История общественно-госсударственного управления образованием
- 18.10.17, 19:04
Этапы становления и развития сетей учебных заведений во второй половине ХХ - начале XXI века. Развитие образования на Житомирщине.
Очевидно, что проектирование эффективных моделей оптимизации сетей общеобразовательных учебных заведений в условиях региона невозможно без анализа современного состояния этих сетей и исследования этапов их становления и развития.
К 1949-1950 учебном в СССР к обучению были привлечены почти всех детей школьного возраста, что давало возможность развивать сети общеобразовательных учебных заведений на качественно новом уровне. Однако жесткая централизация управления в сфере образования во второй половине ХХ в. унифицировал в регионах процесс развития школьных сетей, не способствовало их эффективному формированию.
На основе анализа архивных материалов, законодательных и нормативных документов, принятых в стране во второй половине ХХ - начале XXI в., Можно определить этапы развития сетей ОУЗ, которые являются аналогичными для всех регионов. В основу периодизации положим сроки обязательного общего образования, ее содержательное наполнение и ориентацию на образовательные запросы государства.
Итак, в феврале 1956 ХХ съезд КПСС констатировал введения в целом в стране всеобщего обязательного семилетнего обучения.
Через два года, 24 декабря 1958 сессия Верховного Совета СССР приняла закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который установил вместо семилетнего образования обязательное восьмилетнее обучение как основа перехода к общей среднего образования, определив тем самым начало новому периоду становления и развития сетей общеобразовательных учебных заведений - этапа обеспечения всеобщего обязательного восьмилетнего образования, сочетание обучения с производительным трудом, ранней профессионализации.
Десятого ноября 1966 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (соответствующее постановление ЦК КПУ и Совета Министров УССР от 8.12.1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в РСФСР» ), которой констатировалось введения в стране всеобщего обязательного 8-летнего обучения и декларировалось стратегическая задача в области народного образования - осуществить в основном до 1970 года переход ко всеобщему среднему образованию в объеме 10 классов, чем было определено очередной этап в развитии сетей ОУЗ.
В июне 1972 в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и о дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (соответствующее постановление ЦК КПУ и Совета Министров УССР от 7.07.72 № 326 «О завершении перехода ко всеобщему среднего образования молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы УССР ») были подведены итоги работы по внедрению общего среднего образования и поставлена задача осуществить до 1975 года переход к полной общего среднего образования.
С целью развития сети учебных заведений, обеспечивающих общую обязательное среднее 10-летнее образование, в последующий период в СССР был принят ряд законодательных и нормативных документов.
В постановлении Верховного Совета СССР от 19 июля 1973 поднят вопрос «улучшение сети учебно-воспитательных заведений», обеспечение полного охвата средним образованием молодежи.
В 1974 году Верховная Рада приняла Закон УССР о народном образовании, который закрепил государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных заведений, бесплатность и обязательность общего среднего образования молодежи. Реализация мероприятий по развитию сети учебно-воспитательных заведений, рационального их размещения, как и обеспечение всеобщего обязательного среднего образования молодежи, была отнесена к компетенции исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
В 1976 г.. Директивами ХХV съезда КПСС в План развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы поставлена задача построить новые общеобразовательные школы не менее чем на 7 млн. Ученических мест, в т.ч. около 4500000. в сельской местности, развивать сеть внешкольных учебных заведений.
В 1978 году постановление Совета Министров УССР от 26.09.1978 года № 474 обязал исполкомы местных Советов народных депутатов закрепить за каждой средней общеобразовательной школой базовое предприятие или организацию, в условиях недостаточного финансирования имело положительное влияние на развитие материальной базы ОУЗ страны.
В 1981 г.. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» предполагалось обеспечить дальнейшее развитие сети школ. Было принято решение создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с шестилетнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ.
В 1984 году предпосылкой для следующего этапа становления и развития школьных сетей стало постановление пленума ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы», которой было решено, начиная с 1986 года, постепенно перейти к 11-летней общего среднего образования молодежи, обучение детей с шести лет, в том числе и на базе дошкольных учреждений.
С 1986 г.. Начался этап перехода к общей обязательной 11-летнего среднего образования, обучения детей с шестилетнего возраста, развития сети учреждений нового типа, частичной профессионализации.
С целью развития системы образования в 1991 году. Был принят Закон Украины «Об образовании». Первая редакция Закона ограничивала обязательное среднее образование 15-летним возрастом учащихся и девьятикласним обучением, однако уже в следующем 1992 такое ограничение было изъято из текста Закона.
В Законе определены ступневисть образования, соотнесено с типами учебных заведений: первая ступень - начальная школа, обеспечивающая начальное общее образование; второй - основная школа, базовое общее среднее образование; третья ступень - старшая школа, полное среднее образование.
Было определено, что обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести- или семилетнего возраста. Статья 36 Закона предусматривает, что школы первой ступени в сельской местности создаются независимо от имеющегося количества учеников.
В 1998 г. Указом Президента Украины от 02.06.1998 г.. № 580/1998 «О мерах по улучшению функционирования и развития общего среднего образования» областные государственные администрации обязаны обеспечить при наличии детей школьного возраста сохранения сети общеобразовательных учебных заведений в сельской местности для учащихся 1-9 классов.
В 1999г. Закон Украины «Об общем среднем образовании» провозгласил переход школы с 1 сентября 2001 года на 12 летний срок обучения для получения полного общего среднего образования, чем начал новый этап становления и развития сетей ОУЗ - введение всеобщего обязательного 12-летней среднего образования.
Приведенное выше дает основания утверждать - еще одной тенденцией в развитии сетей в течение исследуемого периода было увеличение срока обязательного всеобщего обучения в сети - от 7 лет в 1951 до одиннадцатого 2009 (с переходом к 12-летней общей обязанности " обязательно среднего образования в 2012 г.).
В 1999 году Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.07.1999 г.. №1305 «О развитии сельской школы» был утвержден Комплексный план мероприятий по развитию общеобразовательных учебных заведений в сельской местности в 1999-2005 годах, которым, в частности, предполагалось привести сеть общеобразовательных школ в соответствие с потребностями населения, открыть в сельской местности учебно-воспитательные комплексы «общеобразовательное учебное заведение - дошкольное учебное заведение», создать в областных и районных центрах разнопрофильные специализированные школ и, а также профильные классы в сельских общеобразовательных школах.
Заметной вехой на пути реформирования национальной системы общего среднего образования стали постановление Кабинета Министров Украины от 16.11.2000 г.. № 1717 «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения», ряд Указов Президента Украины и т.д., которыми было поставлена задача по внедрению в старшей школе профильного обучения, внешнего независимого оценивания.
На основе рассмотренных выше законодательных и нормативных документов, установленных сроков всеобщего обязательного образования, его содержательного наполнения и ориентации на образовательные запросы государства нами определены этапы становления и развития сетей общеобразовательных учебных заведениях в регионах страны во второй половине ХХ - начале XXI века.
Понятно, что в рамках этих этапов происходили становление и развитие сети общеобразовательных учебных заведений Житомирского региона.
Считаем, что обоснование современных тенденций в организации образовательной сети области требует осуществления количественного анализа статистических данных по развитию образования региона во второй половине ХХ - начале XXI века.
Понятно, что в рамках этих этапов происходили становление и развитие сети общеобразовательных учебных заведений Житомирского региона.
Считаем, что обоснование современных тенденций в организации образовательной сети области требует осуществления количественного анализа статистических данных по развитию образования региона во второй половине ХХ - начале XXI века. Необходимые материалы для анализа получены из архивных документов и впервые введены в научно-педагогический оборот.
Житомирская область в нынешних ее территориальных границах была создана 22 сентября 1937 года. В регионе в то время действовало 1498 школ, из которых начальных - 725, неполных средних - 632, средних - 141 школа.
В 50-х годах сеть ОУЗ в области активно развивалась, в частности, в 1951-1956 гг. Количество средних школ возросло на 79 и достигло 240 заведений, в которых обучалось 125,4 тыс. Учащихся. В 1956-1957 н. г. действовали уже 272 средние школы, а учеников 8-10-х классов увеличилось в три с половиной раза.
В 1955-1956 гг. Силами предприятий и колхозов области построено 27 новых школьных помещений. В 1957 году за счет колхозов и предприятий построено 7 средних, 8 семилетних и 6 начальных школ, достроены 248 классных комнат почти на 9 тыс. Ученических мест.
1951-1958 гг. Этап завершения перехода к общей обязательной семилетнего образования Материалы ХХ съезда КПСС
1959-1966 гг. Этап обеспечения всеобщего обязательного восьмилетнего образования, сочетание обучения с производительным трудом, ранней профессионализации Закон Верховного Совета СССР от 24.12.1958 г.. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР »
1967-1975 гг. Этап внедрения всеобщего обязательного 10-летнего среднего образования, создание кабинетной системы Постановление ЦК КПУ и Совета Министров УССР от 08.12.1966 г.. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в РСФСР», Постановление ЦК КПУ и совета Министров СССР от 07.07.1972 г.. № 326 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы УССР»
1976-1985 гг. Этап развития сетей общеобразовательных учебных заведений, которые обеспечивали общую обязательную 10-летнее среднее образование Закон УССР «О народном образовании» (1974 г.), Постановления Верховного Совета СССР, ЦК КПСС, Совета Министров СССР
1986-2000 гг. Этап перехода к всеобщей обязательной 11-летнего среднего образования, обучения детей с шестилетнего возраста, развития сети учреждений нового типа, частичной профессионализации Постановление пленума ЦК КПСС от 10.04.1984 г.. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы », постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР« О дальнейшем усовершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы »
2001-2009 гг. Этап внедрения всеобщего обязательного 12-летнего среднего образования, профильного обучения в старшей школе, внешнего независимого оценивания Закон Украины "Об общем среднем образовании", Постановление Кабинета Министров Украины от 16.11.2000 г.. № 1717 «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения ».
Дальнейшее развитие получили школы рабочей молодежи. Если в 1950 году их было 17 с общим количеством 2,2 тыс. Детей, то в 1955 г.. Таких школ насчитывалось 30, а контингент учащихся в них вырос до 4,6 тыс. Человек. Больше всего подобных заведений действовало на Житомирщине в 1961-1962 учебном году - 57, в них приобретало образование тогда около 12 тыс. человек.
Коментарі