хочу сюди!
 

Marina

44 роки, рак, познайомиться з хлопцем у віці 42-50 років

Когда мечты сбываются

Ровно полвека назад, 28 августа 1963 года, баптистский священник Мартин Лютер Кинг произнес свою самую знаменитую речь «У меня есть мечта». Шедевр ораторского искусства не только потряс умы четверти миллионов участников Марша на Вашингтон, но и изменил сознание миллионов рядовых американцев. Массовые акции ненасильственного сопротивления достигли тогда, казалось бы, невозможного. 11% населения страны, (а именно столько темнокожих насчитывалось на тот момент в США), сумели отстоять свои права и изменить ход истории. Сегодня, когда в Украине уже всем очевидно, что нынешний режим просто так власть не отдаст, вероятными представляются два варианта развития событий. Революция по румынскому сценарию с пролитием крови и непредсказуемыми последствиями или путь, предложенный Мартином Лютером Кингом, который сейчас многим кажется, чуть ли не фантастическим.

«Вам не нужны пули, если у вас есть избирательные бюллетени», - любил повторять темнокожий пастырь, чья жизнь оборвалась от выстрела наемного убийцы в 39 лет. Кинг понимал, что рано или поздно станет жертвой политического террора. Вместе с тем он и его соратники были убеждены в том, что ненасилие является единственным морально оправданным и реальным способом доступным в борьбе за справедливость. Нет, они не были наивными романтиками. В них кидали бомбы, душили слезоточивым газом, их детей травили собаками, жен унижали, стариков избивали. Боевики Ku-Klux-Klanа ежедневно угрожали активистам физическими расправами. Тем не менее, по призыву Кинга борцам с расизмом удалось воплотить в жизнь гандистский лозунг «Заполним тюрьмы!». В это трудно поверить, но с чувством собственного достоинства 5% афроамериканского населения США за свои убеждения побывали за решеткой. Именно философия ненасильственного сопротивления преодолела животный страх, который так долго сковывал сердца чернокожих южан. В своих мемуарах Кинг вспоминал: «Никто не боялся. Никто не старался избежать ареста. Многие негры добровольно пошли в контору шерифа, чтобы узнать, есть ли в списках их фамилии, и если их не было, уходили разочарованные. Когда-то запуганный народ сразу преобразился. Кто когда-то дрожал перед законом, теперь испытывали чувство гордости, если их должны были арестовать за участие в борьбе за свободу».

В начале 60-х волна сидящих забастовок прокатилась по всей Америке. «Несправедливый закон - это вообще не закон», - повторял слова св. Августина молодой баптистский священник. «Не подчиняться таким законам - моральная обязанность общества», - учил Кинг, поднимая на акции неповиновения властям десятки тысяч соотечественников. Классическая головоломка социальных изменений, как убедить большинство научиться уважать мнение меньшинства, нашла свое применение на практике. Чуть позже формулу «Око за око делает всех слепыми» дополнит Вацлав Гавел в своем знаменитом эссе «Сила бессильных». Для вершителей «бархатной революции» она станет настольной книгой, пробудившей самосознание чехов.

Здесь нужно сделать одну очень важную ремарку. Принцип ненасилия не имеет в виду, что речь идет о безволии, слабохарактерности, пассивном сопротивлении, по типу буддистских монахов или пацифистских групп. Христианское по духу понимание борьбы со злом вовсе не означает, что нужно всегда подставлять другую щеку. Иисус тоже, когда надо брал плеть и переворачивал столы менял, а святых воинов в истории церкви, возможно, даже не меньше, чем затворников и аскетов. Думаю, никто не рискнет упрекнуть в слабоволии и сентиментальности Евгения Грицяка – одного из лидеров и организаторов Норильского восстания. Тот бунт холодного лета 1953-го всколыхнул 20 тысяч политзаключенных и потянул за собой массовые протесты в лагерях Воркуты и Кенгира, после которых администрации ГУЛАГа пришлось пойти на беспрецедентные уступки. Вот как позже вспоминал те дни лидер украинского сопротивления: «Администрация провоцировала насилие. В лагерь завезли холодное оружие: лопаты, топоры, ломы. Некоторые горячие головы призывали что-то поджечь. Все это происходило не без помощи провокаторов. Восстание необходимо было сдерживать от самых минимальных силовых эксцессов, ибо они завершились расстрелами. Нам это удалось».

Во все времена диктаторы больше боялись людей, а не пуль. За последние четверть века украинцы не раз демонстрировали, что могут быть мобилизованы в национальное движение, которое отстаивает гуманистические цели, солидарность и ненасилие. В одном из интервью Грицак даже высказал для многих патриотов крамольную мысль. По его мнению, если бы та энергия, которая в 40-50 годы была вложена в вооруженное сопротивление, перетекла в ненасильственную борьбу, украинское общество ныне бы имело совсем иной вид.

Возможно, он и не прав, но история не знает сослагательного наклонения. Ее удел оперировать фактами. Однако, как подсчитали ученые, с 1900 по 2006 год ненасильственное сопротивление диктатуре или колонизаторам (военная оккупация - не учитывалась) приводило к успеху в два раза чаще, чем насильственное. Есть над чем задуматься. Причем без применения оружия, крушение авторитарных режимов происходило вне зависимости от расположения страны на глобусе, будь то Сербия (2000 год) или Мадагаскар (2002 г.), Ливан (2005 г.) или Непал (2006 г.). Уже после убийства Кинга массовые акции неповиновения свергали военные хунты, приводя им на смену демократически избранных президентов в Аргентине, Бразилии Чили. То, что при самоорганизации людей можно обойтись без кровавых революций, в свое время доказали Индия и Мальдивы, Таиланд и Пакистан, ЮАР и страны бывшего соцлагеря. Пиночет в Чили, Милошевич в Сербии, Сухарто в Индонезии и многие кровавые диктаторы уходили с корабля современности именно вследствие мирных восстаний. Мы не знаем что это - усмешка Создателя или парадоксы истории, но как бы там ни было, «сила бессильных» чаще оказывалась эффективнее штыков. В конечном счете, зелоты всегда проигрывали мученикам, готовым идти на бескровную жертву. Как тут не вспомнить, связанного с нашим городом философа Григория Померанца, который по этому поводу писал: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело, и так до Геенны огненной и до Колымы».

Очевидно, что не все так просто и однозначно. Да и мечты не всегда сбываются, как это описано в учебниках по ненасильственному свержению власти добрым дядюшкой Шарпом. В новейшей истории России был эпизод, который многим запомнился своим драматизмом. Во время митинга на Болотной Навальный со сцены прокричал: «Вы готовы сейчас пойти и взять Кремль и Белый дом?» Собравшиеся затихли. Большинство молчало и внимательно смотрело на сцену и экраны - наверное, он шутит; не подсунули ли нам попа Гапона; не манипулятор ли это, сошедший с ума от запаха власти? Навальный выдержал паузу и продолжил в том духе, что мы, мол, мирные граждане и за вилами пока не тянемся.

Опыт той же России наглядно показывает, что одного преодоления страха еще недостаточно. Мирные восстания достигают успеха только тогда, когда основные источники власти - бюрократия, экономическая элита и силовики - отказываются подчиняться режиму. Мы пока не достигли такого состояния, но процесс этот необратим, и все, похоже, идет именно к тому. Законы истории также неотвратимы, как осенний дождь. И в этом смысле размышления американского профессора политологии Александра Мотыля, что Украина заслуживает своего Мартина Лютера Кинга, имеют рациональное зерно. «Харизматичных лидеров, которые вдохновляют нации, нельзя предусмотреть. Они возникают каким-то чудесным образом. Кто мог предположить, что никому не известный молодой священник из Атланты изменит Америку? Кто мог вообразить, что адвокат из Южной Африки положит конец британскому правлению в Индии. Или автор абсурдистских пьес скинет коммунистический режим в Чехословакии? Поэтому, чем гнилее и нелепее будет становиться режим Януковича, тем вероятней появление украинского Мартина Лютера Кинга», - считает политолог.

Те, кто полвека назад вместе со своим лидером «мечтал» на ступенях Мемориала Линкольна, вспоминают, что для миллионов американцев Марш на Вашингтон был откровением. Многие из них, сидя у своих телевизоров, впервые увидели такое количество марширующих с достоинством темнокожих. Еще более удивительным для них стало то, что в этих стройных рядах они увидели много белых участников. Да и сами организаторы акции были поражены ее размахом и успехом. Но подобные вещи спонтанно не возникают. Их тщательно готовят, причем не один месяц. С момента, когда чернокожая швея Роза Паркс была арестована за отказ уступить белому пассажиру место в автобусе, до многотысячной столичной манифестации, которую уже нельзя было игнорировать, прошло почти 8 лет. Не имея стратегии, не обладая опытом ведения борьбы, необразованные афроамериканцы не поддались на провокации, и пока жив был Кинг, добивались грандиозных успехов. Лишь взяв в руки оружие после убийства духовного лидера, они изменили своим принципам, за что сразу же поплатились. Бунт был жестоким и беспощадным. По Америке прокатилась волна насилия и убийств, но бороться с властью их же методами темнокожим оказалось не под силу. На подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат регулярной армии, которые просто смяли восставших. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома орудовали пулеметчики. По официальным данным в стране было убито 46 человек и еще 2,5 тысячи получили ранения. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведет в тупик. Крах иллюзий получить все сразу всегда играла злую шутку с революционерами-романтиками.

Однако, в конечном счете, сторонники Кинга все-таки победили. Афроамериканцы не только получили равные с белыми права, но и через 40 лет после смерти своего лидера президентом США был избран темнокожий демократ Барак Обама. Так что мечты иногда сбываются. Даже если на первый взгляд они кажутся совершенно фантастическими.
chist.jpg

Владимир ЧИСТИЛИН.

Главное™

12

Коментарі

131.08.13, 14:32

Чи здогадувався пан Кінг як швидко збудеться його мрія?

    анонім

    21.09.13, 10:10

    Щось чоловік плутає - в Чілі не було нікого повстання, Піночет пішов сам. Щодо Кінга, я не знаю, але якби той постріл пролунав раніше, то і Дейтройт сьогодні не був би банкротом. Зрозуміло, це чиста умовність, якої не терпить історія.

      31.09.13, 11:50Відповідь на 2 від анонім

      Можливо повстання занадто голосно

        41.09.13, 14:09

        чому тоді вислів"пахали як негри"говорить про те що люди працювали дуже погано?

          51.09.13, 17:04Відповідь на 1 від Характерник+

          а справжнє прізвище вови яке...