В Украине возможно светлое будуще ?
- 25.06.10, 13:18
Нет никаких причин, которые бы мешали Украине за десять лет превратиться в Чехию или Польшу, пишет главный редактор Корреспондента Виталий Сыч в своей колонке в журнале.
За 14 лет работы журналистом я слышал о многих причинах, по которым Украина не может стать хотя бы относительно развитым современным государством. Чиновники по очереди рассказывали, что страну тянет вниз советское прошлое, культурные особенности населения и размер.
Глубокие реформы нереальны из-за возможных социальных последствий, а урожайность низка из-за удаленности от течения Гольфстрим. Иными словами, ничего изменить нельзя, потому что в любом случае ничего не получится.
Недавно я приехал из Грузии, где увидел, как бывшая постсоветская республика за шесть лет смогла не только провести то, что некоторые экономисты уже называют "самыми глубокими и быстрыми" реформами в истории, но и изменить менталитет своих далеко не законопослушных граждан.
В рейтинге условий ведения бизнеса, который ежегодно составляет Всемирный банк, Грузия из незавидной компании стран бывшего СССР в этом году поднялась на 11-е место, опередив Японию, Финляндию и Швецию. По легкости уплаты налогов Грузия и вовсе оказалась первой в Европе этом году у и четвертой в мире. И так далее.
Члены моей группы, которые посетили Грузию (а многие из них далеко не глупые люди), тут же заявили, что у нас это невозможно. Размер не тот. Украинские чиновники в частных беседах подтвердили: в регионах при попытке проведения радикальных преобразований мгновенно возникнут центробежные силы и мультиплицирующие эффекты, которые помешают перенести грузинский опыт на украинскую землю.
А пока эти самые силы и эффекты не накрыли нас, хотел бы поделиться своими впечатлениями о том, какие уроки может извлечь 46-миллионная европейская Украина из опыта небольшой кавказской республики с населением в 4,5 млн человек. По пунктам:
1. Размер не имеет значения. На самом деле на это "непреодолимое" препятствие могли бы ссылаться те, кто пытался провести реформы, и у кого не получилось. Однако давайте скажем прямо: в Украине никто за 19 лет не проводил сколь-либо серьезные преобразования. Никто даже не пытался. Как описывает это вездесущее украинское опасение мой французский приятель, политический консультант, размер может иметь значение, когда вы уже в постели, и то – лишь может быть. Но размер абсолютно не имеет никакого значения, если вы даже не собираетесь целоваться. Иными словами, при проведении реформ могут возникнуть сложности, связанные с размером страны. Но эти сложности не должны быть причиной отказа от кардинальной модернизации – вот уже 19 лет.
2. Рецепт преобразований абсолютно ясен. То, что сделали грузины, – довольно стандартный пакет реформ. Они лишь провели их быстрее и радикальнее, чем другие страны. Все государства, от Сингапура до Ирландии, устраняют барьеры на пути движения капитала, знаний и технологий. Как результат, инвестиции и конкуренция растут стремительно. Затем поднимается средний уровень жизни. Точка. Правда, количество миллиардеров может резко упасть. Но я думаю, мы это переживем.
Кто бы ни задумывался над приведением Украины в божеский экономический вид, должен начать с трех вещей. Первое – дерегуляция. Грузины уничтожили 85% лицензий и разрешений для бизнеса. Мы должны избавиться минимум от половины.
Вторым, а может и первым пунктом, должна стать тотальная замена людей в госаппарате и сокращение числа госслужащих хотя бы в три-пять раз, а не на 20%, как указал недавно в своих планах Президент Виктор Янукович. Грузины уменьшили количество госслужащих в 20 раз. На смену теткам с прическами из сахарной ваты должны прийти молодые современные люди.
И третье – уничтожение коррупции. Это в свою очередь состоит из посадок в тюрьму чиновников-клептоманов – всех, а не только политических оппонентов – и роста зарплат для оставшихся. Я бы поднял зарплаты большинству госслужащих в пять-семь раз, грузины подняли в 15 раз. Но мы, я думаю, начинаем с более высокой базы.
И еще: у Украины нет "особенного пути" развития. Каждый, кто заявляет, что Украина должна изобрести велосипед, игнорируя при этом международный опыт модернизации экономики, – попросту шарлатан. Да, нюансы могут разниться, но фундаментальные вещи – нет. Их три, и они вверху.
До сегодняшнего дня "особенный путь" развития Украины заключался в монополизации целых отраслей экономики несколькими десятками человек, которые перерабатывают полезные ископаемые с помощью технологий 19-го века, не производя практически никакой добавленной стоимости. Этим же людям "особенный путь" вручает мандат на дальнейшее обогащение с помощью частичной уплаты или неуплаты налогов. Цементировать "особенный путь" призваны чиновники. Разрешительной документацией они отсекают конкуренцию, в том числе из-за рубежа, сдерживая тем самым приток новых технологий и рост зарплат. Уже 19 лет "особенный путь" работает превосходно! Вопрос – для кого?
3. Личности имеют значение. Я бы солгал, если бы сказал, что грузины могли бы провести свои реформы без Михаила Саакашвили и нескольких его коллег. Каково бы ни было давление гражданского общества и медиа, люди во главе государства должны хотеть сделать изменения и знать, какие. Как вы понимаете, украинский Президент и премьер-министр не обладают ни таким желанием, ни таким знанием.
Украинские чиновники в частных беседах подтвердили: в регионах при попытке проведения радикальных преобразований мгновенно возникнут центробежные силы и мультиплицирующие эффекты, которые помешают перенести грузинский опыт на украинскую землю
4. Людей с желанием и знанием в Украине полным-полно. В стране гигантское количество современных, некоррумпированных, образованных граждан. Но они существуют в параллельной реальности с властью. Бренд-менеджеры, управляющие партнеры юридических компаний, директоры по маркетингу, специалисты по пиару, инвестиционные аналитики. Все эти люди – крепкие профессионалы, ничем не отличающиеся от своих польских и французских коллег. Но они никогда не ассоциируют себя с властью - ни с региональной, ни с общенациональной.
Есть две Украины – Украина молодых и зрелых профессионалов, которые бывали в Непале и на Аляске, и Украина постсоветских чиновников с фигурами "капелькой", которые никогда не выезжали дальше Шарм-эль-Шейха или Паттайи. Но все может измениться, и если эти реальности пересекутся, это и будет самым большим прорывом для Украины.
5. Несколько лет назад отечественные политики и обычные украинцы могли ссылаться на исторические, физиологические или антропологические различия как препятствия на пути проведения в Украине реформ подобных польским или словацким. Но после того, что Грузия, одна из самых коррумпированных и разрушенных постсоветских республик, сделала за последние пять лет, ни у кого в Украине не может быть никакого оправдания. Поиски оправданий для непроведения модернизации страны и консервации нынешнего статус-кво – прохудившееся прикрытие для бездарности, лени и глубокой провинциальности.
Кстати, на горизонте маячит новый пример. Это Беларусь.
Да, советская, управляемая полудиктатором страна, над отсталостью которой любят посмеиваться украинцы, в экономических реформах оставила Украину далеко позади. В свежем мировом рейтинге условий для ведения бизнеса, составленном Всемирным банком, земля Александра Лукашенко заняла 58-е место. В этом же списке Украина находится намного ниже – она 142-я. Более того, Всемирный банк включил Беларусь в десятку крупнейших стран-реформаторов в мире.
Кто-нибудь все еще ищет оправдания?
***
Эта колонка опубликована в №24 журнала Корреспондент от 25 июня 2010 года.
Коментарі
Arigato
112.07.10, 02:50
можно сократить "В Украине возможно.......будущее?"