Как научиться разбираться в людях?

.
Ученик однажды спросил Старца: «Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?» — «Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!» — «Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!» — «Потому что он первый и предаст тебя!» — ответил Старец со вздохом. «А кому же мне доверять?» — спросил ученик. «Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!»
***
Сказал старый монах: «Истинное смирение всегда незаметно, поэтому его трудно найти; но когда найдешь его, оно тебя никогда не предаст»
 *
Автор притчи: Монах Симеон Афонский

Друзья и обед

.
Трое друзей собрались пообедать. Уселись за стол, и один из них сказал: «Уж очень я есть захотел, с утра ничего не ел!» Двое его приятелей дружно воскликнули: «И мы ниче­го не ели, даже животы заболели!» Тут первый из друзей подумал, и проговорил: «Правду сказать, я утром еще поел творожку!» А двое остальных ответили: «Честно говоря, и мы съели по пирожку!» Тогда тот, кто съел тво­рожок, покраснел и пробормотал: «Скрывать не буду, я еще съел пюре и котлету». А двое приятелей стыдливо признались: «И мы съели еще по салату и по омлету...»
***
Сначало себя смири. Чем больше повинишься сам, тем больше повинятся и другие
*
Автор притчи: Монах Симеон Афонский

Книжник в яме

.
Один книжник, весьма ученый человек, возвращался домой затемно. Он о чем-то задумался, не поглядел под ноги и угодил в глубокую яму. Сидит там, выбраться сам не может. Час сидит, два. Стал он кричать и людей на помощь звать.
Проходил мимо один прохожий, услыхал крики, к яме подошел и говорит:
— Держись, друже! Дай только веревку раздобуду!
— Подождите, любезнейший! — сказал книжник. — Хотелось бы отметить, что разговариваете вы не с не­вежей, а с человеком образованным. За свою жизнь я прочитал множество книг и превозмог множе­ство наук и языков. Что касается вашей речи, то обороты, которые вы употребляете, весьма далеки от книжных и кажутся мне совершенно безграмот­ными. Не могли бы вы изъясняться более высоким слогом?
— Ну, коли так, — усмехнулся прохожий, — раз ты от учености большой за словами смысла их раз­глядеть не можешь, пойду я премудростям книж­ным обучаться, чтобы на равных с тобой говорить. А ты пока в яме посиди!
Устыдился книжник и прощения попросил. По­шел прохожий веревку искать, скоро вернулся и горемыку этого из плена и освободил. С той поры книжник ученостью своей перед простыми людь­ми кичиться перестал.
  
 

 

 

Царство, которое пониже

.
Было как-то некоему святому откровение, как люди хотели войти в Царство Небесное. Собралась толпа у врат Царства Небесного и отворились этим людям врата. И сказал Бог людям: «Приидите, благословенные, наследуйте Царство Небесное!» И тут кто-то из них говорит: «Господи, я очень Тебе благодарен, только мне один человек неприятен, пусть в Твоем Царстве его не будет!» За ним другой человек подал голос: «Господи, а я даже представить себе не могу, чтобы мой обидчик жил в Твоем Царстве вместе со мной!» И другие люди стали просить Бога: «Господи, если нас возьмешь в Свое Царство, пусть там не будет тех людей, которые нам неприятны!» И слышат они голос Бога: «Царство Небесное открыто для всех, кто, живя на земле, научился любить ближнего и смиряться! А для остальных, кто не хотел научиться Любви и смирению, есть другое царство, только оно пониже расположено!» И наступила тишина, и затворились врата Небесные.
***
Сказал старый монах: «Подумай, как войдешь в Царство Божие, если не смиришься?»
*
Автор притчи: Монах Симеон Афонский

Пощечина и милостыня

.
Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» — постыдился человек и дал ему милостыню.
*
 Из книги: Миссионерские письма. Святителя Николая Сербского

Почему Бог не дал крыльев человеку?

.
Один охотник любил ходить в лес и в поле за добычею. Однажды долго восходил он на высокую гору» выслеживая зверя, и, утомившись, сел на большом камне отдохнуть. Увидав стаю птиц, перелетающих с одной высоты на другую, он стал думать: «Почему Бог не дал крыльев человеку, чтобы мог он летать?»
В это время тем местом проходил смиренный отшельник и, узнав мысли охотника, сказал ему:
— Вот, ты помышляешь, что Бог не дал тебе крыльев; но если тебе дать крылья, то ты все равно не будешь доволен и скажешь: «Крылья мои слабы, и я не могу с ними долететь до неба, чтобы увидеть, что есть там»; и если тебе будут даны такие сильные крылья, чтобы ты мог подняться до неба, то и тогда ты будешь недоволен и скажешь: «Я не разумею, что тут происходит». И если тебе будет дан разум, то опять ты не будешь доволен и скажешь: «Почему я не ангел?» И если тебя сделают ангелом, то ты снова будешь недоволен и скажешь: «Почему я не херувим?» И если ты станешь херувимом, то ты скажешь: «Почему Бог не дал мне управлять небом?» И если дано будет тебе управлять небом, то и тогда ты не удовлетворишься и, как некто другой, дерзко взыщешь большего. Поэтому всегда смиряй себя и будь доволен тем, что тебе даруется, и тогда будешь жить с Богом».
Охотник увидел, что отшельник сказал истину, и возблагодарил Бога, что послал ему монаха, который вразумил его и открыл ему путь смирения.
*
Преподобный Силуан Афонский

Все мои леса, все мои луга!

.
Человек в счастье забывается и все приписывает себе — своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага. Эту истину о. Амвросий так изображал:
— Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер — забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!»
*
Притча старца Амвросия Оптинского

Самый смелый и бесстрашный

.
Однажды собрались достойные воины, чтобы проверить, кто из них самый смелый и бесстрашный. Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но какие бы испытания они себе ни устраивали, так и не смогли выбрать из своей среды самого смелого и бесстрашного.
Тогда они обратились к девушке, наблюдавшей за их состязаниями, и попросили ее рассудить их спор.
— Кто из вас расскажет мне о своей слабости, о том, чего он боится больше всего на свете? — спросила девушка.
Никто из воинов не признался ей в своих страхах.
И тогда она сказала:
— Самый смелый не тот, кто способен победить другого человека. Самый смелый тот, кому хватает смирения признать свой страх!

Притча о дружбе и любви

.
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:
«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Суть смирения

.
Один подвижник так объяснял суть смирения:
- Все люди жаждут величия, а Бог просит нас стать маленькими. Чтобы пройти в дверь, ведущую в Царствие Небесное, надо встать на колени.