Институты благородных девиц.

  • 21.08.24, 13:24
Институты благородных девиц -- закрытые учебные заведения в Российской империи. За казенный счет в них воспитывались девушки привилегированных слоев (дочери дворян, высших гражданских и офицерских чинов), а за собственный счет -- также дочери купцов, почетных граждан и других лиц. 
Первым таким учебным заведением было основанное Екатериной II 5 мая 1764 г. Воспитательное общество благородных девиц, известное как Смольный институт (аналог Сен-Сирского института под Парижем).
 При императрице Марии Федоровне количество женских учебных заведений стало стремительно расти.

Институты благородных девиц были в Санкт-Петербурге (кроме Смольного, первого и самого престижного, еще 9), Москве (до конца XIX в. четыре, + 1 в 1900-м, + 1 в 1911-м); в губерниях -- 16, а именно в Белостоке, Варшаве, Иркутске, Казани, Керчи, Киеве, Нижнем Новгороде, Новочеркасске, Одессе, Оренбурге, Орле, Полтаве, Саратове, Тамбове, Тифлисе, Харькове.

 Харьковский институт благородных девиц открылся в 1812-м. Сначала по инициативе Григория Федоровича Квитки-Основьяненко (1778--1843) было образовано Общество благотворения для учреждения института, в котором бы воспитывались 20 дочерей беднейших дворян губернии. Но из-за нехватки средств -- к началу 1816-го удалось собрать только 223 рубля -- заведение было передано под покровительство императрицы Марии Федоровны. Благодаря пожертвованиям Павла Григорьевича Демидова (единоразово 20 тысяч и по 1 тыс. ежегодного содержания) для института купили 2 здания, что позволило комфортно разместить не только 20 воспитанниц, но и 80 пансионерок. В 1830-м великий князь Николай Павлович отдал институту средства, ранее отпущенные на строительство кадетского корпуса.
До захвата власти большевиками в 1917-м институт успел выпустить около 2500 воспитанниц (75 выпусков). Под давлением Советов институт эмигрировал в Сербию, где просуществовал еще 12 лет.

Полтавский институт благородных девиц был открыт в конце 1818 г. по инициативе княгини В.Репниной, жены полтавского генерал-губернатора. Супруги Репнины пожертвовали значительные средства на сооружение нового помещения, а Семен Кочубей продал за полцены свою полтавскую усадьбу, в которой и разместился институт. В 1832-м перебрались в специально сооруженное здание (арх. Л.И.Шарлемань по проекту арх. А.Штауберта). Больше 10 лет институт содержало полтавское дворянство, а потом его передали в ведомство императрицы Марии Федоровны. Существовал до 1898 года.

Одесский институт благородных девиц (1828 -- 1920).
В Одессе герцог де Ришелье в 1805 г. основал Женский благородный институтВ 1817 г., уже после того, как де Ришелье покинул Одессу, городской голова Я. А. Протасов преобразовал его в женскую школу для всех сословий – Городское девичье училище. В 1828 году на базе этого училища был создан Одесский институт благородных девиц для девушек из богатых и аристократических семей. Среди обязательных дисциплин были: Закон Божий, русский язык и литература, история, география, арифметика. Также слушательницам давали начальные знания по физике и минералогии, рисованию и полиграфии. Они учили немецкий и французский языки. Девушки занимались музыкой, церковным пением, танцами, рукоделием, учились вести домашнее хозяйство.

Киевский институт благородных девиц открыли 3 сентября 1838 г. Полный курс обучения длился 6 лет. 
Девочки 6-9 лет изучали Закон Божий, русский и иностранные языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, занимались рисованием, рукоделием и танцами. Для воспитанниц 9-12 лет к вышеперечисленным предметам добавлялись история, география, практические навыки домашнего хозяйства. У 12-15-летних продолжалось преподавание тех же предметов и добавлялись словесные науки, физика, архитектура. Ученицы 15-18 лет повторяли пройденное, много времени посвящали домоводству и рукоделию. Девушки уже готовились к учительской практике.

Киевский институт благородных девиц славился своим музыкальным образованием. Некоторые его выпускницы стали пианистками и оперными певицами.

Институт существовал до 1918 г., когда большевики забрали здание для Высшего военного училища.



О школе благонравных девиц на Татарке.

  • 16.08.24, 13:35
Дополнение к заметке "Киев: своеобразная Татарка". Для тех, кто задался вопросом, чему обучали в школах благонравных девиц.
Копирую пост Клубу Корінного Киянина в Facebook от 30 августа 2020 г.

Школа шляхетних панянок.
У 1908-1910рр. в Якубенківському провулку була збудована «Школа благонравных девиц» при Феодорівській церкві. В ній дівчата 13-16 років із бідних, православного віроспівідання родин, проходили навчання веденню садибного господарства, садівництву, птахівництву, тваринництву, кулінарній майстерності, пранню, шиттю, рукоділлю. Окрім цього вихованок вчили також письму, рахуванню, читанню, співу, природознавству і, враховуючи специфіку закладу, Закону Божому. Велику ділянку під будівництво школи пожертвував сам Олексій Якубенко. У статуті Школи зазначалось: «Воспитание в школе, кроме укрепления в ученицах религиозного чувства, любви к родине и общих нравственных основ, должно иметь ближайшей задачей развитие у ее воспитанниц качеств, необходимых в их будущей деятельности на сельскохозяйственном поприще». Курс навчання був розрахований на 3 роки. Після його завершення і трирічного стажування випускниці отримували звання «домоводка» (дещо дивно звучить…) з видачею відповідного посвідчення. Штатна чисельність учениць складала 30 осіб. Заняття тривали 8 годин щоденно: дівчат возили на екскурсії у зразкові господарства, на молочні ферми, сільськогосподарські виставки тощо. Було передбачене як повне утримання (пансіон) вихованок, так і навчання у школі без проживання. Утримувалась школа приватними пожертвами.
Заклад проіснував недовго. У 1919 році в Україні була скасована приватна благодійність, майно релігійних і. благодійних установ перейшло у власність держави. Будівлю школи перетворили на звичайний дитячий будинок у мережі закладів соцзабезу. Будинок зберігся і має сучасну адресу вулиця Тропініна,10.

Из поста в Facebook Оксаны Дубининой от 19 июля 2020 г. :

Тропинина 10. Усадьба построена с 1908-1911г на пожертвования того же господина Алексея Якубенко. В доме находилась с 1911 по 1919 год Киево-Лукьяновская школа домоводства. В школе одновременно могли учиться до 30 учениц от 12 до 15 лет, некоторые на полном пансионе от пожертвований, некоторые за небольшую плату. Благотворительность всегда была в почете. После 1919 года, в советские времена, в усадьбе был сиротский дом. Сейчас, насколько мне известно, дом опекает церковная община, которая хотела сделать реставрацию, но всё в спящем состоянии... Сейчас торцевой стене дома 10 висит баннер и надпись гласит: "Не купуйте земельну ділянку поруч - вона належить православній гімназії тел.097067..." Вот такая картина маслом...


P.S. Минулого року вулиці Тропініна повернули історичну назву -- Якубенківська.
 реакц

Киев: своеобразная Татарка.

Татарка -- местность на холмах, возвышающихся над Подолом. Поселение существовало здесь еще в древности, археологи в 1962 году обнаружили древние укрепления и огромное языческое кладбище. Название связано с нижегородскими татарами, которые появились в этом районе в 40-е годы XIX в.  Они занимались мыловарением, торговали на подольских рынках. Со временем на Татарке стали селиться жители Подола и Оболони, страдавшие от наводнений. В 1860-х были проложены нынешние улицы Половецкая, Татарская, Печенеговская (идея названий принадлежала землемеру Таирову).  

В 70–80-х годах  прошлого века  старую застройку Татарки снесли, но еще сохранилось небольшое количество малоэтажных домов. 

        
Дом, построенный в 1909 г., модерн. 

        

       
     Добротная сталинка постройки 1940 г. (отремонтирована конечно) выходит одновременно на три улицы.
         

         
Храм Николая Чудотворца сооружен в память о Чернобыльской катастрофе.                                                                       Старый "татарский" дуб.

        
"Элитные" особняки  нашего времени.
        

        

       

           
Такие вот контрасты...
               

                                  

      
Здание школы благонравных девиц при Феодоровской церкви, построенное в 1908 г. При Советах здесь был сиротский дом.
            

       
 Особняк постройки 1901–1902 гг. (арх. А.-Ф. Краусс).
              

          
 Макариевская церковь (1807 г.) – единственный в Киеве деревянный храм. Названа в память 400-летия мученической смерти Киевского митрополита Макария. Была освящена 30 ноября 1897 года. Главная икона, изображающая св. Макария, написана Иваном Ижакевичем (Іван Їжакевич). При советской власти башни церкви снесли, были восстановлены к 1000-летию крещения Руси.
        
К 500-летию кончины митрополита Макария возле храма была сооружена беседка-часовня, заложен сквер.

Все фото -- 2016 г.

Троянди.

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

       

         

              

         

          

                  

Афоризмы Дон-Аминадо.

Сначала народ безмолвствует, потом становится под знамена, потом  в очередь, потом -- опять под знамена и потом снова безмолвствует.
                                         x         x         x
Угрызению совести научиться немыслимо.
                                         x         x         x
Достаточно и трех пальм, чтобы почувствовать себя в оазисе, и достаточно одного дурака, чтобы почувствовать себя в пустыне.
                                          x         x         x
Всякое воровство требует ловкости, и только литературное -- наглости.
                                          x         x         x 
Ничто так не помогает дружбе, как близорукость, и ничто так не вредит любви, как дальнозоркость.
                                           x         x         x
Не учите всех уму-разуму, помните, что и сумасшедший своим умом живет.
                                          x         x          x
При желании и пафос можно капитализировать.
                                          x          x          x    
С фонтаном не спорят, его можно либо заткнуть, либо привыкнуть.
                                           x         x         x
Причин войны не бывает, бывают только последствия.
                                           x         x         x
В разговоре человека со своей совестью инициатива разговора принадлежит совести.
                                           x         x         x
 Из двух зол принято выбирать меньшее, а уничтожать предпочтительно -- большее.
                                              x          x       x                                     
 В конце концов, вся переоценка ценностей только к тому и сводится, что к переименованию улиц.
                                           x         x          x
Одна точка зрения может закрыть весь горизонт.
                                           x          x          x
Нет ничего труднее, как выйти в люди и остаться человеком.
                                           x          x          x


Всё та же челюсть злобного оскала.

Листала томик  Дон-Аминадо -- в ожидании электричества хорошо идут афоризмы :) -- и открыла для себя его "Белого бычка". Обратите внимание: написано в 1920-м.

Дон Аминадо  (1888, Елизаветград Херсонской губ. --  1957, Париж).
Дон Аминадо (Дон-Аминадо) -- литературный псевдоним Шполянского Аминада Петровича (Аминодава Пейсаховича). Учился на юриста в Одессе, затем перевелся в киевский университет Св. Владимира, где в 1910 г. сдал выпускные экзамены. Переехал в Москву и начал работать помощником присяжного поверенного. Писал и печатал в газетах и журналах свои стихи, пародии, заметки, фельетоны. В1914-м был мобилизован, в 1915-м ранен. Не приняв так называемую Октябрьскую революцию, уехал в Киев, затем в Одессу. В начале 1920-го отплыл на пароходе в Константинополь, потом добрался до Парижа. Стал одним из самых заметных сатириков русской эмиграции. Автор мемуаров "Поезд на третьем пути" (вышли в 1954 г.).

Про белого бычка

Мы будем каяться пятнадцать лет подряд.
С остервенением. С упорным сладострастьем.
Мы разведем такой чернильный яд
И будем льстить с таким подобострастьем
Державному Хозяину Земли,
Как говорит крылатое реченье,
Что нас самих, распластанных в пыли,
Стошнит и даже вырвет в заключенье.
Мы станем чистить, строить и тесать.
И сыпать рожь в прохладный зев амбаров.
Славянской вязью вывески писать
И вожделеть кипящих самоваров.
Мы будем ненавидеть Кременчуг
За то, что в нем не собиралось вече.
Нам станет чужд и неприятен юг
За южные неправильности речи.
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
Так протекут и так пройдут года:
Корявый зуб поддерживает пломба.
Наступит мир. И только иногда
Взорвется освежающая бомба.
Потом опять увязнет ноготок.
и станет скучен самовар московский.
И лихача, ватрушку и Восток
Нежданно выбранит Димитрий Мережковский.
Потом... О, Господи, Ты только вездесущ
И волен надо всем преображеньем!
Но, чую, вновь от беловежских пущ
Пойдет начало с прежним продолженьем.
И вкруг оси опишет новый круг
История, бездарная, как бублик.
И вновь на линии Вапнярка -- Кременчуг
Возникнет до семнадцати республик.
И чье-то право обрести в борьбе
Конгресс Труда попробует в Одессе.
Тогда, о Господи, возьми меня к Себе,
Чтоб мне не быть на трудовом конгрессе!
1920 г.
Если кто забыл, выражение "сказка про белого бычка" означает "бесконечное повторение одного и того же". Это название русской сказки-дразнилки, у которой конец переходит в начало, и все повторяется снова.

                     x       x        x

Отрывок из стихотворения, написанного в 1926 г.

Всё та же челюсть злобного оскала,
Обрызганного бешеной слюной.
Напрасно прикрываете плащами
Косую сажень будущих Малют!
Всё теми же прокиснувшими щами
Прокатные доспехи отдают.
И видно по движениям бесстыжим:
Ничто не изменилось и никак.
Шатались по Европам, по Парижам,
А всё-таки сморкаетесь в кулак.
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Рычит нутро, как искони рычало,
От дней Батыевых до полдня Ильича.
Чтецы и декламаторы под водку,
Отечественных дел секретари,
Ужели, отпустив себе бородку,
Вы верите, что вы богатыри?..
Ах если б вместо пошлых декламаций
Учились вы по здешним городам
Системе городских канализаций,
Которая потребуется там?!
Какую драгоценную услугу
Могли бы вы России оказать!..
Но тянет вас на шлем да на кольчугу,
Чтоб витязей собой изображать...


Швидко травень промайнув...

  • 02.06.24, 01:47
       
        
       
        
        
       
       

Вишневе, березень 2024.

                 

        

           

           

             

              

            

                

            

В памяти моей. Париж.


        
          
         

         
            
       
        

       

        
        
         

         
        

                    

        

         
                     
         
      
         
Сторінки:
1
2
3
4
5
6
7
8
41
попередня
наступна