Русский мир (общность)

  • 15.05.12, 15:14
                  Из Вики. Русский мир — международное трансконтинентальное сообщество, объединённое причастностью к России и лояльностью к русской культуре[1]. Слово «русский» в названии указывает прежде всего на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси, а не на её этнический состав[2], а в слово «мир» вкладывается значение «весь свет», «все люди»[3].

Известна также более широкая трактовка «Русского мира»: «Русский мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе»[4].

Впервые сформулировал определение «Русского мира» президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук граф Уваров. В наше время концепцию Русского мира развивает патриарх Московский и всея Руси Кирилл[5] Основа концепции

Считается, что русский мир является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси[5], возведённом на трёх следующих столпах[9]:

  1. Православие.
  2. Русская культура и русский язык.
  3. «Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие».

Президент Путин в конце 2006 года, выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге, в преддверии Года русского языка в качестве составляющих Русского мира выделил «русское слово» и «русскую культуру»:

Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир».[10]

Территория

«Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» — эти слова в качестве слогана неоднократно использовались на мероприятиях и собраниях, связанных с популяризацией концепции русского мира. В частности, их скандировал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на концерте в Киеве в июле 2008 года[11][12]. Автором данного лозунга считают преподобного Лаврентия Черниговского[9].

К русскому миру, помимо России, Украины и Белоруссии, причисляют также Молдавию. Так, патриарх Кирилл на встрече с иерархами Кишинёвско-Молдавской митрополии отметил следующее:

Нас иногда спрашивают: «А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сёстрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы — мы один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ.

Тем не менее, для такой духовной общности выделяется совершенно чёткий физический центр: «Современная Россия […] становится центром огромной цивилизационной общности — русского мира, выходящего далеко за пределы одной страны»[14][15].

1 сентября 2010 года на торжественном приёме по случаю празднования Дня православного казачества патриарх Кирилл указал на то, что к пространству Святой Руси, а значит, и русского мира следует относить также Казахстан:

Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси — в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане — везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества. Вот почему нам нужен единый праздник, который бы объединял всех — все казачьи войска и казаков, находящихся в разных странах — наследниках Святой Руси.

Единый мир восточно-христианской православной цивилизации

Иногда русский мир называется ещё «единым миром восточно-христианской православной цивилизации». Например, такое название патриарх Кирилл использовал в поздравлении временно исполняющего обязанности президента Молдовы Михая Гимпу с Днём независимости Молдовы[17], при этом указав, что к сему миру принадлежат не общества или сообщества православных внутри обществ, не страны, а государства.

Митрополит Кишинёвский и всея Молдавии, предстоятель Православной церкви Молдовы Владимир называет Молдову «нашим государством». 

Деятельность по укреплению русского мира

Деятельность по сохранению и развитию русского мира — это прежде всего деятельность по распространению и утверждению русского языка. Для этой цели Россией создан ряд правительственных и неправительственных организаций, ведётся работа по линии Русской православной церкви.

Президентом России 6 июня 2011 года установлен День русского языка, который будет отмечаться ежегодно, 6 июня, «в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина»[19].

Поскольку любая человеческая общность обитает на некоторой территории,

русский мир может быть оформлен и географически. А именно: территориями государств Россия, Украина, Беларусь, Молдова и русскоязычных общин за пределами этих четырёх государств, принадлежавших ранее не только Святой Руси, но и Российской империи. По мнению Дмитрия Фурмана, «Это не постсоветское, а постимперское пространство, оно создано Российской империей, и все те элементы сохраняющегося единства, которые есть на этом пространстве, порождены общей историей, порождены принадлежностью всех стран СНГ и стран Балтии к Российской империи и её преемнику — СССР»[22]. Вот так-то! stop господа нехорошие, разъединящие народы Российской империи! Ваше время прошло.

Обращение гражданина ЕС к российским революционерам

  • 13.05.12, 12:49
Добрый день!! Не имею, наверное, морального права комментировать по существу события в России, так, как являюсь гражданином ЕС и уже много лет проживаю в Эстонии. Успешный бизнес 15 лет, дом, "тачки", детки в Англии и т.д., то есть под Ваши критерии "быдла" напрямую вроде не подпадаю. Но хочется с Вами поспорить!! ИБО! Я регулярно читаю и блоги и смотрю ТВ, в том числе те, что принято называть оппозиционными. Впечатление, не обижайтесь, плз, самое грустное. Уважаемая Божена скатилась до уровня злобной и грязной коммунальной кухни, а ведь каким роскошным языком она излагала раньше. ТВ-дождь (ребята не обижайтесь, правда) часто напоминает мне соревнование соловьёв, каждый поёт свою трель и никого не слышыт и слышать не собирается, у Лобкова просто сквозит состояние глубокой обиженности. Ксения , похоже, едет по тому же маршруту!! Вообще, это состояние обиженности + уверенности, что те , кто не разделяет гражданский пафос оппозиционеров - в лучшем случае просто быдло (я не первый, кто это замечает, не так ли?) Ну почему умные, активные (лучше Вас называть креативные?)смелые люди так высокомерны, так презрительно относятся к тем, кто не разделяет их мнение? Гордыня? Так ведь это главный грех, кажется? Почему вы по отдельности все такие замечательные, умные, честные, смелые, а вместе опять какая-то партия большевиков получается. Кто не с нами, то против нас!? НЕ ИСПЫТЫВАЙТЕ ИЛЛЮЗИЙ, РЕБЯТА! Везде в мире так называемая западная демократия - суть иезуитское лицемерие и жёсткая власть сверхбогатых! Если попробуешь только своё мнение высказывать в форме организованного протеста - пригасят всеми возможными силовыми средствами, а если будет недостаточно - то применят и невозможные средства! Мы в Эстонии и, вообще в Прибалтике, всё это очень даже хорошо знаем. Посмотрите видео разгона так называемях "русских вандалов" при переносе памятника в Таллинне пять лет назад, вам родной ОМОН покажется нежнее любимой бабушки! Упавшим людям полицейскими сапогами по головам футболили под ТВ камеру и ни одня прозападная ЛЭДИ, (в том числе из Ваших) никакого серьёзного протеста не высказала, ни ЕП, ЕК, ОБСЕ, ЕСПЧ и прочие!! А как наши полицейские задерживают людей просто по подозрению, и как с ними обходятся, как оскорбляют, женщин раздевают догола и заставляют приседать, якобы могла "ТАМ" наркотики прятать. ЭТО В СТРАНЕ С ОБРАЗЦОВОЙ (ПО ВСЕМ РЕЙТИНГАМ) ЕВРОДЕМОКРАТИЕЙ!!! Поинтересуйтесь, как придушивают чисто по национальному признаку русскую культуру и образование в наших суперлиберальных, сверхдемократических, дико свободных странах. Узнайте, как проходят выборы парламента и президента в образцовых демократиях. Так называемое моссовое "электронное голосование" результаты которого засекречивают, а потом срочно уничтожают. Ни одна "с-ка" ни слова не сказала о нарушениях!!! А президента народ вообще не выбирает. Как в Штатах, только "свои" допущены! Почитайте, что пишет "свободная" прибалтийская пресса про Россию и русских, я в только в советское время читал подобное. А как травят лидеров оппозиции? Какие помои в прессе + Полиция Безопасности подключается, причём прямо в процессе предвыборной компании. И все эти вещи на фоне полной ж-пы в экономике, как теперь называют в "зоне социальной катастрофы" ВЫ ЖЕ В РОСИИ ЖИВЁТЕ ОЧЕНЬ ДАЖЕ НЕПЛОХО, ПОВЕРЬТЕ!! И СО СВОБОДАМИ, РЕАЛЬНЫМИ, А НЕ ДЕКЛАРИРУЕМЫМИ, В РОССИИ ТОЖЕ ВСЁ НА УРОВНЕ!!!! Я не реже, чем 5-6 раз бываю в РФ, и в Питере и и в Москве, в провинции новгородской, в Карелии, в Поволжье. Родители пенсионеры, друзья, родственники есть и коммерсы и военные. Ситуацию себе реально представляю. Задумайтесь, чего Вы, нормальные в самом лучшем смысле, психически здоровые, талантливые и трудолюбывые граждане, на самом-то деле хотите. (Немцов, Каспаров (в меньшей степени) и им подобные явно люди нездоровые, я Немцовские выступления в Эстонии читал, ну совсем бред, один яд источает. Лучше бы поинтересовался, что о нём думают те, кто помнят начало его карьеру в Нижнем) И достижимы ли в реальном мире Ваши цели? Или это некие розовые несбыточные иллюзии, ради которых Вы готовы в очередной разломать то немногое хорошее, что уже есть в Вашей стране и, уверен, что будет ещё больше! Владимир из Таллинна (с Вашего позволениея, будет продолжение - НАКИПЕЛО! :-) volly1959 2012-05-09 08:59 Продолжение!! И, ещё, не забывайте, что Россия жила и живет на свои собственные средства в отличии от "западной демократии", которая, как оказалась существовала на фальшивых вескелях. Можете себе представить, какова была бы эта демократия, если лишить её экономической поддержки в сотни миллиардов от "рисованных фантиков". Если не хватает воображения - потерпите пару лет, мы здесь уже видим результаты. Воруют у Вас - так ведь везде воруют! Коррупция - а где её нет? Полиция жёстко "принимает" - а Вы попробуйте не подчиниться требованиям полицейского в Финляндии, или в Швеции. Особенно, если заговорите на русском языке. Почувствуйте, как говорится, разницу!! Между тем, что Вам представляется и что есть на самом деле. Всех Вас очень уважаю за мужество выступать против власти за свои принципы, за гражданскую совесть, но может быть просто тихо, без шума начать помогать слабым и сирым из числа "быдла" живущим рядом с Вами. Привести в порядок свой двор, соседний. Сообща подъезд оремонтировать, на детскую площадку сброситься, места для мусорных баков в порядок привести, и так далее и тому подобное. А то хотите "жуликов и воров" от кормушки отодвинуть, а может начать с "малых дел" ? Если 100 тысяч креативных свои места жительства и вокруг в порядок приведут - народ (быдло по немцову)заметит , поверит и подтянется?? Ещё раз - не обижайтесь, если задел кого. Но правда- чего вы хотите добиться для себя лично, для близких, для страны и её жителей? На самом деле, в конкретных выражениях, а не в лозунгах (мир-солдатам, земля-крестьянам? ) Путин - уходи, если завтра согласится, кого готовы на его место поставить? Немцова? Удальцова? Пономарёва? или Ксению с Боженой? Гудкова младшего? Назовите, хотя бы предположительно, как вы себе это представляете? Наталия Чернышова - Вам респект полный и абсолютный! Надеюсь у Вас всё будет ОК и у Ваших близких тоже! Не увлекайтесь борьбой "слишком" :-) !! Всех с Праздником Победы!! С уважением,

Владимир из Таллинна

http://skalozub52.livejournal.com/202229.html

Британская креатура во Франции

  • 12.05.12, 10:17
Просто отличная новость для Патриотов России...Британская империя проиграла и во Франции... Дело в том, что Саркози дал гарантии лондонским банкирам, что он спасет их банки в ущерб французским национальным интересам... Агрессия в Ливии, разработанная МИ-6, точно реализовывалась Саркози в ущерб интересам Франции... Достаточно вспомнить авантюру с Ливией и какую роль в ней играл международный авантюрист, большой друг К.Бруни, Бернар-Анри Леви. Причем британские агенты влияния настолько спешили с Ливией, что даже на набережной Кэ д'Орсе ничего не знали толком до последнего момента. Т.е Ален Жюппе был поставлен в известность по Ливии в самый последний момент. Саркози действовал четко по британскому плану, который он максимально скрывал от французов. Сам приход к власти Саркози поддерживался британской разведкой. И сейчас они ему обещали поддержку, проведя серию провокаций на территории Франции не только в Тулузе, планировались провокации и в ряде других мест.. Бойня в Тулузе: Европа столкнулась с новым видом терроризма http://www.glavred.info/archive/2012/03/24/144512-0.html Но "Засветились".... Вернее их "Подсветили" французской контрразведке сотрудники ФБР, дав некоторые установочные данные на ряд лиц, которых потом взяли с поличным... Саркози не знал о проводимых оперативных мероприятиях... Решающую роль в поражении Саркози во Франции сыграли сторонники генерала Де Голля в ряде структур! Разумные государственные советники подскажут новому президенту, как действовать... Эти люди смогли ЗАБЛОКИРОВАТЬ многоходовую ПРОВОКАЦИЮ в Тулузе, с помощью которой британская разведка МИ6 хотела сохранить Саркози на посту президента Франции... Поражение Саркози - это поражение ГЛАВНОГО ВРАГА РОССИИ - БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ Это поражение открывает Новые Возможности для Освобождения Канады от Британской оккупации. Первый шаг в этом направлении - Особый Статус КВЕБЕКА, как Особого ЗАМОРСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ФРАНЦИИ...Этого ранее добивался генерал Де Голль! Проигрыш Саркози - это прорыв АТЛАНТИЧЕСКОГО ВАЛА БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ..

проф. И.Н. Панарин.

http://aftershock.su/node/6455

"Арабская весна - продукт сионистского заговора и козней НАТО"

  • 11.05.12, 16:07
    Премьер-министр Алжира: "Арабская весна - продукт сионистского   заговора и козней НАТО"

10 мая в Алжире проходят парламентские выборы. По мнению наблюдателей, нынешние выборы могут стать самыми честными и прозрачными в этой стране за последние 20 лет. Впервые на участках установили прозрачные урны. 500 наблюдателей, в том числе из Евросоюза и ООН, проведут мониторинг и составят отчеты. Количество участвующих партий - 44, кандидатов 25 000. Согласно радиостанции "Свобода", ожидается победа умеренных исламистов, что станет отражением политической тенденции в регионе, порожденной "арабской весной".

После массовых оппозиционных выступлений в январе 2011 года президент Алжира Абдельазиз Бутефлика провел ряд политических и социальных реформ, отменил чрезвычайное положение, обещал изменить Конституцию, что значительно снизило уровень недовольства населения, и страна избежала политических потрясений. Тем не менее, очень многие в Алжире не верят обещаниям президента продолжить после выборов процесс активной демократизации страны.

В пользу таких настроений свидетельствует последние высказывания премьер-министра страны Ахмеда Уяхья. Как сообщает портал MIGnews, выступая на массовом предвыборном ралли в Алжире, глава правительства сделал ряд шокирующих заявлений, обрушившись с нападками на преобразования в регионе, начавшиеся вследствие "арабской весны". В частности, Уяхья заявил: "Для меня арабская весна - настоящая катастрофа. Нам не нужны внешние уроки. Нам своих примеров хватает. Наша весна - алжирская. Наша революция началась 1 ноября 1954 года".

По его словам, в отличие от славных дней 1954 года, "арабская весна - чума", поглощающая регион, последствиями которой стали "колонизация Ирака, разрушение Ливии, распад Судана и ослабление Египта". По убеждению главы алжирского кабинета министров, "революции, которыми охвачены братские страны - Ирак, Судан, Тунис, Мали, Ливия и Египет, не случайны, но являются продуктом сионистского заговора и козней НАТО. Страны НАТО дают нашим молодым людям визы с тем, чтобы обучить их технологиям раздувания беспорядков".  http://www.regnum.ru/news/1529336.html#ixzz1uXoFBEpE Ливия, Триполи. Я-русский репортер! film 6073. Это случились со мной на похоронах, которые сотсоялись в Триполи 2 мая 2011 года. Я понимал состояние ливийцев, которые хоронили погибших от натовских бомбежек. Их слова были адресованы натовским летчикам, западным политикам. И тогда я сказал только два слова: Я -русский! Остальное доскажет видеокамера... Николай Сологубовский

Инаугурация Президента России (полная версия)

  • 10.05.12, 08:43
Кому интересно, можете посмотреть полную версию здесь:

http://www.1tv.ru/news/polit/206393

Танго смерти - оркестр концлагеря "Яновский"

  • 09.05.12, 15:18

Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере "Яновский" (г.Львов), всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных, они играли одну и ту же мелодию — «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным. В числе оркестрантов были — профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунд и другие известные украинские музыканты.

P.S. За фотографию, которая перед вами, читатель, в свое время уплачена была самая высокая цена — человеческая жизнь. Когда во время обыска ее найдут, фотографа, тайно снявшего из окна второго либо третьего этажа эту сцену, повесят. Под виселицей заставят играть музыкантов, навеки сохраненных объективом его «лейки», а в него cамого, уже мертвого, будут метать и метать ножи. Любители музыки... Вот они на давней фотобумаге. За оркестрантами. Шестеро группкой за оживленной, мирной вроде беседой. Две фуражки с высокими тульями — офицеры. На одном светлый, с иголочки, френч, руку с зажатыми в ладонь безукоризненными перчатками он заложил за спину. Еще четверо в черных мундирах СС и черных пилотках. А месть палачей была такой безумной потому, что смельчак отважился зафиксировать на пленке кое-что пострашнее, чем просто оркестр за игрой, — то, что они предпочли бы навсегда спрятать от мира. Да, тот оркестр и впрямь дьявольская выдумка: и дирижер, и скрипачи, и барабанщик, любой без исключения — узники и только узники. А играть их оркестр принуждали во время смертных казней и экзекуций…

http://zn.ua/SOCIETY/vosem_taktov_zabytoy_muzyki_55_let_tomu_nazad_zakonchilsya_nyurnbergskiy_protsess-25922.html

ПУСТЬ НИКОГДА НЕ ПОВТОРИТСЯ ТАКОЕ!!!prey

Патриарх Кирилл поздравил ветеранов с Днем Победы

  • 09.05.12, 13:13

Святой Георгий - один из наиболее известных святых в христианском мире. Претерпевший тяжкие страдания за Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и как победитель в духовной брани именуется Победоносцем. Святой Георгий,который с честью ПЕРЕНЁС все мучения и не отрёкся от Христа, почитаемый и в православной, и в католической традиции, стал святым и для арабов-мусульман. Это почти уникальный случай в истории мировых религий. Мощи Святого Георгия хранятся в Италии, Великобритании, Грузии, России, Испании и на арабском Востоке. Он - святой покровитель Москвы, Лондона, Тбилиси и Венеции. Георгий - бескомпромиссно честный воин, созидатель и борец. Все эти качества определяют черты характера и тех, кто получил святое Крещение в его честь: русские князья Юрий Долгорукий и св. Юрий Всеволодович, Георгий Жуков, Георгий Святогорец, Юрий Гагарин и другие.

Лукашенко: Саркози украл 100 млн Каддафи

  • 08.05.12, 19:33

                     

Циничность  4. Май 2012 - 20:25 | maskaРазуваев Александр: Я буду искренен Мне наплевать на ливийских детей И вообще наплевать на всех кроме русских и их союзников Военная премия позволила России хорошо заработать Она составила примерно 20 долл./барр. Умножьте на объем экспорта. А еще нефтепродукты и газ, он привязан к ценам не нефть. Деньги не пахнут. Я скоро получу дивиденды по акциям нефтяных компаний.Часть из них оплачены ливийской кровью Я доволен. Все остальное сопли овощей и пионеровРазуваев Александр - директор аналитического департамента в Alpari - компании, которая очень известна в Москве тем, что предлагает обучение трейдингу на Forex.

Я хочу сказать, что любой трейдер - это глубоко несчастный человек, который всё время боится и переживает за свои деньги. Ибо если сегодня на рынке акций всё спокойно и прозрачно, то завтра может всё рухнуть в один миг. Акции упадут, акции обесценятся. Поэтому Александр без всяких сомнений живёт всё время в страхе. Это глубоко несчастный человек.Крысолюди живут среди насответить этой крысе можно тут http://www.facebook.com/groups/305852759449106/ или http://www.facebook.com/alexander.razuvaev.1

                 

ЦИНИЧНОСТЬ!

Разуваев Александр: Я буду искренен Мне наплевать на ливийских детей И вообще наплевать на всех кроме русских и их союзников Военная премия позволила России хорошо заработать Она составила примерно 20 долл./барр. Умножьте на объем экспорта. А еще нефтепродукты и газ, он привязан к ценам не нефть. Деньги не пахнут. Я скоро получу дивиденды по акциям нефтяных компаний.Часть из них оплачены ливийской кровью Я доволен. Все остальное сопли овощей и пионеров ответить этой крысе можно тут http://www.facebook.com/groups/305852759449106/ или http://www.facebook.com/alexander.razuvaev.1

Разуваев Александр - директор аналитического департамента в Alpari - компании, которая очень известна в Москве тем, что предлагает обучение трейдингу на Forex. Любой трейдер - это глубоко несчастный человек, который всё время боится и переживает за свои деньги. Ибо если сегодня на рынке акций всё спокойно и прозрачно, то завтра может всё рухнуть в один миг. Акции упадут, акции обесценятся. Поэтому Александр без всяких сомнений живёт всё время в страхе.  Это глубоко несчастный человек. Пусть вешается, нелюдь.suicide

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла

  • 07.05.12, 16:12
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству»
3 мая 2012 г. Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

3 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил cоборные слушания Всемирного русского народного собора по теме «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам слушаний со словом, посвященным значению подвига Патриарха-мученика для нашего времени.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие соборяне!

Я хотел бы с большим удовлетворением отметить факт проведения сегодня в соборном зале Храма Христа Спасителя этого соборного собрания, посвященного 400-летию мученической кончины Патриарха Гермогена, собрания, которое даст нам возможность вспомнить героические страницы прошлого и подумать о настоящем.

Если говорить о Смуте, то это было время смятения умов в первую очередь, разделения народа, ослабления власти, когда перед каждым стоял выбор между подвигом и преадательством. И это же самое время явило нам великих христианских подвижников и безвестных героев русского сопротивления: таких как заточенных в узах Патриархов Иова и Гермогена; таких как переживших многомесячную осаду келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия (Палицына) и архиепископа Смоленского Сергия; замученного интервентами епископа Тверского Феоктиста, претерпевшего пытки епископа Коломенского Иосифа. Кто из соотечественников — даже среди интеллигенции, кроме историков-специалистов, знает сегодня эти имена и вспоминает этих героев, хотя бы в этот год истории? Это наша вина, что имена людей, послуживших спасению Отечества, практически изглажены из народной памяти.

Начало XVII века стало драматическим рубежом не только для России, но для всего православного мира. К тому времени наш народ, народ северной Руси, остался единственным православным народом, сохранившим государственный суверенитет. Ни юг Руси, ни запад Руси, ни Ближний Восток, ни Восточная Европа, где проживали православные народы, не имели суверенитета. Единственным суверенным народом был наш народ. И именно в такой момент, критический для судьбы Православия момент мировой истории, на Руси возникает Смута.

Это было поистине историческое испытание, ведь Смута являлась не просто политическим кризисом, не просто столкновением элит, не просто банальной борьбой за власть. То была явлена страшная угроза самому существованию государства, самому существованию суверенитета, независимости нашего народа, самому существованию нашей национальной самобытности. Под иностранным давлением вводился, как мы бы сейчас сказали, механизм внешнего управления, в результате которого Россия должна была стать провинцией другого государства. Еще страшнее была угроза утраты духовной идентичности, латинизации Руси, отказа от православной веры, который, несомненно, означал бы конец русского независимого духовного и культурного национального бытия.

И, наконец, особенно удручающим был тот факт, что гибельная угроза для русского будущего надвигалась не только извне, но и изнутри. В 1612 году интервенты были уже в Кремле, они овладели сердцем страны, но пока только в географическом и политическом смысле. Куда хуже сознавать то, что завоеватели были близки к овладению сердцем нашей страны в духовном, в идеологическом смысле: они были близки к тому, чтобы подчинить себе умы и души боярской элиты. Той самой, которая, разуверившись в силе собственного народа и в историческом призвании России, была готова пригласить на царство представителя иноземной династии, исповедовавшего чужую веру, отрицавшего духовные традиции нашего народа и страны.

В этот критический час, когда столичная знать казалась поверженной в политическом и идейном смысле, когда Москва, по словам историков, стала «театром козней и мятежей», судьбу России определил ее народ. Николай Иванович Костомаров писал: «Когда сильные земли Русской склонились перед внешней силой, <…> упадали духом и смирялись, народная громада, <…> одушевленная именем угрожаемой веры, не покорилась судьбе». В ослабленной и истерзанной Смутой русской глубинке возникает мощное движение, охватившее почти все крупные города страны, сплотившее весь ее многонациональный народ. Всенародное ополчение завершилось, как знаем, изгнанием интервентов, преодолением Смуты, избранием новой династии. И победа национально-освободительного движения 1612 года заложила фундамент для трех веков стабильного державного развития страны.

Наши современники редко задумываются: какая же сила

позволила смятенной, обезглавленной, потерявшей привычные механизмы управления России самоорганизоваться и воскреснуть из небытия? И здесь трудно переоценить роль православной веры и Русской Церкви.

Вспомним: когда города сдавались на милость интервентов, когда разрозненные войска терпели поражения и отступали, когда перебежчики метались между Москвой, польской ставкой и станом самозванца, кто стал символом непоколебимой твердости? Иноки Троице-Сергиевой лавры! Выдержав шестнадцатимесячную осаду, явив жертвенный героизм, насельники Сергиевой обители, сражавшиеся плечом к плечу с воинами и ополченцами, убедили колеблющихся в неизбежности русской победы.

Надо подчеркнуть, что успешная оборона Троице-Сергиевой лавры против многократно превосходящих сил противника объясняется не каким-то особым боевым искусством ее защитников и не талантом руководившего ими полководца — князя Григория Долгорукого. Главным источником их мужества было осознание величайшей святыни, за которую им предстояло сражаться и умереть. Пребывающая под небесным покровительством преподобного Сергия, Лавра напоминала русским воинам о славном времени Куликовской победы. По слову летописца, «святой Сергий охрабрил даже невежд; без лат и шлемов, без навыка и знания ратного, они шли на воинов опытных, доспешных, и побеждали».

После отражения натиска интервентов Троице-Сергиева лавра трудами ее настоятеля архимандрита Дионисия превратилась в крупнейший центр вспоможения раненым и больным, в своего рода главный военный госпиталь и медицинский центр того времени. Исследователи полагают, что на протяжении 1611 года на исцелении в Сергиевой обители находилось более 10 000 человек — это огромная по тому времени цифра! По мнению историка XIX века Михаила Осиповича Кояловича, Лавра стала «ближайшим убежищем, где русские люди спасали свое христианское звание. Но в этой обители жила несокрушимая вера в будущность Москвы, России, в их способность жить».

Православная вера не только вдохнула мужество в сердца людей и не только способствовала врачеванию их ран. Ощущение духовного единства содействовало собиранию разрозненных земских сил, возрождению государственности. В условиях, когда власть была в смятении и в глазах населения потеряла легитимность, Православная Церковь стала главным интегрирующим фактором русского общества.

Именно Церковь в лице ее Первосвятителей не признала законность самозванцев и иностранных претендентов на российский престол. Именно Церковь, через грамоты Патриарха Гермогена, призвала народ к национально-освободительной борьбе. Мы знаем, что служение Патриарха Гермогена после его кончины подхватила Троице-Сергиева обитель, также распространяя воззвания к русскому народу. Посреди раздора и смущения умов православное духовенство увещевало колеблющихся, направляло мятущихся, мирило раздоры в патриотическом лагере. Так, например, согласовать действия ополченцев Минина и Пожарского с действиями казачьих войск Трубецкого удалось прежде всего благодаря высокому авторитету Авраамия (Палицына), которого уважали и казаки, и земские люди. В момент решающей битвы с гетманом Ходкевичем казаки примкнули к дружинам Пожарского с криками «Сергиев! Сергиев!» (то есть, вспоминая благословение Троице-Сергиевой лавры), и это единство решило исход сражения в пользу русских.

В эпоху крушения всех авторитетов, когда голова обывателя шла кругом от обилия претендентов и самозванцев, выдвинутых враждующими партиями, именно Церковь оставалась единственной незыблемой твердыней. Найти истину помогало слово православного духовенства, и решающую роль играла позиция Первоиерарха.

Прежде чем сказать о подвиге Патриарха Гермогена, надо вспомнить его предшественника, святителя Иова, первого Патриарха в нашем Отечестве. Именно он предупредил народ об угрозе Смуты в случае изгнания государя и возведения на престол авантюриста. Он первым назвал Лжедмитрия самозванцем и предал вождей переворота анафеме. В дни, когда неискушенные соотечественники были словно ослеплены и загипнотизированы фигурой Лжедмитрия, Патриарх Иов остался верен единственно законному на тот момент царю — Федору Годунову. Сознавая нависшую над Русью угрозу, Патриарх Иов не побоялся ни гонений, ни смерти. После переворота он был насильно лишен Патриаршей кафедры, заточен в Старицком монастыре, испытал пытки и лишения, потерял зрение, но не отрекся от своих слов. Подвиг святителя Иова вскоре увенчался первой победой — свержением Лжедмитрия I и его сообщников.

Вскоре бремя Патриаршего служения из рук ослабевшего в темнице Иова принял святитель Гермоген. Как пишет Николай Михайлович Карамзин, «Ермоген, не обольщенный милостью самозванца, не устрашенный опалою за ревность к Православию, казался героем Церкви и был единодушно, единогласно наречен Патриархом».

В тяжелую годину Гермоген стал живым хранителем устоев русской государственности, сумев возвыситься над борьбой партий. Это качество проявилось в нем еще в годы царствования Василия Шуйского. Шуйский не был сильным государственным деятелем, он часто терпел военные и политические неудачи. Народ не любил этого царя. Но святитель Гермоген последовательно поддерживал его, часто идя наперекор общественному мнению, потому что легитимный царь был тогда единственной опорой в преодолении политического смятения боярской элиты.

Патриарх видел, что страну терзают мятежные отряды второго Лжедмитрия и банды иноземных наемников. Уже надвигалась гроза открытого вторжения польского войска в пределы России. В этих условиях Гермоген всей силой своего святительского авторитета встал на защиту существующей власти, хотя и сознавал все ее недостатки. Он понимал, что мятежи и интервенция могут привести к гораздо худшим бедам.

Когда в феврале 1609 года поднялся мятеж против Шуйского в самой Москве, заговорщики пытались привлечь на свою сторону Гермогена. Тот же с риском для жизни вразумлял мятежников. Вот как передает это событие Сергей Михайлович Соловьев: «Патриарх начал говорить: «Крест ему, государю, целовала вся земля, присягала добра ему хотеть, а лиха не мыслить; а вы забыли крестное целование, немногими людьми восстали на царя, хотите его без вины с царства свесть»».

Однако, отговаривая народ от мятежа, святитель не видел в оппозиционно настроенных москвичах врагов. Он понимал, что у людей есть основания для протеста, и перед лицом нависшей опасности стремился к национальному единению. После провала мятежа 1609 года Патриарх отправил в Тушино грамоты к сбежавшим и призвал их «оставить обиды, вспомнить Отечество и веру православную». Патриарх обещал полное прощение раскаявшимся, и многие откликнулись на его зов. Как видим, святитель Гермоген занимал достаточно взвешенную позицию, в основе которой была идея объединения всех соотечественников. Он понимал, что страна обескровлена, разрушена, разобщена и что, в конце концов, бывают политические моменты, когда приходится выбирать между большим и меньшим злом.

Такой момент наступил летом 1610 года, когда Василий Шуйский был все-таки свергнут с престола, а вслед за этим часть русской элиты призвала на царствование польского королевича Владислава. Святитель Гермоген понимал, что ему не удастся этому воспрепятствовать. Тогда он сделал все от него зависящее, чтобы уменьшить последствия предательства. По его настоянию в грамоту об условиях призвания на царство было внесено требование об обязательном крещении Владислава в православную веру. Он настаивал также и на том, чтобы Владислав взял в жены одну из православных боярынь в Москве.

Это был, безусловно, компромисс. Однако Патриарх Гермоген четко видел ту черту, за которой никакие компромиссы невозможны. Он делал все возможное, чтобы не допустить разрушения духовной, национальной и культурной подлинности нашего народа, которое было бы неизбежным при иностранной иноверной власти. Польский же король Сигизмунд, однако, считал, что Россия уже лежит у его ног, и обсуждать что-либо нет смысла. После битвы при Клушино, выигранной польскими войсками, он требовал безусловного подчинения. И тогда святитель Гермоген дал понять, что за этой чертой нет места компромиссам — есть только сопротивление.

Зимой 1610/11 года Первоиерарх стал вдохновителем поднимавшегося всероссийского сопротивления интервентам и изменникам. По словам Соловьева, «главный двигатель этого восстания, начальный человек в государстве в безгосударное время, находился в Москве; то был патриарх, по мановению которого во имя веры вставала и собиралась земля. Салтыков пришел к нему с боярами и сказал: «Ты писал, чтобы ратные люди шли к Москве; теперь напиши им, чтобы возвратились назад». «Напишу, — отвечал Гермоген, — если ты, изменник, вместе с литовскими людьми выйдешь вон из Москвы; если же вы останетесь, то всех благословляю помереть за православную веру, вижу ей поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в Кремле пение латинское и не могу терпеть»».

Послание Патриарха вызвало в русских людях стремление встать за веру и Отечество. К Москве подступило первое ополчение. В разгар этих событий Гермоген был брошен оккупантами в тюрьму, где и принял мученическую смерть. Подвиг святителя стал той свечой, от которой возгорелось пламя национально-освободительного движения. Второе ополчение, начавшее свой путь с покаянной молитвы, освободило Москву и положило начало освобождению Руси.

О значении деятельности Патриарха Гермогена для начала борьбы явственно говорят документы того времени. «А у нас святейший Гермоген патриарх прям, как сам пастырь, душу свою за веру христианскую полагает неизменно, и ему все христиане православные последуют», — писали той же зимой московские патриоты во все города России. Вера в то, что святитель Гермоген говорит не от себя, а творит волю Божию, безусловно, воодушевляла русских людей.

В почти побежденной стране не всегда могут найтись силы для того, чтобы начать борьбу за свободу, особенно после череды неудач. Трудно взять на себя духовную (а, в конечном счете, и политическую) ответственность в условиях, когда на карту поставлено слишком многое, когда выступление против оккупантов может обернуться полным уничтожением военных и политических ресурсов страны, гибелью самого ее народа.

Зимой 1610-1611 года святитель Гермоген взял на себя такую ответственность. Одинокий и физически немощный старец, брошенный в темницу, явил силу духа. Он вернул русским людям надежду и исцелил наших предков от малодушия и разобщенности, порожденных годами Смуты.

«Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество», — свидетельствует Василий Осипович Ключевский. Обратим особое внимание на слово «религиозные» в этой цитате. Смутное время закончилось тогда, когда русские люди оставили распри и вспомнили то, что их объединяет — веру отцов, святыни, национальные символы, бывшие в поругании от иноплеменников.

Сегодня мы должны сознавать, что подвиг Патриарха Гермогена — это не просто достояние давно минувших дней, но и не потерявшее своей значимости завещание потомкам. Уроки Смутного времени и его преодоления актуальны в наши дни, когда Россия подвергается похожим соблазнам и принимает соответствующие вызовы.

Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, на ослабление государственности. Мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск «спасителей» за пределами России.

Как и прежде, противостоять этому может только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть. Единство должно быть основано на верности нашим духовным и нравственным традициям. А значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность. Церковь не существует изолированно от народа, ведь Православие — это душа России, а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть.

Именно такого разделения добивались слуги интервентов, приступавшие к Патриарху Гермогену со словами: «Почто вмешиваешься в дела мирския, а твое де дело за Церковью смотрети». Это выглядело даже соблазнительным: сидеть тихо и не возвышать голоса, не давать оценок происходящим событиям, избегать возможных лишений и жертв. Но в эпоху Патриарха Гермогена вдохновители Смуты не достигли поставленной цели. Русская Церковь исполнила свой христианский долг, призвала и привела к спасению Отечества.

Это урок для нас и для всех поколений православных людей, которые за нами последуют. Сейчас, как и 400 лет тому назад от нас вновь требуют, чтобы мы не «вмешивались в дела мирския». Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, со своей этикой, со своей культурой. Нам предлагают замкнуться в себе, якобы предостерегая от «обмирщения». Нас предупреждают, что если мы не замолчим, то нам будет хуже, что в этом случае наши храмы будут осквернены, а иконы — поруганы.

Каким должен быть ответ? Пример Патриарха Гермогена оставляет нам единственно возможный выбор. Этот выбор — гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути. Ибо защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена. И в мирные тихие дни, и в дни решающего исторического выбора Русская Православная Церковь всегда была и будет со своим народом.

Благодарю за внимание.

Советские Хроники ВОВ (Soviet Chronicles WW2) 2

  • 06.05.12, 13:46
Одна из первых попыток Евросоюза принести дикарям цивилизацию.
Смотреть всем, дабы не иметь иллюзий