Границы дают ребенку ощущение предсказуемости и снижают его тревожность. Главное здесь — ЧТО запрещать и КАК запрещать.
Границы должны оставлять ребенку достаточно пространства для
экспериментирования и ошибок и не должны значительно снижать свободу
ребенка. Лучше всего работает подход трех типов границ:
Запрет на небезопасное поведени е часто противоречит
экспериментированию и риску попробовать что-то новое. Применяйте его
с осторожностью и обратите внимание на слово «непосредственно». Если
ребенок забрался на качели, то риск для его здоровья и жизни,
несомненно, возрастает, но он вполне приемлем, тем более что вы можете
встать рядом и страховать. Когда младенец тащит игрушку в рот, риск
кишечной инфекции возрастает многократно, но, стоя на страже этой
границы, вы можете существенно задержать его психическое развитие
и тренировку иммунной системы.
Правила, связанные с развитием терпения , например
«Сначала уроки, потом развлечения», — отличный способ научить ребенка
при необходимости откладывать удовольствие. Это залог психологической
зрелости и самоконтроля: устойчивость к дискомфорту и сиюминутным
импульсивным соблазнам в ущерб, например, здоровью (курение, алкоголь,
наркотики и пр.) и другим долгосрочным интересам человека.
Таких ограничений, как «Нельзя трогать
вазу» или «Нельзя прыгать по лужам», можно вообще избежать, убрав
в недоступное для ребенка место ценные вещи и купив ему непромокаемые
штаны и сапоги.
Как защищать границы и отстаивать запреты
Ограничения должны отстаиваться дружелюбно, последовательно
и аргументированно. Ребенок обязательно будет тестировать их (еще один
аргумент в пользу минимума границ, иначе ваши отношения рискуют
перерасти в борьбу по каждому поводу). Будьте готовы к этому и ведите себя ровно и уверенно .
Если ребенок рвется на проезжую часть, вы можете схватить его
в охапку и отнести в машину или домой, несмотря на его истерику, но при
этом вести себя спокойно, без брани и шлепков. Повторяйте одну фразу:
«Нельзя убегать от мамы» вместо «Вот я тебе задам дома». У ребенка нет
злой воли, идет естественный процесс тестирования. Реагируйте на это
с улыбкой мудреца.
Отстаивайте ограничение при каждой попытке его
нарушить. Если сегодня приходить домой после 9 часов вечера можно,
а завтра — нельзя, у ребенка возрастает тревога из-за отсутствия
предсказуемости и возникают сомнения по поводу ваших мотивов. По этой же
причине разъясняйте ребенку смысл установленных вами правил,
но не ожидайте, что он непременно поймет и согласится с вами.
Если ребенок мал (меньше 3–4 лет), самый лучший способ защиты границ —отвлечение .
Переключите внимание малыша на проезжающую пожарную машину, мороженое
дома или мультфильм. Вы можете также носить в кармане или сумке заранее
заготовленную игрушку, старый мобильник или связку ключей. Энергичные
отвлечения могут значительно ослабить уровень напряжения в ваших
отношениях с ребенком.
7 причин не бить и не шлепать детей
Сегодня в России около 20 % родителей бьют своих детей. Почти
2/3 считает, что иногда можно шлепнуть. И только четверть — что шлепать
и бить нельзя ни при каких условиях. Печальная картина. Если
вы в состоянии раздражения или гнева будете вспоминать хотя бы некоторые
из этих семи аргументов, то ваш ребенок несомненно будет иметь намного
больше шансов вырасти эмоционально уравновешенным, смелым, уверенным
в себе и счастливым человеком.
Есть более эффективные способы повлиять на поведение ребенка ,
без тяжелых побочных эффектов. В 95% случаев родители признают, что
шлепок был не чем иным, как несдержанностью и проявлением гнева и что
он ничему не научил ребенка.Ребенок, как известно, воспитывается в основном личным примером.Привычка разрешать конфликты силой ,
как это часто делали родители, может дорого обойтись во взрослой жизни.
Учите детей договариваться (личным примером) — возможно, это главный
навык, которому вы можете их научить. Шлепки и физические наказания воспитывают страх . Трусость ведет к безынициативности и лживости.Агрессивность взрослого разрушает доверие ,
а значит, главное средство влияния на ребенка, реальную власть, особенно
когда он подрастает, и «дубина» перестает действовать.Принуждение силой развивает отношения типа «начальник-подчиненный» (в худшем
их варианте). Начальник не достоин сожаления и сопереживания,
и у ребенка разрушаются ростки доброты и внимательности к ближнему
(вряд ли без этих качеств человек может быть счастлив в семье). В гневе трудно соразмерять силы — часто дети попадают после этого в больницы, бывают и смертельные случаи. Физические наказания и шлепки нарушают базовое чувство безопасности и так называемые границы тела ,
что имеет множество побочных эффектов, в том числе сексуальные
расстройства и так называемую диффузную тревожность (человек часто
испытывает тревогу без видимой причины).
2 упражнения для управления гневом
Если вы не умеете справляться со своим гневом, то этому всегда можно научиться. Используйте, например, методы «1—3—10» и «АСВ».
Метод «1—3—10» . Когда чувствуете, что закипаете, для начала попробуйте применить эту простую технику:
1 — один раз скажите себе: «Я с этим справлюсь» или «Я спокойна и разберусь с этим»; 3 — после этого сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха (на 5 счетов вдох, на 5 выдох — медленно); 10 — затем досчитайте до 10.
До банальности просто, но очень эффективно. Пробуйте много раз, пока
не привыкните. Здесь самое сложное — научиться распознавать сигналы
приближающейся бури на ранних стадиях. Когда крышу уже снесло — слишком
поздно. Человек не может себя контролировать в гневе.
Применение техники «1—3—10» требует формирования нового навыка, а для
этого нужно многократное повторение, практика. Так что не падайте
духом, если сначала не выходит. Продолжайте тренироваться и поощряйте
себя за малейший прогресс. Тогда навык будет закрепляться. Если все же
вам этого мало, попробуйте метод «АСВ».
Метод «АСВ» . Каждое утро и вечер в определенное
время (лучше сразу после пробуждения и перед сном) уединяйтесь, садитесь
на стул, закрывайте глаза и вспоминайте один из прошлых срывов. С той
разницей, что вы в этой ситуации — спокойны, ровно дышите, улыбаетесь
и говорите себе «Я с этим правлюсь».
А теперь главное — вы фокусируете внимание на чувствах ребенка,
на том, как вы его любите, как он нуждается в вашей поддержке
и внимании, даже если ведет себя не так, как вы хотите. Далее
представляете, как начинаете обращение со слов: «Давай будем делать
так-то и так-то». Это позволит вам не критиковать и не дергать ребенка
и создаст позитивную атмосферу концентрации внимания на решении,
а не на проблеме. «Давай…» — магический призыв, приглашение к действию,
блокирующее негативную оценку человека.
Это упражнение потребует у вас 2 раза по 5 минут в день.
Но большинство людей эти 10 минут, которые могут значительно улучшить
качество их жизни, почему-то не находят. Вам решать.
Кроме того, чтобы предотвратить раздражение и усталость, старайтесь
больше развлекаться, особенно вместе с ребенком. Займитесь спортом.
Общайтесь больше с людьми, которые вас поддерживают и хвалят (а с теми,
кто упрекает и обвиняет, — меньше).
Из книги «100 Советов Доктора Папы, или Как воспитать Счастливого Ребенка»
Александр Кузнецов
Источник
Коментарі
Волинский
126.10.16, 20:33