Вот что значит - НАРОДНЫЙ ПАТРИАРХ!
- 07.02.14, 01:07
Казалось бы, как вообще могла возникнуть подобная постановка вопроса? Какие могут появляться здесь недосказанности или кривотолки? И кому вдруг понадобились дополнительные пояснения, в совокупности с фактами и аргументами? Казалось бы… Но, к глубокому сожалению, наступили те дни, когда говорить об этом приходится. Дни, которые иначе как окаянными не назовёшь. И главное окаянство нынешних дней заключено в наглядном, в просматриваемом отовсюду могуществе лжи. Она всеохватно заполонила телеэкраны, радиоэфир, страницы газет, книг и журналов. Безстыжая, наглая, досель невиданная по своим масштабам. Силен в сегодняшние дни отец её cатана, ох силён. А слуги его располагают огромным влиянием и многими богатствами. Никогда Правда не была столь беззащитна как сейчас. Никогда силы тьмы не обладали такой всепроникающей властью. Ибо, вместе с последними достижениями технической революции, они получили возможность напрямую воздействовать на мозг человека, без особых преград воздействовать на его подсознание.
В своих скромных заметках я постараюсь оставаться до изумительности политкорректным , тактичным и выдержанным. Обещаю – буду стараться, насколько это позволит мне честь и достоинство русского человека.
Итак… Попробуем вместе с вами, уважаемый читатель, разобраться почему Православие стало одним из наиглавнейших стратегических направлений атаки наших врагов? Почему ныне всячески принижается роль Православия для судеб русского народа? Почему нас говорливо пытаются убедить в маловажности и второстепенности данного вопроса? Почему?!.. А ответ совершенно очевиден, за ним нет никакой необходимости далеко ходить. Православие – это важнейшая часть корневой системы русской духовности, Православие дало рост и цвет русской культуре, Православие оказало ни с чем несравнимое влияние на формирование ментального генотипа русского народа. Это наша история. Уже осуществившаяся. И наши враги в неистребимом своём лукавстве хорошо знают: «Народ, непомнящий своего прошлого, не имеет будущего». Аксиома, – не требующая доказательств, слишком неоспорима истинность каждой её буквы. А с экранов телеящиков заливаются долларозобые соловьи! О благодатном блаженстве расширения и углубления многоконфессиальности, о равенстве и равноправии любого из вероисповеданий, пускающих ростки в нашей земле, об экспансионистcкой политике Русской Православной Церкви!!!
Господа, господа неолиберальные реформаторы, уймитесь, имейте совесть! Ведь никто не запрещает строить кирхи, костелы, мечети, синагоги, пагоды. Никто не запрещает их вам посещать, если у вас имеется на то желание, никто и ничем не ограничивает вас в свободе выбора. Однако, господа, запаситесь уважением к народу, который веками созидал и защищал государство, в котором вы живёте. Имейте уважение к его обычаям и историческим традициям. В дополнение к сказанному, я хочу набраться смелости и весьма толерантно напомнить вам, господа неолибералы, об одном небезынтересном факте: до октябрьского переворота 1917 года в Российской Империи была полная свобода вероисповедания, на её огромной территории мирно уживалось множество религиозных конфессий. Однако государствообразующей религией было Православие. Вполне официально. И никому не требовалось объяснять, почему именно так! Это русские люди заложили основы Руси, строили Московию, Российскую Империю. Или Александр Невский был адептом сайентологии, а Дмитрий Донской католиком? Или нижегородский купец Кузьма Минин с князем Пожарским были мусульманами, а донской казак Ермак Тимофеевич адвентистом седьмого дня? Быть может Александр Васильевич Суворов исповедовал кришнаизм, а Михаил Илларионович Кутузов по праздникам ходил в синагогу? Уж не хотите ли вы сказать, что собор Василия Блаженного и московский Кремль – являющиеся архитектурными символами России – это буддистские культовые сооружения?.. А если у вас ещё остаются какие-то сомнения в первородности и исключительной важности Православия для сердца русского человека, для гармонизации его внутреннего самосознания, его внутреннего мира с миром внешним, то тогда раскройте книги классиков русской литературы. Внимательно почитайте А.С.Пушкина, внимательно почитайте Н.В.Гоголя, внимательно почитайте Ф.М.Достоевского, внимательно почитайте Н.С.Лескова, внимательно почитайте Н.А.Некрасова. Читайте наших классиков! Весьма поучительно и полезно: действительно повышает уровень культуры, приобщает к духовным истокам русского народа и освежающе прочищает мозги, засоренные шелухой теле- и радиобрехни. Как нельзя кстати, вспомнилась широкоизвестная в своё время цитата, произнесённая по вышеупомянотому поводу Фёдором Михайловичем Достоевским: «Русский народ весь в Православии. Более в нем и у него ничего нет, да и не надо, потому что Православие все. Православие – Церковь, а Церковь – увенчание здания и уже навеки. Кто не понимает Православия, тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот и не может любить русский народ».
Кем был и кто есть Ф.М. Достоевский для русской культуры, я полагаю, напоминать русскому человеку покамест не приходится. ( Хотя кто его знает, что будет в дальнейшем, лет так через десять?). Льют ведь грязь, вздымают муть с илистого дна, баламутят воду, ох как бойко стараются. Не нравится Мировому правительству неубиваемое в нас чувство национального самосознания, не нравится, что мы ещё способны самоидентифицироваться как русский народ, и каждый сам себя как русского человека. Что идет вразрез с планами всепланетной глобализации и космополитизации.
Однако Враг могущественен и неумолим, безпощаден и агрессивен. Однако напирает немалыми силами!!! Особые его надежды возлагаются на пятую колону, на людей, находящихся в постоянной готовности изменить интересам Родины, предать собственный народ. И Враг не прогадал в своих тайных помыслах. Наймитов и приспешников подлым делам у него на сегодня с изрядным избытком. Во много благодаря их неуёмным радениям воцарились на Руси-матушке нынешние окаянные дни. Очень уж протяженна и плотна рядами пятая колонна, шагающая по русской земле. Которая уже давно и по праву, из-за своей многолюдности превратилась в первую. Измену и предательство сделали весьма прибыльным, следовательно, почётным и модным занятием. Как всегда лидирующие позиции за «особо продвинутой» интеллигенцией. Проституируют, ваяют «нетленные» опусы, готовят душу народную на заклание.
И только истинно верующие люди хорошо понимают, что происходит сейчас в мире, то, что происходит сейчас с нами и вокруг нас. Они понимают, что самое главное для слуг сатаны, сбить людей с верных духовных ориентиров, чтобы заплутали, пошли ложными тропами, изуродовать их представления о добре и зле, свете и тьме, чтобы отучить людей верить в силу справедливости, в силу правды, внушить безсмысленность борьбы за неё.
И все же, как бы ни был силен напор энергоинформационной атаки лжи – массовой, массированной, тотальной – ему непримиримо противостоит Православная Церковь. Она остаётся верной своим каноническим принципам. Она благовестно возвещает о безмерной Любви к нам Господа нашего Иисуса Христа, неусыпно разоблачает Ложь и терпеливо напоминает Истину, даруя нам Веру и Надежду, укрепляя каждого из нас на Духовное Ратоборство за свою собственную душу. Православная Церковь гневно обличает смертельно опасные для Жизни Вечной пороки, укрытые коварными жрецами-искусителями в блескуче-приманчивые упаковки «знаходження на яскравой сторони життя». Пьянство, наркоманию, ростовщичество, сексуальную распущенность, азартные игры, гордыню, чревоугодие и многое другое. Безстрашно вскрывая тем гнойники современного общества. Православная Церковь непримиримо стоит на пути вхождения в нашу повседневную жизнь ювенальной юстиции, злонамеренно разрушающей институт брака и семьи, а также принятие каждым законопослушным гражданином программы цифровой идентификации личности, являющейся, по предсказаниям многих святых отцов, прологом прихода к всемирной власти антихриста.
Поэтому и злобствуют столь неистово враги, поэтому и вступают с Православием в смертельную битву различными методами. Один из наиэффективнейших: поддержка распространению влияния всевозможных религиозных сект. Даже абсолютно чужеродных для русского слуха. Лишь бы раскалывали монолит Православной соборности, лишь бы сила русского народа из полноводной могучей реки расплескивалась сотнями мелких ручейков, лишь бы его дух ослабевал. К слову сказать, все это происходит при молчаливом согласии подавляющего большинства людей, населяющих русскую землю, малодушном бездействии их и индифферентности. Так уж было в нашей истории. И даже относительно недавно. Когда осквернялись и разрушались Православные храмы, когда убивали мучительной смертию священников и монахов, когда только за ношение нательного крестика могли на многие и многие годы угнать в лагеря. Страну советизировали, а людей превращали в воинствующих безбожников и атеистов.
Так и хочется спросить, являлись ли эти безчеловечные злодеяния для русских людей вероломной внезапностью ?!.. Нет, не являлись. Об этих страшных событиях наш народ неоднократно предупреждался. Святой праведник и чудотворец Иоанн Кронштадтский криком взывал с амвона:
«Кайтесь, кайтесь! Приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете… И паче Господь отнимет у России царя и даст ей сатанинских правителей, которые всю землю русскую зальют кровью… Я прихожу в тихий трепет – что будет с грешным миром! Гнев Божий настигнет скоро нежданно за наше окаянство. Руки мои дрожат, слезы покрывают мое лицо».
Многие ли близко к сердцу приняли взывания прозорливого и святого старца? Не в пустоту ли был брошен его клич? Каким должен стать ответ, если судить по последующим событиям в истории нашей страны?!..
И залилась земля Русская кровью! И стоял над нею нескончаемый стон и плач! Выжигалась, выкорчевывалась, вытравливалась в людских душах вера христианская. На одурманивание! На безпамятство! На устрашение последующих поколений! Убийственный удар по Православию, жутчайшей разрушительной силы нанесла советская власть. И «комиссарам в пыльных шлемах» совсем было увиделось, что ближе-близкого подошли они к полнейшему истреблению тысячелетней духовной традиции русского народа, все силы комиссарами к тому были приложены!!!
Так уж им показалось… Однако грянула война. В дальнейшем получившая название Великой Отечественной. Наступили дни тяжелейших испытаний. Под угрозой оказалось будущее государства, нет – даже само дальнейшее существование русского народа. Никогда прежде в своей истории русская армия не терпела таких горьких поражений, никогда она не подвергалась такому позорному разгрому. Вермахт и его союзники практически безостановочно поглощали огромные пространства Советского Союза, ими были полностью захвачены Украина, Белоруссия, республики Прибалтики. В эти трагические для нашей Родины часы Иосифу Виссарионовичу Сталину было передано донесение особого характера. Ему доложили о чудесном видении митрополита гор Ливанских Илии. Святой старец, затворившись в каменном подземелье, стоя на коленях без сна и еды, молил Божью Матерь о спасении России. По истечении третьих суток Она явилась в огненном столпе и огласила ему Божие определение: «Россия будет спасена только в том случае, если на всей её территории откроют храмы и монастыри, если в них будут возобновлено духовное служение. В дополнение необходимо будет выпустить из тюрьмы и лагерей всех находящихся в заключении священников и монахов». Далее определение Божие касалось судьбы трёх русских городов: Ленинграда, Москвы, Сталинграда – в отношении которых должны быть произведены следующие действия. Ленинград требовалось обнести Святой иконой Казанской Божьей Матери. После чего икону следовало сопроводить в Москву и совершить там молебен, затем сопроводить её в Сталинград. Все три города не сдавать неприятелю ни при каких обстоятельствах.
Вы очевидно полагаете, что всесильный Генеральный Секретарь Коммунистической партии Советского Союза попросту отмахнулся от послания из дальних чужеземных краёв, «правоверно» уповая сугубо на мощь идеи Интернационала и многокнижие Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ильича Ленина? Как бы не так! Произошло то, что в последующие десятилетия лукаво замалчивалось в историографии созидания коммунистического общества. Сталин поверил. Всё было исполнено согласно каждому пункту послания митрополита гор Ливанских.
Ленинград выстоял, выстояла и Москва, а под Сталинградом немецкая армия потерпела такое сокрушительное поражение, что оно сделалось верным предвестником неминуемого краха немецкой военной машины. Поражение, которое заставило крепко задуматься немецких солдат и офицеров о целесообразности продолжения войны с Россией. По распоряжению Верховного Главнокомандующего из тюрем и лагерей были выпущены безвинно страдающие там священнослужители и монахи. Во множестве стали открываться церкви, более двадцати тысяч открыли их на советской территории, затеплилась жизнь в духовных семинариях и монастырях.
Вскоре война получила коренной перелом! Прежде всего, в сознании русского человека. Теперь она действительно стала Отечественной. Теперь неприятеля ломили несокрушимою стеною, всем миром, всей землею. Война приняла характер народной.
И ПОБЕДИЛИ! ИБО НЕ МОГЛИ НЕ ПОБЕДИТЬ! Низкий земной поклон за эту великую победу русскому солдату, грудью заслонившему свою Отчизну, а затем очистившему Европу от заполонившей её коричневой чумы. Низкий земной поклон солдатским женам и матерям, сестрам, старикам, и рано повзрослевшим девчонкам и мальчишкам, всем этим людям, ковавшим великую победу в тылу.
И ПОБЕДИЛИ! ИБО НЕ МОГЛИ НЕ ПОБЕДИТЬ! В который уже раз в своей истории русский народ был обережён многомилостевым Промыслом Господним, опять на его стороне было Небесное Воинство и Покровительство Божьей Матери.
В надрывном усилии по восстановлению разрушенной экономики страны минули годы. Умер Иосиф Виссарионович Сталин. К власти, в результате многоходовых кулуарных интриг, пришёл недалёкий политикан и прожженный авантюрист Никита Хрущев. Амбициозный и самовлюбленный, однако легко прогнозируемый и управляемый. И тут уж врагам Православного Христианства были даны все карты на руки. Чем они не преминули воспользоваться. Общественное мнение русского народа стало ловко уводиться с пути возрождения национального самосознания, возвращая его к космополитизации марксистко-ленинским интернационализмом. В ИВАНЫ, РОДСТВА НЕПОМНЯЩИЕ! Генсек Компартии СССР Никита Сергеевич Хрущёв клятвенно обещает, что скоро по телевизору покажут последнего попа. Соответственно все парторганизации страны – от заводских первичек до горкомов и обкомов – активизировали богоборческую деятельность среди населения! Она то затихала, то вновь активизировалась, то затихала, то активизировалась… Сместили Хрущева, поставили Генсеком Леонида Ильича Брежнева. Затем был Андропов, Черненко, Горбачев. Перестройка. Гласность. Ускорение. Упадок производственно-экономического потенциала, отказ от коммунистической идеологии, развал СССР на отдельные суверенные государства. Во всех республиках бывшего Советского Союза провозгласили немедленный уход от авторитарного тоталитаризма к «торжеству свободы и демократии».
Стали ремонтировать-открывать старые церкви, строить новые… Казалось бы, вознеслась царственно и светозарно над русской землей вечная истина Божьего Слова! Вернулись мы наконец-то к своим духовным корням, вспомнили заповеди пращуров…
Должно было бы так стать, однако не стало. Церкви-то стоят, купола их золотят, да зачастую стоят они полупустые, с богатыми золоченными куполами… И долларозобые заливаются и чужаки с иноверцами не робеют! О многоконфессиональности, о взаимозаменяемости вероисповеданий, а Православие при этом – в общий ряд. Посмей кто протестовать, возмущаться! Мгновенно припечатают «великорусским шовинизмом» или «охотнорядским черносотенством». Почему это сделалось возможным? Да потому что всей правды до сих пор не сказано! Не убоявшись, принародно, во весь голос! Однако станет ли население с промытыми полностью телевидением мозгами слушать эту правду, вернее захочет ли оно её услышать? Возжелает ли её?!
Силён в сегодняшние дни отец лжи сатана, а слуги его располагают огромным влиянием и многими богатствами. Изо дня в день продолжается невидимая глазу битва. С каждым днём лишь ужесточаясь. И по-иному быть не дано. Зло и Добро, Свет и Тьма – вечное противостояние, существовавшее от момента сотворения Господом рода человеческого на Земле. Свет добра, рассеивающийся и уходящий, и тьма вавилонская, сгущающаяся и повсюду проникающая. Это о сегодняшнем дне!
Однако так же как было и сотни лет тому назад: ярким сиянием в непрогляди тьмы-тьмущей, путеводной звездой из неё выводящей и дарующий истинное знание о порядке и системе мироустройства, о смысле истории человечества и движущих ее механизмах, является Православное христианство. Именно оно благодатно даровано Господом нашему народу русскому для опоры в ратоборстве со злом и для более верного нахождения пути правды и справедливости в духовной сфере жития. Нет в нашем народе крепости большей, чем эта! И враги наши о том ведают и никогда не забывают. Никогда они не забывают, что вера Православная это та единственная непобедимо могучая сила, вокруг которой реально могут сплотиться русские люди. Ещё более реальной она становится оттого, что она сплачивала русский народ воедино множество веков кряду. Враги об этом помнят, а мы забыли. Нас старательно учат это забывать, нам дают уроки безпамятства. Покамест у наших врагов имеются для этого все возможности. И они ими умело и ловко пользуются. Ведь ещё древними сказано: горе побеждённым! Разве они упустят возможность обхохотать и обсмеять святыни нашего народа, когда имеются для того все соответствующие условия? Ни за что на свете! Враг на то он и враг! И не так горько терпеть зло от врага, как горько видеть, сколько у врага приспешников и помощников из числа людей собственного народа. Горько и прискорбно! Хотя и лукаво обманутых среди них немало, но, сколько обманывающих и сознательно предающих.
И все-таки, несмотря на всю глубину падения нравственности и морали в нашем обществе, нынешнего торжества материального над духовным, надуманного над истинным – я твёрдо верю в мудрость Божественного Промысла, я верю в скорое пробуждение своего народа, я верю в то, что когда-нибудь русский человек инда вырвется из плена массовой безучастности и малодушия, что он непреодолимо захочет жить не во лжи, что он захочет жить правдой и для правды. Я верю в это непреклонно! Я верю в это, несмотря на то, что меня всеми существующими способами хотят убедить в обратном. Я непреклонно продолжаю верить в славное великое будущее своего народа, своей страны. И всё это истина, и всё это правда – покамест жива в русском человеке вера Православная, покамест пламенеет неугасимо она в его сердце!!!
А закончить своё эссе я хочу словами Иоанна Кронштадского, реченными им за несколько лет до начала кровавого кошмара, развергнутого на русской земле.
«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить. Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России».
Юдкин Дмитрий Николаевич. Председатель Правления Литературно-Исторического Клуба «РусичЪ», член Межрегионального Союза Писателей Украины. Член Союза Русского Народа Луганского отдела.
Старообрядческий промышленник-миллионщик Николай Бугров, владелец фирмы «Товарищество паровых механических мельниц Бугрова» был и инноватором, и меценатом, и удачливым бизнесменом. Он одним из первых в России внедрил вальцовый способ помола, на 15–20% увеличивший количество муки, производимой из того же объема зерна, что и при обычном помоле. Несмотря на то что Бугрову принадлежал фактически весь мукомольный бизнес Поволжья, топ-менеджмент его компании состоял всего из трех человек: его самого, приказчика и бухгалтера. Структура компании была настолько оптимальной, что впоследствии Сталин приводил ее своим экономистам как образец идеального управления. Бугров владел целым флотом, перевозившим его продукцию по Волге, и обладал правом на поставки хлеба царской армии. Был купец-миллионщик и крупнейшим домовладельцем своего родного Нижнего Новгорода — множество исторических зданий здесь построено именно им. При этом бизнес Бугрова был в полной мере социально ответственным: 45% своей прибыли промышленник тратил на благотворительность, он был организатором первого в России старообрядческого санатория для работников, школ для их детей и т. п.
Высокий стартНиколай Александрович Бугров не был Цукербергом: свои миллионы он заработал не благодаря новому, стремительно вошедшему в моду продукту, а в самом что ни на есть традиционном бизнесе — мукомольном. Да и начинал он далеко не с нуля — уже два поколения его семьи относились к обеспеченному слою. Это дед его, Петр Егорович, в юности бурлачил на Волге — таскал на баржу мешки с солью, а потом скопил денег на собственную баржу и стал промышлять перевозками и торговлей. В 1829 году Бугров-дед основал свое мукомольное производство (ему принадлежало несколько водяных мельниц), а также построил железорезный завод. В городе его величали не иначе как дедушкой: в народе о нем шла добрая слава. «Мне лично известны были до 15 человек, выкупленных им из солдатства; каждый из них стоил ему не менее 800 рублей»,— пишет автор Толкового словаря живого великорусского языка, чиновник Владимир Даль, который с 1849 по 1859 год управлял царским удельным имением в Нижегородской губернии, откуда, собственно говоря, и вышли крестьяне Бугровы. Петр Егорович даже разрешал бедным крестьянам бесплатно пользоваться его землей. За три поколения семья Бугровых не потеряла связи со средой, из которой вышла, несмотря на то что они водили дружбу с губернаторами, а на поклон к ним являлись разорившиеся дворяне, желавшие взять в долг денег. Пользуясь связями со своей общиной, Бугровы сколотили целую армию работников и управляющих, многие из которых были Бугровым родственниками или свойственниками.
Нижегородская губерния в XIX веке в плане развития капитализма была одной из образцовых: благодаря крупнейшей водной артерии — Волге и развитию ремесел здесь процветала торговля. Знаменитая Нижегородская ярмарка на протяжении ста лет была крупнейшей в России: сюда свозили товары не только со всей страны, но и из Европы, из мусульманских стран — Турции, Ирана, Бухарского эмирата и т. п. При ярмарке действовала биржа. На своем, мужицком уровне Бугров-дед дал довольно глубокое философское обоснование социальной значимости капитализма. «Деньгу грешно держать в сундуке, надо пускать ее, чтобы народ ею кормился,— говорил промышленник.— Она в один день семерых обойдет и выручит, а в сундуке она тлен». Это выгодно отличало его от множества других нижегородских промышленников, занимавшихся скупкой и перепродажей продукции различных мастерских (Нижегородская губерния считалась первой в стране по развитию кустарного производства), но не стремившихся распространить торговлю на другие города, не осваивавших новых отраслей бизнеса.
Итак, с самого рождения (1837 год) у Николая Бугрова уже были хорошие стартовые возможности. Умаляет ли это его заслуги? Вероятно, нет. Стала ли научная значимость Дарвина меньше от того, что уже дед его, Эразм Дарвин, интересовался эволюцией животного мира? Был ли Александр Македонский менее талантливым полководцем, чем это принято считать, оттого что царскую власть и армию он унаследовал от своего отца Филиппа? Так и Бугров-младший не только не растратил полученного в наследство добра (чем грешили сотни юных купцов, предпочитавших коммерческим успехам пьяный «дауншифтинг» в кабаках), но и многократно его преумножил, превратившись в одного из самых крупных деятелей нарождавшегося в стране капитализма.
Нижегородские инновацииСудьба Бугрова-младшего — яркий пример силы, которой обладает технологическая модернизация. До 1880-х годов Николай Александрович, помогая своему отцу, развивал дедовскую империю в основном экстенсивно — увеличивая число покупателей муки с шести принадлежавших семье мельниц, работавших, как и столетия назад, на водной тяге и моловших зерно с помощью архаичных жерновов. Однако в 1880-е российская мукомольная промышленность столкнулась с трудной проблемой: из-за последствий мирового экономического кризиса, начавшегося в 1873 году, цены на сельскохозяйственные продукты во всех странах резко упали, да вдобавок из-за стремительного развития фермерских хозяйств в США европейский рынок оказался завален дешевым американским хлебом. В 1883 году, когда Николай Бугров взял в свои руки управление семейной фирмой, хлеб на глазах утрачивал свою роль одного из главных экспортных продуктов России — отечественные мукомолы разорялись, помещики, сеявшие хлеб, едва сводили концы с концами.
В этой сложной ситуации Бугров обратил внимание на уязвимые места своего бизнеса. Прежде всего он полностью переоснастил все мельницы: взамен водяных колес стала использоваться двойная тяга — водяные турбины в сочетании с паровыми двигателями, взамен каменных жерновов — стальные вальцы, позволявшие получать мельчайшую муку высокого качества. Если водяные колеса прекращали работу во время понижения уровня воды в реках, то новые механизмы позволяли мельницам работать круглосуточно и в любое время года. В итоге шесть мельниц стали перемалывать в год в несколько раз больше зерна, чем раньше,— до 8 миллионов пудов пшеницы, около 1,5 миллиона пудов ржи и примерно 1,5 миллиона пудов проса. Вместо трех сортов муки, которые фирма выпускала до этого, теперь в лавки поставлялось 12 сортов. В 1896 году фирма Бугрова получила право поставлять хлеб для всей русской армии — этот крупный господряд придал его бизнесу необходимую стабильность.
Именно бугровские мельницы стали самыми прибыльными предприятиями Нижегородской губернии, а сам Бугров к 90-м годам превратился в крупнейшего мукомола всего Поволжья. Открытый к технологическим переменам, Николай Александрович в дальнейшем произведет еще одну «модернизацию», электрифицировав в 1903 году несколько своих мельниц. В планах предпринимателя была и постепенная замена барж пароходами, однако этот проект довести до конца не удалось, слишком уж дорогой была покупка и обслуживание парового флота: в результате флотилия фирмы состояла из пяти пароходов и 25 барж. К началу ХХ века общий капитал Бугрова составлял 323 миллиона рублей — одно лишь «Товарищество паровых механических мельниц» ежегодно приносило ему 111 тысяч чистого дохода.
Миллионы Бугрова (помимо мукомольного бизнеса, его семья промышляла еще и торговлей другим ходовым товаром — лесом) подняли его статус на недосягаемую высоту: «удельный князь Нижегородский», как величал его Горький, имел звания мануфактур- и коммерц-советника, несколько раз удостаивался царских приемов, водил знакомство с Победоносцевым и Витте, был близким приятелем другого российского промышленника и мецената Саввы Морозова. У себя в Нижнем он на протяжении почти 20 лет был бессменным гласным Думы Нижнего Новгорода. Известно, что когда министр иностранных дел принимал первых лиц губернии, то сперва приглашали Николая Александровича, а губернатора — только во вторую очередь. Не удивительно, ведь губернаторы зачастую были должны ему кругленькие суммы, и Бугров редко воздерживался от театрального жеста — когда очередной губернатор уходил в отставку, промышленник присылал к нему слугу с подносом, наполненным разорванными векселями: мол, все прощаю, не держите зла. «Большой, грузный, в длинном сюртуке, похожем на поддевку, в ярко начищенных сапогах и в суконном картузе, он шел тяжелой походкой, засунув руки в карманы, шел встречу людям, как будто не видя их, а они уступали дорогу ему не только с уважением, но почти со страхом» — так описывает промышленника его знаменитый земляк Максим Горький, который однажды занял у него тысячу рублей, чтобы помочь больному товарищу, отправленному в ссылку.
Кумир СталинаА вот управленческие методы Бугрова трудно назвать инновационными. Однако при всей свой архаичности они были действенными: и после революции, когда успешные предприниматели царского времени угодили в разряд кровопийц и мироедов, даже первые лица государства уважительно высказывались о приемах менеджмента, которыми пользовался Николай Александрович. Советский писатель Феликс Чуев приводит воспоминания одного из участников заседания у Сталина, состоявшего в первые месяцы Великой Отечественной. Перед наркомом станкостроения был поставлен вопрос об увеличении выпуска боевой техники. Нарком отвечал, что существующим штатом ему не справиться, и попросил увеличить управленческий аппарат до 800 человек. Тогда Сталин привел пример «мукомольного короля» царского времени и спросил:
— Как вы думаете, каким штатом располагал Бугров для управления всем своим хозяйством, а также контролем за ним? — и продолжал: — У Бугрова были: он сам, приказчик и бухгалтер, которому он платил 25 тысяч рублей в год. Кроме того, бухгалтер имел бесплатную квартиру и ездил на бугровских лошадях. Видимо, бухгалтер стоил таких денег, зря Бугров платить ему не стал бы. Вот и весь штат. А ведь капиталист Бугров мог бы набрать и больше работников. Однако капиталист не будет тратить деньги, если это не вызывается крайней необходимостью, хотя деньги и являются его собственностью.
На самом деле, все было даже интереснее: Бугров и этих-то своих ближайших помощников не хотел нанимать, предпочитая вести сложные дела самостоятельно — все документы носил в кармане поддевки. Торговые партнеры уговаривали его идти в ногу со временем — завести бухгалтера. Бугров вроде бы поддался: выписал из Москвы опытного счетовода и посадил его в богато обставленную контору. Однако дел никаких ему так и не передал — сослался на то, что только на опись инвентаря уйдут годы, а ему недосуг — дела. Проплевав в потолок три месяца, бухгалтер заявил, что дальше «работать» таким образом не готов, и уволился. Впрочем, позже, когда число торговых партнеров, с которыми работал Бугров, выросло почти в десять раз, он признал необходимость бухгалтера и нанял другого, который работал у него больше 20 лет.
Зато на мельницах у Николая Александровича трудилось целое войско — около 2 тысяч рабочих и служащих, громадная цифра для фирм того времени. На предприятиях была выстроена своего рода система поощрения лояльности. Заработная плата была выше, чем у конкурентов (например, жалованье матросов, служившего на пароходах фирмы, составляло 32 рубля в месяц — столько не получал средний рабочий даже в Москве), а рабочий день — удивительно коротким: всего восемь часов. И это во времена, когда и в Европе-то никакие законы не ограничивали продолжительность рабочего дня! Плюс к этому работодатель предоставлял своим сотрудникам бесплатное питание и даже подарки к праздникам.
В самом деле, есть в бугровских методах что-то созвучное с советскими методами поощрения работников. Капиталист Бугров был едва ли не первым в России человеком, которому пришла в голову идея награждать за труд: «Я бы кресты да ордена за работу давал — столярам, машинистам, трудовым, черным людям. Успел в своем деле — вот тебе честь и слава! Соревнуй дальше. А что по ходу дела на голову наступил кому-нибудь — это ничего! Не в пустыне живем, не толкнув, не пройдешь!» Позже эта идея возродилась в советских наградах, таких как орден Трудового Красного Знамени, например.
Все перемелетсяУдивительно: в отличие от нынешних олигархов, богатеи того времени были людьми щедрыми и охотно тратились на общественные нужды. В уставе «Товарищества паровых механических мельниц» было записано, что ежегодно на благотворительность должно выделяться 45% чистой прибыли. Эта цифра сейчас поражает: нижегородский миллионер тратил почти половину всего, что получал со своих мельниц, на нужды бедняков. Чтобы в полной мере понять феномен бугровского меценатства, надо вспомнить, что по вероисповеданию он был старообрядцем-беглопоповцем. Этот старообрядческий толк в свое время подвергался государственным репрессиям, и непременным условием выживания стала активная взаимопомощь единоверцев. Легко заметить, что большая часть всей благотворительной деятельности Бугрова была направлена именно на старообрядцев. Так, он открыл «древлеправославную» школу и три богадельни для единоверцев, первый в России санаторий дя своих работников, большинство из которых были старообрядцами. А в 1887 году промышленник в союзе со своими родственниками братьями Блиновыми построил на Монастырской площади Вдовий дом — первый в России приют для одиноких женщин с детьми. Структура приюта напоминала современные студенческие общежития семейного типа: вдовы размещались в 165 квартирах с общей баней и прачечной. Дети ходили в начальную школу, а потом занимались в мастерских, где девочек обучали шить, а мальчиков сапожному ремеслу. Бугров был известен и своей помощью погорельцам, многим из которых он заново отстроил избы и подарил на жизнь лошадь или корову.
Старообрядческие правила предписывали жертвовать на нужды страждущих крупные суммы, и общественность косо смотрела на тех, кто нарушал это правило. Напротив, тот, кто не скупился, становился влиятельным человеком — не следует забывать, что старообрядцы до самого 1917 года оставались пораженными в правах, и участие купцов-староверов в муниципальных делах позволяло им добиться авторитета и в среде православных, принадлежащих к официальной церкви. Бугров недаром получил звание почетного гражданина Нижнего: в 1878 году он вместе с отцом потратил 75 тыс. рублей на реконструкцию городского водопровода. Крупнейший домовладелец Нижнего Новгорода, он вкладывал огромные средства в городское строительство: на его деньги было возведено и новое здание городской думы, гласным которой он являлся; он же спонсировал реставрацию Нижегородского кремля, возведение торгового корпуса (этакого варианта современного супермаркета), расположенного по Зеленому съезду, постройку ночлежки для бродяг в Скобе (над входом висела длинная, во весь фасад, надпись «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо» — в старообрядчестве распитие спиртных напитков считалось страшным грехом), и т. п. А свою «Анну на шею» Николай Александрович получил за участие в устройстве XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки в 1896 году (к этому событию Бугров приурочил возведение нескольких зданий, в том числе здание Волжско-Камского банка) и особенно за помощь, оказанную властям города в подготовке визита Их Императорских Величеств в Нижний Новгород летом того же года.
Словом, был Бугров человеком недюжинным, каких наше время, видно, уже не рождает: стремление к личной выгоде сумел он сочетать с пользой для окружающего общества, умение ладить с высшими чиновниками — со стремлением помогать людям того сословия, из которого вышла его семья,— полунищим неграмотным крестьянам. Правда, изобразить Бугрова ангелом едва ли выйдет: говорили, что он вдвое увеличил капитал отца на самарском голоде начала восьмидесятых годов, когда его приказчики многократно завышали цены на хлеб, разоряя местных крестьян. Да и в личных отношениях он был далеко не святым: Бугров, последовательно схоронивший трех жен в течение меньше чем десяти лет (религиозные правила запрещали жениться в четвертый раз), часто покупал у бедняков их дочерей. Жил с очередной избранницей, пока она ему не надоедала, а потом поступал, согласно купеческой этике того времени, «порядочно»: выдавал женщину замуж за одного из своих служащих или рабочих, давая приданое 3–5 тысяч. И обязательно, как пишет Горький, строил молодоженам маленький, в три окна, домик, ярко окрашенный, крытый железом. Вот тебе и социальный бизнес.
http://journal.dasreda.ru/practice/1544-u-bugrova-luchshe-chem-za-bugrom
Внимание! Сейчас мы назовем имя человека, который извлек на свет Божий «славянское язычество» и начал активную «раскрутку» этого проекта; мы назовем имя человека, портрет которого каждый современный «родновер» просто обязан поместить в своем домашнем капище — над всеми своими идолами и артефактами. Итак — прошу тишины! Господа язычники, имею честь представить вам Председателя Комитета Государственной Безопасности ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА АНДРОПОВА. Прошу любить, как говорится, и жаловать...
Зачем прагматику и атеисту Андропову понадобилось славянское язычество? Ответ, на самом деле, гораздо проще, чем может показаться кому-то.
Шеф советской политической полиции был, едва ли, не единственным в СССР человеком, который ясно и отчетливо представлял себе весь масштаб и глубину стихийного процесса православного возрождения. Кроме того, у Андропова была перед глазами ненавистная ему Польша — социалистическое государство, в котором католицизм уже в его время de-facto одержал победу над марксистской идеологией, и дело было — за малым… А еще сверх того, Андропов понимал, каким прекрасным поводом для обвинения коммунистического режима в СССР в ущемлении религиозных прав граждан со стороны Запада станет грядущее празднование Тысячелетия Крещения Руси. Знал Андропов и о том, что в столь же ненавистном ему, как и Польша, Ватикане, идет подготовка к этой дате, что для советских верующих печатаются огромными тиражами подарочные Библии, Новые Заветы, православные иконы и религиозная литература; знал он и о том, что такую же активную подготовку к юбилею ведет и Русская Православная Церковь Заграницей, где буквально, при каждом приходе создаются миссионерские группы и идет активный сбор религиозной (и не только!) литературы для отправки в СССР. И — самое главное — Андропов осознавал, что противостоять всему этому процессу накануне Тысячелетия Крещения Руси не сможет даже всесильный Комитет Государственной Безопасности! «Спустить на тормозах» юбилейные мероприятия, применить жесткие методы для борьбы с «православной фрондой» и перекрыть лавину религиозной литературы для советских верующих, которая хлынет из-за рубежа, означало бы вызвать огромный международный скандал и товарный бойкот «подсевшего» на нефтяную и газовую «иглы» и зависимого от канадской пшеницы Советского Союза. А это уже попахивало голодными бунтами, массовыми забастовками, и грозило народной антикоммунистической революцией.
А с другой стороны, Андропов, который вел многолетнюю борьбу за абсолютную власть и пост диктатора СССР после кончины Брежнева, предвидел, что стихийный процесс Православного Возрождения достигнет своего апогея в год Тысячелетия Крещения Руси (а к этому времени Юрий Владимирович рассчитывал находиться у власти), и сметет к чертям собачьим и коммунистическую идеологию, и сам режим. Будучи человеком неглупым (а иные на этот пост не попадают), шеф КГБ понимал, что из двух этих вариантов для партийно-чекистской диктатуры и для него лично — «оба хуже». Значит, необходимо искать третий вариант — такой вариант, который помог бы склонить на его сторону если не внешних, то внутренних противников коммунистического режима — или, хотя бы, часть из них. Детальный анализ идеологии «православной фронды» Комитетом Госбезопасности показал, что большинство из тех интеллигентов, которые украшают свои жилища старинными иконами, не являются глубоко религиозными людьми, а свою «православность» воспринимают, в основном, как часть своей «русскости». На этом-то аналитиками КГБ и был сделан главный упор: было решено развести понятия «православности» и «русскости», положить их, образно говоря, на разные чаши весов — а «клиентам» предоставить возможность выбирать, в какую сторону склонить эти искусственно созданные «весы». Иными словами, что же ты выберешь, дорогой друг, что для тебя важнее — Христос-Спаситель, или твоя национальность, твоя кровь? Понятно, что по настоящему воцерковленный человек делает этот выбор без минутных колебаний. Но весь фокус и заключался в том, что среди тех, кому этот выбор был предложен, по настоящему воцерковленных были единицы. Стихийный и неосознанный порыв к Вере и Церкви сыграл со многими и многими злую шутку...
А что же до тех, кто в дилемме «Христос или Россия?» выбрал «Россию», отвергнув Христа и Вечное Спасение? Именно для них и был заготовлен вариант пресловутого «славянского язычества» — причем, с очень хорошей, добротной марксистской «подкладкой». Первое помешательство на язычестве автор наблюдал в конце 1980-х годов на разных богемных квартирах, в мастерских и избах, и везде слышал одно и то же: «— Нет, мы не против Православия — ведь это наша, русская (выделено мною — авт.) вера. Жидомасоны в Х веке навязали нам свое христианство, но наш народ сумел переработать этот чужеродный продукт и превратить его в нашу же исконную веру — заменив христианских «святых» своими природными богами. То же произошло и с коммунизмом — в 1917 году жидомасоны навязали нам свою утопию, но наш народ сумел переварить еврейский коммунизм в русский большевизм, и на его основании создать великое государство нового типа — государство простого Русского Народа». Вывод, следовавший из всего этого бреда, звучал примерно, так: «— Если ты — Русский Человек, то ты должен помнить, что христианство навязали нам жидомасоны, а твоя Родная Вера — это Перун, Велес и Даждьбог. Держись ее! И еще — ты должен помнить о том, что Русь Изначальная переварила как христианство, сделав его на нужном этапе своей национальной доктриной, так переварила и коммунизм, превратив его в русский большевизм, и приспособив его для исконных чаяний Русского Народа. А поэтому те, кто выступает против истинно-русской Советской Власти — выступают против Русского Народа — на стороне жидомасонского Христа, Израиля, сионистов, империалистов, Америки и НАТО — и суть, враги России, Русского Народа, и твои лично!». И, конечно же, предмету нашего исследования — «славянскому язычеству» — здесь отводилась двоякая роль: во-первых, это самое язычество становилось той самой «родной и исконной верой русского народа» взамен неудобного и поднадоевшего коммунистам Православия; во-вторых, это экзотическое язычество вполне приспосабливало и оправдывало коммунистическую диктатуру в качестве «исконно-русской власти», само же от коммунизма как бы, дистанциируясь. Остальное было делом техники: формирование якобы, «полулегальных» разнообразных «отрядов славяно-горицкой борьбы» для расправы над инакомыслящими; объявление Православия на государственном уровне «сионистской идеологией» и окончательное уничтожения Русской Православной Церкви — теперь уже с позиций «Русского Национального Возрождения»; а там — гляди, и до «писем трудящихся» с «резким осуждением жидо-масонско-сионского Православия» совсем недалеко — равно, как с фарсом «общенародного признания большевизма многовековой мечтой и чаянием русского народа»...
А что, разве не так? Те из моих читателей, кому в 1980-е годы довелось беседовать с идеологами «русского язычества», не дадут соврать: вся проповедь этих, неизвестно откуда, всплывших «волхвов» и «ведунов» сводилась к следующим постулатам:
Однако, «не обманывайтесь — Бог поругаем не бывает». Нам остается лишь гадать, какие бы гадости начались в стране, не сыграй Андропов в ящик в марте 1983 года. Однако, темный дух, выпущенный им из бутылки, до сих пор бродит по стране — и сколько еще принесет ей бед, никому не известно.
РУБЕЖ ДВАДЦАТОГО И ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО СТОЛЕТИЯ: ИЗ КАКИХ «ЧАЩОБ» ВЫХОДЯТ СОВРЕМЕННЫЕ «ВОЛХВЫ?...Вся эта языческая клоака вылезла на поверхность с личной санкции товарища Андропова — его «ведомство» долгое время хранило в спецфондах «труды теоретиков славянского язычества» из числа дореволюционных мистиков и «кокаиновых проституток» обоего полу — пока в них не возникла надобность у кремлёвских диктаторов. Ну, а что касается непосредственных исполнителей программы, «запущенной» КГБ СССР, то у этого ведомства никогда не было недостатка в «добровольных помощниках» из числа разного рода «ссученных» диссидентов и стукачей...
Именно благодаря «державной воле» Юрия Владимировича и расторопности его подчиненных, в Шабалинском районе Вятской (пока еще — Кировской) области объявился некий «волхв Доброслав» — бывший москвич Александр Добровольский. В прошлом диссидент-марксист — такой публики, предлагавшей вернуться к «истинному марксизму-ленинизму, очищенному от сталинского термидорианства и брежневской бюрократизации» среди советских диссидентов всегда хватало с избытком. Добровольского с компанией органы «накрыли» в конце 1970-х, и будущий «вятский волхв» сразу же и охотно принялся «сотрудничать со следствием», называя чекистам имена и адреса своих единомышленников. О результатах этого «сотрудничества» читатель может легко догадаться: вчерашние друзья Добровольского получили от советского суда «на всю катушку», а сам Добровольский, «учитывая чистосердечное раскаяние и активную помощь следствию», отделался... правильно! — смехотворно коротким сроком, а в придачу, званием «волхва» и благоустроенной лесной фермой в Вятской области!
Тех же, кто продолжает верить в сказки Доброслава о том, что он-де, такой лесной отшельник, живет в гармонии с природой, и хорсы-велесы оберегают его от недобрых людей, да и на хлебушек-молочишко ворожат, я хочу спросить — а вы, господа хорошие, сами-то бывали в советской и современной российской деревне? Имеете представление, что это такое? Местные крестьяне, живущие в соседних деревнях, по рассказам тех, кто побывал у этого «волхва», слыша имя Доброслава, сразу же замыкаются и норовят прервать беседу и поскорее уйти. Чем это объясняется? Правильно, страхом. Только — страхом не перед «колдовской магией», а перед гораздо более земной и действенной силой — той самой, которая этого Доброслава «крышует». Действительно, представить, чтобы колхозные парни, которым сам черт не брат и море по колено — особенно, после «полбанки» на грудь — не попытались «испытать на прочность» странного чужака, одиноко поселившегося в лесу, да еще и расставившего там всяких идолов?... Увольте! Надо совершенно не знать советскую деревню тех лет, да и современную тоже, чтобы утверждать, что команда из 20-30 человек с охотничьими ружьями после дискотеки в сельском клубе не усядется на мотоциклы, и не поедет посмотреть на пришлую «диковину» — а быть может, и подпустить к этой самой «диковине» «красного петуха». Но вот — не едут, не подпускают — и Доброслав «сотоварищи» не только вольготно жгут и рубят православные святыни в честь всевозможных «купал» и прочих кикимор, но несколько лет назад даже вылезли в Интернет. Значит... Значит «разъяснили» местным жителям, что лучше бы им к новоприбывшему «отшельнику» не соваться — да так крепко, что уже без малого, три десятка лет это «чудо лесное» вольготно живет себе в Шабалинском районе Вятской области, да регулярно получает от своих «хозяев» зарплату за «пропаганду национальных ценностей».
Добавим, что любимой «фишкой» Доброслава является проведение обряда «раскрещивания» для всех желающих. Обряд этот представляет из себя обыкновенный ритуал сатанистов — «вывернутый наизнанку» обряд св. Крещения, обставленный с «национальным славянским» колоритом. Только при св. Крещении человек отрекается от Сатаны и трижды плюет через левое плечо, свидетельствуя свое отречение от греховных помыслов и низких поступков, а у Доброслава наоборот — «раскрещиваемому» полагается во время проведения обряда плевать и испражняться на христианские святыни, рубить топором и швырять в костер православные иконы и совершать прочие мерзости... Полагаю, Доброслав, не имеющий особой фантазии и копирующий обряды Православной церкви, при этом извращая их, додумался уже до регистрации своих «клиентов» и выдачи «свидетельств о раскрещивании». Если это так, то я искренне поздравляю всех, кто с помощью этого деятеля отрекся от Христа Воскресшего — помимо вечных мук в жизни вечной, они и в этой жизни «добились» кое-чего: я не удивлюсь, если узнаю, что имена, фамилии и прочие паспортные данные «раскрестившихся» Доброслав регулярно сообщает «кому надо». Впрочем, у меня нет ни малейшей жалости к этим людям — уж если мы презираем предателей в нашей обыденной жизни, то людей, предавших Бога, и людьми-то назвать язык не повернется. А на что шли, они знали...
Впрочем, Доброслав — это для наиболее радикальной публики. Для тех, кто поспокойнее, и еще не дошёл до той стадии, когда на православные святыни начинают с топором кидаться, есть более «умеренные» «учителя». Несколько лет назад в Омске появился некий «отец Александр» — создатель «Церкви православных староверов». Пусть читатель не обманывается этим названием — ни к Св. Православию, ни к нашим старообрядцам эта секта не имеет ни малейшего отношения. Это — те же язычники, только маскирующиеся: слово «православие» они толкуют как «прославление Прави», а «староверами» себя кличут потому, что «исповедуют старую, исконно-славянскую веру». К Православному же Христианству эти люди имеют еще меньше отношения, нежели коренные народы Крайнего Севера, включившие в свой языческий пантеон Богородицу и св. Николая Чудотворца — покровителя плавающих и путешествующих. Случайно зашедший в «храм» этих самых «православных староверов» посетитель — особенно, если это не воцерковленный человек — не сразу распознает подмену. Действительно, стены «храма» украшены «иконами», перед которыми горят свечи и висят лампадки, купленные на одном из ближайших православных приходов. Только вот, на «иконах» этих — не Христос, не Божья Матерь, не апостолы и не христианские святые, а все та же, известная читателю компания: Хорс, Велес, Перун, Мокошь и прочие... Казалось бы, если уж вы, господа, отрицаете Христа — Сына Божия, отрицаете Священное Писание и Священное Предание, зачем же «мимикрируете» под титульную конфессию? На это любой православный христианин, не задумываясь, ответит: «— Сатана — отец лжи, и приспешники его — такие же, ибо не могут, по Воле Божией, создать ничего своего — вот и лгут, и притворяются». Ну, а в рамках контекста данной статьи, добавим, что обман и подмена понятий — любимые приемы спецслужб любого государства, и советская госбезопасность в этом — не исключение.
И еще один нюанс. Лично меня, когда на моем пути попадаются очередные сектанты, всегда в первую очередь интересует вопрос — ребята, а откуда у вас столько средств на роскошное издание своей агитационной макулату… простите, — литературы? На какие такие «пожертвования» вы возводите свои роскошные «дома молитвы», «храмы» и «тампли»? Со «Свидетелями Иеговы» и прочими мормонами, мне, допустим, все понятно — за их спиной стоят крупные международные центры, да и просачивается иногда информация о подпитке со стороны ЦРУ США и других спецслужб. Ну, а у «наших»-то доморощенных — у «Белого Братства», «Богородичного Центра», у тех же язычников — откуда?! Особенно сильно этот вопрос хочется задать после посещения некоторых православных приходов, особенно — сельских, а также тех, что недавно открылись. Их настоятели — настоящие христианские подвижники — не только духовно окормляют свои паствы, но и «по совместительству» становятся прорабами, заботящимися о том, где бы достать десяток листов шифера или кровельного железа, чтобы вода в алтарь не текла. А большинство современных приходских библиотек производит просто удручающее впечатление своей бедностью... И на этом фоне — неизвестно, откуда всплывшие «ведические общины» и прочие «славяно-рунические» секты с роскошно изданным четырехтомником неких «Русских Вед» (пусть кто-нибудь объяснит мне, что это такое!), с выпущенными на качественной полиграфической базе журнальчиками, вроде питерских «Родных просторов», или выходящего в Омске «Русского пути»? Тот, кто имеет представление о том, во сколько обойдется издание хотя бы, небольшой газеты некоммерческого характера с тиражом не более 5000 экземпляров, поневоле призадумается, на средства каких же это «добрых Соросов» пошел в России процесс «возрождения исконно-русской веры»? А если еще учесть, что омский «старовер» «отец Александр» умудрился получить для своего «храма» муниципальный участок, да еще этот «храм» построить и разукрасить, то здесь сразу же запахнет та-акими деньжищами, что остается лишь позавидовать. Откуда бы?... Впрочем, когда лет 10-12 назад разгорелся скандал вокруг деятельности других сектантов — «богородцев» и «белых братьев» — в прессе мелькала информация, что технологии «зомбирования» руководителями сект своих адептов, как и немалые финансовые средства, выделявшиеся на разработку этих технологий — достались руководителям «Белого братства» и «Богородичного центра» от тех лиц, кто курировал подобную работу в КГБ СССР. Просто после крушения советской империи эти структуры развалились, и искусственно созданные «лубянскими Франкенштейнами» гомункулы оказались предоставленными сами себе. При этом, с неплохими стартовыми возможностями — в том числе, и финансовыми... С омским «старовером»-язычником — любимцем экзальтированных девиц из разных фольклерно-этнографических ансамблей — та же история: путем исключения, каждый мало-мальски способный к логическому анализу человек придёт к выводу, что БОЛЬШЕ НЕОТКУДА нашим язычникам было получить деньги. Ну, не Ходорковского же они «раскрутили», вдохновив идеей «возвращения к традициям языческой прародины», в самом деле...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «РОДЕ РУССКОМ» И РУССКОМ НАРОДЕМне жаль юных дурачков и дурочек, всерьез называющих себя какими-то «родноверами», берущихся рассуждать о языческих «богах», о которых высоколобые академики, всю жизнь занимающиеся этой темой, знают меньше, чем какой-нибудь «вышедший из леса» бородатый «волхв» (а все же, интересно было бы узнать, на каком этаже «большого дома на Лубянской площади» произрастает этот «лес», в каких кабинетах?)... Скудные отголоски племенных суеверий наших очень далеких предков дошли до нас сквозь толщу веков, и собирать их по крупицам, анализировать и изучать — дело, безусловно, нужное и полезное. Только заниматься этим должны профессиональные историки, отдающие себе отчет, что имеют дело именно сотголосками племенных суеверий восточных славян, а не с какой-то «древней религией». А мальчикам и девочкам, именующих себя «родноверами» и бьющих себя пяткой в грудь, демонстрируя свою «исконную русскость» хочу напомнить вот о чем... До 988 года от Рождества Христова на территории современной Европейской России, Украины, Литвы и Белоруссии никакого «русского народа» не было! Здесь жили вятичи, кривичи, поляне, древляне, кияне, венеды, чудь, жмудь, мокша, рось, рзя, мурома и прочие племена с интересными названиями — а вот Русского Народа не было. И кто знает — появился бы такой народ вообще, или нет, если бы в 988 году от Рождества Христова Святой Равноапостольный Князь Владимир не приказал бы срубить и сбросить в Днепр окровавленного человеческой «жертвенной» кровью идола Перуна, не крестился бы во Христа сам, и не крестил бы свой народ. Лишь Православная Вера превратила киян и кривичей, венедов и рзю — а также всех остальных — в единый Народ, не дала раствориться во тьме веков, рассеяться, исчезнуть. Именно Вера и Церковь Православная создала Государство Российское — крупнейшую континентальную Империю, создала не «железом и кровью», а на основе добровольного присоединения и включения малых народов, принятия их под Державную руку Православного Государя. Говорить иное — все равно, что утверждать, будто земля плоская, или имеет форму чемодана...
Подумайте над этим, когда в следующий раз захотите внимать очередному длиннобородому «волхву», пришедшему к вам из дремучих лубянских дебрей. А еще лучше — ступайте в Храм, кайтесь в гебешном язычестве, и старайтесь поскорее стать нормальными православными людьми, а не адептами кликуш и провокаторов. Да не обманут вас огни болотных трясин!
Роман ДНЕПРОВСКИЙ
Тема эта совсем не шутейная, поэтому мы позволим себе роскошь быть серьезными. Вообще осознание внутренней религиозности процесс длительный и сложный. Иногда он занимает целую жизнь и человек, только двигаясь к закату начинает осознавать, что ему чего-то не хватает для внутренней гармонии.
Мне пришлось немало поразмышлять над вопросом религии и ее роли в жизни нации и моей собственной. Эти размышления имели в основе одну единственную мысль: “В чем заключается смысл моей жизни и жизни других людей, и есть ли вообще такой смысл?”. А усугублялось всё это наличием вбитого с раннего детства и юности атеистического мировоззрения. Так что начинать приходилось с чистого листа, не испытывая никакого исходного предубеждения к любой религии.
Однажды мне пришлось прочитать журнал посвященный теме язычества. Там приводилось мною аргументов в пользу того, что христианство отжило свое, является слабой и безвольной религией, неспособной к борьбе за национальную консолидацию русскою народа и, кроме того, имеющей выраженные иудаистские корни. Запомнился также такой тезис: “Христианство основано на любви, а язычество - на принципах справедливости”. Звучит привлекательно. И я стал разбираться по существу.
Первое, на что сразу обращаешь внимание, читая критику Православия с позиций язычества - это примитивность аргументации. Так и напрашивается сравнение, что язычники критикуют православие очень похожими методами, как это делали коммунистические культпросветработники в эпоху Совдепа. Кто-то наверное ещё помнит эти аргументы: “Вот наши космонавты летали в космос и Бога там не нашли, значит его и нет!”. Примерно сходные доводы приводят и язычники. Большинство их даже как-то неудобно опровергать. Чувствуется, что критикующие вообще не разбираются в предмете критики, не читали никакой канонической литературы и например слова притч из Нового Завета воспринимают буквально, а не как притчи. Но самое главное, что во всей этой аргументации чувствуется, что люди критикуют Православие с позиций атеизма. Ну не верят они в Бога и все тут. Причём не верят ни в какого Бога вообще. В Ярилу или Сварога они так же искренне не верят, как и в Христа, и подход у них узко прагматический: “Что мы сможем с вашего Православия поиметь?”.
Многие язычники, хочется верить, искренние русские националисты и искренне стремятся бороться с существующим униженным положением России и русского народа, но религия для них только средство в этой борьбе, что-то вроде дубины. А если дубина неудобна в драке, то её не долго думая заменяют на любую другую, которая кажется более подходящей. Но дело в том, что Вера - это не оружие, а миросозерцание, определяющее смысл человеческой жизни,
Позднее, пришлось познакомиться с такими трудами, как книга Синявина “Стезя правды” и Истархова “Удар русских богов”. До этого момента я достаточно нейтрально относился к язычеству, считая, что это всего лишь одна из форм проявления нарождающеюся русскою национального самосознания, но прочитав Синявина и Истархова я усомнился в своих прежних взглядах. Во-первых, я вообще не нашёл в языческой литературе разговора собственно о язычестве. Ничего определённого не сказано о культе языческих богов, не сформулирована этика, нет никаких признаков концепции, собственно нет вообще ничего. Самой языческой религии нет. Вместо неё вставлены несколько названий языческих божков и кое-как объяснено какой божок “за какой базар отвечает”. Есть у Синявина несколько невразумительных и бессистемно подобранных советов как жить русскому человеку. Часть из них не лишены здравого смысла, часть вставлены непонятно к чему, часть просто не понятны, типа требования “не хранить ничьих тайн”. Одного нет во всей этой мешанине - ясной концепции. Это собственно и понятно. Язычество подбирали на свалке истории в спешке, как подбирают уже упомянутую дубину во время начавшейся драки и времени даже на осмысление этой “новой-старой” религии просто не было, не говоря уж о выработке целостной доктрины. Рассуждали, что сгодится и то, что есть. Все равно все атеисты, в тонкостях не разбираются, главное поле застолбить. Ну ладно, на нет и спроса нет.
Но зато, чего в достатке в книгах Синявина и Истархова, так это совершенно грязной ругани в адрес Православия, ругани злобной до самозабвения. Уж как только не извращаются авторы, чтобы оплевать Православие и православных, уж как только не искажают и перевирают притчи и выдержки из Евангелия. Только что до матерных выражений не доходят, и то, вероятно, только в печатном варианте. Я все силился понять: чем им так Православие насолило? Ну, предположим на секунду, что они во всем правы и Православие действительно развилось из Талмуда, и что оно действительно проповедует только смирение и послушание и только подставляет правую щёку, после того, как ударили по левой (непонятно, правда, как с такой доктриной русские создали величайшую в мире Империю, подмяв под себя тысячи пародов и племен - видимо всем щёки подставляли). Допустим, все это верно. Ну и что. Мы ведь не ненавидим человека просто за то, что он добрый и безобидный. Это напоминает ситуацию, когда на улице останавливают человека в очках, спрашивают: “Ты добрый?”, и получив утвердительный ответ, сразу бьют ею “в пятак”. А, собственно, за что? Если даже они не видят в Православии своего союзника в борьбе за новую Россию, это ещё не повод вести с ним борьбу не на жизнь а на смерть. Зачем? Если оно даже не союзник, то уж точно не противник. Наконец, просто исходя из соображений прагматизма: в Православие верят с той или иной степенью искренности как минимум несколько миллионов русских людей. Зачем всех их восстанавливать против себя, тем самым множа и так стройные ряды врагов русскою национального возрождения? Понять это невозможно.
По еще интересней, что пресловутые евреи отнюдь не склонны яростно бороться с язычеством и, наоборот, до степени патологии, настроены против христианства вообще и Православия в особенности. Интересно, что этот феномен отметил в своей книге “Еврейский вопрос глазами американца” даже Дэвид Дюк. Феномену яростной борьбы евреев с христианством там посвящено немало страниц. Возникает вопрос: за что же евреи так “иррационально” ненавидят “безобидное”, “ими же порождённое” христианство и, напротив, почему они так равнодушны к “знамени русского возрождения” - неоязычеству?
Если вдуматься в этот вопрос, то приходит на ум интересная параллель с внешне нейтральной позицией, а на самом деле со скрытой поддержкой евреями пресловутой “новой хронологии академика Фоменко”. Я давно заметил, что в продвижение этой самой “новой хренологии” вполне определённые круги вкачивают огромные деньги, предоставляют для ее пропаганды телеэфир, издают “труды” академика фантастическими тиражами в миллионы экземпляров. Почему?
Ответ очень прост, “Новая хренология” очень подходит для того, чтобы выбить из сознания, в первую очередь, молодого поколения представления о нашей действительной истории, поставить всю нашу историю под сомнение. Не хотят определённые круги, чтобы у русских была своя история. Причём они отчетливо осознают, что посеять сомнение в настоящей Истории “теория” Фоменко может, а занять освободившуюся нишу – НИКОГДА!. Если предположить, что этот план удастся, то у русских просто ВООБЩЕ НИ ОСТАНЕТСЯ ИСТОРИИ! НИКАКОЙ! Юное поколение будет только помнить, что-то типа того, что Юлий Цезарь, Чангисхан и Иван Грозный - это вроде бы одно лицо, и что казаки построили в Египте пирамиды, неизвестно зачем, И всё! А если у нации нет истории, то на что же ей опереться? Только на пустоту. Без истории нам будут втирать любую чушь о нашей неполноценности и мы будем во всё верить. В этом весь смысл.
Абсолютно то же самое и с язычеством. Неоязычество вполне может поколебать веру молодого поколения в русское Православие, а вот занять освободившуюся нишу в сознании нации - не может. Ни за что! Просто потому, что само язычество это миф. Нет там ничего, кроме названий несуществующих божков, в которых не верят сами их адепты.
Я вспоминаю, как в начале 90-х годов, непосредственно перед и сразу после победы демократии в России, началась тотальная атака на Православие в лоб. Тысячи погромных статей в прессе, издевательские передачи на телевидении, насмешки, поощрение тоталитарных сект, проповедь протестантизма в противовес Православию. Многие еще помнят, как в конце 80-х годов сразу тысячи еврейских юношей, как по команде ломанулись в семинарии и духовные академии. Что они там забыли?
Ответ прост. Хотели одним наскоком закрыть тему Веры для русской нации. Хотели использовать момент смятения умов, после крушения коммунистических идеалов и догм. Одним ударом расправится с русской национальной религией - Православием, - так же как с помощью Фоменко пытаются расправиться с русской национальной историей. Но не получилось. Оказалось, что несмотря на 70-летнее атеистическое воспитание, несмотря на полное подчинение Московской Патриархии государству и КГБ при Совдепе, остатки Веры в народе сохраняются. И как только запреты сняли, несмотря на оголтелую пропаганду народ потянулся к родному Православию. Вот тогда и решили сменить тактику. Зайти с тыла. Разрушать Православие стали изнутри, путём организованного внедрения в ряды священников тысяч евреев-выкрестов, путём подкармливания, подкупа и совращения верхушки церковных иерархов, путём дальнейшей поддержки тоталитарных сект и путём скрытого поощрения неоязычества. Язычество для них - орудие разрушения Православия и не более того. Если оно справится со своей задачей, то потом бороться с самим язычеством будет на три порядка легче, чем с Православием. А если даже не справится, то тоже не беда. Зато критика Православия исходит не от организаторов русского погрома, а как бы от самих “этих русских свиней”. Известный прием: пусть русские духовно убивают русских! Со временем будут убивать не только духовно, но и физически.
Так что действительно, сладкое это слово - “язычество”.
И даже известно, для кого оно особенно сладкое.