(10 февраля 1905 – 31 октября 2005)
Легендарная партнерша Ель Качафаса
Карменсита Кальдерон
На первых этапах становления танго, во времена неочищенного бренди, жестокого драчливого соперничества и густого дешевого табачного дыма женщин в танго было очень мало, это были или иностранные проститутки, чаще француженки, или девочки из местного населения, известные как китайки.
Танец Буэнос Айреса появился незаконнорожденным, настоящим мачо и пришел с окраин, поэтому прошло много времени, прежде чем женщины смогли присоединиться к этому танцевальному сообществу, преодолев общественные предрассудки. Но танго дожидалось их и защитило танцующих муз, пришедших чтобы зажечь свет на новых танцевальных полах в танцевальных залах и клубах, вытеснивших школы танцев, танцевальные вечера и кабаре. Для этого танго пришлось измениться: дерзость танцевальных движений была приглушена, превратившись в интимную, чувственную материю, которая окружала сообщество людей, чьи чувства были непередаваемы, и где мужчину и женщину объединяла общая страсть. Оба партнера творили, двигаясь в музыкальном ритме, мужчина вел и выделял такты и шаги, а женщина выбирала свое понимание ответа и наслаждалась всем телом тем, что предлагал ей мужчина. И сейчас настало время вспомнить невысокую пожилую женщину Кармен Микаэлу Рисо де Канцельери.
В среде шоу-бизнеса она была известна как Карменсита Кальдерон – она выбрала имя своей бабушки по материнской линии. В течение многих лет она была новатором и образцом для подражания в танцевальных залах и на сценах, в школах танцев, кинофильмах и турах, сопровождая знаменитых танцоров, бросая вызов предрассудкам того времени, так как не только в танго мужчины считались занимающими лидирующие позиции. Она начала учиться танцевать в возрасте 13 лет дома со своим братом Эдуардо и никогда не мечтала о том, чтобы стать профессиональной танцовщицей. Однажды вечером, в 1932 году, она сопровождала двух своих младших сестер, когда те пришли танцевать в клуб Sin Rumbo в окрестностях Villa Urquiza. Их мать умерла молодой, поэтому Карменсита должна была сопровождать своих сестер в качестве дуэньи, хотя ей было только 27. Друзья, которые знали об ее способностях, посоветовали ей потанцевать с известным завсегдатаем этого клуба.
Танцором, о котором шла речь, оказался известный Тарила – Хосе Гиамбуцци – наставник многих выдающихся танцоров. После нескольких танцев он сделал Карменсите предложение:– Не согласились бы Вы танцевать со мной в моей школе танцев и с Эль Качафасом в его школе? «Качафас» было для нее магическим словом, поэтому уже на следующий день она пришла в кафе Corrientes и Talcahuano, которое Эль Кача посещал каждый вечер и где он в скором будущем представил ее своему знаменитому другу Карлосу Гарделю и многим другим из своего окружения, таким как Алиппи, Муино и Тито Лусиардо, так как первый столик чайной комнаты был его секретарской.
Эль Качафас обладал отталкивающей внешностью, у него было изрытое оспой лицо и мучительный взгляд, который ему удавалось скрыть, когда он скользил в своих кожаных сделанных на заказ туфлях по вощеному полу. Вместе с Кармен, которая вцеплялась в него как маленький чертополох, они составляли одну из самых символических команд.
Они дебютировали с оркестром Pedro Maffia в театре San Fernando, ездили с многочисленными турами, в особенности с Канаро и его «Historia del Tango», их последнее появление вместе состоялось в Mar del Plata в 1942. Протанцевав партию Дон Жуана, 55 летний «Эль Кача» скоропостижно скончался от сердечного приступа, случившегося с ним в раздевалке. В том же году в переполненном дворце Палермо с оркестром под руководством Ангела Д’Агостино, который также был танцором, и солистом Ангелом Варгасом Карменситу шумно приветствовали танцоры, возглавляемые El Pibe Palermo – Хосе Мария Бана.
Она всегда знала, что позволить мужчине вести себя на танцполе или на сцене не означает поставить себя в зависимость или подчиниться мужчине, принятие мужского ведения лишь позволяло танцевать. И когда мужская рука как змея обвивала ее талию, которая вот-вот должна была повернуться, Кармен завораживала взгляды, двигаясь в такт музыке, и, игнорируя по временам угрюмый настрой мужчин, создавала с ними сложные фигуры и рисунки танца, вызывавшие восхищение. Кармен тренировалась в популярных школах танца, танцевальных залах и местных клубах, поэтому язык ее тела был уникальным, полным чувств и притягательной простоты, которым невозможно научиться в традиционных школах танца. Она не была ни женой, ни любовницей легендарного Кача, который всегда отзывался о ней уважительно, хотя и был на 16 лет старше ее.
Она никогда не изучала хореографию до того, как стала танцевать танго. Своим тайным учителем она называла свою мать: «Она всегда говорила мне: «Подними голову и не смотри в пол», – и еще она поправляла мою осанку. Она умерла в возрасте 39 лет в бедности, отец тоже умер, не зная, что я была преподавателем танго, потому что в те годы это очень сильно критиковалось».
Время состарило ее, как и любое другое создание, но ее метод обучения тому, что должна знать женщина, чтобы следовать за мужчиной, подтверждая его движения, остался жить. И благодаря ее чувственности в танго, ее посвящению и верности этому танцу, ее собственному стилю и убеждению, женщина может с помощью мастерства партнера достигнуть непередаваемых эмоций. Она сохраняла внутренний огонь и замечательное чувство ритма, двигаясь в такт музыке и отвечая на изменчивые движения ее молодого партнера с уже знакомым ей, но все же непривычным волнением.
Она танцевала с Эль Кача в кинофильме «Carnaval de Antano» в 1940. Она была с ним 10 лет, танцевала также и с другими партнерами и навсегда осталась в памяти ее последователей. Карменсита была символом танго тех времен, когда люди насвистывали и напевали на улицах, и когда ее мать пела, стирая белье в водоеме. Тогда на танцевальных площадках Буэнос Айреса царил особенный вид танго, без крючков и эффектных прыжков, но с непередаваемыми объятиями, неповторимым скольжением чьих-то подошв по полу, без сладких слов или сладострасных объятий, потому что прежде всего был танец и звуки бандениона в руках Эль Гордо (Troilo) и касание клавиш пианино Эль Туэрто (Di Sarli) или удары Д’Ариензо.
Хосе Гобелло написал ей так: «Ты девушка без возраста, танцор – величайшего ранга, ты вечна как танго, которое заставляет тебя двигаться в его мягком ритме. Карменсита Кальдерон, плитки на полу начинают дрожать, предсказывая твои повороты и твои шаги сейчас, когда наступило время танца». Аминь.
Опубликовано в Мадридском журнале, GILDA, mujeres en el tango (Women in tango)
Декабрь 2002
Перевод: Анастасия Чуманова
видео с выступления Карменситы в 96 лет!!!
h ttp://www.youtube.com/watch?v=-kX5j_WJY-c&feature=related
фильм "El Cachafaz" & Carmencita Caldern (1933)
http://www.youtube.com/watch?v=5Yv9V-3APpc&feature=related
</ a>
Коментарі
Гість: leschyi
127.05.10, 13:51
фся
227.05.10, 14:30Відповідь на 1 від Гість: leschyi
K-ATRIN
328.05.10, 02:15
ВАУ!!!!! чСпасибо. моя солнышка!!!!!! Супер!!!!! нет слов!!!!! особенно тот клип, где ей 96!!!!!--лёгкая поступь---невесомая она!!!!!
Гість: nika_
428.05.10, 11:50
фся
528.05.10, 14:15Відповідь на 3 від K-ATRIN
Да! Я когда увидела ее!! Это было для меня огромным стимулом начать танцевать! Хотя раньше, я никогда ничем таким не занималась!!! А теперь я знаю, что с танго прожеву до 100!!! запросто!!!
фся
628.05.10, 14:16Відповідь на 4 від Гість: nika_
спасибо большое!!!
ЛанаМ
715.06.10, 16:26
фся
816.06.10, 12:58Відповідь на 7 від ЛанаМ
fontain
930.11.10, 02:30
Спасибо дорогая, за эту инфо Как прекрасен этот мир во всем своём многообразии
фся
1030.11.10, 17:36Відповідь на 9 від fontain
когда я увидела эти видео, подумала, что у меня вся жизнь впереди! И в этой жизни, я хочу танцевать танго. Я нашла видео еще одной аргентинки в возрасте, так танцующей танго, что не всякие молодые так танцуют. Со временем выложу, обязательно!