Вопрос совсем не праздный. Авторство романса долгое время
приписывалось совершенно разным людям. Но в силу того, что все эти люди
были крайне нежелательны, то романс тоже побывал «в подполье». В
авторах периодически значились эмигрант Иван Бунин, расстрелянный
Николай Гумилев и адмирал Колчак, тоже расстрелянный. Но когда
«добрались» до настоящих авторов, то вспомнили и о звездах.
Романс гораздо старше. Его написанию предшествовали два события. Первым
было открытие планеты Нептун в сентябре 1846 года. Событие, безусловно,
обсуждалось в российском обществе, тем более что Нептун открыли
благодаря математическим расчетам. Во-вторых, в преддверии 700-летия
Москвы власти объявили всевозможные творческие конкурсы, а дело шло к
Рождеству, и упоминаемая не раз в песне звезда вполне могла
ассоциироваться с рождественской звездой. Сейчас не узнать,
повлияло ли какое-либо из описанных событий на главный образ в романсе,
написанном в то же время. Кстати, ни в каком конкурсе романс ничего не
выиграл. Может быть, и не повлияло ни дно из перечисленных событий.
Авторов сейчас установили точно: это русский композитор Петр Булахов и студент-юрист Владимир Чуевский .
Этот творческий союз известен многими своими сочинениями. Но почему же
именно романс «Гори, гори, моя звезда» оброс домыслами и долго был
запретным? Гори, гори, моя звезда, Звезда любви приветная! Ты у меня одна заветная, Другой не будет никогда. Сначала – об авторе музыки. Петр Петрович Булахов
родился предположительно в 1822 году (дата нуждается в уточнении),
умер 2 декабря 1885 года. Имя его может быть многим знакомо по таким
широко исполняемым в наше время романсам, как «Тройка мчится, тройка
скачет», «Колокольчики мои», «Нет, не люблю я вас», «Не пробуждай
воспоминаний», «Вот на пути село большое», «В минуту жизни трудную»,
«Выхожу один я на дорогу». Всего романсов около ста, но общее
количество неизвестно. Существовала путаница – родной брат композитора
тоже писал романсы, а инициалы у обоих были одинаковые.
Портрет отца П. Булахова (художник В.Тропинин)
Талант Булахова расцвел в музыкальной семье (чуть ли не все
родственники были известными оперными певцами). Но судьба Петра Булахова
– это цепь непрерывных тяжелейших лишений и испытаний. Нужда,
невозможность зарегистрировать брак с любимой женщиной, родившей ему
детей, поскольку ее законный муж не давал ей развода. Пожар, в котором
сгорело все имущество, а также рукописи, которые все же горят. Болезнь,
впоследствии приведшая к параличу. Последние годы П. Булахов
провел в подмосковном имении графов Шереметевых – Кусково. Там
Шереметевы – поклонники творчества композитора – выделили ему небольшой
дом. Его помнили при жизни, его помнили после смерти: романсы
исполняли не только на сцене, но и буквально в каждом доме. На смерть П.
Булахова откликнулись все крупные газеты, похороны взяла на себя
Московская Консерватория, хотя к ней композитор не имел никакого
отношения – с раннего детства из-за болезни обучался дома.
Несмотря на то, что на долю автора музыки выпали тяжкие невзгоды,
мелодии всех его романсов удивительно светлые. Даже в «Гори, гори, моя
звезда» нет надрыва, нет трагедии. Об авторе слов – В. Чуевском
– известно совсем мало. Да и высказываются еще сомнения насчет точного
авторства – слишком долго в СССР романс был под запретом. В первых
послевоенных изданиях нот и исполнениях романса могло даже значиться:
слова и музыка народные или неизвестных авторов. Еще об одном
авторе этого романса хотелось бы упомянуть – это аранжировщик музыки и
один из самых известных исполнителей романса Владимир Сабинин
(1885–1930 годы). Именно благодаря его записям периода Первой мировой
войны романс «Гори, гори, моя звезда» стал особенно популярен. И
восприниматься уже стал однозначно: не о любви мирской здесь идет речь.
На фоне военного времени, противопоставления жизни и смерти образ
звезды получил более глубокое толкование. А в Гражданскую войну и
напрямую образ звезды стали связывать с образом России.
Понятно, что речь шла об «утраченной России», понятно, что этот романс, в
отличие от «Белой акации» («Смело мы в бой пойдем»), пелся
исключительно теми, кто был на проигравшей стороне. И еще более
понятно, почему авторство этого романса приписывалось поочередно И.
Бунину, Н. Гумилеву и А. Колчаку. По поводу последнего
существовали сразу две истории. Первая – о том, что адмирал сам его
написал. Вторая – о том, что он пел этот романс перед расстрелом. Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я – ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
Что касается авторства – то вопрос уже считается выясненным. А вот пел
ли его адмирал Колчак перед своим расстрелом, узнать, видимо, уже не
придется. Но именно из-за этих предполагаемых фактов, связанных с
жизнью и смертью адмирала, романс стал очередным «врагом народа»,
считался белогвардейским и был запрещен на долгие годы.
Казалось бы, такая патриотичная тема, если Звезду в романсе
рассматривать так, как ее сейчас принято рассматривать. Но – нет,
иррациональный страх перед побежденными был сильнее. А если Звезда – это
просто любовь, так и чего было запрещать? Значит – страх. А любовь к
родине, получается, бывает правильная и неправильная, идеологически
чуждая. А может, и земная любовь между мужчиной и женщиной бывает
идеологически чуждой? О чем бы не был этот романс, реакция властей доказывает только одно: искусство имеет некую силу. «Сегодня ты танцуешь джаз», «А завтра ты поешь романс », все одно «ты Родину предашь», поскольку петь полагалось положенное . Вечная подозрительность и недоверие к собственным гражданам, свойственные любому тоталитарному государству.
В СССР «вызволили» романс из небытия певец Георгий Виноградов в 1944
году и… американский фильм «Война и мир» 1956 года. «Shine, Shine, My
Star» – так он звучит по-английски.
С тех пор началась новая жизнь, булаховский романс поют и на сцене, и
в застольях, и даже в караоке. А как не петь – замечательный ведь
романс. Необыкновенный. История у него, конечно, грустная, но без этого
у нас не обходится никогда.
Коментарі