Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Анастасия

41 рік, риби, познайомиться з хлопцем у віці 42-48 років

Условные рефлексы

  • 29.12.13, 20:45
Павлов как известно - великий практик, учёный и просто Нобелевский лауреат. Обсуждая основные мужские инстинкты в моей предыдущей заметке, стало также очевидным, что условные рефлексы - это не просто одна из человеческих "работ" и потребностей наряду с инстинктами, но и нЕчто национальное если можно так выразиться. Ну например, возьмём павловские умозаключения о русском уме. Читаю, размышляю, сопротивляюсь как бэ, но...из песни слов не выбросишь...судите сами.

Павлов очень тонко подметил (ещё в 18-м году), что у каждого ума одна задача - "это правильно видеть действительность, понимать ее и соответственно этому держаться. Нельзя представить ум существующим лишь для забавы".

А теперь возьмём массовый русский ум, так называемый обычный ум, который имеет дело со всей жизнью. Итак, по Павлову:


...Здесь осталось то же невежество, какое было и сотни лет назад. Недавно я прочитал в газетах, что, когда солдаты возвращались с турецкого фронта, из-за опасности разноса чумы хотели устроить карантин. Но солдаты на это не согласились и прямо говорили: “Плевать нам на этот карантин, все это буржуазные выдумки”.


Или другой случай. Как-то, несколько недель тому назад, в самый разгар большевистской власти мою прислугу посетил ее брат, матрос, конечно, социалист до мозга костей. Все зло, как и полагается, он видел в буржуях, причем под буржуями разумелись все, кроме матросов, солдат. Когда ему заметили, что едва ли вы сможете обойтись без буржуев, например появится холера, что вы станете делать без докторов? - он торжественно ответил, что все это пустяки. “Ведь это уже давно известно, что холеру напускают сами доктора”. Стоит ли говорить о таком уме и можно ли на него возлагать какую-нибудь ответственность?

А теперь о научном уме, так называемом русском интеллигентском уме, который имеет дело не со всей жизнью, а с маленьким уголком действительности. Опять Павлов:

"Первое свойство ума, которое я установил - это чрезвычайное сосредоточение мысли, стремление мысли безотступно думать, держаться на том вопросе, который намечен для разрешения, держаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь. Как в этом отношении обстоит с русским умом? Мне кажется, мы не наклонны к сосредоточенности, не любим ее, мы даже к ней отрицательно относимся.

Возьмем наши споры. Они характеризуются чрезвычайной расплывчатостью, мы очень скоро уходим от основной темы. Это наша черта. Возьмем наши заседания. У нас теперь так много всяких заседаний, комиссий. До чего эти заседания длинны, многоречивы и в большинстве случаев безрезультатны и противоречивы! Мы проводим многие часы в бесплодных, ни к чему не ведущих разговорах. Ставится на обсуждение тема, и сначала обыкновенно и благодаря тому, что задача сложная, охотников говорить нет. Но вот выступает один голос, и после этого уже все хотят говорить, говорить без всякого толку, не подумав хорошенько о теме, не уясняя себе, осложняется ли этим решение вопроса или ускоряется. Подаются бесконечные реплики, на которые тратится больше времени, чем на основной предмет, и наши разговоры растут, как снежный ком. И в конце концов вместо решения получается запутывание вопроса."

В конце своей нобелевской лекции Павлов делает известное заключение о слабости русского ума:

"русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни...и это общая, характерная черта русского ума. Если ум пишет разные алгебраические формулы и не умеет их приложить к жизни, не понимает их значения, то почему вы думаете, что он говорит слова и понимает их.

Возьмите вы русскую публику, бывающую на прениях. Это обычная вещь, что одинаково страстно хлопают и говорящему “за”, и говорящему “против”. Разве это говорит о понимании? Ведь истина одна, ведь действительность не может быть в одно и то же время и белой, и черной. Я припоминаю одно врачебное собрание, на котором председательствовал покойный Сергей Петрович Боткин. Выступили два докладчика, возражая друг другу; оба хорошо говорили, оба были хлесткие, и публика аплодировала и тому, и другому. И я помню, что председатель тогда сказал: “Я вижу, что публика еще не дозрела до решения этого вопроса, и потому я снимаю его с очереди”. Ведь ясно, что действительность одна. Что же вы одобряете и в том и в другом случае? Красивую словесную гимнастику, фейерверк слов.

Возьмите другой факт, который поражает сейчас. Это факт распространяемости слухов. Серьезный человек сообщает серьезную вещь. Ведь сообщает не слова, а факты, но тогда вы должны дать гарантию, что ваши слова действительно идут за фактами. Этого нет. Мы знаем, конечно, что у каждого есть слабость производить сенсацию, каждый любит что-либо прибавить, но все-таки нужна же когда-нибудь и критика, проверка. И этого у нас и не полагается. Мы главным образом интересуемся и оперируем словами, мало заботясь о том, какова действительность.

...Перед революцией русский человек млел уже давно. Как же! У французов была революция, а у нас нет! Ну и что же, готовились мы к революции, изучали ее? Нет, мы этого не делали. Мы только теперь, задним числом, набросились на книги и читаем. Я думаю, что этим надо было заниматься раньше. Но раньше мы лишь оперировали общими понятиями, словами, что, вот, бывают революции, что была такая революция у французов, что к ней прилагается эпитет “Великая”, а у нас революции нет. И только теперь мы стали изучать французскую революцию, знакомиться с ней.

Но я скажу, что нам было бы гораздо полезнее читать не историю французской революции, а историю конца Польши. Мы были бы больше поражены сходством того, что происходит у нас, с историей Польши, чем сходством с французской революцией."

...Перейдем к последней черте ума. Так как достижение истины сопряжено с большим трудом и муками, то понятно, что человек в конце концов постоянно живет в покорности истине, научается глубокому смирению, ибо он знает, что стоит истина. Так ли у нас? У нас этого нет, у нас наоборот. Я прямо обращаюсь к крупным примерам. Возьмите вы наших славянофилов. Что в то время Россия сделала для культуры? Какие образцы она показала миру? А ведь люди верили, что Россия протрет глаза гнилому Западу. Откуда эта гордость и уверенность? И вы думаете, что жизнь изменила наши взгляды? Нисколько! Разве мы теперь не читаем чуть ли не каждый день, что мы авангард человечества! И не свидетельствует ли это, до какой степени мы не знаем действительности, до какой степени мы живем фантастически!

...Ум есть познание, приспособление к действительности. Если я действительности не вижу, то как же я могу ей соответствовать? Здесь всегда неизбежен разлад. Приведу несколько примеров.

Возьмите веру в нашу революцию. Разве здесь было соответствие, разве это было ясное видение действительности со стороны тех, кто создавал революцию во время войны? Разве не ясно было, что война сама по себе - страшное и большое дело? Дай Бог провести одно его. Разве были какие-либо шансы, что мы сможем сделать два огромных дела сразу - и войну, и революцию? Разве не сочинил сам русский народ пословицы о двух зайцах?.. Возьмите нашу Думу. Как только она собиралась, она поднимала в обществе негодование против правительства. Что у нас на троне сидел вырожденец, что правительство было плохое - это мы все знали. Но вы произносите зажигательные фразы, вы поднимаете бурю негодования, вы волнуете общество. Вы хотите этого? И вот вы оказались перед двумя вещами - и пред войной, и пред революцией, которых вы одновременно сделать не могли, и вы погибли сами. Разве это - видение действительности"

И "на коня":

"Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека - он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами"
(Павлов, 1932 г.)

...Как ни крути, но вот русские обречены что ли в силу своей неспособности думать, слабы на ум...Слова, условности, рефлексы...Пора, уж как пора русским менять методы тренировки рефлексов. Авось, и начнутся какие-то сдвиги...

...Я думаю, вы гуглить умеетеumnik

4

Коментарі

Гість: Стази

129.12.13, 21:00

браво, Павлов!

    229.12.13, 21:04Відповідь на 1 від Гість: Стази

    браво, Павлов!
    Где ваша авка?

      Гість: Стази

      329.12.13, 21:08Відповідь на 2 від Рамана

      браво, Павлов!Где ваша авка?некогда авками заниматься

        429.12.13, 21:10

        Уже и Павлова в русофобы произвели, йопт?

          529.12.13, 21:12Відповідь на 3 від Гість: Стази

          браво, Павлов!Где ваша авка?некогда авками заниматься Да некогда, некогда. Я один раз ухватила свою, тоже некогда было, так и стоит до сих пор. Раз сделал-забыл и айда "дела ворочать"

            629.12.13, 21:13Відповідь на 4 від RomahaN

            Уже и Павлова в русофобы произвели, йопт?Критисский ум, легенда!
            Из песни слов не выбросишь

              Гість: Стази

              729.12.13, 21:17Відповідь на 5 від Рамана

              браво, Павлов!Где ваша авка?некогда авками заниматься Да некогда, некогда. Я один раз ухватила свою, тоже некогда было, так и стоит до сих пор. Раз сделал-забыл и айда "дела ворочать"пока ничего не "ухватывается". я даже попробовала сама нарисовать - талантов не хватило

                829.12.13, 21:20Відповідь на 7 від Гість: Стази

                браво, Павлов!Где ваша авка?некогда авками заниматься Да некогда, некогда. Я один раз ухватила свою, тоже некогда было, так и стоит до сих пор. Раз сделал-забыл и айда "дела ворочать"пока ничего не "ухватывается". я даже попробовала сама нарисовать - талантов не хватилоВот здесь полным-полнёхонько http://www.avatava.org/avatars-100/funny/avatars-100x100-01.php

                  Гість: Стази

                  929.12.13, 21:21Відповідь на 8 від Рамана

                  браво, Павлов!Где ваша авка?некогда авками заниматься Да некогда, некогда. Я один раз ухватила свою, тоже некогда было, так и стоит до сих пор. Раз сделал-забыл и айда "дела ворочать"пока ничего не "ухватывается". я даже попробовала сама нарисовать - талантов не хватилоВот здесь полным-полнёхонько http://www.avatava.org/avatars-100/funny/avatars-100x100-01.phpспасибо, поищу

                    Гість: чечако

                    1029.12.13, 21:24

                    Опять задам тот же вопрос.
                    А Павлов кто по национальности?

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      попередня
                      наступна