красавчег ...
- 29.06.18, 17:06
Undergraduate Student
Currently: Pursuing a Ph.D. in Chemical Engineering at University of California, Santa Barbara
Рассказывает Юрий Евгеньевич Бирюков.
Многим из нас хорошо знакомы и памятны слова и напев этой песни времён Великой Отечественной войны.
Герой её — вальс, старинный вальс «Осенний сон», под звуки которого столько поколений, как поется в этой песне, «ходили на круг», «любили подруг», грустили и радовались в беззаботно-счастливое довоенное время. И потому на фронте, заслышав его, каждый припомнил что-то свое дорогое, заветное, сознавая, что дорога к нему — к победной весне, к счастью, к любимой — пролегла через войну…
«Стихи написаны на Каме, когда шел второй год войны, — вспоминал много лет спустя о рождении песни «В лесу прифронтовом» автор её слов Михаил Васильевич Исаковский. — Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь.
Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс«.
Автор музыки — композитор Матвей Блантер — не оставил, к сожалению, даже таких лаконичных воспоминаний об обстоятельствах написания и первых шагах этой песни, её исполнители — Ефрем Флакс, Георгий Виноградов — тоже, хотя им она в не меньшей степени, чем авторам, обязана своей популярностью и долгой жизнью в народной памяти.
Но мой рассказ — не столько о ней, сколько о том самом вальсе, который в ней воспет. Нетрудно предположить, что, работая над музыкой к стихам Исаковского, композитор не мог не учитывать этого обстоятельства. Потому интонации вальса «Осенний сон» явно прослушиваются в песне, а в запеве её слышны отголоски ещё одного старинного вальса — «Воспоминание». Обращение к ним — безусловно, лишь повод для того, чтобы напомнить о времени, не омраченном войной, когда эти вальсы повсеместно звучали, были у всех на слуху. Это как бы звоночек из того невозвратного далека.
Так что же это за вальсы? Кем и когда они были созданы?
Должен сказать, что долгое время оба их относили, да и в наши дни нередко относят, к старинным русским вальсам, совершенно не подозревая, что родина этих двух вальсов вовсе не Россия, а Англия. К тому же и автор у них один и тот же. Скупые сведения о нем мне удалось обнаружить несколько лет назад в многотомном энциклопедическом словаре Грова «Музыка и музыканты», изданном в Великобритании. Выяснилось, что родился он в 1873 году в Лондоне, а умер в 1963-м в Саттоне (графство Сюррей), то есть, по существу, был нашим современником, прожив долгую жизнь — девяносто лет! Звали его Арчибальд Джойс. Был он мальчиком-хористом, пианистом в танцевальном ансамбле, а потом организовал и возглавил собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране. Тут-то и начал сочинять собственные произведения, в основном — вальсы. Первый из них — «Приятное воспоминание» — сразу же принес ему известность. Потом были «Осенний сон» (1908), «Грезы любви» и «Воспоминание» (1909), «Мечты» (1911), завоевавшие их автору негласный почетный титул английского короля вальсов.
В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижёр вместе с певицей Эллен Терри по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно «Осенний сон» и «Воспоминание» полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот этих вальсов, пластинки с их записями, выходившие огромными тиражами в России, способствовали их популярности и широкому распространению.
Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса «Осенний сон». Слова на музыку Джойса сочинил князь Ф. Касаткин-Ростовский и посвятил баронессе Ольге Николаевне Таубе, как значится в публикации вальса с его текстом, начинавшимся такой строфой:
Темной тучей небо закрыто,
Тихо мчатся сада листы.
Счастья надежда жизнью разбита.
Друг мой верный, скажи, где ты?
Распространения в исполнительской практике этот песенный вариант вальса не получил, как, впрочем, и та версия «Осеннего сна», которую исполнял в концертах и даже записал на грампластинку в те годы Ю. Морфесси. Публика их, как говорится, не приняла. Всюду исполнялся и широко бытовал инструментальный, а не песенный вариант вальса «Осенний сон». Текстовых вариантов «Воспоминания», по-моему, вообще не существовало. Мне они, во всяком случае, неизвестны.
В 30-е и 40-е годы попытки придумать к мелодии вальса «Осенний сон» песенные тексты и внедрить их в исполнительскую практику предпринимали поэты Виктор Боков, Вадим Малков и Василий Лебедев-Кумач. Последний сочинил поэтическую версию «Осеннего сна» после настойчивых просьб Лидии Андреевны Руслановой, о чем рассказала мне дочь поэта — Марина Васильевна — и даже отыскала в его архиве подлинник этих стихов. Вот они:
Ветер осенний листья срывает,
Вся природа грусти полна.
Только надежда не умирает —
Сердце знает: придёт весна.
И печали, и ненастья —
Всё, как дождь осенний, пройдет.
Будет радость, будет счастье,
И горячее солнце взойдет!
Полно вам плакать, клёны, берёзы,
Старых листьев вам не собрать.
Полно ронять вам крупные слёзы,
День весенний придет опять.
Скоро минует осень разлуки,
Лист зеленый вырастет вновь,
Вновь обоймут нас милые руки,
Будет радость, придёт любовь.
Лидия Андреевна с большим успехом исполняла песню с этими словами в своих концертах и даже записала её на грампластинку, не упомянув, к сожалению, имени автора.
Русланова Лидия Андреевна – заслуженная артистка РСФСР, советская певица, исполнительница русских народных песен. Она пела у Рейхстага, когда советские войска вошли в Берлин, ее творчество стало образцом русского фольклора для иностранцев. Самые известные композиции в исполнении Лидии Андреевны: «Валенки, валенки», «Катюша», «На улице дождик», «Саратовские частушки».
Певица, которую мир знает как Лидию Русланову, родилась 14 (27) октября 1900 года в простой крестьянской семье в саратовской области. По одним источникам ее настоящее имя было – Прасковья, по другим – Агафья, по свидетельствам современников, в деревне ее звали Панькой. Девочка была одним из трех детей в семье старообрядцев Лейкиных. У Паньки был брат Авдей и сестра Юля.
Лидия Русланова | E-libraПосле начала русско-японской войны отец Лейкиных отправился на фронт, а мама умерла. Так девочка попала в сиротский приют, где будущей певице выправили грамоту с новым именем и фамилией. С братом и сестрой Русланову разделили. Дочка артистки после ее смерти рассказывала, что Лидия – настоящее имя певицы, псевдонимом была только фамилия.
Мариинский детский приют. Саратов | E-libraТалант проявился у Руслановой в раннем детстве. Во времена пребывания в сиротском приюте девочка пела в церковном хоре. Уникальные голосовые данные помогли ей в молодости попасть в саратовскую консерваторию, но уже через пару лет обучения Лидия поняла, что академический вокал ей неинтересен.
Она была прирожденной исполнительницей народных песен. В 1916 году девушка в качестве сестры милосердия добровольно отправилась на фронт. В годы войны она служила в санитарном поезде. Иногда она пела для раненых, чтобы облегчить их страдания. Тогда и случился первый в ее жизни роман.
Музыкальная карьераЛидия окончательно оформилась как артистка в 1921 году. У нее была собственная манера исполнения, концертный образ и уникальный репертуар. Первым местом работы юной артистки в качестве певицы стал эстрадный театр «Скоморохи» в Ростове-на-Дону.
Выступать на эстраде сольно Лидия начала в 1923 году, ее первый концерт прошел с огромным успехом. В 20-е годы Русланова начала собирать книги и русские народные костюмы. Литературу она использовала для самообразования, а одежду в качестве концертных нарядов.
Второй муж артистки привил ей любовь к богемной жизни. Русланова увлеклась коллекционированием картин, антиквариата и драгоценностей. В то время грампластинки с записями голоса Лидии Андреевны выходили большими тиражами и расходились как горячие пирожки. Особой популярностью пользовалась певица у военных.
После начала Советско-финской войны в 1939 году Русланова снова оказалась на фронте, но уже в составе концертной бригады. Она работала в тяжелых условиях, на морозе, без нормальных условий для отдыха. Чтобы не потерять голос Лидия Андреевна постоянно принимала антибактериальные препараты, за что получила прозвище «Лидочка-Стрептоцид».
Дальше была Великая Отечественная война. Русланова снова оказалась в составе концертной бригады, выступающей на фронте. Этот период принес певице небывалую популярность. Заработанные деньги она тратила на покупку бриллиантов, нарядов, антикварной мебели и прочих предметов роскоши.
В 1942 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, кстати, в том же году подобное звание получил и друг Руслановой – Леонид Утёсов, который тоже выступал на фронте. В военные годы певица дала 1120 концертов. Именно эта русская артистка в 1945 году спела для бойцов Красной армии в Берлине у Рейхстага.
Русланова в заключении
Через два года после окончания войны, был раскрыт «заговор военных» и знакомые маршала Жукова оказались в опале. В их числе оказался и генерал Крюков с женой. В 1949 году Лидию и ее мужа лишили военных наград, имущества и арестовали. Песни Руслановой оказалась под запретом. Лидию Андреевну долго допрашивали, потом судили и отправили в лагерь. Несколько раз ее переводили из одного места заключения в другое, продолжая допросы, в том числе про ее отношения с Жуковым.
Лидия Русланова | PlayVK
Даже в лагере она не переставала петь, старалась держаться, хотя испытывала серьезные душевные муки из-за пережитого позора. В 1950 году Лидия Андреевна попала во Владимирскую тюрьму, где в это время находилась в заключении актриса Зоя Федорова. Женщины нашли общий язык и сдружились. В тюрьме Лидия Русланова петь отказывалась, из-за чего несколько раз попадала в карцер. Во время заключения она неоднократно перенесла воспаление легких.
Лидия Русланова в заключении | Kulturologia
В 1953 году после смерти Сталина Лидию Андреевну и ее супруга реабилитировали. Они вернули себе часть имущества и стали пытаться налаживать жизнь. Тюрьма подорвала здоровье Крюкова и Руслановой, артистка даже хотела забыть о сцене. Певица тяжело переносила то унижение, которому ее подвергли перед целой страной. Муж артистки тоже долгое время не мог оправиться от пережитых страданий в тюрьме.
Ради благополучия семьи Русланова вернулась на эстраду. Заработанных денег хватило, чтобы купить кое-какую мебель и автомобиль для мужа. После его смерти в 1959 году певица отменила все концерты и снова собиралась навсегда оставить сцену. В шестидесятых годах ее голос часто звучал в радиоэфире, популярность не ослабевала. Постепенно Лидия Андреевна вернулась к концертной деятельности.
Личная жизнь
Личная жизнь Лидии Руслановой состояла из взлетов и падений. Первый раз она вышла замуж в 1916 году за интенданта Виталия Николаевича Степанов. В мае 1917 года у пары родился ребенок. Есть версия, что первый муж сбежал с цыганкой, прихватив ребенка. Имя своего сына Русланова хранила в тайне, как и подробности исчезновения возлюбленного. По некоторым данным младенец умер, не прожив и месяца, но сама певица об этой части своей биографии говорить не хотела.
В 2014 году в телепрограмме «Прямой эфир» пенсионер из Кирова, называющий себя сыном Лидии Руслановой, смог доказать родство с племянницей певицы. Этот факт говорит в пользу того, что ребенок, рожденный Руслановой в 1917 году, возможно, остался жив.
Лидия Русланова и третий муж, Михаил Гаркави | Феникс
Второй брак певицы был более продолжительным. За Наума Наумина Русланова вышла замуж в 1919 году в Виннице, через два года молодая семья переехала в Москву. Вместе супруги прожили десять лет, пока в 1929 году Лидия не потребовала развод. Через 8 лет Наумина репрессировали и расстреляли.
К тому времени у Руслановой был уже другой муж. За известного московского конферансье Михаила Гаркави артистка вышла замуж в том же 1929 году. Они прожили вместе 13 лет, пока у Руслановой не появилась новая любовь в лице соратника и друга Георгия Жукова.
Лидия Русланова и последний муж Владимир Крюков | Coollib
Генерала пленившего сердце русской певицы звали Владимир Крюков. Лидия развелась с Гаркави, так как не терпела фальши и адюльтеров. Женщина говорила, что жалко ей «Мишку», но сердце полно любви к военному, как в молодости. Певица сама предложила Крюкову расписаться. У генерала была семилетняя дочь Маргарита, которую Русланова приняла как родную.
Лидия Русланова с приемной дочерью Маргаритой
После войны они дружно жили все вместе, о чем свидетельствуют счастливые фото того периода. Дочь вспоминает, что Лидия Андреевна всегда любила чистоту и уют, прекрасно готовила, а по вечерам в доме было много друзей и интересных людей.
Близкие отношения с Жуковым имели роковые последствия в судьбе генерала Крюкова и его жены. Четвертый муж певицы не смог оправиться после пятилетнего тюремного заключения и умер в 1959 году. Смерть супруга сильно повлияла на Русланову, она отменила все свои концерты, и год не появлялась на сцене.
Последние годы и смерть
После смерти мужа Русланова стала часто болеть и жаловаться на сердце. Она много времени проводила дома в постели, а дочь читала ей вслух. Когда здоровье позволяло, Русланова ходила с Маргаритой в театр, выступала в эстрадных концертах. Звание народной артистки Лидия Андреевна так и не получила, за границу ее тоже не выпускали. Состояние здоровья почти не отражалось на голосе певицы, он оставался звучным, красивым, молодым и полным жизни.
Лидия Русланова | E-libra
В августе 1973 года Русланова приняла участие в серии больших концертов, последний из которых прошел в Ростове, где певица начинала свою певческую карьеру в далеком 1921 году. Лидия Андреевна скончалась 21 сентября 1973 года. Причина смерти – сердечный приступ.
После вскрытия стало известно, что артистка за свою жизнь перенесла не меньше шести инфарктов. Похоронена певица на Новодевичьем кладбище в Москве. Проводить любимую артистку в последний путь пришло так много людей, что движение транспорта у кладбища пришлось остановить.
Память
В 2007 году вышел документальный фильм «Жестокий романс Лидии Руслановой» о жизни народной певицы. В 2008 году в Иркутске поставили спектакль «Барыня», который был посвящен памяти Лидии Андреевны. Ежегодно по всей России проходят конкурсы народной песни, которые носят имя известной певицы, а на Венере есть кратер Русланова. Статьи о жизни и творчестве певицы продолжают появляться в прессе.
Мемориальная доска Лидии Руслановой | Новодевичий некрополь
Память об исполнительнице песни «Валенки, валенки» не исчезает, хотя голос ее все реже звучит по радио или в телеэфире. В 2015 году образ Руслановой реконструировали в развлекательной передаче «Точь в точь». Песню «Валенки, валенки» представил талантливый артист Данила Дунаев, который перевоплотился в народную певицу внешне и скопировал манеру ее исполнения.
Памятник Лидии Руслановой и Владимиру Крюкову | Wikimedia
В том же шоу имитировать Русланову пробовала эстрадная певица Елена Ваенга, она исполнила песню «Мы на лодочке катались». В двухтысячные годы по заказу ведущих телеканалов начали сниматься байопики о жизни выдающихся артистов и деятелей советского времени. Личность Лидии Андреевны представлена в нескольких из них («Зоя», «Людмила», «Жуков») актрисой Ирэной Морозовой.
Дискография:
Владимир Этуш. Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»
Владимир Абрамович Этуш (род. 6 мая 1922) — советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист СССР (1984, старейший по возрасту среди ныне живущих). Участник Великой Отечественной войны. С 1987 по 2003 год возглавлял Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина (ныне — художественный руководитель Школы). В 2009-2011 гг. - директор Центрального Дома актёра имени А.А. Яблочкиной (ЦДА) в Москве.
Ниже размещен фрагмент из книги Владимира Этуша "И я там был"...
очень интересные воспоминания, советую почитать фрагмент по верхней ссылке...
=================
а пока я читала этот фрагмент, я вспоминала себя..., и хотя я на 9 лет моложе Владимира Абрамовича Этуша, но очень многое в моём детстве было похоже на его детство и юность...,
в детстве я прочитала почти все те же книги, и я тоже помню голодные послевоенные годы, когда мы с мамой выбирали сеанс в кино, вместо того, чтобы купить немного чёрного хлеба...,
и я помню свою маму, очень похожую на бабушку ВАЭ, и хотя моя мама прожила очень трудную жизнь..., она в детстве дважды сиротела, и дважды пухла с голоду..., но она всегда была жизнерадостна, и многие знакомые и соседи любили слушать её рассказы, чаще всего заимствованные из книг, газет и журналов, которые мы брали в маминой фабричной библиотеке, и которые мы с мамой любили по-очереди читать вслух...,
кстати в библиотеке мы с мамой брали романы Н.А. Некрасова, которые в школе не изучали, считая их недостойными русского народника, поэта-демократа..., а нам с мамой эти романы очень нравились, и мы их вслух читали, как и романы Жюль Верна и Гюго...,
а пьесы А.Н. Островсого я помню по фильмам-спектаклям великого старого МХАТа...,
зато пьесы У. Шекспира я сперва прочитала в той же библиотеке, и лишь через 5-10 лет они появились на экранах кино..., включая балет С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" с участием Галины Улановой...