Почему я — ленивая мама.
Да,
ленивая. А еще эгоистичная и беспечная – как может некоторым показаться.
Потому что хочу, чтобы мои дети были самостоятельными, инициативными и
ответственными. А значит надо предоставлять ребенку возможность для
проявления этих качеств.
В период
работы в детском саду наблюдала немало примеров родительской гиперопеки.
Особенно запомнился один трехлетний мальчик — Славик. Тревожные
родители считали, что он обязан всегда и все съедать. А то похудеет. Не
знаю, как они его кормили дома, но в садик Славик пришел с явным
нарушением аппетита. Он механически жевал и проглатывал все, что
положено на тарелку. Причем, его надо было кормить, потому что «сам он
есть еще не умеет»(!!!) И вот кормлю я его в первый день и наблюдаю
полное отсутствие эмоций на лице. Подношу ложку – открывает рот, жует,
глотает…
Надо сказать, что повару в нашем саду
особенно часто не удается каша. Многие дети в этот раз кашу есть
отказались (и я их прекрасно понимаю). Славик почти доел. Спрашиваю:
«Тебе нравится каша?» «Нет» — открывает рот, жует, глотает. «Хочешь
еще?» — подношу ложку. «Нет» — открывает рот, жует, глотает. «Если не
нравится – не ешь!» Глаза Славика округлились от удивления. Он не знал,
что так можно… Сначала Славик наслаждался полученным правом отказываться
от еды и пил только компот. А потом начал есть с добавкой понравившееся
блюдо и спокойно отодвигал тарелку с нелюбимым. У него появилась
самостоятельность в выборе. А потом мы Славика перестали кормить с ложки
и он начал есть сам. Потому что еда – естественная потребность. И
голодный ребенок будет есть сам.
Я ленивая
мама. Мне было лень долго кормить своих детей. В год я вручала им ложку и
садилась есть рядом. В полтора года они уже орудовали вилкой. Конечно,
до того, как навык самостоятельной еды сформировался, приходилось
отмывать стол, пол и самого ребенка после каждой трапезы. Но это мой
выбор между «лень учить, быстро сделаю сама» и «лень делать самой, лучше
потрачу усилия на обучение».
Еще одна
естественная потребность — «справлять нужду». Славик справлял нужду в
штаны. Мама Славика на наше недоумение отреагировала рекомендацией
водить ребенка в туалет по часам – каждые два часа. «Я дома его сама
всегда сажу на горшок и держу его на горшке, пока он все дела не
сделает». То есть, трехлетний ребенок ждал, что тут его тоже будут
водить в туалет и уговаривать, не дождавшись, мочил штаны, и даже не
догадывался эти мокрые штаны переодеть, снять, обратиться за помощью к
воспитателю. Если родители предугадывают все желания ребенка, ребенок не учится хотеть и просить о помощи…
Через неделю проблема мокрых штанов была решена естественным образом.
«Я хочу писять!» гордо оповещал группу Славик, направляясь к унитазику.
В детском
саду все дети начинают есть самостоятельно, ходить в туалет
самостоятельно, одеваться самостоятельно, придумывать себе занятие,
обращаться за помощью, решать свои проблемы. Я вовсе не призываю
отдавать своих детей в садик как можно раньше. Напротив, считаю, что
дома до 3-4х лет ребенку лучше. Я говорю о разумном родительском
эгоизме, при котором ребенка не душат гиперопекой и оставляют ему
пространство для развития.
Как-то ко
мне в гости с ночевкой пришла подруга с ребенком 2х лет. В 21.00 она
пошла укладывать его спать. Ребенок спать не хотел, упрямился,
вырывался, но мама настойчиво держала его в кровати. Я попыталась
отвлечь маму от ее цели: «По-моему, он еще не хочет спать» (Это
естественно, он недавно пришел, тут дети, новые игрушки) Но подруга с
упорством продолжала его усыплять… Противостояние продолжалось больше
часа. В итоге ее ребенок все-таки уснул. Следом за ним уснул и мой
ребенок. Когда устал, сам залез в свою кровать и уснул. Я ленивая мама.
Мне лень удерживать ребенка в кровати. Я знаю, что рано или поздно он
уснет сам, потому что сон – естественная потребность.
По
выходным я люблю долго спать. В одну из суббот я проснулась около 11.
Мой сын 2,5 лет сидел и смотрел мультик, жуя пряник. Телевизор он
включил сам, DVD-диск с мультом тоже нашел сам. А еще он нашел
кукурузные хлопья и кефир. И, судя по рассыпанным хлопьям, разлитому
кефиру и грязной тарелке в мойке – он уже позавтракал. А старшего (ему 8
лет) уже нет дома. Он вчера отпросился с другом и его родителями в
кино. Я ленивая мама. Я сказала, что мне так рано вставать лень. И если
он хочет в кино, то пусть сам себе заводит будильник и сам собирается.
Надо же, не проспал… (На самом деле я тоже заводила себе будильник,
устанавливая виброзвонок в качестве сигнала, прислушивалась, как он
собирается и закрывает дверь, дожидалась смски от мамы друга, но для
ребенка это осталось «за кадром»)
А еще мне
лень проверять портфель, рюкзак для самбо, сушить вещи сына после
бассейна. А еще мне лень делать с ним уроки. Мне лень выносить мусор,
поэтому мусор выбрасывает сын по пути в школу. А еще я имею наглость
просить сына сделать мне чай и принести к компьютеру. Подозреваю, что с
каждым годом я буду становиться все ленивей…
Удивительная
метаморфоза происходит с детьми, когда к нам приезжает бабушка. А так
как живет она далеко, то приезжает сразу на неделю. Старший тут же
забывает, что он умеет сам делать уроки, разогревать себе обед, делать
бутерброд, собирать портфель и уходить утром в школу. И даже засыпать
один – боится. Рядом должна сидеть бабушка! А бабушка у нас не ленивая…
Дети несамостоятельны, инфантильны, если это выгодно взрослым.
психолог Анна Быкова