полоса 1
- 22.12.11, 00:46
Любой и каждый человек слаб перед искушениями,
тем паче, когда его душа лишена веры…
Что было…
Я узнал, что есть на белом свете Высоцкий, одновременно с изучением азбуки в первом классе средней школы. Мой одноклассник, показал отцовскую фонотеку с записями этого исполнителя. Это была стопка катушек с магнитной лентой которые проигрывали на деревянном бобинном магнитофоне, больше похожем на бабушкин комод. Мы часами слушали его песни, иногда прислушиваясь к каждому слову, хрипло звучавшему из динамиков, пытались постичь силу мудрости и заряжались неведомой энергией исполнителя.
«Диалог в цирке» и « Песня про жирафа» запали в детскую душу сразу, наверное в силу своей юмористической основы, а вот исповедь «Чуть помедленнее кони…» воспринималась так же сакрально как и бабушкина «Отче наш» в период атеистического воспитания подрастающего поколения…
Когда в нашем доме появился магнитофон, то первая кассета с записями была с песнями Высоцкого. Его слушали все - и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция! Последние особо почитали его талант и, по сути являлись основными распространителями его творчества.
Если у бабушки, возле кровати, пришпиленной к стене кнопкой, висело изображение Христа-Спасителя, то у папы в гараже, рядом с портретом Гагарина, висело фото Высоцкого…
Позже я увидел кино с его участием: «Как царь Петр арапа женил» и «Маленькие Трагедии», но просто апогеем величия таланта Высоцкого, как актера, стал фильм «Место встречи изменить нельзя».
… а потом, в разгар московской олимпиады, шокирующее известие о его смерти!
По телевидению, Э.Рязанов показал Высоцкого в «Кинопанораме», - это была та единственная для меня, исключительная возможности не только услышать песни, но и увидеть эту неповторимую манеру исполнения автора, особо приводили меня в восторг.
По сути я прожил с Высоцким, чувствуя свою причасность всего пять лет, от момента знакомства с его песнями в 1976 году, до его смерти в 1980 году. Но по его песням я все оставшееся время учился жизни – любить, верить и не сдаваться. Он умел быть разным - романтиком в любви и нежности, героем в песнях о войне, доблести и чести, а то шутил и балагурил про жизнь и смерть…
Иногда в своих песнях он поучал меня мудрости жизни больше чем семья и школа вместе взятые! Наверное, я и воспринимал его больше не как артиста, а как человека прожившего все то, о чем пелось в его песнях, только я никогда об этом не задумывался, до последнего дня…
Что есть…
Посмотрев фильм, я в очередной раз получил подтверждение двум истинам:
Первая – в СССР, даже такому человеку как Владимир Высоцкий, чтобы жить, необходимо было нарушать законы и обманывать государство (левые концерты и нелегальные гонорары). Но это больше рассказ не о талантливом поэте, а о системе, которая загоняла этого поэта за грань закона, чтобы в нужный момент использовать эти факты для манипуляции человеком.
Вторая – все любили Высоцкого, но каждый по-своему: друзья, иногда предавая, а враги иногда выручая…
Если бы это кино было шестьдесят шестой серией сто серийного фильма о Высоцком, все показанное было бы логично и уместно… Но мне печально видеть, что авторы для олицетворения духа талантливого поэта, актера и человека с распахнутой душей, выбрали образ беспомощного наркомана, опутанного сетями предательства и интриг. Этим подтверждается истина Третья – дети очень мстительны за пережитые обиды.
Чем сердце успокоится…
От фильма я ждал рассказа не о причинах «смерти» человека, а о жизни талантливого художника…
И не смотря на такой противоречивый сюжет фильма, для меня Высоцкий всегда будет другой – человек не лишенный недостатков и слабостей, но умеющий любить и быть сильным, мудрым и открытым…
Все актеры, принявшие участие в съемках фильма, справились со своими образами на отлично!
Эпизод видений Высоцкого, в момент клинической смерти – самый удачный момент фильма!
Хорошо подобрано музыкальное сопровождение - спасибо, что не пересолили с одними его песнями.
Но мое резюме об этом кино, всего лишь сожжет и мораль одной из песен Владимира Высоцкого:
«И душу нежную под грубой робой пряча,
Суровый шкипер дал ему совет:
"Будь джентльменом, если есть удача,
А без удачи - джентльменов нет!"