Ежегодная выставка «Петербург-2005»
- 08.11.08, 13:38
ПЕТР АНТОНОВ. Москва, Россия |
Петр АНТОНОВ |
Мне кажется, я не совсем хорошо понимаю, что значит термин «жанровая фотография», и поэтому я его употребляю достаточно редко, а может быть, и вовсе не употребляю. Обычно я говорю «фотодокументалистика», или «уличная фотография», хотя, впрочем, это может быть не то же самое, что называют жанровой фотографией. Что касается границ, то если говорить о документальной фотографии, то мне кажется, в визуальном плане их обозначить крайне сложно. Почти любая фотография может рассказывать историю, особенно в контексте. Положим, фотография букета цветов на столе в репортаже про женскую колонию будет документалистикой. С другой стороны, с «уличной фотографией» все просто — к ней следует относить все, что снято на улице, так что здесь с границами уже не так сложно. Петр Антонов 6 января 2006
|
ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ. Чебоксары, Россия |
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Пересечение. 2002. Цветная фотография. 50х75 см, 2-ая редакция, 2006. |
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ФОТОГРАФИИ В своё время, когда появился кинематограф, кое-кто предрекал скорую кончину театру. В последующем, когда появилось телевидение, у некоторых появилось желание «выбросить на свалку» кинематограф… Прошло достаточно времени и мы видим, что ни театр, ни кинематограф «не умерли». Каждое искусство продолжает развиваться и развивается успешно. Жанровая фотография, отталкивающаяся от «сцен из повседневной жизни», уже по определению предполагает предметное изображение, уходящее в документальное начало. Как известно, одна из отличительных черт фотографии — способность документировать время. И чем больше мы будем дистанцироваться от документального среза, тем больше мы будем уходить от специфики фотографии. Эта логика выводит нас к тому, что жанровую фотографию можно отнести к самой фотографической фотографии. Таким образом, жанровая фотография, являясь «ядром» фотографии, не может рассматриваться как объект на обочине или как объект достойный лишь «свалки истории». Вопрос состоит лишь в том, чтобы обозначить границы этого уникального жанра. Решению этого вопроса будет способствовать, например, рассмотрение отдельных фаз «сцен из повседневной жизни». Каждая сцена может быть продифференцирована следующим образом: преамбула, кульминационный момент, завершение действа. Традиционно считается, что жанровая фотография — это изображение кульминационного момента. Отсюда такой интерес к «решающему мгновению». Однако, одна и та же «сцена из повседневной жизни» индивидуально оценивается разными людьми: кто-то считает, что «решающее мгновение» звучит в кульминационном моменте, а кто-то делает выбор в пользу преамбулы или завершения действа. С точки зрения фотографии и, прежде всего, её составляющей — изобразительности, ВСЕ ФАЗЫ «сцен из повседневной жизни» РАВНОЗНАЧНЫ. В начале 90-х годов ХХ века, характеризуя определённую составляющую своих творческих интересов в фотографии, мною был озвучен термин «нерешающее мгновение». Этот термин характеризовал метод получения «слепка» со «сцен повседневной жизни», где в качестве «решающего мгновения» выбирались фазы — «преамбула» или «завершение действа». Таким образом, моё «решающее мгновение» стало звучать не в кульминационных моментах «сцен повседневной жизни». Юрий Евлампьев 6 января 2006
|
ЕВГЕНИЙ ГУЧКИН. Санкт-Петербург, Россия |
Евгений ГУЧКИН |
Естественно, жанровая фотография существует. Жанр, как понятие, я расцениваю как некую игру в шахматы: все видно и меняется на ходу, изменяется логика и счет, но почти ничего не происходит. Если короче: или ты или тебя. Успел отреагировать, предвосхитить ситуацию — снял, нет — значит, ты уже не снял фотографию. И это не вопрос случая. Про техническую сторону не буду, т. к. это по умолчанию. Границы, конечно, есть, они ограничиваются сознанием. К тому же существуют элементарные нормы этики. Документальная фотография это, вероятно, то, чем становится жанровый снимок со временем (если мы говорим в этом контексте жанр/док). Ведь не всегда снимаешь громкое событие, дата которого известна всем. Скорее наоборот. То, что иногда тяжело оценить сегодня, становится ценным завтра, поэтому связь налицо. Евгений Гучкин 6 января 2006
|
ИГОРЬ СТАРКОВ. Санкт-Петербург, Россия |
Игорь СТАРКОВ |
Жанр (бытовой жанр), удобный термин для обозначения изображений, Игорь Старков 6 января 2006
|
ВИКТОР ГИНЗБУРГ. Бостон, США |
Виктор ГИНЗБУРГ |
Жанр в моем понимании — это интуитивно выхваченная из повседневности, еле заметная во время съемки, долгоиграющая звенящая красота момента. Виктор Гинзбург 6 января 2006 |
Коментарі