хочу сюди!
 

Ліда

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 46-56 років

Александр Никонов Опиум для народа На каком языке была написана

Александр Никонов Опиум для народа На каком языке была написана Библия?  Начало начал


Александр Никонов Опиум для народа Религия как глобальный бизнес-проект

Часть II Еврейские сказки
§ 1. На каком языке была написана Библия?

Первая часть книги, если помните, начиналась с описа¬ния примитивной детско-дикарской психологии и сказки про курочку Рябу. Однако ничуть не хуже Рябы эту психоло¬гию иллюстрируют сами библейские сказания, которыми мы сейчас и займемся. Предварительно, однако, ответив на во-прос, заданный в заголовке параграфа...
Самые древние опусы Библии написаны на иврите — древнееврейском языке. Более поздние фрагменты выполне¬ны на арамейском языке, который начал вытеснять иврит примерно с VII века до нашей эры. Арамейскому языку была уготована большая судьба — на Ближнем Востоке он стал практически языком международного общения. В Ассирии и Вавилонии арамейский вытеснил аккадский. На нем го¬ворили торговые люди и послы разных стран. Наконец, ара¬мейский был родным языком Иисуса Христа...
Третий библейский язык — греческий. Весь Новый Завет и часть ветхозаветных произведений дошли до нас именно на этом языке. Собственно говоря, само слово «библия» гре¬ческого происхождения и означает просто «книга».
Многие места Библии современному читателю совершен¬но непонятны из-за переводов с языка на язык. Вот простой пример из Книги пророка Иеремии: «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл мин¬дального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось».
Поняли что-нибудь?.. И немудрено! Действительно, какая связь между тем, что пророк Иеремия видит миндальное де¬рево, и подтверждением данного ранее Господом обещания?.. А все дело в том, что Библия - не божественное откровение, а литературное произведение, и в нем встречается игра слов. На иврите «шакед» — «миндаль». Иеремия говорит Богу, что он видит «шакед». Бог отвечает, используя глагол «шокед», обозначающий «стараться, быть усердным». Иными словами, Бог показывает пророку ветку миндаля, чтобы та по созвучию напомнила ему о твердом божеском обещании, от которого Господь не отказывается.
Или вот отрывочек из Книги пророка Амоса: «Такое ви¬дение открыл мне Господь Бог: вот корзина со спелыми пло¬дами. И сказал Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину со спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел ко¬нец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему».
Опять игра слов, которая никак не переводится и потому на всех языках, кроме иврита выглядит глупо. «Кайиц» на ив¬рите — «спелые фрукты». «Кец» — «конец». На письме, без огла-совки, оба слова выглядят совершенно одинаково.
Встречаются подобные штучки и в Новом Завете. Скажем, в одном из евангелий есть эпизод, когда Христос вручает апостолу Петру ключи от царствия небесного. При этом он толкает следующий спич: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее...»
При чтении греческого варианта вопросов не возникает: «петр» по-гречески «камень». Любопытно, кстати, что Петр — третье имя апостола. От рождения этого парня звали Симон. Когда его ввели в секту Христа, представив основателю, Иисус тут же дал Симону «партийную кличку»: «Ты наречешься Кифа, что значит: камень». Это по-арамейски. Автор Еван¬гелия писал его по-гречески, поэтому для своих читателей сделал пояснение: «что значит камень». Кстати говоря, и ара¬мейский, и иврит не знали заглавных букв, так что имя соб¬ственное при написании никак не выделялось: «камень» и есть «камень».
К счастью для читателя, подобных мест в Библии не так уж много, поэтому общий смысл излагаемого не теряется при пе¬реводе. Так что пройдемся по тексту, как ножом по маслу...

§ 2. Начало начал

Первая книга знакомит читателя с сотворением мира и приключениями первых людей. Согласно древним шумер¬ским сказаниям (позже перекочевавшим в Библию), боги создали этот мир за шесть дней, а на седьмой повалились от¬дыхать. Откуда, кстати, взялась эта цифра - семь? Почему она встречается в фольклоре многих народов? Почему «се¬меро одного не ждут»? Почему в неделе семь дней?
«Священную семерку» породила природа, а именно дли¬тельность лунного цикла, который длится 28 дней, и за этот срок луна проходит 4 фазы по 7 дней каждая. Во время пер¬вой фазы виден лунный серп, вторая фаза — полнолуние, третья — серп, повернутый в другую сторону. Наконец, чет¬вертая фаза луны — новолуние, когда луны на небе не на¬блюдается.
Шоу показывают на небе, никуда от него не убежишь, поэтому во всех уголках земного шара число «семь» было за¬мечено и заложено в культуру. В том же Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. А по ва¬вилонскому преданию, после смерти люди попадают в подземное царство, окруженное семью стенами с семью ворота¬ми, через которые поочередно должен был проходить умер¬ший. Как видим, не только небесная канцелярия в мифах целиком повторяла земную, не только божеская семья была слепком с земной семьи, но и представления о загробной жизни были прямой проекцией земного существования. Здесь город и там город. Здесь сад, и там сад...
Кстати, о саде... Именно эта картинка окультуренного сельскохозяйственного ландшафта легла в основу представлений о библейском рае, Эдеме. Эдем — это и есть райские кущи. А что прекраснее сада с плодово-ягодными растениями мог вообразить себе полудикий потомок обезьяны, который и сам не так уж давно слез с дерева, где питался зрелыми плода¬ми? Бассейны с озонированной водой? Белый унитаз? Плаз¬менный телевизор размером со стену? Дорожки, выложенные разноцветной плиткой? Электрическую подсветку зеленых насаждений?.. Бросьте! До таких представлений о рае лю¬дям нужно было еще дорасти. До этого тысячи лет. А пока — деревья и земля с травой, по которой ходишь босиком и го¬лый, — вот вам весь нищий первобытный рай. И хорошо если комаров не будет, потому что «фумитокс» еще не изобрели...
Итак, когда ничего еще не было, а были только боги, по¬следние решили положить начало миру и сотворили... нет-нет!.. не кварки и лептоны, а небо и землю. Это простительно: древние скотоводы не знали, что такое элементарные части¬цы, но они невооруженным взглядом видели небо и землю. Поэтому боги начали акт творения именно с этих больших объектов. С точки зрения первобытного человека, больше земли и неба не существовало ничего. Ну действительно, Солнце — маленькое, оно на небе помещается. Луна — при¬мерно как Солнце. Горы и моря много больше, чем Солнце, но все равно с землей и небом не сравнятся. Мир в глазах дикарей представлял собой две твердые бесконечные парал¬лельные плоскости — небо и землю. Сделав, по представле¬нию древних, самое трудное, боги занялись дальнейшими мелочами...
Вам, конечно, непривычно читать про «богов», поскольку в русском (да и любом другом) переводе Библии теперь стоит слово «Бог» в единственном числе. Но это более поздняя, чи¬сто идеологическая редакция, сделанная, так сказать, из со¬ображений «монотеистической политкорректности». Библия была слегка подправлена, и лишь иногда, совершенно слу¬чайно, в ней вдруг проскальзывают диалоги между богами...
Так вот, после того как были созданы две бесконечные твердые поверхности с воздушной прослойкой между ними — земля и небесная твердь, - боги некоторое время носились туда-сюда в промежутке между ними в полной темноте.
Затем они каким-то образом изготовили свет. А уж после того как был включен свет, боги зачем-то сделали Солнце и другие небесные сувениры. Как могла проканать подобная несуразица? Дело в том, что про электромагнитные фотоны мало кто из древних евреев слышал, поэтому сознание перво¬бытных вполне допускало существование света без Солнца. А что? Нормально!.. Мухи — отдельно, котлеты — отдельно.
Зачем же богам понадобилось производить Солнце, если свет и так уже был? Некоторые предположения на этот счет у авторов Библии имеются: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для знамений». Такая, значит, цель...
Что же боги сделали дальше, после того как создали зем-лю, небо и свет? Вы не поверите! Они создали... небо! Да-да, еще одно небо — так, во всяком случае, написано в Библии. Го ли автор, переписывавший этот текст, был с хорошего бо¬дуна, то ли боги обладали отменным склерозом, но, если ве¬рить Библии, небо они создали дважды. Это священный факт.
Ну а дальше пошло легче: были изготовлены рыбы, рас¬тения, зверюшки всякие. А на пятый день Бог сотворил че¬ловека по «образу и подобию» своему — то есть с руками, но¬гами, головой и пипиской с дыркой, чтобы мочиться. Антро¬поморфность древних богов — известный науке феномен. Размахивая пиписками, боги до сотворения мира носились туда-сюда по безвоздушному пространству и в ус не дули. Ничто их не смущало...
Каждый акт творения сопровождался у богов чувством глубокого удовлетворения, что Библия отмечает особо. Наи¬большую же радость богам доставило сотворение мужчины и женщины к концу первой библейской главы. Обделав и это дельце, боги легли спать.
Проснувшись во второй главе, они совершенно позабыли о том, что уже создали мужчину и женщину в первой главе, и начали создавать их снова. Ситуация с двойным небом са¬мым подозрительным образом повторялась — люди тоже были созданы дважды! (Что стало с первым поколением людей, равно как и с самым первым небом, Библия умалчивает. Видно, не было у первобытных народов института редакту¬ры.) На сей раз технология создания людей отличалась. Боги произвели человека из праха земного, после чего резко вду¬нули в него жизнь.
Первым был создан самец человека. Зачем? Целью его создания было не просто развлечение. Библия четко объяс¬няет: человек был создан в качестве слуги — следить за божьим садом, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт., 2:15).
Через некоторое время встал вопрос о создании самки человека. Если первую пару людей, неизвестно куда девшую¬ся, боги просто «сотворили», а второго человека, названного Адамом, слепили из грязи («праха земного»), то женщину почему-то решено было сделать из Адамова ребра. В чем была идея применения на сей раз именно такой технологии, оста¬ется загадкой. Тем не менее, как свидетельствует Библия, у Адама под глубоким наркозом (когда он спал) было изъято одно ребро, из которого получилась вполне качественная женщина.
После операции, когда Адам пришел в себя, голую даму ему продемонстрировали в действии. Во время презентации были сказаны следующие загадочные слова, на которые я по¬прошу вас обратить самое пристальное внимание: «вот, это кость от костей моих и плоть от пдоти моей; она будет на¬зываться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут [два] одна плоть».
Фраза на самом деле удивительная. Ведь ее произносит Адам. А никаких отца с матерью у него не было! И сам он отцом стать не мог, ибо никакого размножения для сторожей Эдемского сада в штатном порядке не предусматривалось: они должны были целую вечность горбатиться в саду даром, не зная стыда и оплаты. Условие для вековой кабалы было следующим: будете работать за харчи, питаться разрешается плодами со всяких деревьев, кроме одного (как мы знаем, именно нарушение этого условия сделало людей смертными, познавшими так называемый «стыд» и размножающимися).
Почему, кстати, людям запретили есть яблоки? Неужто всеведущие боги не знали, что они их сожрут? Если не хо¬чешь, чтобы плоды были съедены, не проще ли сделать столь пенное дерево невидимым, или обнести его забором, или при¬дать его плодам такой отвратительный запах, чтобы и мысли их попробовать не возникало?.. Всего этого сделано не было. Значит, налицо элементарная провокация.
Итак, служивые люди были приставлены к саду, который назывался Эдем (Едем), или попросту рай. Рай - это то место, куда, по идее, попадают души умерших людей. Почему-то долгое время считалось, да и сейчас еще считается, что рай находится на небе. Откуда взялся этот миф, мне не ведомо, видимо, его породило нежелание людей читать Библию. По¬тому что в Библии нигде не написано, что рай располагается на небесной тверди. Напротив, дислокация Эдемского сада указана предельно четко — он не только находится на земле, по и понятно, где именно - в Месопотамии. Описание рая и Библии приведено с завидными географическими и геоло¬гическими подробностями. Сомнений не возникает: «И на¬садил Господь Бог рай в Едеме на востоке... Из Едема выхо¬лила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото, и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Тихон [Геон]: она обтекает всю зем¬лю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат».
Первое же знакомство богов и людей началось с обмана. Боги разрешили новеньким людям кушать плоды со всех райских деревьев за исключением одного. Мотивировка за¬прета: они ядовитые — «не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Достаточно сильное предупреждение, согласитесь. Если вам скажут, что бледную поганку есть нельзя, вряд ли вы по¬тянете ее в рот. А вот людям отчего-то не терпелось отведать смертельных плодов. И точку в их колебаниях поставил змей-искуситель. Про него в Библии сказано, что этот тип «был хитрее всех зверей полевых». Но не сказано, как именно вы¬глядел этот змей. Логика подсказывает, что представлять его в виде обычного змея нельзя. Дело в том, что после эпизода с соблазнением змей был наказан: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами... ты будешь ходить на чреве твоем». Возникает резонный во¬прос: на чем же ходил змей до этого? Были ли у него ноги?
В общем, к Еве пришел змей и сообщил важную инфор¬мацию, а именно: Господь солгал — плоды не ядовитые, по¬пробуй! Неизвестно, отчего неприглядному незнакомцу, ко¬торого она, возможно, видела впервые в жизни, Ева поверила больше, чем своему работодателю, но именно так все и случи¬лось. Она не только сама нажралась отравы, но и мужу под¬сунула.
Далее на сцене появляется всезнающий Господь Бог, ко¬торый тем не менее задается вопросом:
- Адам! Ты где?
...А что, кстати, делал Господь Бог в данное время суток в данном месте? А он, как бесхитростно повествует Библия, прохаживался в тенистом саду, укрываясь от палящего сол¬нышка. Весьма простецкое и вполне человеческое поведе¬ние, согласитесь...
Дальнейшее известно: змею оторвали ноги, а горесадов¬ников выкинули за пределы предприятия. Любопытно, что, не снабдив людей при приеме на работу спецодеждой, Го¬сподь Бог при увольнении почему-то лично выдал им непло¬хие кожаные шмотки, видимо, убив для этого кого-то из без¬мятежных и мирно щиплющих траву обитателей райского сада...
Пусть вас не смущает, что везде тут боги указаны в един¬ственном числе - Господь Бог. Это волшебство перевода и пре¬лести редактуры. Последнюю точнее было бы назвать моно¬теистической цензурой. Правда, уже в следующей главе Биб¬лии все старания этой цензуры по недогляду рассыпаются в пух и прах. Везде у нас фигурирует «Господь Бог», кото¬рым заменили многочисленных «элохимов». Но вот змей уговаривает людей откушать с запретного дерева: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы буде¬те, как боги, знающие добро и зло» (Быт., 3:5). А в стихе 22 тот самый единственный монотеистический Господь Бог вдруг говорит: «вот, Адам стал как один из Нас...» Кому это он? Видимо, то была речь, обращенная к сослуживцам...
Плохие были у Библии редакторы. Не очень внимательные.

11

Коментарі

111.12.11, 11:44