Про співтовариство

Болтаем на любые темы, но стараемся придерживаться рамок приличия. ВСЁ, КРОМЕ АДРЕСНОЙ ПОЛИТИКИ!

Вход свободный!

Топ учасників

Вид:
короткий
повний

Курилка

Фатальное невезение или не рой другому могилу.





79206282_gnomik_s_borodoy (500x500, 245Kb)Произошло это происшествие весной 1994 года. Молодой американец по имени Роналд Опус решил покончить с собой. В предсмертной записке было написано, что он, Роналд, пошел на этот шаг из-за финансовых трудностей и непонимания со стороны родителей.

После написания этого послания мистер Опус залез на подоконник и бросился вниз с девятого этажа. Маловероятно он сделал бы это, если бы знал, что работавшие в тот день в доме мойщики окон натянули на уровне седьмого этажа страховочную сетку. Так что, пролетев два этажа, Опус просто рухнул бы на упругую сетку с мокрыми штанами, но вполне живой. Но тут вмешался фантастический случай. Просто-таки фатальное невезение!

Когда Роналд пролетал мимо окна восьмого этажа, в его голову из комнаты попал заряд дроби, выпущенный жильцом на восьмом этаже. Пока полиция доставала труп с сетки и устанавливала личность покойного с почти полностью снесенной выстрелом головой, детективы решили, что стрелявшему - нужно предъявлять обвинение в непредумышленном убийстве. Ведь если бы он не выстрел, Роналд Опус остался жив, упав на сетку.

Дальнейшее разбирательство обнаружило новые факты. Оказалось, что старик стрелял в свою жену, но не попал, и заряд угодил в окно. Значит, мелькнуло у детективов, нужно корректировать обвинение - к непредумышленному убийству добавить покушение на убийство (жены). Просто в моменты гнева и ссор с женой он всегда хватал со стены
незаряженный дробовик и делал "контрольный выстрел" - пугал жену щелчком курка. Это было уже как бы семейным ритуалом. По утверждению обоих супругов дробовик всегда висел на стене и никогда никем не заряжался. Значит, в соответствии с американскими законами, обвинение в непреднамеренном убийстве теперь лежало на том, кто тайно зарядил дробовик.

Кто? Выяснив, что свободно войти в комнату задиристых супругов мог только их сын, полицейские детективы связались с его другом и выяснили много интересного. Зная, что отец часто угрожает матери висящим на стене оружием, сын тайно зарядил его, надеясь, что при первом скандале тот застрелит мать, а сам попадет за решетку. Однако последние несколько недель супруги жили на удивление мирно, чем несказанно огорчали неудавшегося мстителя. Где он, этот подонок?

"Как где? - удивился старик.
- Сын живет этажом выше..."
Да, искомым сыном оказался сам... Роналд Опус! Это он зарядил дробовик, а когда месть не удалась, в отчаянии выбросился из окна. И был застрелен своим же зарядом. Своим же отцом, которого хотел засадить в тюрьму. Самоубийство свершилось, хотя и не совсем так, как этого хотел Опус...

Хотя вся эта история и похожа на выдумку, она является реально зафиксированным фактом.

ПОМЯНЕМ ОПУСА
leprikon (348x500, 238Kb)

Взято с Facebook  сообщество - Почему?



)))))))

  • 01.12.13, 11:18

Про находчивость и гражданское мужество


  Как успокоить хулиганов в самолёте


Самолет израильской авиакомпании летит по маршруту Тель–Авив –Верона.

Из 160 пассажиров — около 120 — это религиозные евреи, явно сефарды, с многочисленными детьми.

Дети носятся по самолету, их мамы и папы орут на детей и перекрикиваются друг с другом.

Короче, табор уже ушел в небо.

Оставшиеся пассажиры в отчаянии обращаются к экипажу, но экипаж беспомощен. Самолет — это вам не автобус, не остановишь у обочины и хулиганов не выставишь.

В передних рядах сидят несколько пар молодых израильтян. Отчаявшись заснуть или хотя бы отдохнуть, одна из них, женщина лет 30, встает в проходе и медленно снимает свою блузку, а затем и бюстгальтер.

Все религиозные сразу притихли, прикрывая глаза, свои и детей. В воцарившейся тишине молодая женщина громко говорит, что если в самолете не будет тишины, она снимет и штаны тоже. Ее друзья обещают сделать то же самое.

 (400x553, 369Kb)

До Вероны в салоне было тихо и спокойно.

За проявленную находчивость и гражданское мужество, решившее проблему устойчивости воздушного лайнера в воздухе, руководство компании «ALITALIA» при прибытии в Верону вручило этой смелой женщине бесплатный билет в Рим, включая бесплатное недельное пребывание в гостинице «GRAND–ROMA».

(с)

)))))))

  • 23.11.13, 12:40

ФРАЗЫ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

  • 23.11.13, 10:24

 

 

 Коррупция, преступность, безработица, проституция, наркотики... Но! В России решили бороться именно с курением.

 

 

Рассеянный бухгалтер по ошибке выдал уборщице зарплату директора. У троих инфаркт…

 

 

Женщины слишком долго помнят неподаренные розы...

 

 

У меня такое ощущение, если я умру, то жена подойдет к гробу и скажет: 
"Специально умер, лишь бы ни фига не делать! "

 

 

От любви ее загадочной он стал нервным и припадочным. 

 

 

 Хочу реалити шоу, где депутатов сажают в инвалидную коляску, заселяют на третий этаж хрущевки и заставляют жить лишь на пенсию.

 

 

Мои дети уже пишут письмо Деду Морозу! 
А Дед Мороз сидит рядом на диване и офигивает!

 

 

В нашей стране, наивность — это когда переходя дорогу с односторонним движением, думаешь что нужно посмотреть только в одну сторону.

 

 

В автобусе. Жена мужу: 
— ... ты кобель, ты бабник, ты не одной юбки не пропустишь! 
Рядом стоящая женщина
— Простите, вы ругаете или рекламируете?

 

 

Пришла жена, а гости не одеты..

 

 

 Вчера Государственная дума от нечего делать внесла поправку к закону 1861 года об отмене крепостного права.

 

 

О, сколько нам находок чудных готовит отодвинутый диван!

 

 

 Немой взял лыжи, отправляется кататься. Выходит из дома, натыкается на соседа
— Куда собрался? 
Немой жестами показывает предстоящий процесс. 
— Ясно. А лыжи зачем взял?

 

 

С тех пор как я научилась водить машину, я стала аккуратней переходить дорогу...

 

 

— Дорогой, я сбросила два килограмма! — Смыть не забудь.

 

 

Купил стиральный порошок. На нем написано: "100гр. бесплатно! " Открываю, а там только порошок.

 

 

 Папа, а что от Бердичева дальше, Луна или Житомир! 
— Сема, не морочь мине голову! Подойди к окну. Луну видишь? 
— Вижу. 
— А Житомир?

 

 

 Даже если вы знаете 15 иностранных языков, русский вам все равно необходим, мало ли что, упадете или что-то тяжелое на ногу уроните.

 

 

Появились морщины? Тогда для Вас супер-маска для лица: берется квашеная капуста и укладывается на тарелочку. Поливается растительным маслом. Капустка съедается под рюмочку водки… Лицо блаженно улыбается и свежеет!

 

 

Когда жена сказала мужу, что купила новые сапоги: кожаные, коричневые и с пряжкой, он и не подозревал, что это... три пары! . .

 

 

— Почему дисковод так шумит? 
— Диск читает. 
— Вслух что ли?!

 

 

Кильки в шоке - треска подняла цену на печень!

 

 

Трое неизвестных забрали у прохожего паспорт и порвали. Теперь неизвестных четверо.

 

Учимся хамить красиво!

  • 23.11.13, 10:15




 1. Рот будешь открывать у стоматолога. 

2. Ума как у ракушки.

 3. Что на жизнь насрать? Или бегать быстро умеем?

 4. Еще один гудок с твоей платформы и твой зубной состав тронется. 

5. Засохни, гербарий! 

6. Чтоб ты свою свадьбу в "McDonаlds" отмечал. 

7. Не зли меня, мне уже трупы прятать некуда! Да ладно, шучу я, шучу, есть еще
место. 

8. Помолчи, жертва пьяной акушерки! 

9. Да, красотою мир вы не спасете.

 10. Ваш ум затмить способен свет торшера. 

11. Может перейдем на ты? А то мне в морду дать вам не удобно. 

12. Говорите, говорите... я всегда зеваю, когда мне интересно! 

13. Чао,персик-дозревай!

 14. Когда аист принес тебя твоим родителям — они долго смеялись и хотели
сначала взять аиста.

 15. Эй вы, пятеро! Да, да, вы, четверо! Идите сюда, трое! Еще раз увижу
вас вдвоем – отпи*дячу! Ты меня понял?!?

 16. Иди на кухню и руби вены топором. 

17. Да что бы тебе в бане чайной ложкой можно было прикрыться!

 18. Детка, я тебя не пугаю, я же не зеркало. 

19. Тобой Бабайку в детстве не пугали? 

20. — А ноги — как у газели!- Что такие стройные? — Нет, покрытые шерстью... 

21. — Какие у вас длинные ноги… Особенно левая.

 22. Еще один "Вяк" в мою сторону... и твой папа зря потел....

 23. ОК — сайт для нормальных людей, а для таких отмороженных тормозов,
как ты, давно пора создать новый сайт- ВТанке.

 24. Пушкин дописался, Гагарин долетался, А ты щас допиздишься.

 25. — иди на х...й! — не парься, дойду с оргазмом! 

26. — спасибо. — отработаешь.

 27. -Девушка,скучаете? — Не настолько... 

28. Че стоишь? Бегаешь быстро или у тебя запасная челюсть в кармане?

 29. Клизма, знай свое место.

 30. В тебе есть одна хорошая черта, она делит задницу пополам. 

31. Дааа... не всех Чернобыль стороной обошел. 

32. Иди,приляг. Желательно на рельсы. 

33. Правильно делаешь, что хихикаешь. С такими зубами не смеются.

 34. Скажи мне кто я, и я скажу тебе на сколько ты меня недооценил. 

35. Я б вас послал, да вижу — вы оттуда.

"Скоро во всех кинотеатрах страны научно-фантастический триллер

  • 20.11.13, 16:10
  1. "Меняю 2-местную палатку на детскую коляску, палатка практически новая: была в употреблении только один раз"
  2. "Продам автомобильную сигнализацию Starline B9. Не распечатанная, в упаковке, недорого. Просто не успел поставить".
  3. "Познакомлюсь с девушкой: блондинка, до 25 лет, модельная внешность, 90-60-90, отсутствие комплексов. Коротко о себе — 23 см"
  4. "Меняю 60-летнюю жену на трех 20-летних. Вариант "4 по 15" не предлагать"
  5. "Проводим маркетинг, организуем холдинг, даем в лизинг, делаем консалтинг, а потом уже объегоринг, стибринг и с бабками свалинг"
  6. "Продается уникальный фонарик, работающий на солнечных батарейках!"
  7. "Требуется главный бухгалтер. Режим работы — год через трое"
  8. "Крупная международная корпорация возьмет в аренду дырокол"
  9. "Предлагаю дружбу. Настоящую. Чистую. Крепкую. Мужскую. Дорого"
  10. "Продается мальчик на побегушках. Пробег — 300 км"
  11. "Скоро во всех кинотеатрах страны научно-фантастический триллер "Женская верность"
  12. "Для набора секретных документов срочно требуется машинистка, не умеющая читать"
  13. "Продается бюстгалтер Ericsson с автоопределителем номера"
  14. "Продаю котят. Дешево — 50 рублей ведро"
  15. "Пришлите нам 4 крышки от унитаза, и получите рулон туалетной бумаги в подарок!"
  16. "Сниму квартиру в Центральном районе. Порядок в районе гарантирую"
  17. "Программистка-индивидуалка. Выезд или апартаменты. Классика, реверс-инжиниринг, глубокий кодинг без ТЗ. Есть подруга бизнес-аналитик" 
  18. "Продается вечный двигатель. Гарантия — 2 года"
  19. "Срочно требуются сестры-близнецы, сильно различающиеся по весу для съемок в рекламе новой методики похудения"
  20. "Свидетельство о браке под номером АТ 25741 считать недействительным. Поняла, дура?!"
  21. "Молодая семья из 3-ех человек, без детей, снимет квартиру. Тишину и порядок гарантируем"
  22. "Опытные специалисты (проктолог, гинеколог и отоларинголог) быстро и надежно обнаружат шпаргалки у студентов на экзаменах"
  23. "Продается новая мухобойка "Дайте мухе шанс", имеющая специальное отверстие диаметром 1 см х 1 см.
  24. "Сниму 1-комнатную квартиру за $200. Сдам 1-комнатную квартиру за $300"
  25. "Полиграфическая фирма напечатает портрет вашего врага на туалетной бумаге"
  26. "Продаю дамские часики, цена одного часика — $100"
  27. "Меняю кое-что на нечто. Возможны варианты"
  28. "Продам сигареты БОНД. Оптом. Звонить 007. Спросить Джеймса"
  29. "Туристическое агентство предлагает тур в Швецию. Проживание в семьях"
  30. "Продадим лунный грунт. Предоплата — 100%. Самовывоз"

)))))))

  • 20.11.13, 13:29

Спасибо вам, мои друзья!

  • 18.11.13, 01:40

Спасибо  вам,  друзья  мои, за  ваши  теплые
поздравления  и подарки!!!

СПАСИБО,  ЧТО  ВЫ  ЕСТЬ  У  МЕНЯ !!!




Анимация с надписями, открытки Спасибо


Мои дорогие друзья!
Я хочу выразить огромную благодарность всем моим постоянным читателям и гостям за постоянство, за дружбу,
за искренние пожелания и добрые комментарии! Называть всех поименно не буду,
я вас всех люблю и дорожу вашей дружбой!
Спасибо вам за то, что вы у меня есть!
С искренними пожеланиями добра, мира и благополучия вам и вашим близким ... Отдельная благодарность от меня за выраженные мне симпатии моим новым друзьям:
Я очень счастлива, что вы у меня есть и вы меня не забываете!



Я сегодня проснулась счастливой.
Потому, что Вы есть у меня!
Ярко солнышко мне светило.
Без друзей жить на свете нельзя.


В суете, завертело время.
Но душой, я стремилась к ВАМ.
По ночам засыпала,  веря,
Что Вы ждете меня все, там.


Что за чудо страна инета,
Развлеченье? Да нет друзья.
Если честно, не знаю ответа.
Я люблю ВАС и это не зря!


За тепло, за душевный подарок.
За слова «Ты где,  мой друг?»
Каждый стих Ваш красив и ярок.
Не хочу я с Вами разлук.


Говорю Вам спасибо, подруги,
И тебе мой далекий друг…
Протяну я с любовью Вам руки.
Счастье то, что друзья есть вокруг!





За самых преданных друзей















             Мои друзья!

Спасибо всем, за поздравления с Днем Рождения.
Мне было очень приятно получить поздравления как от знакомых,
 так и от совершенно незнакомых людей.
 Я никогда не получала столько поздравлений за один день. 

 Спасибо Вам за тёплые слова, за Ваше внимание и дружбу! Я так счастлива, что Вы есть у меня, что Вы рядом!
 
4239794_c92d107faaa5 (357x500, 42Kb)
 
 
 
Спасибо Всем большое, пребольшое,
За поздравления, подарки и цветы,
За нежность и внимание такое,
И за чудесные, красивые стихи!

Я тронута и счастлива ребята,
Признаюсь честно, тронута до слёз!
Представить невозможно, что когда-то,
Совсем не знала сайта - мира грёз!

Мне не устроить всем Вам Пир весёлый,
Ведь мы живём по разным городам
И всё же подниму бокал я полный
Желая радости, любви и счастья Вам
 
 
4239794_1452163 (500x500, 52Kb)
 
Кто - то  нам  скажет,  сошли  все  с ума,
Пишут  стишки,  пожелания  друг  другу,
А  я  говорю  вам,  спасибо,  друзья,
За  то,  что  вы  есть  и  протянете  руку.
За  ваши  стихи,  за  улыбки,  за  смех!
За  те  поздравления,  что  искренне  шлете!
Включаю  компьютер  и  вижу  вас  всех,
Меня  к  себе  в  гости  зовете  и  ждете.
Спасибо  за  то, что  вы  есть  у  меня,
Спасибо  друзья  и  родные  подруги!
Я  с  вами  общаюсь  со  всеми  ЛЮБЯ,
И нет расстояний,  и  нет  и  разлуки!!!




 
.






















Ф.Ф. Зелинский ОСВЯЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ (начало)

  • 17.11.13, 13:22

Ф.Ф. Зелинский ОСВЯЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ (начало)

 

 

 

Переходим теперь к тем аспектам греческой религии, которые были названы «высшими» — хотя для такого их обозначения в отличие от разобранных в предыдущем требовалось некоторое отступничество от матери-Земли. И здесь первое слово принадлежит религиозному освящению человеческого общежития — т. е., с одной стороны, семьи, рода и колена, с другой — кружка и корпорации, далее — города, государства, Эллады, человечества.

В центре семьи, т. е. объединенной общностью дома и крова ячейки гражданского общежития, стояло божественное существо, очаг — и глубокая религиозная вдумчивость эллинов сказалась в том, что у них (и, кажется, у них одних) это существо представляется женского пола, как богиня Гестия. Будучи одним из древнейших божеств, она, можно сказать, на наших глазах вырастает из имманентного, каким ее только и знает Гомер, в трансцендентное: уже для Гесиода она богиня-личность, сестра Зевса наравне с Герой и Деметрой, но в отличие от них — девственница; это потому, что ее стихия — очажное пламя. Ее поздняя трансцендентализация имела последствием и то, что ее редко изображали: даже в общественные храмы не ставили ее кумиров, ее почитали в ее символе, пылающем на алтаре внутри храма неугасимом огне. В доме и подавно.

Недвижно обитая на посвященном ей очаге, Гестия была настоящим символом хозяйки — деятельность которой, в отличие от деятельности мужа, происходила внутри дома; ей она, поэтому, была непосредственно сродни. И в то время, как в силу «патрилинеарного» строя греческой семьи, дом со всем имуществом переходил нормально от отца к сыну, и дети величались по отчеству — для Гестии была законом матрилинеарная преемственность. Когда новобрачную вводили в дом ее мужа — впереди нее шествовала ее мать с факелом, возжженным на очаге ее дома, и этим факелом она зажигала новый огонь на очаге своей дочери и зятя — красивый символ всей той хозяйственной традиции, которая отныне переходит от матери и тещи через дочь-невесту в новый дом. Так водруженная Гестия становится богиней-покровительницей дома, могучей и благосклонной; об интимности и сердечности этих отношений может дать свидетельство трогательная предсмертная молитва к ней Алкесты у Еврипида:

 

Богиня!

Меня Аид в свой темный дом берет.

И я теперь в последний раз пришла

К тебе: храни моих сирот, молю.

Ты сыну дай жену по мысли, мужа

Дай дочери достойного, и пусть

Не так, как мать, без времени, а в счастье,

Свершивши путь житейский и вкусив

Его услад, в земле почиют отчей.

 

Взамен этих благ и честь ей оказывалась великая. Было принято в молитвах, обращенных ко многим богам, называть ее на первом месте: "…Гестии, с которой благоразумье начинать велит", — говорит старый царь в «Фаэтонте» того же Еврипида; слова "начинать с Гестии" вошли даже в поговорку. Ей молился домохозяин, уезжая; ее приветствовал он, возвращаясь. Когда в доме рождался ребенок, его приблизительно в пятый день обносили вокруг очага, представляя его этим Гестии; это был настоящий семейный праздник (Амфидромии), в котором принимали участие все присутствовавшие при рождении, и сопровождался он угощением. И священен был каждый, сидящий у очага (ephestios): этим актом обыкновенно преследуемый обеспечивал себе покровительство того, к кому он обращался.

Поскольку Гестия была женским началом семьи, постольку мужским ее началом был Зевс Ограды (Zeus Herkeios), стоявший у своего алтаря во дворе дома. Здесь происходили домашние жертвы под главенством домохозяина; перед таковой он погружал пылающую головню с алтаря в ведро с водой и этой освященной водой окроплял присутствующих, как хозяев, так и гостей, как свободных, так и рабов. Это окропление (chernips) было сакраментальным актом, скрепляющим узы между участвующими; отлучение от окропления было поэтому карой, налагаемой на нечестивых. Сама жертва сопровождалась угощением и даже, можно сказать, главным образом в нем состояла: в честь бога сжигались лишь символические, малоценные по своей питательности части жертвенного животного, остальные потреблялись приглашенными, которые таким образом становились "сотрапезниками богов". Эллины прекрасно понимали, что богу нужна честь, выраженная в символе, а не материальный корм; обычай уничтожения живности путем «всесожжения» был ему поэтому чужд. С другой стороны, редкость мясной пищи вела к тому, что всякое заклание животного сопровождалось жертвоприношением, так что даже русскому слову «зарезать» (животное) соответствовало греческое "принести в жертву" (hiereuein, thyein) — в чем сказалась, вероятно, и указанная выше (стр. 29) чуткость.

Охранителями дома могли быть, конечно, и другие боги, различные в различных случаях; обычно бывали такими духи предков. Это — опять одна из интимнейших сторон греческой религии. Они ведь живы; им домохозяин приносит установленные обычаем дары и возлияния; они, поэтому, заинтересованы в том, чтобы его род процветал и сохранил чистоту своей крови — их крови. Из своей подземной обители они "возсылают благо" своему потомку; их приглашают принять участие в радости бракосочетания, которая ведь была также и их радостью; и понятно, что их беспощадный гнев настигал грешницу-жену, которая, нарушая обет супружеской верности, прерывала преемственность их крови и вводила "подложных детей" в их и свой дом. А так как из гневной души покойника развилась Эриния, то понятно также, что наравне с убийством и прелюбодеяние жены ею каралось:

 

Вы, что видите жертвы безбожных убийств,

Вы, что видите ложа растленье во тьме! –

 

молится Электра у Софокла. Прелюбодеяние мужа как оскорбление женского чувства его супруги тоже осуждалось обычаем и, в случае жалобы оскорбленной — законом, но по указанной причине оно не составляло религиозного преступления.

"Человек должен участвовать в вечной жизни природы, всегда оставляя детей после себя, чтобы они могли служить богу вместо него", — говорит Платон (Законы VI, стр. 773 Е); и Фарнелль справедливо называет эти слова "самым возвышенным выражением долга супружества и отцовства, которое когда-либо нашло себе место в нравственной или религиозной литературе". С этой точки зрения понятно, что по греческому воззрению брак был таинством. Он так и назывался — telos; его покровители, первобрачники Зевс и Гера как таковые назывались teleioi. Это можно бы объяснить и иначе; но решающим моментом является то, что в Афинах во время бракосочетания мальчик-сын живых родителей — первообраз "мальчика с иконой" русских свадеб — обносил брачующихся корзиной с хлебом, произнося при этом сакраментальные, известные из таинств слова: "Я бежал от зла, я обрел благо". Зло — это преходящесть, благо — это вечность, как в браке, так и в таинствах: бессмертие породы, обусловленное браком, соответствует бессмертию души, удостоверенному таинствами. И с этим вполне согласно то, что жениха и невесту в брачном терему встречала жрица Деметры — богини возрождающегося хлеба, богини таинств — и лишь после ее благословения для них начиналась брачная ночь. И опять прав вышеупомянутый Фарнелль, когда он говорит:

"Слова ап. Павла в его послании к ефесянам (гл. V, 32) "тайна (mysterion) сия велика есть", имевшие решающее значение для учения позднейшей церкви о браке, и по духу и по формулировке скорее согласны с древнеэллинским религиозным обычаем, чем с иудаизмом".

Я только что назвал "богами-первобрачниками" Зевса и Геру; действительно их "священная свадьба" (hieros gamos) была первообразом для человеческой и притом — как доказал недавно найденный отрывок из древнейшего прозаического сочинения греков, таинственной книги ферекида Сиросского — в мельчайших подробностях ее обрядности. Ее память праздновалась в январе месяце, который назывался "свадебным месяцем" (Gamelion), в соответствии с обычаем земледельческой Греции справлять свадьбы преимущественно зимой. Тогда первый человеческий урожай поспевал приблизительно одновременно с урожаем матери-Земли, и в месяце Пианопсионе (октябре) можно было справить и праздник отцов, Апатурии, и праздник матерей, Фесмофории… красивое, думается мне, свидетельство об изначальном единстве человека с природой.

И еще сильнее сказалось это единство в той богине, к которой обращались роженицы; это была не Гера и даже не Деметра, богини утвержденного государством брака и домовитости: плод своего чрева женщина-гражданка рожает по тем же законам, как и любая лесная самка, и одна и та же богиня охраняет их обеих. Мы ее уже знаем: это — Артемида.

Вполне понятно, что освященная такой религиозной благодатью семья сильнейшим образом сплачивала своих членов. Хотя закон не признавал за отцом права над жизнью и смертью своих детей, как в Риме, тем не менее особа отца и, в еще большей степени, матери была для детей священной.

"Старый отец или мать должны пользоваться в доме не меньшей честью, чем даже кумиры богов; проклятие родителей скорее достигает слуха богов, чем какое-либо другое, и равным образом их благословение; сам бог радуется чести, которую дети и внуки оказывают своим родителям и дедам" (Платон, Законы XI, стр. 930Е сл.).

И никто не может освободить сына от долга с честью содержать своего отца до его смерти, если только этот отец сам предварительно не нарушил своего долга по отношению к нему, пренебрегши его воспитанием. Так же святы были и взаимные обязанности братьев и сестер — достаточно тут сослаться на «Антигону» Софокла. И, действительно, история греческих государств, сколько бы мы в ней ни насчитывали мрачных страниц, не представляет нам примеров розни отцов с сыновьями и братьев между собой, так часто пятнающей историю германских и славянских народов; и если в IV веке Тимолеонт Коринфский убил своего брата, то потому только, что этот брат стал тираном своей родины и что в душе героя после страшной борьбы долг гражданина восторжествовал над долгом брата.

Но греческая семья обнимала кроме свободных еще и рабов; и они были объединены с ней "узами окропления", и они пользовались покровительством Гестии и Зевса Ограды. Им их представляли в день их приобщения к семье, причем полагалось их осыпать лакомствами — ради приметы, чтобы им «сладко» жилось в доме их новых хозяев. Прогресс в сравнении с ахейскими временами Гомера заключается в том, что хозяин уже не пользуется правом над жизнью и смертью своей челяди: убийство раба хозяином не только карается законами, но и составляет религиозное преступление, оскверняющее дом, в котором оно произошло. И эллины сознавали, что с этим воззрением на святость жизни раба они стоят одиноко среди народов. Вообще надлежит помнить, что ходячее представление об ужасах «античного» рабства относится только к римской эпохе латифундий, когда восторжествовала изобретенная Карфагеном «плантационная» система крупнопоместного хозяйства; в Греции, как нам доказывают комедии и Платон, рабам жилось очень сносно: участие в общей жизни семьи давало и их личной жизни большее содержание, чем если бы они были ею ограничены. Конечно, рабство должно было пасть, и пало оно в силу лозунгов, выдвинутых впервые самой Грецией; но если оценивать формы жизни в зависимости от благочувствия, которое им свойственно, то беспристрастный судья не сможет не признать, что в общем итоге греческое общество даже в своей несвободной части было счастливее нашего с его центробежными стремлениями, разобщившими нас уже давно с матерью-Землей, разобщающими нас теперь друг с другом и вносящими одиночество и холод туда, где некогда царило уютное тепло под лучами Гестии.

 

Посредствующими звеньями между семьей и гражданской общиной (polis) были род, фратрия, фила (родовая). Их политическое значение отпало повсеместно в Греции, где раньше, где позже — в Афинах со времени реформ

Клисфена в 507 г. до Р.Х. — и они бы совсем исчезли, если бы они, как расширяющиеся концентрические круги человеческого общежития, не были в свое время освящены религией. Они и сохранили свое религиозное значение.

Правда, для рода это значение ограничивалось частным культом. Род совмещал семьи, родственная связь которых была удостоверена наличностью общей родословной; его покровителем был опять-таки Зевс, но уже не herkeios, как в семье, a homognios, выразитель "единства рода". И обычай повелевал приглашать родственников на семейные торжества — свадьбы, наречения детей, поминки. Но этим, по-видимому, и ограничивалось дело.

Более крупным было значение фратрии, совмещавшей те роды, которые производили себя от общего (мифического) родоначальника без удостоверенной родословной. Они имели свой государственный праздник; это был уже знакомый нам трехдневный "праздник отцов" в октябре, Апатурии.

Фраторы собирались, счастливые отцы представляли им своих новорожденных со свидетелями, удостоверяющими их законное происхождение; и они вносили их в свои «фраторские» списки, имевшие, подобно записям в наших церковных книгах, государственное значение. Понятно, что не эта канцелярская операция занимала три дня: полагалось основательное угощение, для которого те же отцы поставляли жертвенных животных — более крупное (kureion) за мальчика, более мелкое (meion, т. е. именно "меньшее") за девочку. И это было не все: фраторы интересовались и урожаем прежних лет, ими внесенным в списки граждан. Выступали мальчики с плодом своего ученья, читая наизусть Гомера — и отличившиеся среди юных рапсодов получали награды.

Были, наконец, и праздники (родовых) фил; но о них мы почти ничего не знаем.

От особи через семью, род, фратрию и филу к государству — это один путь, сильно сокращенный в историческую эпоху благодаря почти исчезновению трех из названных звеньев. Был, однако, другой, созданный на пороге исторической эпохи: соперничая с семейным укладом, он собирал схожие особи в кружки (или корпорации) и в этих формах общежития подчинял их гражданской общине. В иных государствах кружковая организация восторжествовала, поскольку это было возможно, над семейной — так обстояло дело в Спарте. В других — мы о них мало слышим — семейная осталась неприкосновенной. В Афинах они уравновешивали друг друга.

Корпорации, поскольку они были ремесленного характера, объединялись общим культом тех богов, которые покровительствовали их ремеслам: их мы отчасти уже знаем. Если же они были вольного характера, то от них же зависел и выбор бога или "героя"-покровителя. Конечно, добрая часть корпорационной жизни состояла в праздниках этих богов и героев с обычными жертвоприношениями, угощениями, а иногда и играми и т. п. Особенно интересны для нас корпорации умственного труда, основанные поэтами, художниками, философами. Их основатель после своей смерти сам становился своего рода «героем» для переживающих членов вплоть до позднейших поколений.

От этих корпораций, объединяющих зрелых людей, притом часто на всю жизнь, мы различаем кружки сверстников, преимущественно юношей и девушек. Созданные дельфийской религией, они и были посвящены дельфийским божествам, — юноши Аполлону, девушки Артемиде — причем это была, однако, позднейшая Артемида, девственная сестра Аполлона, лишь в силу исторического развития отождествленная со старинной богиней леса и его плодотворения, с которой девушке опять придется иметь дело, когда она, пройдя через искус Геры и Деметры, будет призывать ее как богиню родов. Мы касаемся здесь очень пленительной стороны греческой жизни, юношеских состязаний и девичьих хороводов и песен. На этой почве развивается и дружба, культ которой нигде не был так силен и священен, как именно у эллинов. Не можем долго останавливаться на ней, но здесь добрая часть эллинской красоты, и Платон с его идеалистической философией вполне понятен только на этой почве.