Фетх-Али-Шах( в молодости Баба-хан) — персидский шах (1797—1832), племянник и преемник кровожадного основателя каджарской династии — скопца Аги-Мохаммеда.
При Фатх Али-шахе в персидской живописи воцарился так называемый «каджарский стиль», которому была присуща особая помпезность. Михр Али, как главный придворный художник, был центральной фигурой в утверждении этого стиля. Портреты шаха с их застылой торжественностью, тщательно выписанными украшениями шахских одежд, стремлением передать величие и роскошь шахской персоны являются как бы его центральным стержнем. Несомненно, что этот стиль отражал вкусы главного заказчика – Фатх Али-шаха, который старался всячески подчеркнуть свою необыкновенность, подражая правителям древнеперсидских династий, и облачаясь в наряды, усыпанные драгоценностями.
Английский резидент Малькольм, допущенный на аудиенцию к шаху, в своих «Персидских зарисовках», вышедших в Лондоне в 1827 году, пишет: «На нем была одежда белого цвета, покрытая драгоценными камнями огромной величины. Шах сидел таким образом, чтобы лучи солнца падали на него. Сверкание камней было настолько ослепительным, что невозможно было различить отдельные детали, которые в сочетании придавали его фигуре такой поразительный блеск»
Фетх-Али-Шах любил играть роль венценосного покровителя персидской литературы (да и сам, хотя был тюрк, писал плохенькие персидские стихи), любил парадность и торжественность (чему много способствовала его борода, длиннейшая в целом царстве), но в сущности это был человек от природы очень слабого характера, а та обстановка, в которой ему пришлось провести молодость и зрелые годы при свирепом деспоте Аге-Мохаммеде, еще более придавили в нем дух энергии.
Внутри государства скрепление власти каджарской династии достигалось тем, что должности губернаторов поручались многочисленным членам шахского дома (у Фетх-Али-Шаха. было 150 сыновей и 20 дочерей)!!!! .
В области внешней политики при Фетх-Али-Шахе началось влияние России и Англии на Персию.
Во время правления Фетх-Али-шаха Иран, ослабленный феодальными междоусобицами, стал объектом колониальной экспансии европейских капиталистических держав -- Англии и царской России. Фетх-Али-шах заключил неравноправные договоры с (1807), Великобританией (1801, 1809, 1814), Россией (1813, 1828). Фетх-Али-Шах был очень рад, когда в 1828 году Россия за убийство посла Грибоедова удовлетворилась смиренными извинениями. Наследник престола, талантливый Аббас-Мирза, воспитался под влиянием английского посольства, которое при Фетх-Али-Шахе стало постоянно резидировать в Персии, а когда, по установившемуся отныне обычаю, получил в управление Азербейджан, то подвергся и русскому влиянию. Можно было надеяться, что он решительно двинет Персию вперед и приобщит ее к европейской культуре, но он умер за год до Фетх-Али-Шаха, и престол достался слабоумному Мохаммед-шаху. (подробнее)
Вот тебе и шах :: Великий сибарит и океан блеска , венценосный ,осыпанный драгоценностями адский темперамент и плодовитость , чудо- борода , роскошные одежды,... И бесславное правление , разбазаривание, развал страны. Ни восточной властности. ни мудрости. Похоже ,все великие битвы Фетх Али-шаха состоялись и выиграны в гареме . И сразу понятно , почему в молодости моего шаха звали Баба-хан )) . Жёны и "со-товарищи" , наверняка, были довольны -- и то хорошо.
Разочаровалась в шахе. Возвращаюсь в Европу.
В Эрмитаже нашла ещё два портрета. Они кликабельны. И один портрет из сети. Драгоценности и одежда точно стоят внимания.
Михр-Али - Портрет сидящего Фатх-Али-шаха
Михр-Али - Портрет стоящего Фатх-Али-шаха
ПЫ.СЫ. Но это ещё не всЁ!!! Меня удивила манера письма-- престаринная. плоская . А всё дело в том , что ::: " Отличительная особенность мусульманского искусства – строгое следование религиозным догмам и запретам. Ислам запрещает изображать человека в живописи и скульптуре, что относится даже к пророку Мухаммеду, не говоря уже о других распространителях ислама. Изначально подобное табу на портретные изображения связан с борьбой против идолопоклонства, которую яростно вел Пророк на протяжении всей своей жизни. Кстати, подобная проблематика не обошла стороной и христианскую культуру (известно, что в ней существовало целое течение, боровшееся с иконописью как проявлением идолопоклонства). Другая причина запрещения изображений живых существ по шариату - не допустить человека своим творчеством конкурировать с Богом. Ислам считает, что создание живого существа - дело Бога, который является Творцом. Человек же, если и изображает живое существо (скульптура или портрет), то он никогда не может одушевить его и привести в движение. Бог -вот "кто придает вам форму в утробах, как пожелает" [3:4]. Запрет изображать живые существа наиболее подробно изложен в хадисах Мухаммеда, послуживших основой для его закрепления в шариате. Приведем некоторые из них. Мухаммед говорил: "В Судный день великому мучению будут подвергнуты художники", "Дом, в котором имеются портреты, - не войдут туда ангелы". Говоря о запретах шариата изображать живые существа, мусульманские богословы часто ссылаются на известный хадис, где говорится, что всех тех, кто будет заниматься изображением живых, "в день Последнего суда ждет страшная кара: изображенные сойдут с картин, потребуют, чтобы им дали душу, и, если художник не выполнит это требование, он будет гореть в вечном пламени". Запрет ислама изображать живые существа пагубно сказался на развитии изобразительного искусства в странах мусульманского Востока. Именно следствием этого запрета является то, что мы не имеем представления о том, как выглядели многие известные поэты, средневековые философы, правители, полководцы. В начале нашего века египетский реформатор ислама шейх Мухаммед Абдо издал фетву, где говорилось, что мусульмане могут заниматься изобразительным искусством и скульптурой, что опасность поклонения идолам миновала. В настоящее время запрета на изображение живых существ практически не существует. Рисование портретов или фотографирование человека просто порицается, что никого ни к чему не обязывает (С)
Источники :: http://balancer.ru/society/2006/09/t51269--ikonoborchestvo-i-zapret-na-izobrazhenie-lyudej-i-zhivotnykh.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/660178
http://gallerix.ru/album/Hermitage-8/pic/glrx-163391113
http://gallerix.ru/album/Hermitage-8/pic/glrx-542446899
Коментарі
Ириша Лазур
18.09.11, 10:30
интересно
ЛанаМ
28.09.11, 11:10
это еще раз говорит о том, что правителей надо воспитывать правильно с детства. А то потом вырастают такие..с комплексами
Гість: we-lych
39.09.11, 00:31
Спасибо,Катюша! Порадовала .
Гість: Рус с kija
49.09.11, 08:50
ирэнка
59.09.11, 11:01
С удовольствием рассматриваю цвет,орнаменты,интересная историческая справка
Гість: Скоробуду
69.09.11, 15:14
Я вам + поставил, а картина мне не понравилась
на женщину с бородой смахивает
Гість: КняGинЯ
79.09.11, 18:26
У него еще красный маникюр на маленьких женских ручках И сам он такой весь...действительно, немного на женщину похож, но бородища Это что то! Мне не нра. такая "красота", а в остальном вполне...каменьев на нем много драгоценных, жемчугов там всяких-разных, я бы все поотрывала...
А вот за Грибоедова здря с него не спросили. Не отвертелся бы,брУнет!
Спасибо Катюша, за шаха такого!
Гість: Торенбург
810.09.11, 13:56
Ты любопытный человек,Катюша...одно зацепило и столько всего за собой потянуло...
Гість: Gala50
910.09.11, 19:22
K-ATRIN
1010.09.11, 20:23Відповідь на 9 від Гість: Gala50
спасибо Галочка!!!