Рабы электричества

  • 19.08.11, 01:25
Рабы электричества всюду.
У лифта, в метро, на работе.
Оно и вселенское чудо,
И самый тяжелый наркотик.

И пусть это кажется вздором,
Но истина рядышком где-то:
Приклеив себя к монитору,
Ты просто бессилен без света.

Ты связан навек с телефоном,
Тебе без соцсети лишь хуже...
И только взаимно влюбленным
Свет этот и вовсе не нужен.

Но вот насладившись и вволю
Глазами, руками, губами,
Они снова мчатся в неволю,
Желая остаться рабами.

И лишь несмышленые птицы
Глядят им вослед удивленно:
Ну как можно в небо стремиться,
Сроднившись навек с телефоном?

Рабы электричества мчатся
В свои социальные сети.
Наркотик электромиграций
Уже захватил все на свете.

Две капельки неба

  • 16.08.11, 16:04
Напротив - две капельки неба,
Два маленьких синих окнца.
В глазах твоих светит победно
Любовь восхищенного солнца.

Как редко мы дарим мгновенья
Бескрайнего счастья любимым...
Мы слишком подвержены лени,
А радость проносится мимо.

А стоит порой оторваться
От суетных дел ради хлеба,
Чтоб чаще и больше купаться
В двух капельках синего неба.

Авария

  • 13.08.11, 14:56
Девушка на "Фиате"
Въехала в "Мерседес".
Над бирюзовым платьем -
Взгляда небесный блеск.

Скрипом помятой дверцы
Страх задрожал в душе.
Екнуло громко сердце.
Скоро финал уже.

Словно бы в мире всюду
Только кошмар и стресс...

Вдруг совершилось чудо,
Лучшее из чудес.

Вместо ругательств грубых,
Ран от словесных жал
Ей прошептали губы:
- Я тебя долго ждал...

Интересная девятка

  • 13.08.11, 14:24

"Реве та стогне Дніпр широкий, човни з циганами жене"...

Даже  самый яркий противник украинского языка как единственного государственного набросится на меня с обвинением в том, что я обижаю Тараса Григорьевича Шевченко, искажая его строки.

Спешу огорчить этих рьяных борцов. Я не только читал "Причинную", но и знаком с историей этого произведения, написанного в Летнем саду в Петербурге. 

И изменил эту фразу не я, а заменили в ней воющий ветер на лодки с цыганами филологи, чтобы продемонстрировать действие "правила девятки" в украинском языке.

Что же это за правило такое?

Заглянем в правила украинской орфографии:

"...в) И пишеться: 1) В загальних назвах після приголосних д, т, з, с, ц, ж (дж), ч, ш, р перед наступним приголосним: дизель, динамо, диплом, директор, методика; інститут, математика, стимул, текстиль, тип; зиґзаґ, позиція, фізичний; марксизм, силует, система; цистерна, цифра; жирандоль, режим, джигіт, джинси; речитатив, чичероне; ширма, шифр; бригада, риф, фабрика..." (Источник)

Вот она, эта самая девятка согласных букв, после которых в украинском языке как пишется, так и слышится неизменное "И" - д, т, з, с, ц, ж, ш, ч, р.

Перед гласными и й, а также на конце слова правило девятки не действует и употребляется звук и буква i: діоптрія, станція, адажіо, колібрі, таксі (но: таксист). На имена собственные правило девятки в общем случае не распространяется, поэтому имя собственное, становясь нарицательным, меняет гласный: Дізель, но дизель.

Правило это появилось в украинском языке в 1914 году с легкой руки Степана Смаль-Стоцкого в книге "Граматика української мови".

Правило правилом, а меня, русского, все время тянуло произносить вместо "и" куда более милозвучное для меня "і", и я довольно долго делал при письме соответствующие ошибки.  

Значительно позже, натолкнувшись на статью Вакуленко  "Правило «дев’ятки» в контексті слов’янських і неслов’янських паралелей української мови", я понял причину столь любопытной моей привязанности к мягкому звуку:

"...інваріантні акустичні характеристики українського звука [и] дають відношення, що відповідає малій терції, тобто мінорному ладові, в той час як відповідне відношення для звука [ і ] відповідає великій терції (5/4) та мажорному ладу. Таким чином, у нашій мові – як у музиці – є й мажорні, і мінорні "нотки".

Выходит, мне просто по душе мажорные нотки в украинском языке...

И именно они, нотки эти, в наше с вами время начали борьбу с этой самой девяткой, особенно активничая в разговорной речи людей...

И хоть некоторые закоснелые украинские лингвисты еще в 1993 году наложили правило девятки на ряд названий, как Аргентина, Сирія, Чилі, и переделали некоторые заимствования в бравісимо, фортисимо, піанісимо (было бравіссімо, фортіссімо, піаніссімо), а в 1999 хотели пойти и дальше (сотворить новые звучания: Аристотель, Едип, Сизиф; Занзибар, Міссисипі, Сидней вместо Арістотель, Едіп, Сізіф; Занзібар, Міссісіпі, Сідней), мажорная нотка все чаще и чаще звучит в устах жителей Украины.

Конечно же, время покажет, как видоизменится произношение украинцев.

Но правило девятки знать нужно, и чтобы не забывать, какие именно согласные ее составляют, повторять иной раз мнемонические фразы типа:

«Реве та стогне Дніпр широкий, човни з циганами жене»

«Чия це жінка заспівала „Реве та стогне Дніпр широкий“?»

«Де ти з'їси цю чашу жиру?».

Цепочка глупых ситуаций

  • 28.07.11, 20:42
Цепочка глупых ситуаций,
Нагромождения обид.
Два мира вновь упорно злятся,
И напрочь счастья вкус забыт.

Искринки слез во влажном взгляде,
По сердцу трещинками - боль.
Скажи, каких жестянок ради
Мы снова предали любовь?

Молчанья вязкая завеса.
Сердец пустая тишина.
На души давит мертвым прессом
Упрямых принципов война.

По потолку струятся тени.
Луна над вечностью кружит.
Пустяк порой - исток сражений,
Обид, неверия и лжи.

Два мира так упорно злятся,
В окошках душ темным-темно.
В цепочку глупых ситуаций
Войдет еще одно звено.

И наши цепи с каждой ссорой
Все тяжелее, рви - не рви.
Все больше в жизни нашей вздора.
Все меньше счастья и любви.

Метро

  • 25.07.11, 23:57
Сидели, читали газеты
В метро безразличные лица.
В глазах - ни улыбки, ни света,
Ни страсти малейшей крупицы.

Как странно, ведь всем им под силу
Раскрасить улыбками город
И сделать его столь красивым,
Проснувшись, достаточно скоро.

Но спать и спокойней и легче.
Иллюзия сна - как защита:
И груз быта меньше на плечи,
И взгляды от жизни закрыты.

И изредка лишь исподлобья
Стрельнет чей-то взор без эмоций,
Проверит иных на подобье
И тут же уныло уймется.

Ни света. Ни радости даже.
На бойню спешащее стадо.
Лишь нищий стандартным пассажем
Пробудит бесполые взгляды.

Подземный странные реки,
Миры одиночеств и скуки.
Упавшие мертвые веки
И вялые, сонные руки.

В глазах - ни улыбки, ни света.
За окнами тусклые блики.
Бесцветны в вагонах сюжеты.
И люди так блекло безлики.

В его стихах так много было "я"

  • 23.07.11, 00:46
Весьма банально жизни колея
Его несла сквозь чащи ситуаций.
В его стихах так много было "я"...
Да он не жил, а только мог казаться.

Он был велик,но лишь в кругу своем.
Считал себя экспертом по морали.
И ум, и мудрость - было все при нем.
Его однажды Воландом назвали.

Но ненавидел злобно, люто тех,
Кто насквозь видел суть его душонки.
Его бесил безумно их успех,
И он терял умение быть тонким.

Ему казалось, что во всем он прав,
Что в репликах чуть-чуть похож на сноба.
А с несогласными менял он круто нрав,
Переходя на низменную злобу.

Вскипала в нем огнем недобрым страсть,
И он выплескивал наружу ярость гнили.
И так он жил, собой самим гордясь
И тем, что с кем-то вдруг его сравнили.

Была банальной жизни колея,
А он считал ее хайвеем высшей славы,
В его стихах так много было "я"
И столько мольб, чтоб все кричали "браво"...

Что толку строить памятник себе?
Да хоть поставишь бюст из бриллиантов,
Народ пойдет. Но по другой тропе.
К тому, кто блещет истинным талантом.

Китаянка

  • 15.07.11, 23:05
Запах жасмина, журчанье воды.
Время, которое медленно тает.
Рядом со мной воплощенье мечты,
Девушка родом с востока Китая.

Ты далеко не стандарт красоты.
С виду - девчонка, обычный подросток.
Только ведь женственность, знаешь ли ты,
Не категория веса и роста.

Ниточка жемчуга, милый узор
На разрисованной в лилии блузке,
Глаз-угольков удивительный взор,
Пусть их разрез не по-нашему узкий.

Доброй ладошки святое тепло,
Маленькой, мягкой, по-детски забавной.
Рядом с тобой так небесно светло,
Так удивительно слышать о главном.

Палочка с тушью судьбою в руке.
Два иероглифа. Звонко, по-птичьи,
Шепчут любовь на ином языке
Теплые, нежные губы девичьи.

Старенький мостик, видавший виды.
Шепот признаний, хмельные объятья.
Запах жасмина, журчанье воды.
Мог ли о лучшем когда-то мечтать я?

АнтиАмур

  • 15.07.11, 22:29
Дотронулась робко, несмело,
С тревого в глазах беспокойных.
И сразу же сердце запело,
Забыв о проблемах и войнах.

Взлетели отважно ресницы,
Открыв тайны глаз мимолетом.
Любовь встрепенулась, как птица,
И ринулась в счастье полета.

Но что-то ударило сзади.
Как счастье, однако же, хрупко...

А снайпер на теплом прикладе
Еще одну сделал зарубку.

Вальс

  • 13.07.11, 18:55
Ласка стекала с пальцев
Легкой щекоткой кожи.
Словно круженьем вальса.
Было совсем похоже.

Раз, два, три...
Дрожь запястья.
Раз, два, три...
Вздрогнул локон.
Ласка - кругами счастья.
Или как в сердце - током.

Нежно ласкают плечи
Мягки па касаний.
Взглядов огни навстречу.
Грация гибкой лани.

Вальса любви круженье
Так увлекает в счастье...

Раз, два, три...
Пляшут тени.
Раз, два, три...
Мир прекрасен.