Легенда о происхождении сирени
Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга.
Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирени присоединилась белая.
А если верить древнегреческой легенде , то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.
Научное название сирени происходит от греческого "syrinx", что означает "трубка", "дудочка". Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга.
На Балканах существует такая легенда о сирени. Как-то могущественное божество обрушило на род людской свой гнев, заставив литься дожди и дни, и ночи, не останавливаясь даже на миг. Переполнились реки и озёра, вышли из берегов, и начался страшный потоп, всё смывающий на своём пути. Перепуганные люди бросились в горы, надеясь спастись на вершинах. Но вода поднималась всё выше и выше, самая высокая гора вот-вот скроется под водой. И тогда молодой и прекрасный пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. С мольбой о сострадании кинулся он в пучину. И сжалился бог, перестал литься дождь, вода спала, близкие юноши были спасены. Пощадил бог и его самого. А вся земля вокруг покрылась зарослями зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями белого и лилового цвета. Это и была сирень.
Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас!
Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.
Правда, не везде к сирени было такое трогательное и нежное отношение. В Англии сирень, как ни странно, считалась цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. Если девушка посылает сватающемуся жениху ветку сирени, это означает отказ.
На Востоке цветы сирени считаются символом расставания влюбленных.
В Англии долгое время была только лиловая сирень и при появлении белой сложилось такое сказание. Говорят, что когда один богатый лорд обидел одну доверившуюся ему молодую девушку и она умерла с горя, то провожавшие ее друзья усыпали всю ее могилу целыми горами сирени. Сирень эта была лиловая, а когда на другой день пришли на могилу, то были несказанно удивлены, увидев, что она стала белой.
В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.
Многие русские художники любили изображать сирень.
Достаточно вспомнить хотя бы изумительно поэтичные полотна М. Врубеля. Прекрасным образцом этому может служить картина „Сирень" (1900). В тени куста сирени мы различаем фигуру девушки. Фигурка не то девушки, не то феи темнеет в кустах сирени. Лиловые заросли заполняют все пространство картины, и кажется, им нет конца и за ее пределами. Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) - по его мысли, она должна была воплощать душу сирени.
Лиловый и сиреневый - доминантные тона полотна. Но внутри основных цветов краски сияют и переливаются и вместе с ними парят цветы - в ритме музыки, заданной художником. Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. Пышные гроздья, вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи.
Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16 веке. В диком виде сирень встречается в Карпатах. Она издавна культивируется как ценное декоративное растение во всех местах, где позволяют климатические условия.
Коментарі