Джеймс Уистлер (James Whistler) мастер живописного ноктюрна.
- 31.01.12, 11:21
- ХУДОЖНИКИ
Д. Уистлер. «Автопортрет».
Масло. 1871–1873.
В конце XIX века признанным мастером живописного ноктюрна считался американский мастер Джеймс Уистлер(James Abbot Whistler)
( (1834 — 1903). Живший в Европе — то в Лондоне, то в Париже — Уистлер был настоящим денди, забиякой, скандалистом, страстным спорщиком и выдающимся теоретиком новой живописи.
Harmony in Grey and Green: Miss Cicely Alexander .1872-74.Oil on can/190.2 x 97.8cm Tate Gallery, London
Джеймс Уистлер родился 11 июля 1834 года в Лоуэлле, промышленном городе США. Пребывание в России во многом сказалось на формировании его таланта. В Петербург Уистлер приехал подростком осенью 1843 года, когда его отец, инженер-путеец, был приглашен царским правительством для строительства железной дороги, которая должна была соединить две столицы.
Годы детства и юности, проведенные будущим художником в России, самые безоблачные и светлые годы в его полной потрясениями жизни. Уистлер рано пристрастился к рисованию. Уроки мальчику стал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1845 году Джимми Уистлер благодаря полученной подготовке был принят сразу во второй класс академии и приступил к рисункам с гипсов. Академию тех лет принято называть «брюлловской». Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. Отправленный в Лондон на каникулы, Джеймс пишет отцу о том, что собирается смотреть картоны Рафаэля: «Я бы хотел, чтобы Вы могли пойти со мной! И Корицкий тоже, как бы мы наслаждались». В 14 лет он твердо избирает путь художника.
Но в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку..
Harmony in Green and Rose: The Music Room. 1860-61. Oil on canvas. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Осенью 1855 года Джеймс Уистлер с согласия родных уезжает в Париж, чтобы стать профессиональным художником. Он навсегда покидает Америку, лишь много лет спустя его произведения совершат путешествие через океан, чтобы занять достойное место в музеях.
At The Piano,1858-59. Oil on canvas 67 x 91.6 cm .
The Taft Museum, Cincinnati, Ohio
Полотно «У рояля» 1859 года получило одобрение Курбе. На нем изображены близкие Уистлеру люди – сестра Дебора и ее дочь Анни.
Blue and Silver: The Blue Wave, Biarritz. 1862. Oil on canvas. Hill-Stead Museum, Farmington, CT, USA.
В Париже Уистлер посещает мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Он пользовался уважением учеников, среди которых в 60–х годах были видные импрессионисты О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей.
Grey and Silver: Old Battersea Beach. 1863. Oil on canvas. Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA.
Свою известную серию картин, решённых, в необычных для тех лет, осветлённой гамме-- "Симфония в белом", художник создаёт, будучи влюблённым в модель Джоанну Хифферхан. Сейчас нам трудно поверить, что холст,"Симфония в белом №1", выставленный вместе с «Завтраком на траве» Э. Мане в «Салоне отверженных», вызывал смех у зрителей, приученных к поверхностной литературности в живописи.
картины см. здесь http://blog.i.ua/community/1952/897385/
Symphony in White, No. 1: The White Girl.1862
Oil on canvas.214.6 x 108 cm
National Gallery of Art, Washington
Первым среди европейских художников Д. Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая. В цветных японских гравюрах на дереве его привлекала неожиданность и острота композиционного решения, выразительность ракурсов, радостные краски. Увлечение экзотическим Востоком он стремится передать в своих произведениях «Принцесса страны фарфора», «Каприз в пурпурном и золотом. Золотая ширма», «Пурпур и розовое. Ланге Лизен шести марок». Завершает эти картины «Симфония в белом № 2. Девочка в белом», созданная в 1864 году.
Purple and Rose: The Lange Lijzen of the Six Marks. 1864. Oil on canvas. Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA.
Rose and Silver: The Princess from the Land of Porcelain. 1864. Oil on canvas. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA
Variations in Flesh Color and Green: The Balcony. 1864-70. Oil on wood. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Caprice in Purple and Gold No 2 - The Golden Screen. 1864. Oil on wood. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Художник без устали интерпретировал ночные сюжеты, показывая публике все новые и новые импрессионистические работы, в которых растворяющиеся в густых тенях предметы обзаводились новым смыслом.
Мастер утверждал, что подобные сцены нужно писать очень жидкой краской. Такую, смешанную по собственному рецепту, краску он называл «соусом». Уистлеровский «соус» был столь текучим, что художнику приходилось работать, расстилая холст на полу (иначе краска просто стекала с него). Обозначенные этим «со усом» детали расплывались, превращаясь в плоские, с неровными краями, цветовые пятна, медленно плывущие и исчезающие в непроглядной
Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета.
В 1877 г. десять работ Уистлера были приняты на Гросвенорскую выставку в Лондоне. Среди них была «Падающая ракета». Известный критик и теоретик искусства Джон Рёскин раскритиковал эту работу и отозвался об авторе в крайне пренебрежительном и даже оскорбительном тоне. Знаменитый критик назвал эту работу «горшком краски, выплеснутой в лицо зрителям», после чего Уистлер подал на Рёскина в суд. И хотя художник выиграл процесс, однако судебные издержки полностью разорили его. Все его состояние: дом, картины, коллекция японских гравюр — все ушло с молотка.
The Metropolitan Museum of Art, New York
Harmony in Blue and Silver: Trouville. 1865. Oil on canvas. Isabella Stewart Gardner Museum, Boston, MA, USA.
Blue and Silver: Trouville. 1865. Oil on canvas. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Crepuscule in Opal: Trouville. 1865. Oil on canvas. Toledo Museum of Art, Toledo, OH, USA.
Symphony in Gray and Green: The Ocean. 1866. Oil on canvas. The Frick Collection, New York, USA.
Это полотно является одной из нескольких марин, которые Уистлер создал во время своего путешествия в Чили в 1866 г.
Crepuscule in Flesh Color and Green: Valparaiso. 1866. Oil on canvas. Tate Gallery, London, UK.
The White Symphony: Three Girls. 1868. Oil on canvas. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Variations in Blue and Green. 1868. Oil on millboard, mounted on wood. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Symphony in Blue and Pink. c. 1870. Oil on millboard, mounted on wood. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Freer Gallery, Washington
Freer Gallery, Washington
Symphony in Flesh Color and Pink: Portrait of Mrs. Frances Leyland. 1871-3. Oil on canvas. The Frick Collection, New York, USA.
Arrangement in black, № 5. Lady Meux , 1881. Oil on canvas, 180х90см.
Harmony in Pink and Grey. Valerie, Lady Neux, 1881. Oil on canvas, 170х80см.
Arrangement in Flesh Colour and Black: Portrait of Theodore Duret
1883-84.Oil on canvas.193.4 x 90.8 cm
The Metropolitan Museum of Art, New York
Nocturne in Blue and Green; Chelsea. 1870. Oil on canvas. Tate Gallery, London, UK.
Symphony in Gray: Early Morning Thames. c. 1871. Oil on canvas. Freer Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Arrangement in Gray and Black No. 1: Portrait of the Artist's Mother. 1871. Oil on canvas
Но в самом художнике произошел душевный надлом. По-прежнему все созданные им работы окутаны поэзией, им присуща особая свежесть и безупречный, изысканный колорит.
Но ушла сила, чаще встречаются композиционные повторы, погрешности в рисунке фигур порой назойливо напоминают о себе. С годами пришло признание, успех, появились почитатели, богатые заказчики. «Портрет матери» приобрело французское правительство.
Как когда-то в юности, на склоне лет в жизнь Уистлера еще раз вошла Россия. В январе 1899 года художница А. Остроумова, ученица Репина по Академии художеств, пришла в живописную мастерскую Уистлера в Париже. На ее вопрос, у кого ей учиться искусству гравюры, престарелый художник сказал: «...Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или совсем не постигают».
P.S. Предлагаю вашему вниманию работы этого художника, в более расширенной экспозиции, так как в моей предыдущей статье о его возлюбленной, моделе Джоанне Хиффернан, картина Г. Курбе "Происхождение мира"отвлекла вас.. его же творчество интересно и заслуживает отдельного внимания!!! Наиболее полная коллекция его работ здесь:http://www.artsunlight.com/artist-NW/N-W0007-James-Abbott-McNeill-Whistler/N-W0007-James-Abbott-McNeill-Whistler-ap3.html#N-W0007-070
http://blog.aladin.co.kr/camus/823148
http://www.chernorukov.ru/articles/?article=602
http://www.artchive.com/artchive/ftptoc/whistler_ext.html
Коментарі
aleksandrinna
131.01.12, 11:43
Да, все работы Уистлера заслуживают внимания.. Фрагмент росписи «Комнаты павлинов» очень красивая работа.. Спасибо, дорогая, очень интересно, забираю в избранное..
рapiллon
231.01.12, 11:43
марины очень понравились
ЛанаМ
331.01.12, 11:47
спасибо, особенно за ссылки, погуляю обязательно.
fontain
431.01.12, 11:52Відповідь на 1 від aleksandrinna
Спасибо,Александрочка, я знаю, что вкус и чувство стиля тебе во всём присущи
fontain
531.01.12, 11:56Відповідь на 2 від рapiллon
Да. ., особенно, если учесть, когда он их писал, в 70-е годы 19 века. .а выглядят очень современно
Eternelle
631.01.12, 12:00
Женские образы очень понравились Спасибо
рapiллon
731.01.12, 12:02Відповідь на 5 від fontain
тогда все импрессионисты так писали
Logic_man
831.01.12, 12:28
fontain
931.01.12, 12:37Відповідь на 3 від ЛанаМ
Спасибо, Лана Приятных просмотров
fontain
1031.01.12, 13:23Відповідь на 6 від Eternelle
Мастер, романтик, был очень тонкой натурой