хочу сюди!
 

Вікторія

38 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 36-40 років

Всупереч порохновцям Маріуполь переміг ахметку

Маріуполь не здався Ахметову. Що стоїть за зривом виборів у прифронтовому місті?Анастасія Рінгіс, УП _ Понеділок, 26 жовтня 2015, 16:12

Еще в начале избирательной кампании в Мариуполе активисты повторяли как мантру: "Город отдали на откуп Ринату Ахметову".

Мало кто сомневался в том, что большинство в горсовете будет представлено депутатами от "Оппозиционного блока", партии бывших регионалов, одним из ключевых спонсоров которой считается олигарх Ахметов.

Руководителя Донецкого областного штаба "Оппоблока" Алексея Белого в Мариуполе называют "смотрящим" от Юрия Иванющенко, владельца "Азовмаша".

Собственно, персонажи из прошлого, которые должны были бы кануть в Лету, чувствовали себя хозяевами положения в Мариуполе и готовились к легкому получению власти.

Разные политические силы заявляли о том, что между фракцией "БПП" и "Оппозиционным блоком" произошел сговор – якобы Петр Порошенко отдал город бывшим регионалам за поддержку в голосовании поправок в Конституцию.

Команда олигарха Ахметова, которому в городе принадлежат два из трех градообразующих предприятий и часть Мариупольского порта, свои шансы оценивала в 70-80%, о чем неоднократно заявляла пресс-служба "Метинвеста".

Фактически, олигарх мог выставить на выборы любого кандидата. Выбор пал на директора по персоналу и социальным вопросам ММК им.Ильича – Вадима Бойченко, фамилия и инициалы которого созвучны с "легендой" Мариуполя – бывшим директором ММК Ильича Бойко Владимиром Семеновичем.

Казалось бы, судьба Мариуполя предопределена.

Битва за типографию

Тем не менее, на пост головы города подались 22 кандидата, а в избирательную гонку вступило 13 партий – "Самопомощь", "Сила людей", "Партия Простых людей", БЮТ, "Солидарность", "Нова держава", "Наш край", "Укроп", Радикальная партия Олега Ляшка, "Свобода", "Молодь до влади", "Сильная Украина", Оппозиционный блок.

Больше сотни кандидатов боролись за 54 кресла в городском совете.

За полтора месяца избирательного процесса сменилось три главы территориальной избирательной комиссии. А также три состава избирательной комиссии.

Такую рокировку кандидат в депутаты от партии "Сила людей" Петр Андрющенко объясняет тем, что ЦИК сознательно подбирал лояльного к "Оппоблоку" главу и членов избирательной комиссии. "Видимо, они проанализировали свою социологию и решили идти ва-банк", – предполагает Андрющенко.

Ключевой конфликт, разделивший ТИК, был связан с выбором типографии для печати бюллетеней.

Глава комиссии Ирина Юрина, директор швейной фабрики – подрядчика "Метинвеста", – настойчиво лоббировала типографию газеты "Приазовский рабочий", принадлежащую Ахметову.

Девять из 18 членов комиссии такому решению сопротивлялись.

В ночь с 15 на 16 октября в ЦИКе было принято решение о сокращении количества членов городской избирательной комиссии, на основании того, что, якобы, члены избиркома прогуливали заседания. 

Глава комиссии Ирина Юрина 

Очевидно, что руководство ЦИК подыгрывало в пользу интересов "Метинвеста". Ибо в тот же день новое большинство в комиссии решило печатать бюллетени в типографии "Приазовского рабочего".

Продавили.

"16 октября началась бесконтрольная печать в "Приазовском рабочем". Первые три часа на территорию предприятия не пускали ни кандидатов, ни журналистов", – поясняет ситуацию кандидат в мэры Юрий Тернавский.

В Мариуполе Тернавского называют "вечный кандидат". Он уверяет, что в 2006 году выиграл выборы в мэры. "Но ночью в типографии "Приазовского рабочего" были напечатаны новые бюллетени. И в итоге мэром снова стал Юрий Хотлубей. Второй комплект могли напечатать и в этот раз", – говорит Тернавский.

Однако на нынешних выборах представители восьми партий и большинство кандидатов на пост городского главы, которые называют себя демократическим большинством, – объединились, чтобы не допустить манипуляций с бюллетенями.

И 16 октября устроили осаду типографии, требуя соблюдения процедуры.

Не тихая ночь в типографии

"День тишины" накануне выборов в Мариуполе превратился в день хаоса.

В 12:00 в типографию "Приазовского рабочего" прибыли все 11 членов избиркома, чтобы принять отпечатанные бюллетени.

"Мы случайно обнаружили бюллетени с опечатками, они лежали на полу. А под столом мы нашли разорванную пачку, а еще типографские штампы, которыми запечатываются пачки", – рассказывает член ТИК Наталья Кащий.

Члены ТИК и сотрудники типографии 

Кроме того, комиссия обратила внимание, что помещение было опечатано только штампами типографии, без подписей дежуривших в типографии членов комиссии.

Был составлен акт, а на место происшествия вызваны сотрудники милиции и СБУ. "Скорее всего, напечатали еще один комплект. А следы не успели замести", – пожимая плечами, переговаривались члены комиссии, когда на место событий прибыл корреспондент "Украинской правды".

К тому времени неуютное помещение типографии, не видавшее ремонта еще с советских времен, превратилось в место паломничества. Тут, казалось, собрались все известные мариупольские волонтеры и активисты – теперь уже в статусе кандидатов от различных партий.

Они бурно обсуждали план действий – перепечатывать бюллетени, пересчитывать, как найти второй комплект, если он есть, и где он может находиться.

В это время члены ТИК, отправив акт в Центральную комиссию, напряженно ожидали решения из Киева.

Между ними с опущенными плечами и печальными глазами сенбернара ходил Николай Токарский, главный редактор "Приазовского рабочего" и директор типографии. Все происходящее напоминало фильм "Гараж".

Николай Токарский, директор типографии "Приазовский рабочий"  

Токарского то и дело кто-то дергал. Иногда совсем невежливо. Ему напоминали, что его газета в мае 2014-го откровенно поддерживала сепаратистов.

На вопрос, "Откуда испорченные бюллетени?" – Николай Токарский бубнил себе под нос: "Мои печатники исправили эту ошибку и напечатали правильные бюллетени. То, что не уничтожили, я не знаю – по халатности, или, может, кто-то их принес. У меня три дня здесь был проходной двор. Здесь были члены комиссии".

"Он нагло врет, – перебила его волонтер Галина Однорог, кандидат от БЮТ. – Я вызывала милицию. Ни одного члена комиссии не было".

Согласно процедуре, директор типографии получает макеты с мокрыми печатями от ТИК. А процесс печати, подсчета и упаковки бюллетеней должны контролировать члены комиссии. Но 16 октября, когда в типографии начали печатать бюллетени, милиция оцепила здание и не подпускала никого, даже членов ТИК.

У Однорог крутой нрав, она волонтер с передовой. В тот вечер она попыталась прорваться в типографию на машине. В итоге на нее сейчас заведено уголовное дело – якобы о наезде на милиционера.

Свидетели ситуации уверены, что это была провокация со стороны милиции.

В день тишины Галя тоже сыграла одну из ключевых ролей. Она ходила и повторяла: "Не подписывать протоколы, не поддаваться давлению ЦИК, не нарушать закон".

 

Режиссер Ольга Новикова, основатель кинофестиваля "Киты", смотрела на происходящее уставшим взглядом: казалось, она вот-вот расплачется. "Я столкнулась с такими подковерными играми, молю Бога, чтобы не пройти в местный совет", – вздыхала она. На вопрос почему, Новикова, кандидат от "Простых людей", отвела взгляд.

Ее бойкий сосед принялся пояснять: "Ей в партии сказали, что посылать наблюдателей не будут. А потом выяснилось, что на каждом участке представители от партии "Простых людей" – сотрудники "Метинвеста". Вполне может оказаться, что и от других партий – тоже".

Другой член комиссии подключился к разговору: "В пятницу якобы Радикальная партия отозвала своих членов, а на их место глава комиссии Юрина попытались пролоббировать двух юристов "Метинвеста" – Александра Дятченко и Алексея Томашкова".

 Юрий Тернавский, один из реальных претендентов на пост главы города

Позже глава городской ячейки "Радикальной партии" Петр Овчаренко заявил, что не подписывал документы о замене своих представителей для подачи в ЦИК. По факту нарушений было подано заявление в милицию.

Кандидат в мэры Юрий Тернавский, взобравшись на стул, принялся агитировать: "Мы не должны допустить контрреволюции. Если мы сдадим город "Метинвесту", Мариуполь превратится в депрессивный Детройт. Вы же знаете, в какой кабале они держат своих подрядчиков – не выплачивают деньги за работу месяцами".

А чуть позже, комментируя "УП" выборы, он признался, что переживает не только за судьбу своего бизнеса или за то, что в город вернется институт "смотрящих".

"Как только они получат контроль над этой территорией, в любой момент граница(линия разграничения сил АТО и террористов – авт.) может перейти до Бердянска. И мы окажемся на территории "ДНР", – говорит Тернавский.

Битва за будущее

Чего вообще ждет город?

Этот вопрос рефреном звучал в ночь перед выборами. Манипуляции с бюллетенями стали поводом для разговоров о глобальной монополии "Метинвеста" в Мариуполе.

"Они хотят построить здесь второй Донецк. Если победит Бойченко, а большинство в совете будет от "Оппозиционного блока" – сюда не придут инвесторы, здесь не будет неподконтрольного им бизнеса", – возмущался в типографии Петр Андрющенко.

Еще одна из причин, почему "Метинвесту" необходимо свое руководство во главе города – налоговые отчисления, на которые они смогут повлиять, получив власть.

У Ахметова большая часть активов находится на оккупированной территории. И ему важно вновь восстановить единую "кровеносную систему" – шахты, заводы, порт.

"Наверняка есть тайный план по интеграции временно оккупированных территорий", – предполагает Мария Подыбайло, преподаватель Мариупольского госуниверситета и координатор "Нового Мариуполя".

Она не сомневается, что у "Оппозиционного блока" были договоренности с партией президента. А ситуация с ЦИК и печатью бюллетеней – попытка "Оппоблока" подстраховаться, на случай, если "что-то пойдет не так".

После полуночи на членов избирательной комиссии, находившихся в типографии ахметовской газеты, стали давить.

Петр Андрющенко, член партии "Сила людей" 

Глава комиссии Юрина начала угрожать уголовными делами.

Около двух ночи, когда скандал набирал обороты, БПП опубликовал заявление, в котором обвинил в срыве выборов "Оппозиционный блок" – так чувствительная к общественному мнению президентская партия поспешила извлечь пользу из ситуации вокруг мариупольских выборов.

"Нам бы до восьми утра, времени открытия избирательных участков, продержаться", – поглядывали друг на друга неподконтрольные "Метинвесту" члены комиссии. Они боялись силового захвата типографии и того, что бюллетени все-таки смогут развезти по участкам.

Утром избирательные участки все же открылись. Но бюллетени по-прежнему находились в типографии.

Тем не менее, глава ЦИК Охендовский успел заявить, что выборы в Мариуполе все равно могут состояться. Именно поэтому члены ТИК, обнаружившие испорченные бюллетени, дежурили в типографии до 20:00 вечера, чтоб не допустить никаких манипуляций.

Губернатор области Павел Жебривский встал на сторону принципиальных членов ТИК, заявив, что мариупольцы проявили демократическую зрелость.

Штаб Бойченко и "Оппозиционный блок" в срыве выборов обвинили демократические силы, бомбардируя эфир своими заявлениями и призывая правоохранительные органы разобраться в ситуации.

Елена Калайтан, главный редактор газеты "Ильичевец" – также подконтрольное "Метинвесту" издание – опубликовала данные "экзитпола", основанного на опросе 835 человек, пришедших на избирательные участки. Согласно этим "данным", за Бойченко готовы были проголосовать 83,5% избирателей. Практически такой же результат мог получить и "Оппозиционный блок".

Политолог Константин Батозский, советник экс-губернатора Донецкой области Сергея Таруты, считает этот "экзитпол" откровенной манипуляцией.

В начале сентября, по данным его аналитических исследований, за Бойченко готовы были голосовать 23,6% мариупольцев. Сам Батозский тоже собирался баллотироваться в мэры, но позже от этой идеи отказался.

Галина Однорог (слева), кандидат в депутаты от БЮТ

"Это победа изменившейся реальности. Город всегда раньше брали насилием, организовывая массированную пропаганду на заводах и своих СМИ", – комментирует Константин Батозский срыв выборов в Мариуполе.

По его словам, горожане всегда прекрасно понимали, как делаются выборы.

Но впервые они осмелились переломить ситуацию, зафиксировать типографский мухлеж – и, пережив давление ЦИК, все-таки настоять на своем.

Могли ли быть бюллетени подброшены в типографию? Вероятно. Хотя эта версия кажется слабой – их макеты передаются из рук главы ТИК директору типографии.

Повторные выборы в Мариуполе, возможно, состоятся 15 ноября.

Этот день станет очередным тестом – как для города, так и для страны.

Смогут ли кандидаты от демократических сил, сумевшие объединиться против фальсификации, выдвинуть в противовес Бойченко – единого кандидата в мэры? И поддержит ли их в этом киевская власть?

А киевская власть должна ответить на простые вопросы:

Возможны ли в нынешней Украине выборы "хозяина региона" в худших традициях президентства Януковича?

Или все-таки можно провести выборы, где кандидаты будут соревноваться за лучший план развития города?

Города, не так давно захваченного сепаратистами, а потом освобожденного украинскими военными. Города, который стал линией фронта, принимал переселенцев, а после обстрелов "Градами" хоронил местных жителей семьями.

Неужели у нас такая короткая память?..

Анастасия Рингис, УП

3

Коментарі