Австрийский художник Оскар Кокошка был влюблен дважды. Первый роман длился 3 года, а второй — 44. О первом написали сотни биографических книг, беллетристики и статей в глянцевых журналах, о втором можно отыскать лишь несколько упоминаний. Первая женщина была старше Кокошки, а вторая — гораздо младше. Первую он писал каждый день, а вторая появляется лишь на нескольких его картинах. От первой он сходил с ума, а со второй был счастлив. Первая — это Альма Малер, вторая — Олда Палковска.
Перед грозой
Когда Оскар Кокошка впервые увидел Альму Малер в доме ее отчима, женщина еще носила траурную вуаль. Не прошло и года после смерти ее первого мужа, знаменитого композитора и дирижера Густава Малера.
Alma Mahler (1909)
Она прожила с Малером 10 лет, родила двух дочерей и одну из них похоронила. Отказалась от собственной карьеры композитора, заскучала и затосковала в браке, подчиненная строгому распорядку жизни мужа, завела несколько романов на стороне, побывала с Малером в Америке, от скуки объездила все лучшие санатории, познакомилась с венскими знаменитостями. Ей было 33. После смерти мужа Альма получала немаленькую пенсию, имела репутацию самой красивой женщины Вены, захлопнула двери перед несколькими женихами из окружения мужа, продолжала наслаждаться свободой, ассистировала биологу Паулю Каммереру в экспериментах с богомолами, но когда тот пригрозил покончить с собой от ее безразличия, решила поскорее закончить с карьерой биолога. Каммерер, кстати, 15 лет спустя все-таки покончил с собой, но не от несчастной любви, а от того, что его исследования и эксперименты были признаны сфальсифицированными.
Альма всегда точно угадывала, достаточно ли гениален мужчина, который добивается близости с ней, чтобы терпеть его безумные выходки, непривлекательность, еврейские корни, разницу в возрасте и прочие, на ее взгляд, недостатки. И когда степень гениальности оказывалась достаточной, готова была терпеть.
1908 The Dreaming Boys
The Sleepers (Die Schlafenden) Knaben (The Dreaming Boys)1907-1908
Оскар Кокошка. Пьета. Плакат. 1909
«Марта Хирш», 1909.
Оскар Кокошка был молодой скандальной венской звездой. Сам эрцгерцог Фрац-Фердинанд, прохаживаясь в 1911 году по залам выставки художественного объединения Hagenbund, где были представлены в том числе 20 картин Кокошки, возмутился: «Надо бы переломать все кости этому художнику!» Испытать на прочность крепкий скелет молодого бунтаря Кокошки не отказались бы и критики с более скромными титулами. В газетах писали тогда, что от портретов художника исходит гнилостный дух, а его модели все поражены проказой, экземой, артиритом, а то и болезнями похуже. Судя по их изображениям.
А вот богатые венцы, напротив, выстраивались в очередь к художнику, чтобы заказать ему свой портрет. Получавшиеся полотна нельзя было назвать ни парадными, ни комплиментарными. Модели явно страдали от собственных страстей, были совсем не красивы и к тому же невротичны.
Оскар Кокошка. Портрет Эмиля Ловенбаха. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет композитора Антона фон Веберна. 1914.
Оскар Кокошка. Портрет писателя и поэта Альберта Эренштейна. 1914.
К моменту знакомства с Альмой Малер Оскару 26 лет — и он уже участвовал в выставке авангардных художников Климта, написал и поставил в театре возмутительную пьесу «Убийца, надежда женщин», которая вызвала грандиозный скандал. Он сотрудничал с самым продвинутым авангардным журналом Der Sturm, он заручился мощной поддержкой модного архитектора Адольфа Лооса, который не только рекомендовал Кокошку своим богатым заказчикам, но и оплачивал его путешествия. За вызывающие эротические изображения его уволили сначала с должности преподавателя, а потом — из Художественных мастерских, где Кокошка рисовал эскизы к открыткам и иллюстрации к детским книгам. О нем говорили все: журналисты, богемная публика в кабаках и кабаре, состоятельные буржуа на светских приемах. На одном из таких мероприятий Карл Молль, отчим Альмы, вероятно, и услышал о Кокошке. Вскоре художника пригласили писать портрет вдовы композитора Малера.
Посреди бури
«Как прекрасна она была, как соблазнительна за своей траурной вуалью! Я был околдован ею!» — вспоминал Кокошка. Он решил писать Альму в образе Моны Лизы — это как раз годы сенсационной всемирной славы картины Леонардо: в 1911 ее украли из Лувра, репродукция постоянно появлялась на первых полосах газет, журналисты строили догадки и теории. В течение нескольких лет поисков она стала самой тиражируемой и самой узнаваемой картиной, самой оплакиваемой музейной потерей и объектом самой интригующей криминальной истории. Стало быть, Альма будет новой Моной Лизой.
Оскар Кокошка. Альма Малер
Кокошка влюбился при первой же встрече — и по возвращении домой написал длинное письмо с признанием. Он был страстным, напористым, безрассудным, и, что немаловажно для Альмы, похоже, действительно гениальным юношей. На всякий случай она не прекращает переписку с одним из своих прежних любовников, архитектором Вальтером Гроппиусом. И на всякий случай не спешит сообщать ему о своей связи с Кокошкой. Но слухи о таких головокружительных романах разносятся мгновенно. Гроппиус на выставке Берлинского сецессиона увидел парный портрет Альмы и Оскара, под которым значилось название — «Помолвка». На картине их тела сплетены, практически срощены, как у сиамских близнецов, его большая рука бережно защищает ее руку, они в постели, они в халатах. Все было слишком очевидно. И тогда Гроппиус сам прекратил переписку.
Никакой помолвки, конечно, не было. Оскар отчаянно ревнует Альму — к друзьям, к прохожим, к умершему мужу. В мастерской он надевает ее красное ночное платье — и работает в нем. Он пишет только ее: обнаженную, одетую, спящую. Не находит себе места, когда Альма забывает написать ему письмо. Она должна писать каждый день, она должна смотреть только на него, каждую ночь она должна спать только с ним, она должна выйти за него замуж. «Ты должна вскорости стать мне женой, иначе мой огромный талант плачевно сгинет. Ты, словно эликсир, должна оживлять меня по ночам», — требует он в одном из писем. Но Альма не торопится замуж и уж точно не хочет ребенка от безумного Кокошки. Она без колебаний сделала аборт — ее одержимый любовник сам еще ребенок. Он забрал окровавленные тряпки, носил с собой и постоянно повторял: «Это мой единственный ребенок — и так будет всегда».
Оскар Кокошка. Любовники. Альма Малер и Оскар Кокошка_1913
Оскар Кокошка. Двойной портрет: Оскар Кокошка и Альма Малер_1913
Оскар Кокошка. Возлюбленные_1913
*************
Оскар Кокошка. Ночная дорога (Доломитовый пейзаж).1913
Оскар Кокошка. Распятие (Голгофа). 1912.
Оскар Кокошка. Благовещение. 1912.
Последняя ночь _1914The Last Night (Das letzte Lager) (plate 6) from O Eternity - Thou Word of Thunder (Bach Cantata) [O Ewigkeit - Du Donnerwort (Bachkantate)]
**********************
Альма начала уставать. Все чаще уезжала в небольшие путешествия с подругой — и все чаще оставалась в них надолго. Спустя десятки лет Альма признается, что Кокошка был единственным ее возлюбленным, чье творчество она по-настоящему любила. Ни музыка Малера, ни романы Верфеля (ее третьего мужа) не доставляли ей такого удовольствия, как картины Кокошки. Но выдерживать его неутихающую страсть ей становилось все труднее. Как раз тогда, в 1913, она ставит Кокошке условие: выйдет за него, если он создаст шедевр. И он послушно пишет шедевр: он с Альмой в постели, посреди надвигающейся бури, она спит, она прильнула к нему, он смотрит сквозь разразившуюся стихию, он бережет ее сон. «Невеста ветра» действительно оказалась шедевром — и скоро Альме пришлось бы придумывать новые отговорки, чтобы выскользнуть из этих удушающих отношений. Но ей не пришлось — началась война.
Оскар Кокошка. Невеста ветра_1914
Солдат, профессор, фетишист
Когда началась Первая мировая война, Альме достаточно было несколько раз назвать Кокошку трусом, чтобы тот записался в самый блестящий 15-й имперский драгунский полк и даже решил, что сделал это добровольно. Он продал «Невесту ветра» — и на эти деньги купил лучшего коня. Он сходил в фотосалон и сделал несколько снимков в своей новой блестящей форме. И романтическая часть его военной карьеры на этом закончилась.
Оскар Кокошка в драгунской форме перед отправкой на фронт, 1914.
Оскар Кокошка. Странствующий рыцарь (Автопортрет)_1915
Дальше начались грязь, ужас, боль войны. Кокошка получил ранение в голову, на поле боя его добивали штыком. Он потерял память — и венские газеты объявили его погибшим. Альма поспешила в мастерскую художника, чтоб забрать все свои письма и самые откровенные рисунки, которые могли стать достоянием истории. Когда друзья сообщили ей, в каком госпитале выздоравливает ее отважный рыцарь, Альма сказала: «Вся эта история меня больше не волнует. Я не верю в его ранение. Я больше вообще не верю этому человеку». Они больше никогда не увидятся.
*********************
Окончание следует ....
Коментарі
Taly
13.03.21, 09:09
"Высокие отношения!!" (с)
да...тяжко это, участвовать в жизни человека с бардаком в голове. Уж очень быстро весь этот бардак выливается на тебя самого.
K-ATRIN
24.03.21, 18:17Відповідь на 1 від Taly
да -- а если учесть что у каждого из нас свои тараканы...Тут нужно. чтобы они подружились с чужими тараканами или маемо те. що маемо...
Spectatrix
34.03.21, 18:51
K-ATRIN
44.03.21, 19:32Відповідь на 3 від Spectatrix
благодарю за внимание и интерес, Оленька!!!
Кислица
54.03.21, 20:20
Taly
64.03.21, 20:41Відповідь на 2 від K-ATRIN
Taly
74.03.21, 20:41Відповідь на 2 від K-ATRIN
K-ATRIN
85.03.21, 00:19Відповідь на 5 від Кислица
Спасибо большое за внимание!!!
Zemlyachka
910.03.21, 23:42
Всегда побаивалась таких страстно-влюбленных
K-ATRIN
1011.03.21, 21:13Відповідь на 9 від Zemlyachka
а то ! это какое-то помешательство. а не любовь