Виталий Хомутынник: мужчины и миллионы парламентского «вундеркин
- 14.06.21, 14:22
Виталий Хомутынник
Всего пять лет назад он был любимым «мальчиком-миллионером» Виктора Януковича, возглавлял молодежное крыло Партии Регионов и собирал «откаты» за возмещение НДС. Сегодня он является любимчиком Игоря Коломойского, входит в парламентскую фракцию «Возрождение» и вновь решает вопросы с возмещением НДС. В чем же секрет непотопляемости Виталия Хомутынника? И как некогда самый молодой депутат Верховной Рады умудрился стать сегодня самым богатым народным избранником?
Криминальная семейка
Когда в 2002 году Хомутынник был впервые избран в Верховную раду, то он действительно стал самым молодым на то время украинским нардепом (26 лет). Разумеется, это привлекло внимание прессы, как и то, что через год Хомутынник был приглашен в советники к премьеру Януковичу и возглавил «Союз молодежи регионов». Люди, не знакомые с истинным прошлым Хомутынника, удивленно зашептались «гений, вундеркинд!» - а он и рад был подхватить это «фуфло», собственноручно сочинив себе новую биографию. Ту самую, в которой он с 15 лет якобы возил джинсы из Турции, потом шил спецодежду, упорным трудом заработал первый миллион, заодно закончив две академии. Потому что опубликуй Хомутынник публично своё настоящее прошлое, то его, пожалуй, стоило бы сразу лишить и депутатского мандата, и всех нажитых миллионов. Что, впрочем, ещё не поздно сделать и сейчас.
Хомутынник Виталий Юрьевич родился 4 августа 1976 года в городе Макеевка (Донецкая область). Его родители были не совсем «простые рабочие», как он уверял. Мама, Валентина Ивановна, работавашая на комбинате «Спецодежа», неплохо подрабатывала на левых заказах. А папа, Юрий Владимирович Хомутынник, работал на комбинате «Рембыттехника» (областная сеть комбинатов бытовых услуг) не телемастером, а начальником. Каким именно, его сын, конечно же, не расскажет. Но источники Skelet.Info сообщали, что Юрии Владимирович имел прямое отношение к входящим в сферу «Рембыттехники» ювелирным мастерским, через которые в то время осуществлялся теневой оборот золота, прежде всего криминального (ворованного). И что даже он якобы имел у местного криминала прозвище «Юра Золотой», поскольку он активно скупал «левое золотишко» и у воров, и у цыган. Вообще, суровые донбасские ювелиры того времени были совсем непохожи на киношных евреев в нарукавниках. Например, в Донецке (напротив гастронома «Москва») в такой ювелирке от «Рембыттехники» работал будущий криминальный авторитет Евгений Кушнир - чей старший брат был следователем в милиции. Тот самый Кушнир, чья банда будет обвинена в убийствах Ахатя Брагина, Вадима Гетьмана и Евгения Щербаня.
Юрий Хомутынник
Юный Виталик пойти по стопам отца не хотел, ювелирная мастерская казалась ему невероятно скучным местом – как, впрочем, и школа. Свои лучшие подростковые годы он проводил на улице, в компании старших пацанов, которые развлекались хулиганством, а иногда и гоп-стопом. Виталик, самый младший из них, выступал в роли задиры: приставал к выбранной жертве, провоцируя её на подзатыльник, после чего из-за угла появлялись «защитники». Иногда жертве предлагали «откупиться», чаще просто били. И однажды вся их компания таки угодила в милицию. Старшие дружки Хомутынника отправились «на зону», а вот его, 15-летнего оболтуса, отмазал отец. Хомутыннику-старшему удалось всё-таки объяснить сыну, что делать большие деньги на бизнесе – это куда лучше, да и безопаснее, чем отбирать гроши у прохожих.
Так наш герой завязал с банальным криминалом и занялся теневым бизнесом, ради чего не стал тратить время на дальнейшую учебу в средней школе или ПТУ. В переломном для всей страны 1991 году, с аттестатом об окончании 9 классов в кармане, Виталий Хомутынник оформился к ДП «Специализированное управление рекультивации и механизмами строительства» (чтобы где-то числиться), а сам занялся челночным бизнесом. Конечно же 15-летний подросток не мог ничего возить из Турции, да ему это и не требовалось: официально бизнес вёл Владимир Лемешко, старший товарищ Виталия Хомутынника, которому доверял его отец. Деньги на раскрутку тоже дал Хомутынник-папа, и он же обеспечил сыну защиту со стороны местных ОПГ. Пока Макеевку «держали» Эдуард Брагинский (прозвище Чирик, был знаком с молодым Виктором Януковичем), Василий Джарты (прозвище Вася-Бита) и Самвел Мартиросян, давние знакомые Юрия Владимировича по золотым схемам, на бизнес Виталика никто не наезжал. Правда, в 1994-м началась большая криминальная война со стрельбой и Брагинского убили, но к тому времени Виталий Хомутынник уже собрал собственную «бригаду», взял в неё «откинувшихся с зоны» друзей юности – убедительно пояснив им, что теперь в их компании главный он.
Хомутынник-отец не мог нарадоваться взявшимся за ум старшим сыном. Чего нельзя было сказать о его младшем – Юрии Юрьевиче Хомутыннике (1983 г.р.), который с конца 90-х вел разгульную жизнь мажора, а пополнять карманные деньги решил путем угона дорогих автомобилей. Но об этом чуть ниже…
Под крылом Щербаня
Виталия Хомутынника всегда тянуло к старшим мужчинам, и у него был просто какой-то талант завоевывать их расположение. Можно сказать, что именно это и обеспечило ему карьеру мультимиллионера и нардепа. А началась она в 1993 году с его знакомства с Владимиром Щербанем, который тогда был заместителем председателя горисполкома Донецка. Сообщалось, что историческое знакомство уже очень влиятельного человека с 17-летним юным бизнесменом состоялось при очень таинственных обстоятельствах в макеевском кафе «Шанс». Ходившие об этом слухи многое недоговаривали, а потому в дальнейшем тесном сотрудничестве этих двух людей никто не мог разглядеть никакой логики. Хомутынник должен был быть либо дальним родственником Щербаня, либо представлен ему некими взрослыми людьми, имевшими о Щербанем общие дела, либо, на худой конец, стать его полюбовником. Иначе бы с чего Щербаню было впускать юного торговца турецкими пуховиками в свой ближний круг?
Владимир Щербань
Каковы бы ни были причины, но это случилось. И с этого момента дела у семьи Хомутынников резко пошли в гору, особенно когда Щербань стал председателем областного совета (1994), а потом губернатором Донецкой области (1995). Малоприбыльная челночная торговля «тряпками» была заброшена, в 1994-м году они создали фирму «Каскад», в которой Виталий Хомутынник занял должность директора по внешнеэкономической деятельности. В 1998-м она была переучреждена в ЗАО «Каскад», в число совладельцев которой вошли Владимир Лемешко и Владимир Логвинов.
Относительно Логвинова никакой четкой информации не существует (она скрывается). Однажды СМИ сообщили, что он якобы тесть Виталия Хомутынника (отец его жены Светланы), хотя подтверждения эта информация не получила. Другие источники Skelet.Info сообщали, что Логвинов являлся человеком Щербаня, третьи – что представителем донецких ОПГ, четвертые – что давним другом семьи Хомутынников. Опять же, верными могут быть сразу несколько вариантов - разве нельзя жениться на дочке друга семьи или человека шефа? В любом случае, вес Логвинова был достаточен, чтобы занять в «Каскаде» кресло директора, а потом взять туда бухгалтером другую свою дочь Ольгу.
Виталий и Светлана Хомутынник
«Каскад» стал типичной крепкой фирмой своего времени, занимающейся всем подряд: торговала углем, коксом и металлом, спецодеждой (для этого был приватизирован комбинат «Спецодежда», где раньше работала мама Хомутынника), шахтным оборудованием, участвовала в ваучерной приватизации через ООО «Интайм», проворачивала аферы с векселями, торговала топливом через «Укрспецпоставку». Успех ей обеспечивало имя Щербаня – пока он был первым человеком в области. Впрочем, когда в кресло губернатора посадили незадачливого Виктора Януковича, Виталий Хомутынник очень быстро нашел путь и к его сердцу (или чему-то другому). Да и это было уже куда проще, имея за спиной и общих с Януковичем знакомых в «блатном мире», и экс-губернатора Щербаня, и репутацию крупных бизнесменов. Вдобавок к успеху в бизнесе, Виталий Хомутынник в 1998-м году избирался в горсовет Макеевки (и 22-летний паренек возглавил бюджетную комиссию), и тогда же вступил в Партию регионального возрождения Украины, которую основал тогдашний мэр Донецка Владимир Рыбак (а потом вступил в ПППУ).
Покровительство губернатора Щербаня помогло Виталию Хомутыннику решить и больной вопрос с его образованием. Он где-то раздобыл аттестат о полном среднем образовании и записался в Донецкую государственную академию управления, диплом которой получил в 2000-м году. Вот так недоучка стал выпускником академии, сделав шаг к своей репутации «вундеркинда».
В 1999 году Владимир Щербань уехал на губернаторство в Сумскую область, прихватив с собою своего юного компаньона. Сумчане до сих пор вспоминают о периоде Щербаня с содроганием: жадность этого человека, желавшего расставить своих людей на все должности и прибрать к своим рукам весьма прибыльный бизнес, не знала границ. Но в том «щербаневском терроре» была недооценена роль семейства Хомутынников. Как писали СМИ, несколько родственников Виталия Хомутынника проучили в регионе очень хлебные должности, присосавшись там на долгие годы. А сам он играл роль посланника Щербаня, когда приходил к владельцам предприятий с доброй улыбкой и предложением поделиться бизнесом «на хороших условиях» (в случае отказа приходили уже мрачные личности с «плохими условиями»).
Так совместный бизнес Щербаня и Хомутынника пополнили предприятия: «Нефтепроммаш», Свесский насосный завод, Белопольский машиностроительный завод, Белопольский сырзавод, Лебединский завод поршневых колец, Лебединский хлебокомбинат, Конотопский хлебокомбинат, Глуховский мясокомбинат, «Сумской фарфоровый завод», «Кролевецпромарматура», Сумской завод резинотехнических изделий, Сумская швейная фабрика «Спецодежда», Ахтырская швейная фабрика, «Ахтырсельмаш», Роменский завод полиграфических машин, Роменский молокозавод и др. Для совместного управления ими была создана корпорацию «Северо-восточная промышленная группа», 49% акций которой принадлежало ЗАО «Каскад». Корпорация работала до 2005 года, пока Щербань не сбежал из страны, спасаясь от целого ряда возбужденных против него уголовных дел. И тогда Виталий Хомутынник, который отделался лишь легким испугом, постарался выгодно продать значительную часть их совместного бизнеса. Часть оставшихся активов в 2005-2006 годах сумели себе вернуть их бывшие владельцы, но только часть. Именно сумские предприятия, «отжатые» Хомутынником на пару со Щербанем, составили тогда основную часть его огромного капитала.
Интересно, что в 2004 году Хомутынник активно работал с «Брокбизнесбанком» семьи Буряков , совместно с которым учредил СК «Брокбизнесстрахование», через которую он потом перевел зернотрейдерскую компанию «Агроконтракт» в собственность своего ТД «Евросервис». Это было начало страхового и аграрного бизнеса Хомутынника.
Киевские хаты Хомутынников
В 2002 году Василий Джарты, старый «кореш» семьи Хомутынников, который тогда был мэром Макеевки, предложил Виталию попробовать себя в большой политике – и помог ему избраться народным депутатом по избирательному округу №53. Для этого Хомутынник даже перерегистрировался в ряды новосозданной Партии Регионов, а через год именно Джарты посоветует «донецким» поставить Хомутынника во главе молодежного крыла ПР.
Стоит заметить, что, по информациям разных источников, семьи Хомутынников и Джарты связывало не только их прошлое в 80-х начале 90-х годов, но и малоизвестный передел бизнеса во второй половине 90-х. А делили они, помимо прочего, долю сидевшего в СИЗО Самвела Мартиросяна. Сообщалось, что «доля Самвела» составляла значительную, если не большую часть макеевских активов Хомутынника. Потом Самвел вышел на свободу (не на шутку напугав Виталика), однако не стал чинить разборки, а без всяких претензий спешно покинул город…
Итак, избранный народным депутатом Виталий Хомутынник прибыл в столицу и сразу же купил себе пентхауз (улица Ковпака 17, кв. 147). Однако потом он «опомнился»: переписал квартиру на жену, вдобавок подарив ей «нулёвую» Toyota RAV4, и записался в Раде в очередь на получение казенного жилья. И буквально через несколько месяцев получил трехкомнатную квартиру на Позняках (Срибнокильская 24, кв. 168), куда прописал маму и младшего брата Юрия (того самого, который угонял автомобили). Но этого Хомутынникам показалось мало, и в 2005 году они устроили рейдерский захват дома по адресу переулок Редутный 6. Захват осуществлялся через «Глобус-Инвест», которая была записана на Юрия Хомутынника и Германа Волгу (родственника Василия Волги).
В том же 2005 году Хомутынник решил отжать себе… аквапарк к Крыму. Возможно, с расчетом построит там и себе небольшое бунгало. Произошло следующее: некий бизнесмен Николай Стефлюк несколько лет строил в Севастополе аквапарк, на пару с российским бизнесменом Анатолием Загорским (по 50%). Но когда аквапарк уже был почти готов, Загорский куда-то пропал (он потом так и не объявился), а вместо него появился Виталий Хомутынник, который заявил, что теперь совладельцев аквапарка является он, и требовал переоформить договор. «Из Киева он привез юриста, который взялся тот договор переделывать. Когда же, наконец, я увидел вновь созданный документ, то моей фамилии там уже совсем не было», жаловался Стефлюк.
И всё равно Хомутынникам было мало! В 2007 году, при помощи своих людей в Киеевсовете и знакомству с мэром Леонидом Черновецким, Хомутынник получил 12 соток земли в Голосеевском районе, возле самой Кончи-Заспы, на берегу Днепра. Почти сразу же их семейка незаконно захватила еще 23 сотки территории (вместе с куском дамбы), расширив свой участок, и возвела там целых три дома! При этом они перегородили своим забором проложенную по дамбе дорогу, а также отрезали единственный путь к детскому лагерю «Робинзон».
Коментарі