хочу сюди!
 

Nata

39 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 40-52 років

История общественно-госсударственного управления образованием

  • 18.10.17, 18:56

 

Работала в области сеть школ сельской молодежи. Больше всего их действовало в 1961-1962 учебном году - в 357 заведениях тогда обучалось 10,6 тыс. Учащихся, работало 2,4 тыс. педагогов.

В течение 1959-1966 годов в области осуществлялся переход от семилетнего до восьмилетнего всеобщего обязательного обучения, расширялась сеть сельских и городских школ, которые давали среднее образование без отрыва от производства.

С 1959 года при сельских школах области активно открывались пришкольные интернаты, с 1960 г.. - школы с продленным днем для учеников 1-8 классов, с 1961 г.. - общеобразовательные школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке.

В 1961-1963 гг. Средние общеобразовательные школы области в контексте административных решений путем введения в старших классах профессионального обучения перешли на одиннадцатилетний срок обучения. Однако в связи с недостаточной подготовленностью этих изменений в течение 1964-1966 гг. Общеобразовательные школы Житомирщины, как и всей страны, вернулись к десятилетнему сроку обучения [120]. В 1966-1967 учебном году в области действовало 1537 школ, где обучалось 302,6 тыс. школьников, из них 361 были средними, в них насчитывалось 168,7 тыс. учеников.

В области функционирует сеть вечерних (сменных) школ - учебных заведений II-III степеней для граждан, не имеющих возможности учиться в школах с дневной формой обучения. С развитием сети дневных общеобразовательных школ из 50 таких заведений в 1971-1972 учебном году, где приобретало образование почти 30 тыс. Учащихся, в 2007-2008 учебном году их количество снизилось до 6. Ими охвачено 1,8 тыс. учеников, здесь работает более 100 педагогов. Изменения в сети вечерних школ в области представлено на рис. 1.7.

В Житомирской области также действует сеть внешкольных учебных заведений, которые создаются с целью удовлетворения потребностей детей в дополнительном образовании по интересам (научными, техническими, художественно-эстетическими, спортивными и т.д.). Если в 1953 действовало 22 ПНС, которыми было охвачено 7,0 тыс. Учащихся, то в 1971 г.. - 45 таких заведений, где воспитывалось 12,4 тыс. Детей. Больше внешкольных заведений работало в 1992 году - 78, в них в 1822 кружках обучалось 58,4 тыс. Школьников. Однако, в связи с финансовыми проблемами за последние годы их количество уменьшалось. В 2007-2008 учебном году действовало 54 ПНС, которыми охвачено 27,6 тыс. учеников.

ериод с 1966 по 1980 годы на Житомирщине характеризуются количественным ростом учебных заведений: построено 222 школы на 92 000 мест, 388 дошкольных учреждений на 33 000 мест, достроены почти 500 классных комнат.

В 1985 году в области насчитывалось 1000 дневных школ, среди них - 183 начальных, 438 неполных средних, 368 средних и 11 специальных. В них приобретало образование 223 тыс. Учеников, из которых 170 тыс. - в средних школах, работало 17 тыс. Педагогов.

Сеть дошкольных учебных заведений в эти годы активно развивалась и в 1991 году достигла своего наивысшего уровня - в области действовало 830 ДОУ, которыми было охвачено 61,6 тыс. Дошкольников, работало 6543 педагогов. К сожалению, до 2001 года 57% дошкольных учебных заведений прекратили свою деятельность и на территории области их работало всего 358. Ими было охвачено только 31% детей, а в сельской местности этот показатель вообще снизился до 9%. В 2008г. На Житомирщине количество ДОУ выросла до 582, ими охвачено 55,3% детей.

В области активно создаются учебно-воспитательные комплексы «дошкольное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение». В 2007-2008 учебном году функционировало 45 таких комплексов.

Для развития способностей, дарований и талантов учеников с 1992г. До 2007г. На Житомирщине создано 30 учебных заведений нового типа: 21 гимназию, 6 лицеев, 3 коллегиума, где обучается около 12 тыс. (Почти 8%) учеников. Подробнее это представлено на рис. 1.8.

Подавляющее большинство этих заведений были основаны за последние 5 лет. Гимназии, лицеи, коллегиума создаются с целью модернизации образовательного процесса и приближения его к требованиям современности, обеспечение высокого качества образовательных услуг.

Это предполагает обеспечение таких учреждений современным оборудованием, литературой, компьютерной техникой, высококвалифицированными педагогами, внедрение новых технологий обучения и воспитания и т. Однако развитие в области сети учреждений нового типа находится на начальном этапе, ведь в 2007 году в 10 районах Житомирщины такие заведения еще не функционировали.

В 1999 году Законом Украины «Об общем среднем образовании» установлено 12-летний срок обучения для получения полного общего среднего образования в ОУЗ I-III степеней. В настоящее время в области действовало 940 ОУЗ, где обучалось 206,7 тыс. Школьников. 435 школ были средними, ими охвачено 174,6 тыс. Учеников.

В период с 1974 по 2007 гг. В области было введено в действие 359 новых помещений школ на 130,9 тыс. Ученических мест. Больше всего их строилось в 70-х - 80-х гг. Прошлого века, когда ежегодно сдавалось около 20 новостроек. В начале XXI века. темпы строительства значительно замедлились - ежегодно вводилось в действие лишь несколько новых помещений школ, что негативно повлияло на развитие учебно-материальной базы школьного образования. На сегодня почти 42% школ области расположены в приспособленных помещениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в них отсутствуют библиотеки, спортивные залы, компьютерные классы, столовые, водяные сети и тому подобное.

На начало 2007-2008 учебном в области сформировалась сеть из 862 общеобразовательных учебных заведений, в состав которой входили 771 общеобразовательная школа, 16 общеобразовательных школ-интернатов, 21 гимназия, 6 лицеев, 3 коллегиума, 45 учебно-воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение», 6 частных 6 вечерних школ, которыми охвачено 157,1 тыс. учащихся, и где работало 18,9 тыс. учителей. Кроме того, в области действовало 10 межшкольных учебно-производственных комбинатов, где предоставлялись образовательные услуги по профильного и профессионального обучения 3,3 тыс. Учащимся старших классов.

В 2006-2007 учебном году в области в рамках Всеукраинского эксперимента начала деятельности «школа-семья» - общеобразовательное учебное заведение I степени с небольшой наполняемостью учеников, который способен предоставить сельским школьникам, даже в местностях со сложной демографической ситуацией, доступ к качественному образованию по месту проживание за счет внедрения идей семейной педагогики, привлечения к учебно-воспитательного процесса родителей.

Изменения в сети общеобразовательных учебных заведений области в течение второй половины ХХ - начала XXI века.

Таким образом, можно констатировать, что максимальное количество школ - 1549 - действовала на территории Житомирской области в 1961-1962 учебном году. В дальнейшем число заведений в связи с негативными демографическими тенденциями уменьшалось практически ежегодно, достигнув минимального количества в 2007-2008 учебном году - 862. За этот период количество ОУЗ сократилась в области на 687, или в 1,8 раза.

Аналогичной была ситуация в других регионах и в Украине в целом - максимальной количество школ в государстве была в начале 60-х годов ХХ века: в 1952-1953 учебном году функционировали 28687 школ, в 1953-1954 учебном году - 29549, в 1956-1957 учебном году - 29517, в 1959-1960 учебном году - 36432, 1960-1961 н.р.- 37664, 1966-1967 учебный год - 28977, в 1976 году. - 22613 массовых дневных школ.

За прошедшие десять лет количество общеобразовательных учебных заведений области уменьшилась на 83, причем за последние 5 лет - на 71.

Уменьшается в школах области и количество классов. Максимальной она была в 1965-1966 учебном году - 13283, минимальной - в 2007-2008 учебном году - 8975. За этот период произошло их сокращение на 4308 (32%). В частности, за последние 10 лет количество классов в области сократилась на 2157, причем, за последние 6 лет - на 1866 классов.

В связи с негативными демографическими тенденциями в школах Житомирщины постоянно уменьшается количество учеников. С максимальной в 1951-1952 учебном году - 326,7 тыс. Школьников - до 2007-2008 учебном она уменьшилась на 171,9 тыс., или почти в 2,2 раза, и составила 154,8 тыс. детей.

В частности, за прошедшие десять лет численность учащихся общеобразовательных школ области снизилась почти на 54,8 тыс. Чел., Причем за последние 5 лет - на 39,2 тыс. Чел.,

С годами прослеживаются негативные тенденции средней наполняемости школ в Житомирской области, в 1986-1990 гг - 229 учеников, а в 2007-2008 учебном году составляла 180 учеников. 69 (8%) общеобразовательных учебных заведений в 2008 году. Насчитывали до 15 учеников, 220 (26%) - до 50 учеников. Средняя наполняемость сельских школ составляла 93 ученика, что почти в 6 раз меньше, чем в городе (527). Еще хуже была ситуация с школ I степени, средняя наполняемость которых в селе составляла около 12 детей.

Средняя наполненность классов в области уменьшилась с максимальной - 31,34 школьника в 1951-1952 учебном году к минимальной - 17,05 ребенка в 2007-2008 учебном году, или почти в 1,8 раза. В частности, за последние 5 лет средняя наполненность классов сократилась на 1,79 ученика.

Еще хуже ситуация в сельских школах Житомирщины, где средняя наполненность классов составляет около 12 школьников.

Почти в 2,8 раза уменьшилась в течение второй половины ХХ - начала XXI века и количество учащихся, приходится на 1 учителя - от 23,04 в 1951-1952 учебном году до 8,24 в 2007-2008 учебном году, причем за последние 10 лет этот показатель снизился на 2,55.

Как свидетельствуют приведенные цифровые данные, в 2007-2008 учебном году показатели по количеству учеников, школ, в частности, малокомплектных и малочисленных, классов, детей, учит один учитель, средней наполняемости школ и классов в Житомирском регионе были худшими с 1951 года. Причинами этого является снижение уровня рождаемости, уменьшение процента занятости населения в сельском хозяйстве и переезд сельского населения в города, и, что, стоит отдельно отметить, просчеты в формировании сетей общеобразовательных учебных заведений, особенно в сельских районах.

В процессе исследования установлено, что подобная ситуация характерна для всех регионов Украины.

Это, безусловно, привело к значительным проблемам в организации работы учебных заведений в регионах, рассматривалось выше.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод: в течение определенных нами этапов во второй половине ХХ - начале XXI века в регионах Украины вследствие господства в сфере образования страны командно-административных методов управления сформировались сети общеобразовательных учебных заведений, которые не учитывают местных потребностей и особенностей и не могут обеспечить всем ученикам равный доступ к качественному образованию, что противоречит образовательным приоритетам государства.

Поэтому следующим этапом развития сетей общеобразовательных учебных заведений должна стать их оптимизация на основе учета природно-географических, социально-экономических, демографических, историко-бытовых, культурологических, организационно-педагогических факторов региона с целью создания при имеющемся объеме ресурсов максимально благоприятных условий для обучения и воспитания школьников.

0

Коментарі