Глава правительства самопровозглашенной Донецкой республики Александр Захарченко 30 октября вновь заявил, что его бойцы готовы захватить Мариуполь. «Мы ведем переговоры по Мариуполю, миром — не хотят. Не получается мирно — будем силой».
Еще в конце марта, когда город готовился к первой атаке сепаратистов, здесь возникла «Мариупольская дружина», общественное формирование, в котором состоит около 200 человек, как гражданских, так и имеющих военный опыт. Когда город освобождали украинские войска, дружинники принимали участие в боях.
«Недавно приобрели беспилотник для контрразведки нашим вооруженным силам, занимаемся и волонтерской работой. Привозим еду, теплую одежду в самые дальние точки, где идет обстрел, и на огневые позиции», — рассказывает глава Дружины Виктория Придущенко.
Когда Мариуполь был захвачен сепаратистами, Виктории пришлось его покинуть. Вернувшись в город, она стала готовиться к выборам в парламент Украины, однако в ее мажоритарном округе победил Сергей Матвиенков, который был членом фракции Партии регионов в предыдущей Раде. В целом в Мариуполе победу одержал Оппозиционный блок, реформированная партия Януковича. Виктория Придущенко рассказала журналисту Радио Свобода о том, как проходили выборы, и о подготовке к новой войне.
— Всерьез ли вы воспринимаете угрозы Захарченко?
— Да, воспринимаем всерьез, потому что они все ближе и ближе подвигаются к Мариуполю. Они уже находятся на расстоянии 8 км. Тридцатикилометровая буферная зона, согласованная в Минске, которая должна быть 15 км с одной стороны, 15 км — с другой, дээнэровцами не соблюдается. В четверг они захватили еще одну часть с востока, и между Мариуполем и ними сейчас где-то 10 км. Они все ближе и ближе окружают Мариуполь. Есть информация, что они пытаются обойти его даже с западной стороны, то есть взять в кольцо.
— А что Захарченко имел в виду, когда говорил, что ведутся переговоры по Мариуполю и якобы его должны отдать мирно? С кем такие переговоры ведутся?
— Не знаю. У нас подозрение, что, видимо, с руководством страны. Несколько патриотически настроенных общественных организаций, в том числе волонтерских, инициировали письмо нашему президенту о введении военного положения в Донецкой и Луганской областях, да и по всей Украине. Мы понимаем, что если наступление пойдет, то захватывать будут не только Мариуполь, а пойдут дальше. И на Запорожье будут поднимать людей, и на Харьков, и на Херсон, и на Одессу.
Нужно признать, что мирный план потерпел фиаско, потому что если мы соблюдаем мирное соглашение, то со стороны ДНР и ЛНР эти соглашения игнорируются полностью. 14 октября похоронную процессию в Сартане обстреляли из минометов, у нас погибло семь мирных жителей. Позавчера погибли двое военных при обстреле Талаковки «Градами». Мы практически каждый день теряем людей. Ничего не меняется.
Наши военные не имеют права отвечать ответным огнем на наступление, на обстрелы дээнэровцев. Здесь поднимаются волнения, настроенные пророссийски граждане уже сейчас начали сбор подписей о выводе украинских войск. В Сартане и Талаковке были митинги против украинских войск, нахождения там блокпостов и т. д. Мы призываем ввести военное положение. Другого выхода из этой ситуации мы не видим.
— Сейчас Мариуполь защищает батальон «Азов». Можно сказать, что город надежно защищен?
— Если учитывать, что два дня назад в Саханку вошли русские войска, пять КамАЗов с русским десантом, то, наверное, недостаточно.
— Это точные сведения?
— Да.
— Вы думаете, что возобновление серьезных боевых действий неизбежно?
— Думаю, что неизбежно. Мы понимаем, что Путин не остановится, что война неизбежна.
— Виктория, вы ведь уже пережили один захват Мариуполя в мае, и вам пришлось бежать из города.
— Мне сообщили, что в мой дом придут, и мне лучше покинуть на время Мариуполь. Я у них в исполкоме, где был штаб ДНР, висела в списках особо опасной нацисткой. Сейчас на сайте тоже у них нахожусь, как нацистка, «свидомая», бандеровка и другими эпитетами меня награждают.
— А в последнее время угрожали?
— На сайте да, угрожают, что меня захватят, порежут на куски, убьют, изнасилуют. Различные угрозы. По городу сложно сейчас ездить с украинским флагом. Потому что прорусски настроенное население очень агрессивно стало в последнее время.
— Вы и ваши сторонники чувствуете себя в меньшинстве в городе?
— В меньшинстве. Пророссийски настроенных граждан процентов 70. Надо заметить, что многие украински настроенные люди уже покинули Мариуполь, эвакуировались. У нас закрылся полностью, объявляет о банкротстве один из самых крупных заводов. Бизнес потихоньку уходит из города. Банки приготовили документацию. Многие магазины закрылись, завозят только самое необходимое, то есть запасов нет.
— Что же это означает — начальство готово сдать город?
— Все боятся, что это произойдет.
— Тем не менее, в Мариуполе прошли выборы в Верховную Раду. Вы тоже баллотировались на них. Как они проходили?
— Фактически нам не дали возможности выбирать. Админресурс был использован на все 100%. Я не могла распечатать листовки в Мариуполе. Мне предлагали выполнить только через 2-3 недели или стоимость в 2-3 раза дороже, чем, например, в Запорожье. Я печатала листовки в Запорожье. Билборды я тоже не могла заказать. Когда мы звонили, чтобы узнать о свободных местах, мне говорили, что политические рекламы и билборды они не размещают.
Не дали использовать предоставленное время в эфире ни по радио, ни по телевидению. Соответственно, нигде не достучаться и возможности показать себя, быть на равных с тем, что имел Оппозиционный блок, у нас, демократических сил, не было. Оппозиционный блок захватил все места билбордов. Оппозиционный блок выступал на всех местных телеканалах.
Оппозиционный блок использовал весь админресурс. Они встречались со студентами, с учителями, медиками, с работниками заводов и т. д. У нас есть информация, что многих работников заводов, в частности Завода Ильича, заставляли голосовать за мажоритарщика Матвиенкова и Оппозиционный блок, фотографировать бюллетени и предоставлять как доказательство. Иначе обещали уволить с работы, лишить квартир. Многие брали на заводе ссуду, кредит для приобретения квартир. Люди были запуганы. Естественно, выборы прошли с такими результатами.
— Вы говорите «административный ресурс». Но ведь в городе украинская власть. Или Партия регионов правит в Мариуполе?
— В горсовете из 76 депутатов — всего 4 оппозиционных. Остальные — 10 коммунистов и члены Партии регионов. Мэр, который был избран, был представителем Партии регионов. Фактически весь исполком и горсовет — это представители Партии регионов.
— И Киев ничего не делает для того, чтобы как-то поменять ситуацию?
— Нет.
— Сейчас в ДНР и ЛНР готовятся к альтернативным выборам. Что говорят об этом в Мариуполе? Мариупольцы собираются в них участвовать?
— В Мариуполе будет митинг против выборов дээнэровцев. Мы, как патриотически настроенные силы, выступаем против. Но фактически повлиять на ситуацию и на те выборы, естественно, мы не можем. В Мариуполе они однозначно проходить не будут, пока здесь еще украинская власть, пока еще город находится под контролем Украины.
— Как известно, пенсионеры, которые живут на территориях, захваченных сепаратистами, никаких пенсий не получают, а приезжают за украинскими пенсиями, в частности, в Мариуполь. Встречали вы участников таких пенсионных туров?
— Да, приезжают и не только для получения пенсии. Среди таких пенсионных туров очень много диверсантов, разведчиков и даже наводчики встречаются. В Мариуполе был один теракт —предотвратили. Над Мариуполем каждый день летают русские беспилотники. Здесь идет активная разведработа и сбор данных.
— Часто приходится слышать, что люди, которые знают, что происходит на территориях ДНР и ЛНР, в сепаратизме разочаровались, в частности, потому что пенсии не платят, полный хаос в экономике. Это так?
— Наверное, те люди, которые сами не столкнулись с этим, они, слушая русскую пропаганду, никогда не поверят. Когда их не стукнут граблями по лбу, они в это не смогут поверить. Я знаю некоторых русских, которые уехали в сентябре в Россию, думая, что их там встретят, будет работа и т. д. Сейчас они, вернувшись назад, начинают говорить, что все-таки Путин «ла-ла-ла», что там не очень хорошо. «Мы не знали, оказывается это все ложь. Оказывается, все, что нам рассказывали, это неправда». Но, в основном, население не осознает, что такое ДНР.
— Вы настроены довольно пессимистично, даже безнадежно?
— Почему безнадежно? Мы написали президенту обращение по поводу введения военного положения. Мы настаиваем на том, что нужно защищать Мариуполь. Военные готовы пойти в наступление и полностью зачистить территорию до самого Новоазовска.
— А что сейчас происходит в Новоазовске, который был захвачен сепаратистами?
— Продуктов нет. Они ездят сюда за продуктами. В Новоазовске блокпосты ДНР, пропускной режим. Это большие сложности. Люди фактически там находятся в военном состоянии.
— И вы надеетесь только на военное положение?
— Да. Во-первых, власть будет принадлежать военным. Во-вторых, попадают под контроль СМИ, где ведется пророссийская пропаганда. Я думаю, что нужны и комендантский час, и проверка документов, потому что здесь есть диверсионные группы. Мы боимся, что будут теракты. По всем критериям военное положение — это единственный выход, который может сейчас принести стабильность этому району.
—
Дмитрий Волчек,
опубликовано на сайте Радио Свобода