Парламент глазами Порошенко напоминает структуру КПСС
- 29.10.14, 16:37
- Ми любимо тебе, Україно!
Очевидно -
и это можно понять по скорости появления в публичном доступе
коалиционного соглашения, которое предложил своим партнерам
президентский блок - что этот документ составлялся не вчера. Работать
над ним в администрации Петра Порошенко начали явно на стадии, когда
глава государства собирался быть чуть ли не единоличным победителем
парламентских выборов. И уже поэтому можно судить о двух вещах - о том,
как в президентском окружении представляют себе архитектуру власти в
президентско-парламентской республике. И о том, каково представление
главы государства о сроке работы с нынешним парламентом.
Стоит
напомнить, что проведение выборов по закону, одобренному парламентом в
период бессовестного правления Виктора Януковича подавалось главой
государства как вынужденная мера. Если в парламенте не хватает голосов
для проведения выборов по измененному закону, а общество требует нового
голосования - то давайте проведем выборы по тому закону, который у нас
есть. Провели. Убедились, что все предусмотренные Януковичем лазейки для
проходимцев сохранились. Но зато получили и необходимое количество
голосов для изменения законодательства о выборах - потому что избиратель
голосовал за партии, которые ему это обещали.
Поэтому
реформа избирательного законодательства с последующим проведением
честных выборов по измененному закону - это не 25-я, а первая задача
парламентариев. Нынешняя Верховная Рада с исторической точки зрения - не
столько парламент, сколько Учредительное собрание. Этому Учредительному
собранию предстоит разработать законодательство, которое позволит
сформировать законодательный орган, который справится с изменениями в
конституционной архитектуре страны и с реформами. Думаю, объяснять,
почему не справится этот парламент, нужды нет.
Но
президент, похоже, и не думает, что справится. Поэтому, по сути,
предлагает создать еще один парламент в виде правящей коалиции - со
специально разработанной процедурой принятия решений, "политбюро" в виде
руководства фракциями и общим собранием коалиции для принятия решений,
которые не удается принять на политбюро. По подходам все это, честно
говоря, напоминает не столько парламент, сколько структуру КПСС,
генеральный секретарь ЦК которой в случае, если вдруг терял поддержку
политбюро, мог рассчитывать на поддержку более лояльных членов ЦК КПСС, с
которыми проводилась соответствующая "разъяснительная работа". Именно
так удержался на своем посту в 1957 году Никита Хрущев и именно так в
1964 году - когда с ЦК работали другие люди - генсеком стал Леонид
Брежнев. Все это забавно, но имеет больше отношения к авторитаризму, чем
к парламентаризму, потому что не оставляет ответа на вопрос: а зачем
нам вообще парламент, если его функции перенимает собрание коалиции?
Аналогии с
КПСС становятся еще более отчетливыми, когда видишь в проекте
коалиционного соглашения статью, посвященную необходимости согласования
правительством своих решений реформаторского характера с
консультативными органами, создаваемыми президентом. В СССР тоже ведь
было так - был парламент, избираемый общенародно и сформированное им
правительство. Но все реальные решения принимались не в министерских
кабинетах, а в соответствующих отраслевых отделах ЦК КПСС (в нашем
случае - в ЦК Компартии Украины). И то, что президентская администрация
традиционно находится в здании ЦК КПУ на бывшей улице Серго
Орджоникидзе, а правительство и парламент - в соответствующих
административных зданиях на бывшей улице Кирова, только усиливает
эффект. Люди с Кирова всегда боялись людей с Орджоникидзе, если кто
забыл.
Но те на
Банковой, кто решил вернуться к подзабытой системе аппаратных
взаимоотношений, должны помнить о том, насколько неэффективной она была
даже в советский период. А в наших условиях реформы столь тяжелы, что
отвечать за них может только правительство, облеченное народным доверим и
ответственностью перед избирателем, а не перед консультативными
органами, сколь бы уважаемые люди не входили в состав этих органов и кто
бы эти органы не утверждал.
Все вышесказанное еще раз подтверждает: отказ победителей на парламентских выборов от функций Учредительного собрания и готовности уступить место парламентариям, в честности избрания которых никто уже не будет сомневаться, может породить лишь громоздкие и далекие от демократии конструкции, которые "утопят" любые реформы и приведут к новым кризисам. Впрочем, то, что сон разума рождает чудовищ - это не мое открытие.
Виталий ПОРТНИКОВ
Коментарі
VChmyriov
130.10.14, 06:34
Я дальновидно не голосовал за Порошенко!
ab absurdo
230.10.14, 12:57Відповідь на 1 від VChmyriov
И я
Minola
330.10.14, 13:48
Ну, не голосовали. И шо це дало? Непонятная Самопоміч и цирковая Радикалка - не есть противовес авторитаризму ПАПа