ирландец по происхождению — английский и ирландский художник, один из крупнейших представителей импрессионизма на Британских островах.
Работал как в традиционной, так и импрессионистской манере и за свою жизнь создал более 600 портретов. Помимо портретов, Орпен также писал жанровые сюжеты, пейзажи, интерьеры и аллегории. Во время войны Уильям Орпен — «военный художник», работает в отделе пропаганды военного министерства. За художественный вклад в победу в 1918 году посвящается в рыцари.
Здесь Орпен изобразил себя в образе Шардена (известный автопортрет великого французского художника 1771 года). Вообще он старательно учился у старых мастеров, у него много подражаний и реверансов в сторону великих (Рембрандт, Ван Эйк, Гойя, Веласкес, Шарден, Хогарт, Ватто и др.). На выставке Рембрандта молодого художника восхитила «Вирсавия», и это «отозвалось эхом» в его картине «Обнаженная англичанка» (The English Nude).
сэр Уильям Монтегю Невэнхем Орпен: Обнажённая англичанка
Rembrandt van Rijn__ Bathsheba at Her Bath 1654 г.
Одну значительную картину Орпена «The Caf Royal, London» (1912) относят к знаку восхищения творчеством Эдгара Дега, тоже оказавшего на художника большое влияние. Композиция с сидящими и входящими людьми напоминает картины с кафе и ресторанами Дега.
The Cafе Royal, London_1912
Интересная деталь – парочка на заднем плане – это известный ирландец Оливер Джозеф Сент-Джон Гогарти (1878-1957) – сенатор, врач и поэт, футболист и велогонщик, и известная натурщица Нина Хэмнет, которая дожила до 50-х годов XX века и, слоняясь по Сохо, утверждала: «Модильяни считал, что у меня лучшая грудь в Европе»
************************
В 11 лет Орпена отдали в Дублинскую Школу Искусств, в 17 лет Уильям переехал учиться в Лондон в Школу изящных искусств Слейд. Уже во время учебы юный художник подавал большие перспективы, а в 24 года Орпен вместе с приятелем О.Джоном открыл художественную школу-ателье, где они обучали людей живописи и рисовали портреты на заказ.
Огастэс Джон ( друг художника )
В августе 1901 года художник женился. Его избранницей стала Грейс Кньюстуб (Grace Knewstub). Ее брат, Джек Кньюстуб, был владельцем галереи Chenil, где Орпен регулярно покупал холсты. Уильям и Грейс имели трех дочерей - Кристину, Диану и Мэри, которые все были бездетными.
William Orpen Lady Orpen 1907 г.
William Orpen (1878–1931)__ Portrait of Grace _1907
Но, увы, брак оказался несчастливым. Орпены были женаты всего шесть лет. «Прощальным поцелуем» их любви стала картина «Ночь № 2», написанная в том же 1907 году, на которой Орпен изобразил себя и Грейс.
William Orpen Night (no. 2) 1907 г.
Первой популярной моделью Орпена была прачка Лотти Стаффорд. Она была
чувственна и изящна, хотя утверждают, что позировать обнаженной она все
же отказывалась. Орпен был восхищен ее "лебединой шеей", которую
подчеркивал в каждой работе.
William Orpen Resting 1905 г.
Lottie of Paradise Walk.
Второй
и самой любимой моделью художника была Вера Хон , которая вместе с мужем
жила по соседству с Орпенами около года. Обратите внимание, спустя год
Хоны съехали. Возможно, Вера сбежала от неуемной страсти Орпена,
который, как пишут, «был немного опьянен Верой»
.
William Orpen Roscommon Dragoon (Драгун из Роскоммона).
Mrs Hone in a Striped Dress.
The Eastern Gown_1906
сэр Уильям Монтегю Невэнхем Орпен: Раннее утро
сэр Уильям Монтегю Невэнхем Орпен: Обнажённая_1906
"Портрет Беатрис Элвери" 1909 (одна из учениц Орпена)
В 1908 году у Орпена начался длительно-мучительный роман с госпожой Эвелин Сент-Джонс, которая была богатой замужней американкой, старшей дочерью президента Национального Банка Америки Джорджа Ф. Бейкера. При этом их роман проходил с размахом и комментировался в прессе. Писали, что этот роман был важен для обоих, поскольку «сближение богатства, с одной стороны, и гениальности с другой, давало электризующий эффект».
William Orpen __ Mrs. St. George_1912
У Эвелины была квартира на Беркли-сквер, там любовники встречались и все чаще стали появляться в обществе Лондона. При этом пара получила прозвище «Джек и бобовое дерево».
Clonsilla & Mrs St George (Clonsilla is the name of the St George’s house in Ireland)
Орпен был человеком невероятно маленького роста, похожим на гаэльского гнома, его рост составлял чуть больше 5 футов или 1,52 (в одном метре 3,28 фута). А Эвелина имела модельный рост - 1,82 метров. Образ жизни Орпена был тоже неординарен, он ежедневно выкуривал 70 папирос, ел 4 раза в сутки, спал по 12 часов и совершал прогулки по 15 миль. Для огромного круга знакомых и друзей он был известен просто, как Билли Орпс.
William Orpen Self-Portrait 1913 г.
В 1910 году при поддержке Джона Сингера Сарджента Орпен становится членом престижной Королевской Академии художеств.
По
рекомендации того же Сарджента Орпен пробует себя в портретной
живописи, в которой быстро достигает больших успехов. Говорят, что
Сарджент считал Орпена своим законным преемником. Орпен очень быстро
прогрессировал в этом жанре и уже в 20-х годах ХХ-го века становится
одним из самых выдающихся портретистов Британии того времени. Его
импрессионистские и классические портреты очень сильно повлияли на
развитие живописи в его родной Ирландии.
Ernest Egbert Blyth (1857–1934), Last Mayor & First Lord Mayor of Norwich (1910) by William Orpen
Charles Villiers Stanford (1852-1924), Тринити-колледж органист и композитор
Чарльз Парсонс
Sir William Orpen, Portrait of Rosie, Fourth Marchioness of Headfort Portrait of Gertrude Sanford
-1922
Susan Vanderpoel Clark__
circa 1921
Преподавание в дублинской Школе искусств был прервано первой мировой войной. В первые дни войны, в 1914 году Орпен писал портреты, отдавая средства от продажи картин в пользу Красного Креста. В конце 1916 года на Орпена обратил внимание глава Бюро военной пропаганды (the War Propaganda Bureau) при военном министерстве Чарльз Мастерман и предложил создавать агитационные плакаты для пострадавшей от войны Франции.
The Thinker c. 1918
Орпен стал «официальным военным художником», получил звание майора и был отправлен на Западный фронт, во Францию. В это время Орпеном был написан автопортрет «Готов к началу» (Ready To Start), датированный 10 июня 1917 года.
William Orpen Ready To Start June 1917 г.
Вместе с британскими войсками Орпен отправился на линию фронта, чтобы увидеть своими глазами жизнь на Западном фронте. Не забывал он и о своем заказе - портретах высокопоставленных военных и политических деятелей.
The Nco Pilot, Rfc. (flight Sergeant W G Bennett)
1917 (First World War)
Lieutenant General Sir Arthur Currie, Knight Grand
Cross of the Most Distinguished Order of St.Michael and St.George,
Knight Commander of the Most Honourable Order of the Bath -1919
Lieut-col a N Lee, Dso, Obe, Td, Censor in France of Paintings and Drawings by Artists at the Front. 1919
image: A half-length portrait of Lee in uniform, sitting astride a reversed chair. 1919 (First World War)
Бригадный генерал Хью Джеймисон Elles (1880-1945), CB, DSO
Sir William Orpen __Zonnebeke 1918
William Orpen__ Adam and Eve.
В 1918 году Орпен за свой художественный вклад в победу и художественные услуги Британской империи во время войны был посвящен в рыцари и получил звание Командора Ордена Британской империи. Его жена Грейс, с которой художник давно не жил, но не был в разводе, автоматически стала леди Орпен.В 1921 Орпен написал мемуары о своей жизни во Франции во время войны, которые назвал "Посторонний во Франции". Кроме описания личной жизни и фронтовых будней, художник подверг в книге уничтожающей критике политиков, ответственных за войну и ее последствия.
Первый Граф Хейг, Фельдмаршал
Портрет Вудро Вильсона (1856-1924)Sir Winston Leonard Spencer Churchill_1916
Артур Шустер (1851-1934)
В 1920-е годы Орпен жил в Париже. Он держал студию в отеле «Астория» и содержал молодую любовницу по имени Ивонн Обик. С Ивонн Уильям познакомился еще во время войны и неоднократно писал ее портреты. Избранницу он вначале с присущим ему юмором называл «шпионкой», а после войны – «беженкой». Их роман продолжался почти десять лет.
The Refugee
Yvonne Aubic as a Nun
Шофером у знаменитого художника служил известный автогонщик Уильям Гровер-Уильямс. Гровер, одетый в изящную темно-коричневую униформу и фуражку, возил парочку по городу в открытом черном «Роллс-Ройсе» Орпена. В 1927 молодой шофер выиграл французский Гран При в Комминже, выступая за «Бугатти». Он стал членом заводской команды и близким другом семьи Бугатти. К тому времени любовная история Орпена и Ивонн практически завершилась и, когда они расстались, художник подарил любовнице свой дом в Рю Вебер в Париже, свой «Роллс-Ройс» и своего шофера. Ивонн вышла за него замуж. Во время второй мировой войны супруги принимали участие в рядах Сопротивления. Гровер был арестован, подвергнут пыткам и убит в гестапо. Ивонн выжила и стала известным заводчиком терьеров.
*******************
А Орпен после разрыва с Ивонн вернулся в Лондон и продолжил активно заниматься живописью. Привлеченная громкой славой художника, публика спешила воспользоваться его кистью. В 1920-е годы Орпен получал в среднем около 35000 в год, в 1929 доход художника достиг 50 000 фунтов стерлингов - колоссальной по тем временам суммы.
Neville Chamberlain 1929
1930-Man of the West by William Newenham Montague Orpen (1878-1931)
William Orpen Apres Le Bain. Self-Portrait. (После ванны. Автопортрет)1931 г.
В конце 1920-х годов здоровье художника резко ухудшилось, уже упомянутые 70 сигарет в день в сочетании с большим количеством алкоголя, которым он стал чрезмерно употреблять, привели к тому, что последний год жизни художник провел в доме престарелых. Кроме того, Орпен, по общему мнению, последние годы страдал от сифилиса и был склонен к алкоголизму.Орпен умер в возрасте 53 лет и был похоронен на Кладбище Путни Вейл (Putney Vale).
********************************
Источники ::: Очень много интересного не вошло в заметку (за браком місця). Вот здесь замечательная полная версия ЖЗЛ (УИЛЬЯМ ОРПЕН: ПОЛИТИКА, СЕКС И СМЕРТЬ) И ещё :: http://www.articlesandtexticles.co.uk/2006/06/26/painters-i-should-have-known-about-6-william-orpen-part-1/ http://www.articlesandtexticles.co.uk/2006/07/31/painters-i-should-have-known-about-6-william-orpen-part-2/ галерея William Orpen (1878–1931) http://gallerix.ru/storeroom/358835223/
Коментарі
Полли
127.01.15, 01:05
kuziok
227.01.15, 01:13
Верхний ряд не вдохновил, но от середины и к концу - великолепные, глубокие, психологические портреты!
Гість: друг 71
327.01.15, 06:57
Спасибо Катенька за очень интересную заметку , очень хорошие работы мастера !
Aleks*N
427.01.15, 08:02
inesska
527.01.15, 08:19
Интересная живопись! Замечательные портреты
Гість: cowperwood87
627.01.15, 09:19
Видно что учителя были величайшие художники хоть и не живые. явную роль играет освещение и тень.
Logic_man
727.01.15, 12:55
Lazorevka
827.01.15, 13:20
Интересно!
aleksandrinna
927.01.15, 15:43
Здорово!*cve tok*
Spectatrix
1027.01.15, 17:20