История общественно-госсударственного управления образованием
- 18.10.17, 19:11
О субъективных отклонения от демократических преобразований в виде устойчивого воспроизводства авторитарно-патерналистская отношений в современной украинской образовании отметила М. Яцейко. Средствами их избежать исследовательница определяет использование рычагов гражданского общества, создание антикоррупционных механизмов, проведения аккредитации вузов по качественным показателям. К таковым отнесены уровень знаний студентов и выпускников с учетом степени их конкурентоспособности на рынке труда; привлечение научной общественности к участию в оценке профессиональных достижений ученых; наличие публикаций в авторитетных международных изданиях и ссылок на научные труды ученого; участие в научных конференциях и тому подобное.
С Сообщник, подчеркивая необходимость широкого участия граждан в решении общественно важных задач и внедрении общественного контроля в государственном управлении, отмечает, что недостаточная эффективность такого контроля в современном украинском обществе обусловлена «неопределенностью социальной стратегии развития украинского общества, наличием ряда политических, социально-экономических и идеологических проблем украинского социума (правовой нигилизм, тенизация экономики, коррупция, низкий жизненный уровень, маргинализация значительной части ни населения, безработица и т.д.) ».
Важными для дальнейшего научного изучения взаимодействия государственных и общественных факторов на региональном уровне управления выводы, обоснованные в диссертациях А. Стойки «Механизмы эффективного взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений на региональном уровне» (2006 г.), В. Новака «Организационно правовые вопросы социального партнерства органов государственной власти и общественных объединений в Украине: состояние и перспективы развития »(2008 г.), А. Кулинич« Механизмы взаимодействия органов государственного управления и общественных организаций в г. еализации молодежной политики в Украине »(2009 г.), В.Надраги« Взаимодействие властных структур, политических и общественных организаций как средство эффективности управления на региональном уровне »(2003г.), А. Панченко« Государственный контроль в системе управления общеобразовательными учебными заведениями »(2010 г.), А. Касьяновой« Педагогическая экспертиза развития общего среднего образования региона: теоретический и технологический аспекты »(2012 г.), И. Осадчего« Теория и практика направленного развития системы общего среднего образования сельской местности » (2012 ), С. Евченко «Развитие государственно-общественного управления качеством высшего образования Украины в условиях вхождения в Болонский процесс».
Заслуживают внимания определены основные принципы взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций на уровне региона, а именно: партнерская равенство, адекватное представительство, общественное участие, сфокусированность на проблемах локального развития, на насущных потребностях общин (в том числе органов общественной самоорганизации), субсидиарности, открытость (прежде всего, осведомленность граждан в ключевых делах, касающихся жизни территориальной общины) и другие. Согласны с мнением А. Стойки, что взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций может быть эффективной при условии, что она построена на основе системности и постоянства, что должно быть надлежащим образом зафиксировано в соответствующих программах.
Интересным в контексте исследуемой проблемы являются научные рассуждения В.Надраги, который предложил административно-либеральную модель управления на региональном уровне, которая может максимально создать условия и обеспечить эффективность взаимодействия органов управления и самоуправления. Основой модели определены общепринятые общественные цели: центризм как сознательный компромисс между региональными и государственными интересами в пользу последних, комплиментарность государственных силовых структур, политических и общественных организаций на региональном уровне на основе региональных интересов, гражданское общество; идеология, отражающая сумму общечеловеческих идей в сочетании с историей становления и развития государственности и самоуправления, политика поддержки и развития среднего класса и его реальное участие в социально-экономической жизни; полуавтономность как правовой фундамент административно-либеральной модели самоуправления.
В современной теории управления определены условия модернизации системы образования Украины, а именно: внедрение в содержание социальной и образовательной политики концепции устойчивого развития как сложной совокупности взаемодетерминованих социальных, экономических, политических, морально-духовных и других процессов, обусловливающих эффективность деятельности как на национальном, так и на региональном и индивидуальном уровнях. Пользуемся утверждением А. Касьяновой, что устойчивое развитие должно толковаться не только в экономической или научно-технической, но и в общественной сфере, связанной с воспитанием и образованием населения. Согласны с мнением, что образованию принадлежит роль опережающего фактора построения ценностных и мировоззренческих основ общества. Реализация стратегии устойчивого развития образования требует объединения усилий государственных и негосударственных структур, координации работы на национальном, региональном и местном уровнях, широкого международного сотрудничества.
На основе теоретического анализа результатов функционирования образовательных систем сельской местности И. Осадчий пришел к выводу, что «именно районный образовательный округ способен в настоящее время и в будущем обеспечивать сельским детям высокий уровень качества образования и его доступность».
Важными с точки зрения нормативного регулирования взаимодействия государственного и общественного управления, по нашему мнению, является диссертационные работы П. Любченко «Местное самоуправление в системе институтов гражданского общества: конституционно-правовой аспект» (2008) и Р. Шаповала «Административно-правовое регулирование образовательной деятельности в Украине »(2011 г.).
Так работа Р. Шаповала посвящена определению путей модернизации управления образовательной деятельностью, к которым ученый относит оптимизацию организационно-управленческих структур; изменения в технологии реализации управленческих функций; эффективное перераспределение функций и полномочий между центральными органами власти и органами местного самоуправления; создание центральных и региональных систем мониторинга качества образовательных услуг; демократизацию процесса назначения руководителей учебных заведений; активное привлечение к управленческой деятельности системой образования талантливой молодежи.
Информативными для понимания хода образовательных реформ и развития систем государственно-общественного управления образованием также историко-педагогические монографии Л. Березовской «Реформирование школьного образования в Украине в XX веке» и Е. Днепров «Российское образование в XIX-начале XX века» (2 т.) (2011 г..) монографии Л. Даниленко «Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности директора общеобразовательной школы» (2002 г.), Г. Ельниковой «Научные основы управления средним образованием в регионе» (1999 г.), Л. Калининой «Информационное управление общеобразовательным учебным заведением: системы, процессы, технологии »(2008 г.), пособия В. Лугового« управление образованием »(1997 г..) и С. крысюк« Государственное управление образованием »(2009 г.).
В конце ХХ - начале XXI в. со всей остротой оказалась кризис традиционных систем обучения. Централизованные системы образования (как в Германии, Франции, России) с жесткой вертикалью подчинения, соответствующим набором обучающих технологий и методик, определенными структурами управления учебными заведениями перестали отвечать общественными требованиями. Американская система муниципального образования со слабо развитым государственным регулированием также характеризуется серьезными проблемами. Все это происходит на фоне растущей динамичности общества, увеличение объема и скорости обновления информации, возникновения принципиально новых коммуникативных систем и тому подобное.
Указанное обуславливает наличие тенденций к изменению структуры управления публичными школами в странах Европейского Союза и в США, Канаде, Южной Америке и актуализации государственно-общественного управления образованием и необходимости научного осмысления общественно-государственного управления как его перспективы.
В Российской Федерации, начиная с 1993 г.., Понимание государственно-общественного характера управления образованием является неоднородным, начиная с использования простого опроса общественного мнения при принятии управленческих решений и заканчивая представлениями о необходимости создания альтернативной общественной системы образования. На фоне отсутствия согласованного понимания значений ключевых категорий и видение ожидаемого будущего состояния ситуации в сфере отношений государства, гражданского общества и образования ученые определяют несовершенство представлений о социально и образовательно значимые результаты. С начала 2000-х годов в российском обществе сформировалось мнение, что государственно-общественное управление образованием является основой становления российской государственности, основанной, в том числе, и на институтах местного самоуправления. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 № 1756-Р в разделе «Цель и основные задачи модернизации образования» отмечается: «Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты ».
Анализ современного этапа состояния изучения проблемы общественно-государственного управления образованием в Российской Федерации позволяет утверждать, что основное внимание ученых уделено исследованию истории государственно-общественного управления образованием (А. Осокина (2005 г.), Н. Федорова (2010 г..) Модели государственно щественной управления образованием (Д. Вердиев (1999 г.), А. Седельников (2011 г.), К. Переславцева (2006)), развития государственно-общественного управления образованием на региональном уровне (С. Сергеев (2008 ), И. Терентьева (2009), М. Попов (2006 г.), Т. Степанова (2003г.)) государственно-общест Адская управления образованием на муниципальном уровне (С. Алексеев (2006 г.), Т. Саенко (2009), А. Гузаирова (2007 г.), Г. Ечкалова (2002 г.), В. Малетин (2003 )) подготовки руководителей к государственно-общественного управления образованием в системе последипломного образования (Л. Мельникова (2004г.)) взаимодействия учебных заведений с родителями, попечительский и руководящими советами, общественностью, элементами гражданского общества (В. Коровкин (2002 г.), А. Шимутина (2012)); педагогических и психологических детерминант эффективности деятельности руководителей в условиях государственно-общественного управления образованием (М. Кисляков (2006)); автономии учебного заведения как формы государственно-общественного управления (И. Багманов (2011 г.), А. Нашемук (2004 г.), Е. Чащин (2003г.)) развития компетенций учащихся в условиях государственно-общественного управления образованием (В. Гладик (2010 г.), М. Черняева (2011 г..)).
Важным этапом на пути концептуализации исследуемого феномена стали монографии В. Гусарова «Государственно-общественное управление образованием» и «Опыт и перспективы государственно-общественного образования».
Теоретический анализ концептов государственно-общественного и общественно-государственного управления актуализировал научные исследования в сфере именно общественно-государственного управления образованием. В последние годы в Украине проблематика общественно-государственного управления образованием отражена в научных трудах Л. Калининой, С. Королюк, К. Корсака, И. Смагина и др.
Оригинальным подходом к внедрению общественного управления в образовании можно считать реализацию концепции общественно активных школ (ГАШ), что отражено в работах В. Грабовского, Г. Ельниковой, Г. Костюк, А. Мазак, А. Марчак, Н. Софий и др.
В Украине в последние годы в пределах различных инновационных проектов создана сеть ГАШ - учебных заведений, в которых особое внимание направлено на партнерство школы и общества, а также на развитие общественной самоорганизации, самоуправления и гражданского общества в целом, что является необходимым условием развития демократии в Украине . Значительное внимание в таких заведениях уделяется налаживанию эффективных связей между школой и всеми ресурсами, которые существуют в обществе, развития образовательных, социальных, оздоровительных услуг, молодежного движения, привлечению к учебно-воспитательному процессу родителей, реализации образовательных программ для взрослого населения, укреплению н "связей школы и семьи, отношений между жителями населенного пункта. Такие школы действуют как образовательные, культурные центры, а также как центры отдыха для лиц любого возраста, они всегда открыты для посетителей. Указанные особенности функционирования общественно активных школ создают широкие возможности для активного сотрудничества педагогов, детей, молодежи, семьи и членов общины в учебно-воспитательном процессе, способствуют формированию и развитию общественной составляющей в управлении образованием.
Таким образом, ретроспективный анализ научных исследований эволюции управления школьным образованием в течение ХVIII-XXI веков показал, что в развитии взаимодействия государства и общественности в управлении школьным образованием волнообразно менялись этапы тотальной государственной централизации управления и активизации политических, общественных и профессиональных движений в образовании, что происходило и в последние десятилетия.
Коментарі