Внешние враги Украины и внутренняя «пятая колонна» очень активно освещают действия Украины, направленные на защиту отечественного производителя, как недружественное отношение к иностранным инвесторам, причем пытаясь создать конфликт с важным торговым и политическим партнером Украины — Китайской Народной Республикой.
В то же время, при более внимательном рассмотрении ситуации вокруг отечественного авиастроительного гиганта, всплывает множество обстоятельств, которые корнями уходят еще в лихие 90-е, свидетельствующие о грабеже государства. И только адекватные действия нынешнего руководства государства, которые порой кажутся слишком креативными, дают надежду не потерять одну из реальных жемчужин промышленности Украины — уникальный завод «Мотор Сич», битва за который развернулась уже в планетарном масштабе! Потому что интерес таких сверхдержав, как США и КНР отчетливо свидетельствует, что Украина имеет активы, за которые не только не стыдно на мировой арене, а за них еще и дерутся!
Но немного обещанной предыстории.
В 1994 году Кабинет Министров Украины разрешил проведение приватизации имущества государственного предприятия «Мотор Сич». С этого момента начался переход права собственности известного на весь мир предприятия в частные руки. Процедуру продажи акций была разделена на два независимых направления -приватизация и льготную продажу, имевшее целью предоставить равные возможности для всех желающих получить долю в предприятии.
Однако, «равные права для всех» не соответствовало реалиям Украины 90-х. В ходе осуществления приватизации было совершено ряд нарушений законодательства в интересах Вячеслава Богуслаева, что привело к нанесению значительных экономических убытков государству.
В частности, состоялось занижение размера уставного капитала акционерного общества на 200 млрд. и безвозмездная передача государственного имущества ТОВ, повлекшего убытки государству, как от недополученных средств от приватизации, так и от безвозмездного пользования таким имуществом с 1994 года.
При этом, акт оценки стоимости целостного имущественного комплекса государственного предприятия «Мотор Сич», утвержденный приказом Фонда госимущества Украины в 1993 году, разрабатывался комиссией по приватизации, которая приняла решение об исключении из стоимости целостного имущественного комплекса предприятия имущества, которое в соответствии с законодательством Украины не полагалось к объектам, не подлежащих приватизации, а значит и не должно было удаляться. Это решение в соответствии повлияло на уменьшение размера уставного капитала акционерного общества. В дальнейшем это имущество было вновь передано Обществу, конечно бесплатно. Таких полномочий комиссия не имела. Вот такая нехитрая схема.
В 1997 году в Закон Украины «О приватизации государственного имущества» были внесены существенные изменения по детализации объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации. Так, с 20.03.1997 начала действовать редакция Закона, согласно которой имущественные комплексы предприятий авиационной промышленности не подлежали приватизации, однако приватизация АО «Мотор Сич» продолжилась в 1997-2000 годах.
По результатам проведенной приватизации, фактически единственным мажоритарным владельцем предприятия стал тогдашний генеральный директор Вячеслав Богуслаев.
Вместе с тем, следует отметить, что предприятие под руководством Богуслаева активно развивалось, реализовывались новые разработки, в частности ПКР «Нептун», которая в дальнейшем принята Украины на вооружение, ударные вертолеты на базе модернизированного Ми-2, турбовальные двигатели и многое другое, что предсказывало обществу и его владельцу светлое будущее. С целью увеличения капитализации общества, было принято решение о выводе его акций на мировые торговую биржу.
К сожалению, в планы Богуслаева и надежды многих причастных к авиастроительной отрасли вмешалась Россия со своими имперскими замашками. Начиная с 2014 года, «Мотор Сич» теряет свой основной рынок сбыта — Россию и переживает стагнацию.
В этих условиях Богуслаев стал подыскивать обеспечить себе и своей семье безбедное существование, продав предприятие. И тут на сцену выходит малоизвестный на тот момент предприниматель из Поднебесной — Ван Цзин. В биографии господина Цзинабагато белых пятен, что наводит на определенные размышления относительно происхождения его состояния и реальных намерений.
Существует мнение, что Ван Цзин может быть связан с близким другом и личным кошельком Владимира Путина Геннадием Тимченко. Так, по информации из различных источников, приобретение Ван Цзин его основного актива — группы Xinwei, осуществлялось именно за счет средств Тимченко. Более того, фактическим владельцем «Hknd GroupManagement Limited», компании, которая намеревалась реализовать амбициозные проект построения Никарагуанский канал, также является господин Тимченко. Еще одним фактом, свидетельствующим о дружеских связях Ван Цзина с официальным Кремлем, является его участие в проекте построении в России 4G-системы «Маквиль», кураторством которой занимался лично советник Владимира Путина Владислав Сурков.
С 2015 года подконтрольные Ван Цзина компании начинают скупать акции «Мотор Сич», которые были в свободном обращении. До 2017 года указанные компании концентрируют у себя 56% пакет акций «Мотор Сич». При этом, транзакции проходят без получения соответствующего разрешения АМКУ, что в дальнейшем перерастает в открытие СБУ криминального производства по статье «диверсия» и наложения ареста на указанный пакет акций. С тех пор китайские инвесторы искали пути урегулирования ситуации в свою пользу, однако, говорится, воз и ныне там.
Позиция официального Киева по этому вопросу вызывает много споров. С одной стороны, частное предприятие самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность и участие государства в этих процессах кажется лишней. С другой стороны, угроза потери такого предприятия, несет риски не только для Запорожья, для которого «Мотор Сич» является едва ли не основным работодателем в городе, но и для безопасности государства в целом. Так, несмотря на то, действительно ли Ван Цзин действует в интересах России, является независимым бизнесменом или контролируется властями КНР, в любом случае в фактических владельцев акций «Мотор Сич» нет никакой заинтересованности в сохранении предприятия и его уникальных технологий в Украине.
Показательным примером передачи конкурентоспособных предприятий иностранным владельцам без понимания их реальных намерений история с «Запорожским производственным алюминиевым комбинатом». Так, за время руководства менеджмента Олега Дерипаски на предприятии и в Украине в целом было уничтожено производство первичного алюминия и кремния, а также создан искусственная кредиторская задолженность перед компаниями Дерипаски на сумму более 30 млн долларов.
Поэтому давайте не будем подыгрывать врагам Украины по искусственному раздуванию истории вокруг «Мотор Сич». Украина все верно делает, не только отстаивая украинского товаропроизводителя, а и возвращая государству актив, который был непонятно как приватизирован. Мало того, что им почти 20 лет пользовались непонятно кто непонятно на каких условиях. Надеемся, что это только первый шаг к восстановлению промышленности Украины самим государством, потому что только мы сами по-настоящему заинтересованы в процветании нашей страны! Впереди еще масса работы по возврату награбленного и пусть кейс «Мотор Сич» станет успешной отправной точкой в подъеме Украины.