хочу сюди!
 

Маша

45 років, терези, познайомиться з хлопцем у віці 44-52 років

Александр Лищенко: из жизни киевских «авторитетов». ЧАСТЬ 1




В последние годы наши СМИ так часто и подробно писали о коррупционерах, продажных «ментах» и радикалах-беспредельщиках, что украинцы уже и позабыли о существовании тех, кто намного хуже всех их вместе взятых. А между тем криминальные «авторитеты» 90-х и их подручные-отморозки не остались в прошлом, и не все из них покоятся на гранитных аллеях кладбищ. Как, например, киевский бизнесмен и заместитель председателя Федерации бокса Александр Лищенко, в определенных кругах известный под прозвищем Лича.

Он является ярким доказательством того, что бывших «авторитетов» не бывает. Даже переквалифицировавшись в предпринимателей и депутатов, эти люди продолжают контролировать предприятия, рынки, банки, местную власть, сохранив свою волчью натуру и до сих пор не избавившись от старых бандитских замашек. Если у кого-то и были сомнения в криминальном прошлом Личи (мало ли, может, наговорили на «уважаемого человека»), то они окончательно развеялись после того как в еще 2012-2013 г.г. депутат Киевсовета Александр Лищенко неоднократно продемонстрировал всю свою суть в ряде конфликтных ситуаций, запечатленных журналистами. Так, 20 декабря 2012 года Лищенко, в ходе перепалки с депутатом от «УДАРа» Ярославом Гинкой, схватил того «за хомут» и попытался вывести его из зала заседаний Киевсовета в коридор, чтобы «растолковать по понятиям». Тогдашний секретарь Киевсовета Галина Герега даже прервала из-за этого инцидента заседание.

Александр Лищенко: из жизни киевских «авторитетов»

А 11 июля 2013 года, в ходе горячих «дебатов» в Киевсовете (когда Яценюку сломали очки), Лищенко так толкнул депутата от «Батькивщины» Лилию Гриневич, что та ударилась головой об стену и потеряла сознание. Тогда же Лищенко угрожал её соратникам по фракции Александре Кужел и Леониду Емецю, обещая, что те «не доживут до вечера». Кужель немедленно раструбила об этих угрозах в СМИ, поднялся громкий скандал. Уже на следующий день сдавший назад Лищенко сам жаловался прессе, что это Кужель напала на него первой, порвала ему рубашку и угрожала «публичной расправой». Однако никто не поверил человеку, который вел себя на заседаниях Киевсовета как гопник на «разборках», оскорбляя оппонентов базарным матом 90-х годов.

Без срока давности

Лищенко Александр Васильевич родился 30 апреля 1969 года в Киеве. Не обладая никакой тягой к знаниям, после восьмого класса он поступил в киевское ПТУ №2 (ныне – высшее коммерческое училище), где учили на поваров, кондитеров и продавцов. Такие ПТУ считались женскими, и в них на одного «пацана» приходилось по десять «баб» (а их женские общежития собирали сексуально озабоченных молодых людей со всего города). В общем, Саше Лищенко там было намного веселее, чем в школе! Кстати, это единственное фактическое образование Лищенко, поскольку полученные им в 2010 и 2012-м годах дипломы маркетолога и экономиста, по данным SKELET-info, являются купленными.

По окончанию ПТУ, Лищенко не был «забрит» в армию – причину чего он скрыл. Но, учитывая, что откупиться от военкома тогда было крайне трудно, а парню из простой семьи еще и просто нечем, то можно уверенно сказать, что Александра Лищенко признали негодным к службе по состоянию здоровья совершенно законно. Вот только по какой именно статье, осталось неизвестным. Среди его знакомых до сих пор ходят слухи, что у Личи «семь-бэ», то есть проблемы с психикой. Что ж, глядя на его поведение, этим слухам можно верить.

Первым местом работы будущего «авторитета» была Киевская обувная фабрика «имени 10-летия Комсомола» (июль 1987 — октябрь 1988). Затем Александр Лищенко несколько месяцев просто бил баклуши: в его биографии записано, что с декабря 1988 по апрель 1989 он учился на курсах подготовки водителей при Республиканском учебном комбинате. Вот только подобные курсы тогда не считались ни учебой, ни работой — их оканчивали десятки тысяч юношей, не отрываясь от техникума или заводского станка. 19-летний же Лищенко, не пошедший в армию и бросивший работу на обувной фабрике, фактически целых полгода нигде официально не работал. По тем временам это тянуло на статью о тунеядстве (была отменена только в апреле 1991-го). Еще одна загадка прошлого Личи…

Дальше уже в биографии Лищенко «должности» стремительно менялись одна за другой: водитель АТП № 23070 (1989-1990), разнорабочий спортклуба «Электрон» (1990-1991), сварщик-рихтовщик МП «Кинтеко» (1991-1992), пекарь магазина №1152 (1992-1995). Вот только пекарем Лищенко лишь числился, так как «рихтовал» чужие лица, поскольку уже в 1991 году он был участником ОПГ Валерия Прыщика. Вместе с Лищенко в банду подался его друг детства и одноклассник Сергей Оноприенко. Кстати об их прозвищах: Лищенко называли «Личей» еще в школе, так что он всю жизнь ходит с этим «погоняловом», а вот когда и почему его друга Оноприенко прозвали «Салоедом», неизвестно.

Александр Лищенко: из жизни киевских «авторитетов»
Валерий Прыщик (слева), Александр Лищенко (в центре) и Сергей Оноприенко (справа)
лихие 90-е

Костяк ОПГ Прыщика составляли спортсмены. Но если Оноприенко хоть иногда «качался», то об отношении к спорту Лищенко летописи не сообщают. По информации источников SKELET-info, Прыщик первым приметил и приблизил к себе Оноприенко, а вот уже тот привел с собою своего «кореша» Личу. Свои физические и интеллектуальные недостатки Лищенко с лихвой восполнял зашкаливающей «борзостью». Те, кто помнил Личу по 90-м, рассказывали, что он начинал со «шныря», которого «взрослые» посылали вперед либо задираться и провоцировать, либо запугивать (смотря, кто перед ним оказывался). Но уже в 1995-м Лищенко стал одни из приближенных Прыщика и заместителем директора по организационным вопросам ООО «Рынок-1» (ЕГРПОУ 22897367), под вывеской которого работает вещевой Троещинский рынок – один из старейших и крупнейших в Киеве, являвшийся главной кормовой базой ОПГ Прыщика.

Александр Лищенко: из жизни киевских «авторитетов»
Оноприенко, Прыщик и Лищенко,
несколько лет спустя

Как и большинство постсоветских мега-базаров, Троещинский рынок начинался с территории, предоставляемой в аренду розничным торговцам. Уже изначально с них брали не только положенную плату за место, но и огромные суммы сверх того: за официальную охрану и рэкетирскую «охрану», за «выкуп» места, за установку контейнера, за парковку и т.д. В этом направлении фантазии владельцев рынка, одним из которых был и остается Александр Лищенко, не имели границ. Очень быстро они поняли, что «зарабатывать» можно и на проблемных торговцах, работающих с многочисленными нарушениями, особенно на нелегалах из Азии и даже Африки. Например, эти нелегалы брали места в субаренду у своих земляков или единоверцев, обживались там не только в плане торговли, но и вообще (живя в контейнерах и ларьках), и платили хозяевам рынка за то, чтобы их не трогали. А еще за то, чтобы их «не обижали» и вообще «не замечали», хорошо платили те, кто торговал на рынке паленым спиртным, просроченными продуктами (через закусочные), браком и подделками, и даже наркотиками. По информации СМИ, на Троещинском рынке можно было также заказать проституток, купить «ствол».

Повторим, что всё это не просто контролировалось сначала ОПГ Прыщика, а затем его наследниками (в число которых входит Александр Лищенко), это были их основные источники дохода. Более того, отдельные направления, такие как махинации с алкоголем, развивались потом ими отдельно. Но кроме полукриминального теневого бизнеса, кроме рейдерства и вымогательства, ОПГ Прыщика-Лищенко совершала преступления, не имеющие срока давности.

Одной из самых громких бандитских разборок в Киеве начала 90-х было «побоище на Лесном», когда группировка Прыщика «забила стрелку» с бандой «лесниковских», возглавляемой неким Монахом. В сражении использовали как холодное, так и огнестрельное оружие: как сообщали СМИ, Салоед, друг и одноклассник Личи, лично застрелил одного из «лесников» из автомата, а еще одного «лесника» подручные Прыщика забили насмерть битами. При этом сам Лича в этой «разборке» якобы не участвовал, поскольку сидел в СИЗО по обвинению в угоне автомобиля — но после этой войны он был сразу же отпущен «с миром», что наводит на некоторые размышления. Впрочем, с «кротами» в ОПГ Прыща расправлялись жестоко: рассказывали, что одного из своих «бригадиров», заподозренных в работе то ли на органы, то ли на другую банду, привязали к джипам и разорвали, и в этой кровавой истории без Личи уже не обошлось. Рассказывали и кое-что другое: именно умело подставляя других «бригадиров», Лича как раз и сумел подняться до ближайшего помощника и компаньона Прищыка. Не зря о Лищенко до сих пор отзываются как о «гнилом человеке».

Еще одно известное убийство, к которому мог быть причастен Лича, произошло в 1997 году. Тогда бандиты Прыщика устроили разбойное нападение на бизнесмена Рыжкова. Это был не просто «наезд» нескольких «братков» на очередного коммерсанта, дело оказалось весьма масштабным. Рыжков написал заявление в милицию, дал множество показаний, была проведена оперативная работа, по итогам которой в розыск был объявлен сам Прыщик! Однако вскоре Рыжкова, как главного потерпевшего и свидетеля дела, застрелили: убийство произошло в его родном селе Семиполки, под Киевом.

Также пресса в своё время сообщала, что в 90-е годы на Троещинском рынке группа «неизвестных рэкетиров» (а кто бы посмел там таким заниматься, кроме людей Прыщика?) жестоко избила нескольких торговцев, один из которых умер от причиненных травм.

С 1997 по 2001 год в отношении членов ОПГ Прыщика открыли 15 уголовных дел, 24 бандита оказались за решеткой. Однако сам Прыщик продолжал пребывать в розыске — хотя он ни от кого особо не прятался, продолжал наведываться «с проверками» на Троещинский рынок, и всем правоохранительным органам об этом было хорошо известно. Как же так? Да вот так! В 90-х бурную деятельность ОПГ Прыщика покрывали не только столичные чиновники, которых он «подкармливал», и не только купленные им журналисты, публиковавшие возмущенные статьи о «беспределе в отношении предпринимателей», как это делало «Зеркало Недели» Юлии Мостовой. Фактически Прыщика и его бурную деятельность покрывали киевский УБОП и СБУ. Покрывали до тех пор, пока однажды он стал им более не нужен.

Как убивали Чайника

Большинство украинских ОПГ имеют почти одинаковую биографию: их основывали одни «авторитеты», после убийства которых во главе группировок вставали другие «авторитеты», но и те прожили недолго, после чего их наследство делили между собою шустрые помощники и компаньоны. SKELET-info уже не раз рассказывал подобные истории в своих материалах о Василии ПетевкеВалерии ДубилеАлександре АнгертеМаксиме ЕфимовеАлександре Налекрешвили, и других одиозных персонажах украинской политики и большого бизнеса.

Сегодня уже мало кто помнит, что бывший тренер по велоспорту Валерий Прыщик начинал «бригадиром» в ОПГ Владимира Полищука по прозвищу Чайник, бывшего кадрового военного. Сам Полищук рассказывал о себе, что якобы он служил под командованием знаменитого боевого генерала Бориса Громова (в 2000-м году ставшего московским губернатором). Однако выяснилось, что в действительности Полищук служил в группе советских войск в Чехословакии, где неплохо нажился на воровстве имущества и торговле ширпотребом, после чего решил «замутить» свой бизнес, возя товары из Европы в Киев. Затем Полищук основал в Киеве несколько вещевых базарчиков, один из которых, «Патент», впоследствии вырос в Троещинский рынок.

Поскольку бизнес у Полищука был «разносторонний», в том числе теневой и криминальный, и требовал наличие крепких кулаков для обороны своей и захвата чужой территории, он собрал собственную ОПГ. Её костяк состоял из таких же уволившихся из армии офицеров, а свой авторитет Полищук буквально завоевал в войне с чеченскими этническими группировками. Тогда, на рубеже 80-90-х «горцы» пытались взять под свой контроль киевские базары и ларьки, но против них выступили местные «славянские» ОПГ, выдавив их из города вообще. Похоже, что подобная война тогда прокатилась по всей Украине, потому что чеченские группировки так и не смогли закрепиться ни в одном крупном городе страны, и до сих пор их влияние и присутствие минимально. Лишь чуть позже, к концу 90-х, усилиями «руховского» МИДа эмиссары дудаевской Ичкерии взяли под свой контроль Херсонский НПЗ, а Эдуард Гурвиц любезно пригласил их в Одессу (откуда их потом выбили люди Ангерта, но не полностью).

Расширяя свою ОПГ, Полищук-Чайник взял к себе в союзники «бригаду» Валерия Прыщика, состоявшую из спортсменов и просто «гопников» типа Личи. Для Прыщика, который еще не имел большого веса и широких возможностей, перебивался рэкетом ларечников и грабежами состоятельных киевлян, это предложение оказалось выгодным: их поставили контролировать разраставшиеся рынки. Но Прыщик быстро понял, что его «бригаду» просто используют как «пехоту» в ходе войны за территории. В начале 1992 года, когда произошло то самое «побоище на Лесном» (с двумя трупами и кучей покалеченных), «бригада» Прыщика крепко влипла – и он настоял, чтобы Чайник их где-то «схоронил». Тогда Полищук отправил людей Прыщика, включая Салоеда и Вову Бандита, к которым присоединился вышедший из камеры Александр Лищенко, в Чехию. Там у Полищука было что-то вроде своего «делового представительства» из самых близких людей, его армейских друзей, открывших ряд фирм.

Однако прибывшие в Европу Прыщик, Лича, Салоед и Вова Бандит, увидев неимоверное количество состоятельных людей, что называется «слетели с катушек» и совершили ряд преступлений, в том числе убийств. В частности, их жертвами стали некие бизнесмены-арабы, с трупов которых Прыщик и Лича взяли 300 тысяч долларов. Так вот как проводил свой время Лича, числившийся в это время в Киеве мирным пекарем в продмаге!

Люди Полищука попытались, было, предъявить претензии этим «беспредельщикам»: мол, если приехали отсидеться, то ведите себя тихо! Но за это, как сообщали источники SKELET-info, команда Прыщика (включая Личу) просто… убила их. Двоих застрелили в лесу, а третьего (Давыдовского) во сне, из автомата – обставив это как несчастный случай (мол, спал в обнимку с «калашниковым»). Прыщик не только сумел убедить Полищука в том, что это было делом некой конкурирующей банды, он сумел значительно усилить свое положение в ОПГ. А далее Прыщик решил устранить и самого Полищука.

Вернувшись осенью 1992 года в Киев, Прыщик встретился с Полищуком и у него состоялся отнюдь не дружеский разговор со своим «боссом». Прыщик предъявил Полищуку претензии: мол, ты в моё отсутствие не помогал моей семье! Как оказалось, «семья», 18-летняя жена Прыщика Виктория, просто «крысила» получаемые от Чайника деньги, но это выяснилось уже позже. А тогда, в ходе вспыхнувшего конфликта, Прыщик в сопровождении Виктории и своих верных кровавых подручных Личи, Салоеда, Вовы Бандита и братьев Маячков, поехали к дому Полищука, вызвав его во двор для разговора. Затем Маячки устранили охранников, а Прыщик, Лича и Салоед расстреляли Чайника.


ПРОДОЛЖЕНИЕ


2

Коментарі