Красота из древесной стружки.
Птица замерла. Крылья
распахнуты. Одна когтистая лапа словно вцепилась в
воображаемую жертву, другая застыла в воздухе –
задавит малейшее сопротивление. Летучий хищник сделан из
кедровой стружки, и, видимо, тепло материала сказалось на
«характере». Кажется, орел не алчет наживы, а
дразнит добычу, играется с ней…
Все изделия в коллекции мастера Сергея Бобкова добрые и
будто живые. Его павильон в «Городе мастеров» на
VI Международном фестивале этнической музыки «Саянское
кольцо» в Шушенском стал самым памятным.
Над своей
птицей Сергей Васильевич бился полгода. Сын Артем, впрочем,
помогал. Каждый день, почти без выходных, по 10-12, а когда
и 14 часов Сергей Бобков проводил в мастерской. Еще бы! Семь
тысяч перьев из кедра выстрогать! А клюв и когти из десятков
слоев стружки склеить! В клюве, например, 150 тончайших
деревянных лепестков! Зато результат немногим от подлинника
отличается. Все животные – в натуральную величину. Вот
соболь пушистый: поднялся на задних лапках, с любопытством
озирается. Настолько «настоящий», что, кажется,
в черных глазах страх притаился: не караулит ли кто за
соседней сосной? Совушка вскинула крылья: секунда – и
всполохнет ими, взлетит.
Перед тем как приступить к
очередному зверю, Сергей Бобков по книгам изучает анатомию,
повадки, в общем, все-все-все, что способно с будущим
«детенышем» сроднить. Технологию, говорит мастер
из Кожанов (это неподалеку от Красноярского Загорья),
изобрел сам. Он, вообще-то, многое может: резьба по дереву,
металлу, гипсу, плетение из лозы, изготовление мебели из
кедра и ивы, работа с берестой… Больше десяти ремесел
знает. А тут – думал-думал, как летучий материал к
творчеству приспособить, да и пришло в голову. Вроде бы,
непослушная стружка – рассыпается, а глядите, что
из-под умелых рук выходит.
Подушки кедровой стружкой
набить легко, а вот изготовить из нее художественное изделие
(Сергей Бобков настаивает именно на такой формулировке,
слово «игрушка», он считает, не слишком
подходит) – такого и впрямь раньше не было.
–
Не интересно это – делать, что все умеют, –
считает мастер. – Хочется чего-то необычного. А когда
есть такой магнит в размышлениях, обязательно придумаешь,
как идею воплотить. За четыре года у Сергея Васильевича с
Артемом немалая коллекция собралась. Орлы, совы –
большие и крохотные, собольки, белки…
Сейчас в
работе глухари. Хотят отец с сыном воссоздать волнующий
эпизод: птицы на току, хорохорятся друг перед дружкой.
Задача сложная – по перышку одежку выстругать, склеить
потом – стружка не сразу покоряется. Но глянешь на
бело-рыжих лесных жителей – и ясно: новые птицы выйдут
у Бобковых ожившими!
Бросовый материал — древесные
стружки — учитель Кожановской средней школы Сергей
Бобков превращает в настоящее произведение искусства. Птицы
с оперением из стружек, белки и соболя шерстка из
экологически чистого материала защищены авторским правом.
Недавно красноярец получил патент на новый способ
изготовления художественных изделий. Это редчайший случай в
декоративно-прикладном искусстве, где очень сложно изобрести
что-то новое.
Сергей Бобков: «Нам всегда в
противовес, как свет и тьма, ставят почему-то таксидермисты
со своими животными, чучелами и прочим. И в этом контрасте
всем сразу понятно: там смерть, а тут — жизнь, там
тьма — тут свет».
Со стружкой Сергей Бобков
начал работать пять лет назад. К тому времени он уже освоил
керамику, плетение из лозы и резьбу по дереву. Художник
искал новый материал с необычными свойствами. Сергей Бобков:
«Хотелось найти материал очень легкий, трепетный такой
— чтобы создать ту же самую птицу. Птицу, чтобы она
была как живая. Но других материалов никаких не знал. Из
глины такое не сделаешь, из дерева — тоже, но понятно,
что это просто из дерева вырезано. Из металла можно еще
отлить».
Постепенно Сергей Бобков
разработал
собственную технологию, чтобы стружка не крошилась —
сначала бруски несколько дней вымачивают в воде. Художник
предпочитает использовать сибирский кедр, но некоторые
элементы лучше смотрятся из ивы или бука. На создание одной
скульптуры у Сергея Бобкова уходит от четырех месяцев до
полугода. Все изделия анатомически достоверны. В природе
сова точно такого же размера, а у стружечного беркута
— более семи тысяч перьев разной конфигурации. Самые
сложные в исполнении — пушные животные. Так, на
изготовление соболя потребовалось больше 30 тысяч древесных
ворсинок. Даже глухари у Бобкова весят как в жизни —
по 17 килограммов.
Сергей Бобков: «Мы берем стружку и
аккуратненько прокатываем, она сама по себе очень пластична.
И получается, собственно говоря, перышко готовое».
Изделия из стружки не требуют особого ухода, но их надо
беречь от пыли, прямого солнечного света и сквозняков. После
поездки на одну выставку под открытым небом мастеру пришлось
устроить душ для своих питомцев. В результате помывки ни
один экспонат не пострадал.
В школьном музее собрана
уникальная коллекция изделий из стружек. Работы не
предназначены для продажи, хотя, например, за орла Сергею
Бобкову предлагали полмиллиона рублей.
Мастер надеется, что
когда-нибудь его чудом в стружках заинтересуются ведущие
российские музеи.
Сергей Бобков.: «Строгаешь такой
брусок. С бруска, допустим, в 5–7 сантиметров
получается 100–150 стружечек».
[/cut]
Коментарі
Гість: Zvar
127.06.10, 22:43
риони
227.06.10, 22:44
умеют же люди
Вспышка
327.06.10, 22:48
вот это красота!
Голубка
427.06.10, 22:48Відповідь на 2 від риони
И не говори, талантов полно
Голубка
527.06.10, 22:49Відповідь на 3 від Вспышка
Да,шикарные работы
Merovingian
628.06.10, 08:06
sfera@
728.06.10, 10:04