Александр Никонов Опиум для народа Не обманешь - не продашь, или
- 27.07.12, 23:25
- Курилка
Александр Никонов Опиум для народа Не обманешь - не продашь, или Библейская мораль
Александр Никонов Опиум для народа Религия как глобальный бизнес-проект§ 7. Не обманешь - не продашь, или Библейская мораль
У Исаака было два сына от двух разных жен. А всего жен V пего было три. Многоженство Библией не осуждается, как видите, а подается как норма жизни. И те из современных христиан, которые отчего-то выступают против многоженства, называя его грехом, идут против Священного Писания...
Древнееврейские патриархи вели жизнь, которая не слиш¬ком отличалась от жизни вожака в стае приматов, — их окру¬жали многочисленные самки для совокупления, туча от¬прысков и подчиненных субдоминантных особей; а у каж¬дой кочевой стаи был свой ареал обитания, позволяющий прокормиться. Так жил и праведник Исаак.
А когда состарился, позвал к себе старшего сына Исава и заявил: я помру скоро, возьми лук, сходи на охоту и принеси мне дичи, хочется вкусненького поесть. А за это я тебя благо¬словлю и оставлю все наследство.
Жена Исаака — Ревекка - это дело подслушала. Исав был не ее сыном, потому Ревекка решила расстроить пла¬ны мужа в пользу своего отпрыска. Это вполне естественно: и полигамной семье самки отчаянно конкурируют за самца и за лучшее будущее для своего потомства, а не для потом¬ства конкурирующих самок.
В голове Ревекки созрел адский план. Она велела своему сыну, которого звали Иаков, забить двух козлят, из которых Ревекка приготовит мяско для старичка. А принесет стари¬ку в палатку это блюдо ее сын Иаков. И получит отцовское благословение. Старик-то уже слепой и подмены не заметит!
План был вроде бы и хорош, но Иаков тут же обратил внимание матери на его главный недостаток: у Исава были волосатые руки, а у него, Иакова, - лысые. А вдруг слепой старпёр по голосу опознает подмену и решит пощупать сына на предмет оволосения? Прокол будет, мама!.. Ничего, мах¬нула рукой Ревекка, и обернула руки сына козлиными шку¬рами. Оволосила, так сказать.
План сработал на славу. Старика обвели вокруг пальца. Хотя у того с самого начала закрались смутные сомнения в подлоге. Во-первых, ему показалось подозрительным, что сынок так быстро пришел с охоты. Во-вторых, он узнал голос Иакова и решил его ощупать для верности.
По первому пункту Иаков отбоярился довольно быстро, сказав, что на ловца, мол, и зверь бежит. А по второму — смело протянул папе завернутые в козлиную шкуру руки. Папа по¬щупал — волосато! Своим тактильным ощущениям старик по¬верил больше, чем слуховым и потому, покушав мяска, благо¬словил Иакова вместо своего любимого первенца Исава.
Что же было дальше? А дальше с дичью к папе пришел простой парень Исав, и обман раскрылся. Как вы думаете, что сделал кинутый старичок? Аннулировал свое ошибоч¬ное благословение и переписал все имущество с обманщи¬ка на того, кого хотел благословить на самом деле? Отнюдь! Библейские герои, как и все герои сказок, совершенно не склонны к рациональности, а склонны, напротив, к со¬вершению немотивированных поступков. Поэтому дедушка заявил буквально следующее: раз я в результате обмана благо¬словил не того, кого надо было, пусть обманщик и будет благо¬словлен! Мол, что сделано — то сделано. Оставил по ошибке все наследство обманщику Иакову, значит, так тому и быть.
Обидно!.. Поэтому обманутый волосатый Исав решил за такую подлянку без лишних слов мочкануть братца. Но тот утёк от рассерженного брата в Месопотамию... Однако не зря говорят, что на всякую хитрую задницу найдется хрен с вин¬том. В Месопотамии нашего пронырливого Иакова изрядно нагрели. Развели буквально как младенца... Впрочем, до Ме¬сопотамии еще нужно добраться. А по пути случилась с бег¬лецом Иаковом одна весьма примечательная история, пре¬красно характеризующая первобытный менталитет.
Иаков остановился на ночевку, и приснился ему сон: длинная лестница до самого неба, а на ней — весьма оживленное движение. Ангелы снуют туда-сюда. Потом на лест¬нице появляется Яхве собственной персоной и вместо того, чтобы наказать Иакова за то, что он обманул престарелого слепого отца и старшего брата, начинает... вербовать Иакова и свою веру.
Если ты за меня «проголосуешь», обещает Яхве, я дам тебе землю «и будет потомство твое, как песок земной; и рас¬пространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные». Это стандартный набор обещаний библейского бога. На то, от чего пришел бы в ужас современный городской человек — многодетность, - первобытные дикари легко клевали.
Проснувшись, Иаков первым делом воздвиг на этом ме¬сте памятный камень, на котором совершил магический об¬ряд жиропомазания (полил камень растительным маслом). После чего решил заключить с приснившимся ему Богом двусторонний договор (завет): «И положил Иаков обет, ска¬зав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то ...из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть».
Нормальное взаимовыгодное соглашение, как видите. Если ты действительно будешь мне помогать, не кинешь, то я тебе заплачу. Десять процентов устроит?..
Подобным прагматичным отношением к богам отличают¬ся практически все примитивные культуры. Такими праг¬матиками были и римляне в начале своего великого пути. Они не стеснялись торговаться с богами, всерьез обижались на них... Для дикаря в гневе выбросить в реку своего деревян¬ного идола, который, несмотря на жертвоприношение, так и не сделал того, что от него требовалось, — обычное дело.
Обезьяньи штучки...
В конце концов Иаков добрался до Месопотамии и по¬селился у своего зажиточного родственника Лавана, у кото¬рого было две дочери: молодая и красивая Рахиль и пере¬зревшая, страшная Лия.
Естественно, Иаков захотел молодого тела и попросил у Лавана отдать за него Рахиль. Лаван кивнул и предложил сделку: ты у меня поработай семь лет, и тогда я за тебя дочь отдам. Иаков согласился. Эти кабальные условия показались ему вполне приемлемыми, и он радостно засучил рукава: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее». Трогательно...
А через семь лет хитрый Лаван «созвал всех людей того места и сделал пир. Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему...». То есть подменил товар — вместо молодой и кра¬сивой подсунул старую и некрасивую. Дело было вечером, после пирушки; Иаков наверняка был пьян, поэтому только наутро он обнаружил подлог. И кинулся к Лавану с претен¬зиями: «Что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?»
На что Лаван с чисто восточной непосредственностью ответил: «В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей». И предложил поишачить на него за Рахиль еще семь лет. Иаков опять согласился и, в конце концов, получил-таки любимую Рахиль для законного опло¬дотворения.
Теперь у Иакова было целых две жены. И поскольку в древ¬нем мире плодовитость была великой ценностью, обе жены начали соревнование, кто больше родит. Причем они не толь¬ко сами рожали, но и подкладывали мужу своих рабынь, по¬скольку ребенок, родившийся у рабыни жены, считался же¬ниным отпрыском: «...Вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. И дала она Баллу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына».
В общем, жили они, поживали, Иаков разжился не толь¬ко детьми (каковых у него к тому времени уже с десяток на¬копилось), но и скотинкой, и решил откочевать из Месопотамии в родные Палестины. Причем Иаков покинул своего родственника Лавана тайно: «И встал Иаков, и посадил де-тей своих и жен своих на верблюдов, и взял с собою весь скот спой и все богатство свое, которое приобрел, скот собствен¬ный его, который он приобрел в Месопотамии, [и все свое,] чтобы идти... в землю Ханаанскую. И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется».
Надо сказать, обман среди кочевников был делом обык¬новенным. Иаков надул родного брата Исава; Лаван обманул Иакова; Иаков на протяжении всей своей службы Лавану не¬однократно надувал того со скотом (в результате чего и раз¬жился богатством за счет родственника).
Обратите внимание на то, что семейство Иакова украло из шатра Лавана его семейных богов — идолов. Иаков и Ла¬ван — родственники, но поклоняются разным богам. Лаван периодически говорит Иакову: «твой бог», «мои боги»... Еще одна маленькая иллюстрация к хваленому библейскому моно¬теизму.
Короче, у Лавана умыкнули идолов, и он бросился вдо¬гонку за Иаковом. А нагнав, толкнул следующую проник¬новенную речь: «Что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? зачем ты убе¬жал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал. Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, — зачем ты украл богов моих?»
Обыскав шатер Иакова, Лаван, однако, своих идолов не на¬шел, поскольку его дочь Рахиль (которая и обокрала папу) покрыла божков верблюжьим седлом и взгромоздилась сверху. А согнать ее Лаван не мог, поскольку Рахиль заявила, что у нее месячные, а женщина во время менструации считалась нечистой. И осквернять себя прикосновением к дочери Ла¬ван не стал...
После чего Иаков с чистой душой отправился дальше. Однако по мере приближения к родным местам, где прожи¬вал его косматый брат Исав, Иаковом овладело смутное бес¬покойство. Шестое чувство подсказывало этому благород¬ному сыну степей, что брат может и не обрадоваться встрече с ним. И он послал к брату своих людей с целью провентили¬ровать обстановку. Типа скажите Исаву, что брат его не голь перекатная, которая претендует на имущество, а и сам имеет немало: «Есть у меня волы и ослы и мелкий скот». Нехитрое богатство кочевника...
Вернувшись из разведки, люди Иакова донесли букваль¬но следующее: «Мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек».
Кажется, запахло конкретной разборкой... Представляе¬те все эти туземные реалии? Всех этих бородатых басмачей на верблюдах? Богоизбранный народ...
Мне этот эпизод напомнил отрывочек из великого, но крайне невнятного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Помните, штабист прискакал из разведки к гла¬варю банды и доложил ему про великую опасность: у това¬рища Забелина (Исав, в исполнении Сергея Шакурова) три¬ста штыков! И пулеметы имеются.
— Если прижмут к реке, буквально ничего нельзя гаран¬тировать! Ничего нельзя гарантировать!..
Притворяющийся пьяным вожак банды (Иаков, в испол¬нении Никиты Михалкова) тупо хихикает:
— Если нас к реке прижмут — крышка!
После чего нагибается к пацану-денщику и весьма трезво шепчет: «Коней седлай!»
Библейский Иаков, услышав о приближении отряда в 400 сабель, тоже отдал приказ, только пьяным не притворял-ся: «Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, го остальной стан может спастись».
Со страху он даже начал молиться, чего за ним не на¬блюдалось прежде. С чисто восточной хитростью Иаков ре¬шил задобрить брата и послал ему в подарок «двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, тридцать вер¬блюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов». Состоятельный был человек. Но сабель у него в отряде насчитывалось явно меньше, чем у лихого братца.
А ночью случился с Иаковом примечательный эпизод. Мы уже знаем, что Иаков был человек суеверный и верил в сны. На сей раз от переживаний спал он очень неспокойно и «боролся Некто с ним до появления зари».
Как вы думаете, кто это был? Кому вдруг ночью приспи-чило бороться с Иаковом? Разумеется, Богу, у которого дел других нет, как только подраться с людьми!
Мы не знаем, по каким правилам проходил поединок — но правилам самбо, карате или бокса, а может быть, они бо¬ролись на поясах, как монгольские кочевники. Но факт остается фактом: мышцы у Господа были явно слабее, чем у Иакова, поскольку Бог побороть Иакова так и не смог. На¬против! Под утро Иаков так прижал Бога, что тот взмолился: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». Но не таков сын степей, чтобы отпускать какого-то там Бога без выкупа! Иаков ска-зал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
Всемогущий хиляк был просто вынужден согласить¬ся с требованием степного батыра «и благословил его там».
Однако, прежде чем Иаков отпустил Бога, он задал ему за¬мечательный вопрос. «Спросил... Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое».
Иными словами, зная, что богов много (у самого куча идо¬лов в багаже лежала), Иаков решил уточнить, какому именно богу он ночью навалял люлей и с кого ему потом спраши¬вать, в случае если божьи обещания останутся невыпол¬ненными. Но бог назвать свое имя постеснялся. «Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?» После чего скрыл¬ся. Действительно, к чему ему потом рекламации? Проще адреса не оставить...
Необходимо отметить, что во время этой исторической борьбы с безымянным богом Иаков потянул мышцы на бе¬дре. «Поэтому и доныне, - пишет Библия, — сыны Израиле-вы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Бо¬ровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова».
Такая вот логика... Наверняка вам в детстве читали мас¬су сказок из серии «и с тех пор у всех...» Например, жил был слоник, которого все обижали. Но он был очень любопыт¬ный, всюду совал свой короткий носик и нарывался на по¬бои. Однажды его заинтересовал вопрос, что едят крокоди¬лы на обед. Он пошел к крокодилу и спросил его об этом. «Подойди поближе», — ответил крокодил. А когда слоненок подошел, ужасная тварь схватила его за носик и потащила в глубину. Слоненок долго сопротивлялся, в результате чего нос у него вытянулся. С тех пор у всех слонов вместо носа длинный хобот...
Вот эта киплинговская сказка и есть типовая небылица из серии «и с тех пор у всех...» Нелепость подобных сказок ясна. Действительно, если одному слону когда-то растяну¬ли нос, то почему у всех слонов с тех пор растянутые носы? Но бывают сказки еще нелепее!
Иаков в борьбе с Богом потянул бедро, и с тех пор все его потомки... нет-нет! не хромают! здесь уровень нестыковки еще выше: они не едят жилы на бедрах своего скота! И надо бы идиотичнее, да уже некуда.
Вернемся, однако, к нашему простоватому Иакову. Пом-мите, он боролся с Неизвестным до рассвета, после чего тот измолился: «Отпусти Меня, ибо взошла заря!..» И имени сво¬его не назвал... Я вот думаю: рассвета обычно боится нечистая сила. Может быть, Иакова бес попутал? Может, он не с тем боролся? И не с тем заключил завет на веки вечные? Может, из-за Иакова мы все теперь поклоняемся дьяволу, ошибоч¬но полагая его богом, отсюда и сплошные перекосы на пла¬нете?..
Чем же закончилась встреча братьев? Старший брат Исав оказался более благородным, нежели неоднократно обма¬нывавший его младший. Его люди не порубили семейство Иакова в капусту. Напротив, после двадцати лет разлуки Исав прослезился и обнял брата Иакова.
И на этом я завершаю рассказ о братьях, опуская типич¬ные и очень скучные библейские подробности о том, кто из них кого родил. Поскольку дети в те времена представляли та¬кую же ценность, как скотина, Библия очень много време¬ни уделяет нудным и никому не нужным перечислениям ко¬лен и потомств израилевых. Я весь этот выводок перечислять не буду, упомяну лишь, что был у Иакова сын Иосиф.
Вот о приключениях этого Иосифа и пойдет сейчас речь...
6
Коментарі
AlekSandr52
128.07.12, 20:33