности. …План оппозиции таков: дать здравую альтернативу, выиграть парламентские выборы 2012 года, сформировать в ВР большинство, которое потом сформирует органы исполнительной власти. Четвертое – исполнить все, что мы наобещали.
Публике Яценюк понравился. Ему даже похлопали.
***
После коротких спичей Порошенко (преимущественно о вопросах экономического толка) и Фиалко (как хорошо жить при этой власти! О! Да, я помню, как мы стали на путь евроинтеграции… Это было еще… О!), перешли к вопросам.
- Андрей Петрович, за вашей спиной мы видим баннера с символикой компаний, принадлежащих Ринату Ахметову, - заслышав Lb.ua (еще и – преднамеренно – на родном языке, дабы ответ не «смазался» из-за «трудностей перевода»), первый вице-премьер насторожился, - Самый богатый человек страны давно определился со своим европейским выбором. Вы – тоже. Как и многие-многие другие представители ключевых элит. Почему вы до сих пор не убедили в том же Президента Януковича? Почему б вам всем для этого не постараться? Ведь его реальные поступки – я не имею ввиду публичную риторику – свидетельствуют: лично у Виктора Федоровича нет уверенности в правильности для нас европейского выбора.
- Это не так, он однозначно сделал для себя европейский выбор. Иначе мы бы сейчас не по ЗСТ переговорный процесс вели, а по ТС, - на удивление спокойно отреагировал Клюев.
Не упустив, кстати, возможности поддеть Яценюка:
- То, что говорит оппозиция, это нормально. Когда я сам был в оппозиции – тоже власть критиковал. Чем больше критики мы слышим – тем больше стимулов для работы получаем. Мы идем по пути искоренения коррупции, - эту фразу посол Елисеев встретил громкими хлопками (типа поощрением пополам с подхалимажем), которые никто кроме его помощника не поддержал. Со стороны сценка сия выглядела довольно забавно.
Клюев – надо отдать должное выдержке – ничуть не сбившись, спокойно продолжал:
- Что касается этого баннера, то да, бизнесмен, народный депутат Ринат Ахметов сделал свой европейский выбор. Такой же выбор сделали все депутаты-регионалы и многие граждане Украины, - закончил уверенно и на высокой ноте.
Для полноты эффекта не хватало лишь оборота вроде: «пользуясь случаем, хотелось бы с этой высокой трибуны поздравить уважаемого Рината Леонидовича с юбилеем, который он отмечает сегодня». Пусть для него прозвучит песня… ой, извините, это уже из другой оперы.
…Перепалка, разразившаяся в последующие пять минут – между регионалом Кожарой и Арсением Яценюком – чего-чего: согласованной позиции, стратегии поведения, которые б они обсуждали накануне столь важных публичных мероприятий, у регионалов нет.
- Вы говорите о политических преследованиях, но в УК нет «политических» статей, Арсений Петрович! Или вы такие знаете?
Леонид Александрович хотел как лучше – уличить Яценюка в недостатке юридической грамотности. Получилось – предоставил ему возможность лишний раз наступить бело-голубым на больную мозоль:
- Если вы считаете, что она совершила политическую ошибку, то не Печерскому суду ее за это судить! – радостно взвился Яценюк, - На это есть другой судья – избиратели!
***
Когда, по завершении первого блока дискуссии, отшумели уже кулуары, а - значительно менее многочисленная публика – вернулась в зал для обсуждения нюансов экономического сотрудничества, лидер «Фронта перемен» тихо спросил:
- Соня, помните вы два года тому цитировали Клюева: «Тигипко - наш младший партнер, а с Яценюком у нас контракт на критику?»
- Помню, конечно. По Тигипко, кстати, все так и вышло.
- А по мне – не выходит, - задорно улыбнулся Арсений Петрович, - помогите заставить их обязательства по контракту выполнять!
Все мы – он, Петр Порошенко, Александр Мартыненко, Леонид Кожара, Lb.ua весело рассмеялись.
Иначе как-то скрасить грустный «осадок» от более чем однозначных предупреждений Европы не получалось. Как не получалось – ни у нас, ни у людей более влиятельных - изобрести достаточно убедительный (зачем вообще объяснять элементарные вещи? - С.К.) ответ на вопрос, который Лидер, как судачат злые языки, задает в последние несколько месяцев всем, кто «подкатывает» к нему с евроинтеграционными темами.
- Объясни, зачем это нужно лично мне? Что я с этого буду иметь?
Мол, где деньги, Зин?
Я не шучу.
Хотя, допускаю, конечно: разнообразных пород «козлы» не только мешают всем нам жить, но еще и нагло клевещут на Лидера.
Ну, а поскольку решения в нашей стране принимает один человек (предельно возможную централизацию власти лично он считает возможностью, хотя, на самом деле, она является угрозой), вот и получается-то с Европой незадача. Заминка, так сказать.
И разнообразные усилия, активно прилагаемые многочисленными сторонниками интеграции за пределами страны, по сути, бесполезны. Лучше направить старания на то, чтоб найти ответ на пресловутое: «Где деньги, Зин?». Иначе ничего не изменится. Разве – в худшую сторону. Вплоть до потери экономического суверенитета. Без которого политический попросту невозможен.