К замкам Луары, Франция, 2 часть: замок Шамбор
- 07.12.10, 14:09
К замкам Луары, Франция, 2 часть.: замок Шамбор.
Луара - река небольшая, но самая карсивая и самая французская. Вдоль её берегов расположились замки неслыханной красоты, которые мы собирались посетить.
Когда окончилась столетняя война, старые укрепленые замки - форты стали переделывать под роскошные дворцы. Франциск 1 решил, что слава Франции будет основанна не столько на её военном могуществе, сколько на её культуре, искусстве, прекрасном.
Сейчас, оствались эти просто замечательнишие памятники - необыкновенные дворцы - замки, которые уникальны и напоминают о том великолепи, которое было в 16, 17 и 18м веках.
Здесь я хочу рассказать о моём путешевствии в замок Шамбор, самый красивый в архитектурном смысле замок, которые мне удалось посетить.
Замок Шамбор:
Замок Шамбор стоит на левом берегу Луары. Путь к нему лежал через лес. Оказывается, територию замка занимает громадная часть леса, в котором в 16, 17, 18 ст. его жителм охотились. Лес вокруг довольно дикий, не представляю даже, как там возможно было "продраться" гончим собакам, чтобы загнать кабана или лося... И вот мы выехали из леса на парковку машин, и тут вдруг в далике я увидела вот это: на горизонте возвышалась такая вот крыша замка.
Мы прошли по улице. Справа расположился маленький сувенирный магазинчик,
еще какие-то постройки и буквально через несколько десятков метров перед нами во всем своем великолепии открылась панорама замка.
Вот он - один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. По количеству построенных на крыше башен и украшений мы сравнили его с волшебным замком из Диснейленда. Чем ближе мы к нему подходили тем больше у меня создавалось впечатление, что замок как бы выростал из земли:У каждого замка своя история, и вот немного самого главного про Шамбор.
Не буду писать всю историю замка, её каждый может найти в Интернете.
Скажу только, что этот замок строился 158 лет и был построен кузеном и преемником короля Франции Людовика XII - Франциском I (или, если называть его по-французски, Франсуа 1й), который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции, и который не дожил до полного завершения строительства своего замка.
После взятия Милана Франсуа 1му понравился миланский архитектурный стиль замков, и мальчику захотелось тоже себе построить красивый дворец не хуже итальянских. В моде тогда была роскошь эпохи Возраждения, и все знатные и богатые вельможи соревновались между собою, кто лучше построит, богаче обставит и круче оденется.
Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе близ Амбуаза. Тогда, Франсуа решил построить замок - как охотничий домик в лесу. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Ну а мы направились искать вход в замок:
размер ворот впечетляет: здесь не то чтобы на коне проедешь или в карете, здесь на слоне тоже вполне можно "войти" в дверное отверстие.
Мы прошли в такие вот старинные ворота замка, купили билеты, вошли во двор и, как будто бы попали в средневековье: перед нами выросла вот такая стена.
Оказывается, сам замок находится внутри небольшого квадратного двора, обнесенного 35 метровой стеной (чтобы пушки не пробили)!
Вид на крышу замка со двора:
Замок строился на месте старинной крепости 158 лет (!!!) с 1526 года до 1684 г., было занято более 1800 человек. Представьте себе подобное строительство на протяжении 158 лет совершенно без ничего, почти, без единой страховки, ни рукавиц ни каски, ни машин: кранов, бульдозеров и всего прочего, что сейчас существует!!! Смертность на стройке тогда была очень высокой. Это действительно людской подвиг построить подобное здание "вручную". Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи
Крыша нам показалась самой красивой и интересной достопримечательностью замка - по тому-то туда мы первым делом и поспешили. Все башни были одинаковы по величине и по форме. Пространство между каждой башней равнялось 312 шагам. В каждой башне посреди жилого корпуса была винтовая лестница, ступени которой были частью из порфира, частью из нумидийского камня, частью из мрамора-змеевика...
Вид с крыши был посто потрясающим: перед нами расстилался охотничий лес, канал, вид на башни замка. На фото: Центральная аллея при входе в замок, канал, окружающий его и лес. Представьте, какая громадная территория!
Это фото я сделала прямо вот с той стены замка, которая открылась перед нами на входе. Здесь можно увидеть немного двор замка и осознать толщину квадратного укрепления на входе.
Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка. По таким вот балконам, проходящим по всему краю криши, мы обошли все башни вокруг.
Крыша состоит из многочисленных башень и башенок, соединённых между собою балконами. Как кружево из камня! Действительно, работа уникальная.
Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба, однако, типично французский вкус.
И если внимательно прислушаться к словам гида, станет ясным, что каждая декоративная башенка Шамбора — это вытяжная труба от внутренних печей и каминов. На крыше замка:
А это изображение саломандры, очень мне напоминающей дракона - символ короля Франсуа 1го. Саламандра выгравированна везде в замке, на всех его украшениях.
После осмотра крыши мы спустились вниз на 1й этаж по вот такой вот старинной лестнице, а вообще то замок 3-х этажный.
Шамбор строился, как и другие средневековые замки: в центре — донжон, по бокам — башни. Но во всем чувствовался размах, несопоставимый с возведением цитаделей предшествующих времен.
Фото лестницы на 3м этаже:
Центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Второй здесь не видно, он построен так, что поднимающиеся по ним люди не встречаются! Это - гениальное изобретение Леонародо Давинчи.
На втором этаже:
Ширина и высота комнат и коридоров поражают!
На первом этаже.
Внутри лестницы находится такой вот "колодец" с окнами, для освещения лестницы!
Внутри "колодца":
На каждом из трех этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На первом этаже были залы с охотничьей добычей: рога, чучела животных, оружие, гобелены, картины с охотой.
Места вниз по Луаре, в сторону Блуа, были лесистые, даже болотистые, и потому богатые зверьем и дичью. B.C. Турчин в своем исследовании «Замки Луары» пишет, что в 1519 году по инициативе французского короля-рыцаря Франциска I, который вошел в историю и как покровитель искусств, Шамбор сначала стали возводить как охотничий домик — на месте снесенного небольшого замка.
На фото: моя мама на фоне охотничьих трофеев - рогов в одном из залов на 1м этаже замка.
Такие вот красивые картины с охотой. Количество рогов на стенах поражает, надеюсь, их насобирали в течении нескольких столетий ...
На первом этаже в специальной комнате показывали короткий видеофильм о том, как строился замок, в 3Д, и после его просмотра я отправилась на осмотр на второго этажа.
В другом зале стояла вот такая королевская карета:
Там мы нашли небольшие комнаты, стены которых были обвешанны гобеленами и в которых стояли королевские кровати. Нам обьяснили, что в разное время здесь жили разные люди, по мере того, как замок переходил к его новым владельцам. Вот на этой кровати спал сам Франсуа 1й. Его спальня и кровать не были большими, и это нас поразило. Люди тогда были гораздо ниже ростом, чем сейчас. Даже короли.
В 1526м году он, всётаки, решил построить себе большую спальню. Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса. Были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы.
Вот так по мере необходимости и строился замок. На третьем этаже в залах со сводчатыми потолками устраивались балы. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. В замке ему было холодно, и вскоре он поспешил от туда уехать, забыв забрать с собою свою кровать:
"Польская кровать" Лещинського.
Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги.
Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка.
На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.
В одном из залов проходила "Чёрная" месса. Нам обьяснили, что в этом замке снимали кино про "тайный клан".
Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.
По внутреннему балкону мы прошли на осмотр другого крыла замка. Проходя, мы любовались вот такой старинной лестницей:
Здесь стали также проводиться пышные празднества, звучала музыка Люлли, а кордегарию (помещение для военного караула) Шамбора король решил переделать в театр. Король повелел привезти из Парижа труппу и поставить в замке комедию-балет, которую должен был написать Жан-Батист Мольер. Французский драматург два месяца провел в холодном гулком замке, ведь никому и в голову не пришло топить королевские печи ради какого-то комедианта. Написанная им пьеса называлась «Господин де Пурсоньяк», но королю она не понравилась. Он отбыл из Шамбора, не заплатив автору обещанный гонорар.
На втором и третьем этаже были такие комнаты:
Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице.
Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами.
Многие залы были обвешанны вот такими красивыми гобеленами,
Замок создавался трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».
ну а мы прошли по последнему коридору из башни в главный зал.
На втором этаже замка мы нашли ресторан:
Меню было совсем не дорогое. Я заказала вот такое блюдо:
Ну и, конечно, в замке предлагали местное вино.
Выйдя из замка мы зделали ещё несколько фото.
Нам очень понравился замок, но темнело и нужно было ехать в отель. По-этому, сделав несколько фото, мы сказали замку оревуар, что на французском значит "до свидания, до следующей встречи!"
Больше про замок Шамбор вы можите почитать здесь: